Способ ввода в действие парашютной системы спускаемого космического аппарата

 

Использование: в области космической техники. Сущность изобретения: в способе ввода в действие парашютной системы спускаемого космического аппарата, включающем извлечение парашюта из контейнера путем сообщения элементам конструкции парашюта заданной скорости относительно спускаемого аппарата вдоль его продольной оси за счет действия усилия системы разделения, заданную скорость элементами конструкции парашюта сообщают путем перемещения относительно спускаемого аппарата парашютного контейнера с размещенным в нем элементами конструкции парашюта, при этом величину воздействующего на парашютный контейнер усилия системы разделения (Fср) определяют из соотношения: , где mк - масса контейнера с парашютом, размещенным в чехле; mч - масса парашюта с чехлом; Fi - усилие, необходимое для извлечения i-го элемента конструкции из контейнера или чехла; Hi - ход перемещения i-го элемента конструкции парашюта до выхода из контейнера или чехла; Hср - ход перемещения силового элемента системы разделения, воздействующего на парашютный контейнер. 2 ил.

Изобретение относится к космической технике и предназначено для ввода в действие парашютной системы (ПС) спускаемого космического аппарата (СКА).

Наиболее близким из известных аналогов является способ ввода в действие ПС СКА, включающий извлечение парашюта из контейнера аппарата путем сообщения элементам конструкции парашюта заданной скорости относительно СКА вдоль его продольной оси за счет действия усилия системы разделения (СР) /1/.

Известный способ обладает недостаточной надежностью ввода ПС вследствие возможного соударения элементов конструкции (ЭК) парашюта с конструкцией парашютного контейнера (ПК) и корпуса аппарата, а также повреждения и запутывания ЭК при выходе из ПК и чехла парашюта (ЧП).

Технический результат изобретения состоит в повышении надежности ввода в действие ПС СКА.

Данный технический результат достигается тем, что в известном способе ввода в действие ПС СКА /1/ скорость элементам конструкции парашюта сообщают путем перемещения относительно СКА парашютного контейнера с размещенными в нем ЭК парашюта, причем величину воздействующего на ПК усилия системы разделения (Fср) определяют из соотношения: где mк масса ПК с парашютом, размещенным в чехле; mч масса парашюта с чехлом; Fi усилие, необходимое для извлечения i-го ЭК парашюта из ПК или чехла; Hi ход перемещения i-го ЭК парашюта до выхода из ПК или чехла; Hср ход перемещения силового элемента СР, воздействующего на ПК.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема СКА с ПС; на фиг. 2 диаграмма усилий извлечения ЧП из контейнера и ЭК парашюта из ЧП.

Способ ввода в действие ПС СКА согласно изобретению может быть реализован на СКА, содержащем ПК 1 с крышкой парашютного контейнера (КПК) 2 и чехлом парашюта 3. ПК 1 установлен с возможностью перемещения в направлении продольной оси СКА и взаимодействует с СР 4.

Способ осуществляется следующим образом.

При движении СКА в плотных слоях атмосферы под действием усилия 4 ПК 1 вместе с КПК 2 и ЧП 3 перемещаются вдоль продольной оси аппарата на величину хода силового элемента СР (Нср), приобретая необходимую скорость (V). Затем ПК 1 тормозится, а КПК 2 и ЧП 3 движутся по инерции и удаляются от СКА. Под действием сил инерции и усилия от КПК 2 ЭК парашюта извлекаются из ЧП 3 и, попадая в набегающий поток воздуха, вводятся в действие.

На преодоление сил сопротивления извлечению ЧП 3 из ПК 1, а также ЭК парашюта из ЧП 3 требуется работа:
В то же время кинетическая энергия ПК 1 вместе с КПК 2 и ЧП 3 (Aк) и кинетическая энергия ЧП (3) (Aч) составляет:

Наконец, СР 4 совершает работу:
Aср=Fср Hср (3)
Из выражений (1) (3) легко находится требуемая скорость перемещения ПК 1 и ЧП 3 относительно СКА (по условию: Aп=Aч), также неравенство для Гср, приведенное в формуле изобретения.

Предлагаемый способ исключает возможность соударения ЭК парашюта с ПК и корпусом СКА за счет удаления ПК вместе с КПК и ЧП в направлении продольной оси СКА и набегающего потока на безопасное расстояние, а также за счет использования кинетической энергии КПК и ЧП для извлечения ЧП из ПК и ЭК парашюта из ЧП. Снижается также вероятность повреждения и запутывания ЭК парашюта.


Формула изобретения

Способ ввода в действие парашютной системы спускаемого космического аппарата, включающий извлечение парашюта из контейнера аппарата путем сообщения элементам конструкции парашюта заданной скорости относительно спускаемого аппарата вдоль его продольной оси за счет действия усилия системы разделения, отличающийся тем, что заданную скорость элементам конструкции парашюта сообщают путем перемещения относительно спускаемого аппарата парашютного контейнера с размещенными в нем элементами конструкции парашюта, причем величину воздействующего на парашютный контейнер усилия системы разделения Fcp определяют из соотношения

где mк масса контейнера с парашютом, размещенным в чехле;
mч масса парашюта с чехлом;
Fi усилие, необходимое для извлечения i-го элемента конструкции парашюта из контейнера или чехла;
Hi ход перемещения i -го элемента конструкции парашюта до выхода из контейнера или чехла;
Hср ход перемещения силового элемента системы разделения, воздействующего на парашютный контейнер.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройству спускаемых аппаратов, совершающих посадку на планеты с атмосферой и поставляющих на поверхность планеты целевую аппаратуру

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для выведения на орбиту спутника Земли космических аппаратов различного назначения с массой от 5 до 500 т и более

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам расстыковки космических кораблей или их частей, и может быть использовано в космических аппаратах, оснащенных отделяемыми спускаемыми капсулами
Изобретение относится к средствам для спасения вертолета, его экипажа и груза, который может быть опасным для окружающей среды, когда возникает аварийная ситуация и отсутствует возможность продолжения полета из-за возникших неисправностей или если вертолет теряет устойчивость и начинает падать на местность, которая не приспособлена для посадки (склон, лес), а вертолет находится на малой высоте, допустим 10-15 м, при отсутствии возможности маневрирования и малой скорости приземления, чтобы даже при неблагоприятной местности осуществить мягкую посадку

Изобретение относится к средствам спасения

Изобретение относится к средствам спасения

Изобретение относится к средствам спасания пассажиров летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных самолетов - с повышенной безопасностью пассажиров

Изобретение относится к средствам спасения пассажиров летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике
Наверх