Способ получения бензинов и реактивного топлива

 

Использование: нефтехимия. Сущность: нефть подвергают электрообессоливанию в электродегидраторе с системой электродов, расположенных в двух уровнях, при градиенте высоты между ними 0,05 - 0,1 условного отрезка пути, совпадающего со средним вектором перемещения потока нефти в зоне наибольшего миделя. Затем поток нефти направляют в колонну атмосферной перегонки с пакетом насадок и двумя патрубками, тангенциально расположенными в корпусе колонны, снабженной внутренним цилиндрическим отражателем потока, диаметр которого соотносится с диаметром корпуса в зоне питания как (0,59 - 0,75):1. Высотный диапазон ввода потока составляет 0,21 - 0,28 высоты колонны от низа днища. Часть стабильной бензиновой фракции подвергают риформингу. Продукт риформинга с фракциями, полученными на стадиях процесса. Вывод керосиновой фракции 140 - 240oC ведут в высотном интервале колонны, составляющем 0,58 - 0,81, считая от низа колонны. Выделенную керосиновую фракцию делят на три потока, третий поток с 30 - 35 % керосиновой фракции, остаточной после вторичной перегонки бензина, подают на гидроочистку и в полученный продукт вводят 0,007 - 0,008 мас.% концентрата смеси присадок нафтеновых кислот и ионола. 51 з.п.ф-лы, 1 табл., 6 ил.

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения бензинов и реактивного топлива из малосернистых, сернистых и высокосернистых нефтей.

Известен способ получения бензинов и реактивного топлива из малосернистых, и/или сернистых, и/или высокосернистых нефтей путем электрообессоливания последних пропусканием потока нефти через систему электродов, расположенных в электродегидраторах, атмосферной и/или атмосферно-вакуумной перегонки обессоленной нефти с использованием колонн атмосферной перегонки, выводом из последних прямогонных бензиновых и керосиновых фракций, стабилизации бензиновых фракций, вторичной перегонки стабильных фракций, гидроочистки бензиновых и керосиновых фракций в присутствии катализатора с использованием реакторов гидроочистки, риформинга гидроочищенной бензиновой фракции в присутствии катализатора в реакторах риформинга с последующим компаундированием полученных в процессе перегонки и гидроочистки фракций [1] Указанному способу свойственны такие недостатки как относительно невысокие качества и выход целевых продуктов, а также повышенные энергозатраты на процесс и недостаточная эффективность конструкции решений технологических схем.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков. Для этого при получении бензинов и реактивного топлива из малосернистых, и/или сернистых, и/или высокосернистых нефтей электрообессоливание нефти проводят пропусканием потока через систему сетчато и/или ячеисто расположенных не менее чем в двух уровнях электродов, перерывающих в совокупности высотный диапазон электродегидратора, преимущественно в верхней половине высоты его корпуса, причем градиент высоты между уровнями электродов на пути восходящего потока нефти составляет 0,05 0,1 условного отрезка пути, совпадающего со средним вектором перемещения потока нефти в зоне наибольшего миделя электродегидратора, проходимого потоком за час перемещения со средней скоростью процесса электрообессоливания, при перегонке обессоленной нефти используют колонны атмосферной перегонки, снабженные пакетами перекрестнопоточных насадок, размещенными с высотным или высотноугловым смещением адекватно температурным зонам конденсации паров, при этом, по крайней мере, часть пакетов размещена в зоне конденсации бензиновой фракции 120 180oC или в зоне конденсации керосиновой фракции и перегонку проводят при подаче нефти в колонны, по крайней мере, через два патрубка, тангенциально расположенных в корпусе колонны в зоне питания, снабженной внутренним цилиндрическим отражателем потока, диаметр которого соотносится с диаметром корпуса колонны в зоне питания как (0,59 0,75): 1, а высотный диапазон ввода потоков нефти составляет (0,21 0,28) высоты колонны от отметки низа днища колонны.

Вывод керосиновой фракции с температурой кипения 140 240oC ведут в высотном интервале колонны атмосферной перегонки, составляющем 0,58 0,81 от высоты колонны, считая от низа днища или с превышением соответственно нижней и верхней отметок диапазона вывода керосиновой фракции на величину, равную 0,37 0,53 от высоты колонны относительно оси ввода патрубков подачи нефти в зону питания колонны.

Выделенную керосиновую фракцию делят на три потока при объемном соотношении потоков, равном соответственно (1,2 8,5):(12,8 15,5):(9,5 - 11,8), а гидроочистке подвергают третий поток прямогонной керосиновой фракции в смеси с полученной при вторичной перегонке бензиновой фракции остаточной керосиновой фракцией, взятой в количестве 30 35 мас. от исходной керосиновой фракции.

В продукт гидроочистки вводят через демпферную емкость предварительно подготовленный концентрат смеси присадок нафтеновых кислот и ионола в количестве 0,007 0,008 мас. и массовом соотношении присадок в их смеси равном (1 1,5): 2, при этом вторичной перегонке подвергают часть стабильной бензиновой фракции перегонки обессоленной нефти в количестве 0,51 0,61 от общего количества фракции, при вторичной перегонке получают фракции, выкипающие в интервале температур НК-85oC, 85-180oC, и остаточную, гидроочистке подвергают фракцию 85-180oC, часть которой пропускают через один реактор гидроочистки, а другую часть, в количестве 0,4 0,6 от общего количества пропускают не менее чем через два реактора гидроочистки с избирательным варьированием прохождения потоков в последних с проведением риформинга, по крайней мере, в трех реакторах, по крайней мере, последний из которых имеет глубинный радиальный ввод гидропродуктовой смеси в катализатор.

При этом электрообессоливание нефти могут проводить в электродегидраторах с горизонтально-ориентированным корпусом цилиндрической или составной конфигурации объемом 80-200 м3 или в электродегидраторах с корпусом сферической или сфероидальной и/или эллипсовидной, и/или овоидальной, и/или каплевидной формы, или в электродегидраторах с цилиндрическим корпусом и выпукло-криволинейными торцевыми участками, и/или тороидальной формы, или в электродегидраторах, продольная ось корпуса, по крайней мере, части которых ориентирована вертикально, или в электродегидраторах, продольная ось корпуса, по крайней мере, части которых ориентирована горизонтально или под углом к горизонту.

Причем подачу нефти в колонне атмосферной перегонки могут осуществлять через патрубки, расположенные с углом разведения точек пересечения осей патрубков с корпусом колонны в интервале 30 180o с односторонней тангенциальной закруткой подаваемого потока, или через патрубки, ось и внутренняя горловина одного из которых ориентируют поток подаваемой через него парожидкостной нефтяной смеси в зоне питания колонны непосредственно на пересечение с аналогичным потоком, подаваемым через другой патрубок преимущественно в зоне выхода его из внутренней горловины последнего, или через патрубки, оси которых ориентированы параллельно касательным к корпусу внутреннего цилиндрического отражателя и радиально удалено от условной точки касания с корпусом отражателя на расстояние В, удовлетворяющее условию В0,25(Rk-Ro), где Rk радиус колонны в зоне питания, R0 радиус отражателя, причем перегонку могут проводить в колонне, цилиндрический отражатель в зоне питания которой установлен с эксцентриситетом относительно продольной оси колонны, или в колонне атмосферной перегонки, цилиндрический отражатель которой выполнен с переменным радиусом кривизны в поперечном сечении, или в колонне атмосферной перегонки, цилиндрический отражатель которой соединен с корпусом колонны кольцевой мембранной плоской и/или ломаной, и/или криволинейной, и/или комбинированной конфигурации в поперечном сечении, или могут использовать колонну атмосферной перегонки, в которой регулярные пакеты перекрестнопоточных насадок выполнены из пространственно деформированных элементов из листовой нержавеющей стали, причем высота пакетов обеспечивает перекрытие температурных градиентов 2 - 8oC по высоте колонны, а площадь прохода паров через них составляет 38 - 81% относительно поперечного сечения колонны, при этом перегонку в колонне атмосферной перегонкой могут проводить при скорости прохождения паров разгоняемых фракций, по крайней мере, равной 1,0 1,7 м/с, а при вторичной перегонке конденсацию бензиновых паров могут осуществлять в конденсаторах воздушного охлаждения.

При стабилизации полученную газообразную фракцию НК 62oC могут подвергнуть очистке от серосодержащих примесей раствором моноэтаноламина с последующим разделением на установке газофракционирования с выделением бензинового компонента на компаундирование бензинов. Причем при гидроочистке бензиновой фракции и керосиновой фракции, пропускаемых не менее чем через два реактора, последние могут быть закоммутированы по ходу газопаровой продуктовой смеси с возможностью прямого или обратного прохождения последней через слои катализатора, либо с возможностью их параллельного или поперечного разделения включения в работу адекватно заданным объемам и степени гидроочистки, а при гидроочистке в реакторах гидроочистки могут использовать алюмокобальтовый или алюмоникельмолибденовый или цеолитсодержащий катализаторы гидроочистки, или их сочетания.

При этом при гидроочистке могут использовать, по крайней мере, один реактор гидроочистки, по крайней мере, в верхней зоне которого слой катализатора пригружен дискретным, и/или комбинированным паро-, газопроницаемым элементом из инертного или коррозионно-термостойкого материала или сочетания материалов с аналогичными свойствами, причем, по крайней мере, входная поверхность слоя катализатора на пути движения паро-, газопродуктового потока выполнена превышающей площадь сечения реактора гидроочистки, причем при гидроочистке могут использовать реактор, в котором слой катализатора насыпан с наклоном, по крайней мере, части, по крайней мере, верхней поверхности, или при гидроочистке могут использовать реактор, в котором, по крайней мере, верхний слой катализатора насыпан с коническим и/или переменно ломанным, и/или переменно криволинейным, и/или комбинированным наклоном от центральной зоны к стенкам корпуса реактора, или при гидроочистке могут использовать реактор, в котором катализатор, по крайней мере, в верхней части насыпного массива снабжен включениями из инертных элементов с аэро- и гидравлическим сопротивлением, меньшим чем у эквивалентного по объему слоя катализатора, или при гидроочистке могут использовать реактор, в котором элементы с повышенной аэро-, гидравлический проницаемостью выполнены в виде сетчатых и/или перфорированных цилиндрических или многогранных стаканов или патрубков, или реактор, в котором часть аэро- гидравлически проницаемых элементов выполнена в виде насыпных вкраплений из инертных частиц, радиусом большим, чем радиус или приведенный радиус частиц катализатора, или реактор, в котором, по крайней мере, часть элементов с повышенной аэро- и гидравлической проницаемостью выполнена комбинированной с насыпным сердечником и гибкой или жесткой сетчаткой или перфорированной оболочкой, или реактор, в котором, по крайней мере, в верхней зоне, по крайней мере, часть слоя катализатора смешана с более крупными частицами инертного материала, или реактор, в котором соотношение частиц выполнено переменным с убыванием процентной доли инертных частиц в направлении движения парогазопродуктового потока, подвергаемого гидроочистке.

При гидроочистке, по крайней мере, часть реакторов гидроочистки может быть установлена с наклоном продольной оси относительно горизонта, или с горизонтально ориентированной продольной осью, при этом, по крайней мере, один реактор гидроочистки может быть выполнен тороидальным, а количество бензиновой фракции, подвергаемой гидроочистке, может превышать установленную мощность блока установки каталитического риформинга, а избыточное количество гидроочищенной бензиновой фракции могут направлять на компаундирование автомобильных бензинов. При этом при риформинге, по крайней мере, на одной установке риформинга, по крайней мере, два последних реактора обвязаны параллельно по ходу паро-газопродуктовой смеси, а, по крайней мере, в части реакторов риформинга могут использоваться алюмоплатиновые катализаторы или платиново-рениевые катализаторы, или их сочетания, и, по крайней мере, один реактор риформинга, по крайней мере, в верхней зоне которой слой катализатора может быть пригружен дискретным, и/или комбинированным паро-, газопроницаемым элементом из инертного или коррозионно-термостойкого материала или сочетания материалов с аналогичными свойствами, причем, по крайней мере, входная поверхность слоя катализатора на пути движения паро-, газопродуктового потока выполнена превышающей площадь сечения реактора риформинга, при этом может использоваться реактор, в котором слой катализатора насыпан с наклоном, по крайней мере, части, по крайней мере, верхней поверхности, или реактор, в котором, по крайней мере, верхний слой катализатора насыпан с коническим и/или переменно ломанным, и/или переменно криволинейным, и/или комбинированным наклоном от центральной зоны к стенке корпуса реактора, или реактор, в котором катализатор, по крайней мере, в верхней части насыпного массива может быть снабжен включениями из инертных элементов с аэро- и гидравлическим сопротивлением меньшим, чем у эквивалентного по объему слоя катализатора, или реактор, в котором элементы с повышенной аэро-, гидравлической проницаемостью могут быть выполнены в виде сетчатых и/или перфорированных цилиндрических многогранных стаканов или патрубков, или реактор, в котором часть аэро- гидравлически проницаемых элементов может быть выполнена в виде насыпных вкраплений из инертных частиц радиусом большим, чем радиус или приведенный радиус частиц катализатора, или реактор, в котором, по крайней мере, часть элементов с повышенной аэро- и гидравлической проницаемостью может быть выполнена комбинированной с насыпным сердечником и гибкой или жесткой сетчаткой, или перфорированной оболочкой, или реактор, в котором, по крайней мере, в верхней зоне, по крайней мере, часть слоя катализатора смещена с более крупными частицами инертного материала, или реактор, в котором соотношение частиц выбрано переменным с убыванием процентной доли инертных частиц в направлении движения парогазопродуктивного потока, подвергаемого риформингу, и, по крайней мере, часть реакторов риформинга может быть установлена с наклоном продольной оси относительно горизонта, или, по крайней мере, часть реакторов с горизонтально ориентированной продольной осью, причем при риформинге, по крайней мере, один реактор может быть тороидальным.

При риформинге в поток паропродуктовой смеси, пропускаемой через слой катализатора, в реакторах риформинга периодически могут вводиться раствор хлорорганического соединения, восстанавливающий активность катализатора, а в качестве хлорорганического соединения могут использовать дихлорэтан или трихлорэтан, при этом компаундирование бензиновых фракций и керосиновых фракций могут проводить в резервуаре, снабженном не менее чем одним инжектором, который установлен в нижней половине резервуара под углом к горизонтальной оси, и в резервуаре, в котором инжектор установлен на жестком внутреннем патрубке в нижней трети части центральной зоны резервуара с восходящим наклоном инжектируемого потока, или в резервуаре, в котором инжектор установлен посредством тангенциального установленного патрубка, причем компаундирование могут проводить с использованием, по крайней мере, двух инжекторов, зафиксированных на тангенциально установленных патрубках со встречной закруткой потока, или компаундирование могут проводить с использованием не менее двух инжекторов, установленных с возможностью реактивного вращения в нижней или придонной части резервуара.

Изобретение поясняется чертежами, на фиг. 1 представлена принципиальная схема проведения способа получения бензина и реактивного топлива.

На фиг. 2 представлен поперечный разрез электродигидратора с электродами.

На фиг. 3 представлен общий вид колонны атмосферной перегородки или атмосферно-вакуумной перегонки.

На фиг. 4 показан разрез А-А на фиг.3.

На фиг. 5 пакет перекрестнопоточных насадок.

На фиг. 6 расположение штуцеров ввода сырья в колонну атмосферной или атмосферно-вакуумной перегонки в разрезе А-А вариантное решение.

Согласно принципиальной схеме способ осуществляют следующим образом.

Исходную нефть по линии 1 направляют на блок электрообессоливания 2. Затем по линии 3 подают на блок атмосферной или атмосфено-вакуумной перегонки 4. Полученную бензиновую фракцию направляют по линии 5 на блок стабилизации 6. Стабильную бензиновую фракцию подвергают вторичной перегонке на блоке 7, бензиновую фракцию 85 180oC по линии 8 подают на блок гидроочистки 9. Гидроочищенную бензиновую фракцию по линии 10 направляют на блок риформинга 11, целевой продукт получают компаундированием продукта риформинга, отводимого по линии 12 и продуктов различных стадий, отводимых по линиям 13 16. Керосиновую фракцию по линии 17 направляют на блок гидроочистки 18 и затем по линии 19 на блок 20 получения реактивного топлива, которое отводят на блок 21 смешивания с присадками.

По линии 22 поступает остаточная керосиновая фракция, полученная при вторичной перегонке бензиновой фракции.

На фиг. 2 изображен поперечный разрез используемого для осуществления способа электродегидратора 23 с электродами 24.

На фиг.3 изображена в общем виде колонна атмосферной или атмосферно-вакуумной перегонки с корпусом 25, узлом ввода нефти 26 и перекрестнопоточными насадками 27. Пакет перекрастнопоточных насадок 27 изображен на фиг.5. Расположение штуцеров 28 и 29 ввода сырья в колонну атмосферной перегонки показано на фиг.6.

Изобретением предусмотрены также вариации различных стадий получения бензина и реактивного топлива, условно не показанные на принципиальной схеме (фиг.1).

Описываемый способ иллюстрируется нижеприведенными примером, представленным в виде таблицы.

Исходное сырье нефть, содержание серы 3,2% Реализация разработанного способа получения бензина и реактивного топлива позволяет обеспечить высокое качество нефтепродуктов при повышении их выхода на 2 3% и более и при этом снизить энергозатраты за счет утилизации технологической теплоты на промежуточных стадиях получения различных фракций разгонки нефти и содержащейся в целевых нефтепродуктах на 7 12% за счет улучшения процессов гидроочистки и риформинга при уменьшении гидравлического и аэродинамического сопротивления катализатора и более эффективного использования последнего на 3 5% и процессов компаундирования на 2 6%

Формула изобретения

1. Способ получения бензинов и реактивного топлива из малосернистых, и/или сернистых, и/или высокосернистых нефтей путем электрообессоливания последних пропусканием потока нефти через систему электродов, расположенных в электродегидраторах, атмосферной и/или атмосферно-вакуумной перегонки обессоленной нефти с использованием колонн атмосферной перегонки, выводом из последних прямогонных бензиновых и керосиновых фракций, стабилизации бензиновых фракций, вторичной перегонки стабильных фракций, гидроочистки бензиновых и керосиновых фракций в присутствии катализатора с использованием реакторов гидроочистки, риформинга с последующим компаундированием полученных в процессах перегонки и гидроочистки фракций, отличающийся тем, что электрообессоливание нефти проводят пропусканием потока через систему сетчато и/или ячеисто расположенных не менее чем в двух уровнях электродов, перекрывающих в совокупности высотный диапазон электродегидратора преимущественно в верхней половине высоты его корпуса, причем градиент высоты между уровнями электродов на пути восходящего потока нефти составляет 0,05 - 0,1 условного отрезка пути, совпадающего со средним вектором перемещения потока нефти в зоне наибольшего миделя электродегидратора, проходимого потоком за 1 ч перемещения со средней скоростью процесса электрообессоливания, при перегонке обессоленной нефти используют колонны атмосферной перегонки, снабженные пакетами перекрестно-поточных насадок, размещенными с высотным или высотноугловым смещением адекватно температурным зонам конденсации паров, при этом по крайней мере часть пакетов размещены в зоне конденсации бензиновой фракции 120 180oС или в зоне конденсации керосиновой фракции и перегонку проводят при подаче нефти в колонны по крайней мере через два патрубка, тангенциально расположенных в корпусе колонны в зоне питания, снабженной внутренним цилиндрическим отражателем потока, диаметр которого соотносится с диаметром корпуса колонны в зоне питания как (0,59 0,75):1, а высотный диапазон ввода потоков нефти составляет 0,21 0,28 высоты колонны от отметки низа днища колонны, вывод керосиновой фракции с температурой кипения 140 - 240oС ведут в высотном интервале колонны атмосферной перегонки, составляющем 0,58 0,81 от высоты колонны, считая от низа днища или с превышением соответственно нижней и верхней отметок диапазона вывода керосиновой фракции на величину, равную 0,37 0,53 от высоты колонны относительно оси ввода патрубков подачи нефти в зону питания колонны, выделенную керосиновую фракцию делят на три потока при объемном соотношении потоков, равном соответственно (1,2 8,5):(12,8-15,5): (9,5-11,8), гидроочистке подвергают третий поток прямогонной керосиновой фракции в смеси с полученной при вторичной перегонке бензиновой фракции остаточной керосиновой фракцией, взятой в количестве 30 35 мас. от исходной керосиновой фракции, в продукт гидроочистки вводят через демпферную емкость преварительно подготовленный концентрат смеси присадок нафтеновых кислот и ионола в количестве 0,007 0,008 мас. и массовом соотношении присадок в их смеси, равном (1 1,5):2, при этом вторичной перегонке подвергают часть стабильной бензиновой фракции перегонки обессоленной нефти в количестве 0,51 0,61 от общего количества фракции, при вторичной перегонке получают фракции, выкипающие в интервале температур НК-85oС, 85-180oС и остаточную, гидроочистке подвергают фракцию 85 180oС, часть которой пропускают через один реактор гидроочистки, другую часть, в количестве 0,4 0,6 от общего количества, пропускают не менее чем через два реактора гидроочистки с избирательным варьированием прохождения потоков в последних с проведением риформинга по крайней мере в трех реакторах, по крайней мере последний из которых имеет глубинный радиальный ввод гидропродуктовой смеси в катализатор.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что электрообессоливание нефти проводят в электродегидраторах с горизонтально-ориентированным корпусом цилиндрической или составной конфигурации и рабочим объемом 80 200 м3.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что электрообессоливание нефти проводят в электродегидраторах с корпусом сферической или сфероидальной, и/или эллипсовидной, и/или овоидальной, и/или каплевидной формы.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что электрообессоливание нефти проводят в электродегидраторах составной с цилиндрическим корпусом и выпукло-криволинейными торцевыми участками и/или тороидальной формы.

5. Способ по п. 4, отличающийся тем, что электрообессоливание нефти проводят в электродегидраторах, продольная ось корпуса по крайней мере части которых ориентирована вертикально.

6. Способ по п. 4, отличающийся тем, что электрообессоливание нефти проводят в электродегидраторах, продольная ось корпуса по крайней мере части которых ориентирована горизонтально или под углом к горизонту.

7. Способ по пп.1 6, отличающийся тем, что подачу нефти в колонне атмосферной перегонки осуществляют через патрубки, расположенные с углом разведения точек пересечения осей патрубков с корпусом колонны в интервале 30 180o с односторонней тангенциальной закруткой подаваемого потока.

8. Способ по п.7, отличающийся тем, что подачу нефти в колонну атмосферной перегонки осуществляют через патрубки, ось и внутренняя горловина одного из которых ориентируют поток подаваемой через него паро-жидкостной нефтяной смеси в зоне питания колонны непосредственно на пересечение с аналогичным потоком, подаваемым через другой патрубок, преимущественно в зоне выхода его из внутренней горловины последнего.

9. Способ по п.7, отличающийся тем, что подачу нефти в колонну атмосферной перегонки осуществляют через патрубки, оси которых ориентированы параллельно касательным к корпусу внутреннего цилиндрического отражателя и радиально удалены от условной точки касания с корпусом отражателя на расстояние b, удовлетворяющее условия b 0,25/Rк Rо/, где Rк радиус колонны в зоне питания, Rо радиус отражателя.

10. Способ по пп.1 и 7, отличающийся тем, что перегонку проводят в колонне, цилиндрический отражатель в зоне питания которой установлен с эксцентриситетом относительно продольной оси колонны.

11. Способ по пп.1, 7 и 10, отличающийся тем, что перегонку проводят в колонне атмосферной перегонки, цилиндрический отражатель которой выполнен с переменным радиусом кривизны в поперечном сечении.

12. Способ по пп.1 11, отличающийся тем, что перегонку проводят в колонне атмосферной перегонки, цилиндрический отражатель которой соединен с корпусом колонны кольцевой мембраной плоской, и/или ломаной, и/или криволинейной, и/или комбинированной конфигурации в поперечном сечении.

13. Способ по п.12, отличающийся тем, что при перегонке используют колонну атмосферной перегонки, в которой регулярные пакеты перекрестно-поточных насадок выполнены из пространственно деформированных элементов из листовой нержавеющей стали, причем высота пакетов обеспечивает перекрытие температурных градиентов 2 8oС по высоте колонны, а площадь прохода паров через них составляет 38 81% относительно поперечного сечения колонны.

14. Способ по пп.1 13, отличающийся тем, что перегонку в колонне атмосферной перегонки проводят при скорости прохождения паров разгоняемых фракций по крайней мере равной 1,0 1,7 м/с.

15. Способ по пп.1 14, отличающийся тем, что при вторичной перегонке конденсацию бензиновых паров осуществляют в конденсаторах воздушного охлаждения.

16. Способ по пп.1 15, отличающийся тем, что при стабилизации получают газообразную фракцию Н.К.-62oС, которую подвергают очистке от серосодержащих примесей раствором моноэтаноламина с последующим разделением на установке газофракционирования с выделением бензинового компонента на компаундирование бензинов.

17. Способ по пп.1 16, отличающийся тем, что при гидроочистке бензиновой фракции и керосиновой фракции, пропускаемых не менее чем через два реактора, последние закоммутированы по ходу газопаровой продуктовой смеси с возможностью прямого или обратного прохождения последней через слои катализатора, либо с возможностью их параллельного или попеременного раздельного включения в работу адекватно заданным объемом и степени гидроочистки.

18. Способ по пп.1 17, отличающийся тем, что при гидроочистке в реакторах гидроочистки используют алюмокобальтовый, или алюмоникельмолибденовый, или цеолитсодержащий катализаторы гидроочистки, или их сочетания.

19. Способ по пп.1 18, отличающийся тем, что при гидроочистке используют по крайней мере один реактор гидроочистки, по крайней мере в верхней зоне которого слой катализатора пригружен дискретным, и/или комбинированным паро-, газопроницаемым элементом из инертного или коррозионно-термостойкого материала или сочетаниями материалов с аналогичными свойствами, причем по крайней мере входная поверхность слоя катализатора на пути движения паро-, газопродуктового потока выполнена превышающей площадь сечения реактора гидроочистки.

20. Способ по п.18, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором слой катализатора насыпан с наклоном по крайней мере части по крайней мере верхней поверхности.

21. Способ по п.19, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором по крайней мере верхний слой катализатора насыпан с коническим, и/или переменно ломаным, и/или переменно криволинейным, и/или комбинированным наклоном от центральной зоны к стенкам корпуса реактора.

22. Способ по пп.1 21, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором катализатор по крайней мере в верхней части насыпного массива снабжен включениями из инертных элементов с аэро- и гидравлическим сопротивлением меньшим, чем у эквивалентного по объему слоя катализатора.

23. Способ по пп.1 22, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором элементы с повышенной аэро-, гидравлической проницаемостью выполнены в виде сетчатых и/или перфорированных цилиндрических, или многогранных стаканов или патрубков.

24. Способ по п.22, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором часть аэро-, гидравлически проницаемых элементов выполнена в виде насыпных вкраплений из инертных частиц радиусом большим, чем радиус или приведенный радиус частиц катализатора.

25. Способ по п.22, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором по крайней мере часть элементов с повышенной аэро- и гидравлической проницаемостью выполнена комбинированной с насыпным сердечником и гибкой или жесткой сетчаткой или перфорированной оболочкой.

26. Способ по пп.19 25, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором по крайней мере в верхней зоне по крайней мере часть слоя катализатора смешана с более крупными частицами инертного материала.

27. Способ по пп.19 26, отличающийся тем, что при гидроочистке используют реактор, в котором соотношение частиц выполнено переменным с убыванием процентной доли инертных частиц в направлении движения парогазопродуктового потока, подвергаемого гидроочистке.

28. Способ по пп.1 27, отличающийся тем, что при гидроочистке по крайней мере часть реакторов гидроочистки устанавливают с наклоном продольной оси относительно горизонта.

29. Способ по пп.1 27, отличающийся тем, что при гидроочистке используют по крайней мере часть реакторов с горизонтально ориентированной продольной осью.

30. Способ по пп.1 27, отличающийся тем, что при гидроочистке по крайней мере один реактор гидроочистки выполнен тороидальным.

31. Способ по пп.1 30, отличающийся тем, что при гидроочистке количество бензиновой фракции, подвергаемой гидроочистке, превышает установленную мощность блока установки каталитического риформинга, а избыточное количество гидроочищенной бензиновой фракции направляют на компаундирование автомобильных бензинов.

32. Способ по пп.1 31, отличающийся тем, что при риформинге по крайней мере на одной установке риформинга по крайней мере два последних реактора обвязаны параллельно по ходу парогазопродуктовой смеси.

33. Способ по пп.1 32, отличающийся тем, что при риформинге по крайней мере в части реакторов риформинга используют алюмоплатиновые катализаторы, или платиново-рениевые катализаторы, или их сочетания.

34. Способ по пп.1 33, отличающийся тем, что при риформинге используют по крайней мере один реактор риформинга, по крайней мере в верхней зоне которого слой катализатора пригружен дискретным, и/или комбинированным паро-, газопроницаемым элементом из инертного или коррозионно-термостойкого материала или сочетания материалов с аналогичными свойствами, причем по крайней мере входная поверхность слоя катализатора на пути движения паро-, газопродуктового потока выполнена превышающей площадь сечения реактора риформинга.

35. Способ по пп.32 34, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором слой катализатора насыпан с наклоном по крайней мере части по крайней мере верхней поверхности.

36. Способ по пп.32 34, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором по крайней мере верхний слой катализатора насыпан с коническим, и/или переменно ломаным, и/или переменно криволинейным, и/или комбинированным наклоном от центральной зоны к стенке корпуса реактора.

37. Способ по пп.32 35, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором катализатор по крайней мере в верхней части насыпного массива снабжен включениями из инертных элементов с аэро- и гидравлическим сопротивлением, меньшим чем у эквивалентного по объему слоя катализатора.

38. Способ по пп.32 37, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором элементы с повышенной аэрогидравлической проницаемостью выполнены в виде сетчатых и/или перфорированных цилиндрических или многогранных стаканов или патрубков.

39. Способ по пп.32 37, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором часть аэро-, гидравлически проницаемых элементов выполнена в виде насыпных вкраплений из инертных частиц радиусом большим, чем радиус или приведенный радиус частиц катализатора.

40. Способ по пп.32 37, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором по крайней мере часть элементов с повышенной аэро- и гидравлической проницаемостью выполнена комбинированной с насыпным сердечником и гибкой или жесткой сетчаткой, или перфорированной оболочкой.

41. Способ по пп.32 и 33, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором по крайней мере в верхней зоне по крайней мере часть слоя катализатора смешана с более крупными частицами инертного материала.

42. Способ по п. 41, отличающийся тем, что при риформинге используют реактор, в котором соотношение частиц выбрано переменным с убыванием процентной доли инертных частиц в направлении движения парогазопродуктового потока, подвергаемого риформингу.

43. Способ по пп.32 42, отличающийся тем, что при риформинге по крайней мере часть реакторов риформинга устанавливают с наклоном продольной оси относительно горизонта.

44. Способ по пп.32 42, отличающийся тем, что при риформинге используют по крайней мере часть реакторов с горизонтально ориентированной продольной осью.

45. Способ по пп.32 42, отличающийся тем, что при риформинге по крайней мере один реактор выполнен тороидальным.

46. Способ по пп.1 и 32 45, отличающийся тем, что при риформинге в поток паропродуктовой смеси, пропускаемой через слой катализатора, в реактор риформинга периодически вводят раствор хлорорганического соединения, восстанавливающий активность катализатора.

47. Способ по п.46, отличающийся тем, что в качестве хлорорганического соединения используют дихлорэтан или трихлорэтан.

48. Способ по пп.1 47, отличающийся тем, что компаундирование бензиновых фракций и керосиновых фракций проводят в резервуаре, снабженном не менее чем одним инжектором, который установлен в нижней половине резервуара под углом к горизонтальной оси.

49. Способ по пп.1 47, отличающийся тем, что компаундирование проводят в резервуаре, в котором инжектор установлен на жестком внутреннем патрубке в нижней трети части центральной зоны резервуара с восходящим наклоном инжектируемого потока.

50. Способ по пп.1 47, отличающийся тем, что компаундирование проводят в резервуаре, в котором инжектор установлен посредством тангенциально установленного патрубка.

51. Способ по пп.1 47, отличающийся тем, что компаундирование проводят с использованием по крайней мере двух инжекторов, зафиксированных на тангенциально установленных патрубках со встречной закруткой потоков.

52. Способ по пп.1 47, отличающийся тем, что компаундирование проводят с использованием не менее двух инжекторов, установленных с возможностью реактивного вращения в нижней или придонной части резервуара.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 35-2000

(73) Патентообладатель:Степанишин Федор Михайлович (RU)

Договор № 11214 зарегистрирован 13.09.2000

Извещение опубликовано: 20.12.2000        



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, конкретно к способам разделения углеводородной смеси

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, конкретно к способам фракционирования мазута

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при перегонке нефти с получением дистиллатных фракций топливного назначения и кубового остатка

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефти

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефти

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефти

Изобретение относится к способам гидроочистки сернистых нефтепродуктов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к получению смазочного масла, которые могут быть использованы в качестве моторных масел

Изобретение относится к способам по- лучения ароматических углеводородов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх