Пластичная смазка

 

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности пластичным смазкам. Разработана новая пластичная смазка "Согра", в которой в качестве антифрикционной добавки используется отход производства искусственного графита - графит измельченный после электрофильтров с дисперсностью частиц менее 50 мкм. Предназначена "Coгpа" для тяжелогруженных машин и механизмов, открытых шестеренчатых передач, домкратов, рессор и различных узлов трения, а также шахтного оборудования. 3 табл.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности, к пластичным смазкам, которые могут быть использованы в различных узлах трения машин и тяжелогруженных механизмов, открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор, а также шахтного оборудования.

Известны и широко применяются в промышленности пластичные смазки на основе нефтяных и синтетических масел, загущенных гидратированными кальциевыми маслами синтетических жирных кислот (СЖК) и содержащие антифрикционные добавки, которые вводят в состав смазок для улучшения их противоизносных и противозадирных свойств [1] Наиболее близкой к предлагаемой смазке по составу компонентов является смазка графитная, содержащая нефтяное масло, гидратированное кальциевое мыло СЖК и природный графит марки ГС-4 [2] Графитную смазку применяют в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях и других тяжелонагруженных узлах трения. Однако в виду низкой водостойкости графитная смазка легко смывается водой с металлических поверхностей и, как следствие, имеет низкие противоизносные и противозадирные свойства.

Кроме того, природный графит марки ГС-4, использующийся для приготовления смазки, является дефицитным сырьем (в России он не производится, его месторождение на Украине). В связи с этим известная графитная смазка РОСТ 3333-80 выпускается только на Украине (г.Бердянск), а потребность в ней отечественной промышленности огромная.

Цель достигается тем, что пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, гидратированные кальциевые мыла СЖК и антифрикционную добавку, в качестве которой согласно изобретению предлагается мелкодисперсный графит (размеры частиц мене 50 мкм) после электрофильтров, который является отходом производства искусственного графита техническое название графит измельченный (ТУ 48-20-54-84) при следующем содержании компонентов, мас.

Гидратированное кальциевое мыло СЖК фракций С20; C5-C6 10-14 Порошкообразный продукт, полученный в электрофильтрах в процессе производства искусственного графита 5-12 Нефтяное масло Остальное Для приготовления смазок используют: нефтяное масло индустриальное марки И-12А, И-20А, И-25А, И-30А, И-40А (ГОСТ 20799-88) или цилиндровое 11 (ОСТ 380185-75); гидратированное кальциевое мыло СЖК фракций C20; C5-C6 (ОСТ 3801189-80; ГОСТ 23239-78); порошкообразный продукт, полученный в электрофильтрах в процессе производства искусственного графита (графит измельченный ТУ 48-20-54-84) накапливается при улавливании в электрофильтрах, установленных в дымоходных трубах в процессе производства искусственного графита. Содержание влаги и золы не более 0,9% серы 0,05% Применение ранее порошкообразного продукта, полученного в электрофильтрах в процессе производства искусственного графита для приготовления пластичных смазок в результате анализа научно-технической и патентной литературы не обнаружено.

Смазку готовят следующим образом. Масло индустриальное марки И-12А или другое нефтяное смешивают с гидратированным кальциевым мылом СЖК. Смесь нагревают до 70-80oС и выдерживают при этой температуре 5-10 мин. В расплав небольшими порциями замешивают графит. Затем при постоянном перемешивании температуру снижают до комнатной температуры (20-25oС). Общее время приготовления смазки составляет 1 час. Через сушки смазку протирают через сетку.

Было приготовлено 5 состав пластичной смазки, отличающихся процентным содержанием компонентов. Приготовленные составы приведены в табл.1.

Результаты исследований водостойкости (смываемости смазки водой с металлической поверхности), а также противоизносных и противозадирных свойств смазок в сравнении со смазкой графитной ГОСТ 3333-80 (прототип) приведены в табл.2.

Оценку смываемости смазок водой определяли квалификационным методом, разработанным войсковой частью 74242 и утвержденным Госкомиссией при Госстандарте СССР (реш. N 23/1-231 от 18.10.77.).

Противоизносные и противозадирные свойства смазок определяли на четырехшариковой машине трения (ЧШТ) ГОСТ 9490-75. Как видно из данных табл.2 предлагаемая смазка (состав 1) смывается водой с металлической поверхности в 4 раза меньше, чем известная (состав 6) и обеспечивает, тем самым, более высокие противоизносные (в 1,5 раза) и противозадирные свойства (нагрузка сваривания поверхности возрастает с 2020 до 3040 Н и индекс задира соответственно с 370 до 520 Н).

Результаты испытаний стандартными методами реологических свойств (вязкости, предела прочности, механической стабильности) и других физико-химических характеристик (температуры каплепадения, коллоидной стабильности, испаряемости) смазок, а также коррозионного воздействия их на металлы представлены в табл.3.

Результаты исследования реологических и других физико-химических свойств смазок (табл. 3) показывают, что все основные свойства предлагаемой смазки сохраняются в соответствии с предъявляемыми требованиями в условиях эксплуатации. При этом обращают на себя внимание хорошие низкотемпературные свойства разработанной смазки (вязкость при минус 15oС), определяющие ее морозостойкость. Предлагаемая смазка имеет низкую испаряемость и не оказывает коррозионного воздействия на металлы.

Предлагаемое техническое решение в настоящее время готово к использованию в промышленных условиях. Все его компоненты обеспечены промышленным производством. Техническое название продукции пластичная смазка "Согpa".


Формула изобретения

Пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, антифрикционную добавку и гидратированное кальциевое мыло синтетических жирных кислот фракции С5 С6 и фракции С20 и выше, отличающаяся тем, что в качестве антифрикционной добавки смазка содержит порошкообразный продукт, полученный в электрофильтрах в процессе производства искусственного графита, при следующем соотношении компонентов, мас.

Гидратированное кальциевое мыло синтетических жирных кислой фракции C5-C6 и фракции C20 и выше 10 14
Продукт, полученный в электрофильтрах в процессе производства искусственного графита 5 12
Нефтяное масло До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей, а также гидравлических систем

Изобретение относится к области производства смазочных средств и может быть использовано, в частности, для смазки боковых граней железнодорожных рельсов на кривых участках пути с целью снижения износа

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности штамповкой, прессованием в холодном состоянии

Смазка // 2071500
Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п

Изобретение относится к области производства смазочных средств и может быть использовано, в частности, для смазки боковых граней железнодорожных рельсов на кривых участках пути с целью снижения износа

Смазка // 2071500
Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано при смазывании рельсов в кривых пути

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов, в частности при смазывании рельсов в кривых пути

Изобретение относится к полужидким смазкам для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, в частности тяговых редукторов локомотивов, для снижения коэффициента трения и предотвращения износа деталей тяжелонагруженного узла трения и повышения срока его службы

Изобретение относится к смазочным моторным маслам, и другим смазочным материалам
Наверх