Способ изготовления колец по крайней мере двухрядных подшипников качения

 

Назначение: для изготовления подшипников качения. Существо изобретения: предварительно изготавливают кольцевые профильные заготовки вытачиванием со снятием стружки из полуфабриката с профилем поперечного сечения, являющимся близким к зеркальному отображению профиля поперечного сечения готового кольца. Далее прокаткой в прокатных валках с профилем ручья, идентичным профилю поперечного сечения готового кольца, получают готовые кольца. Кольцевые профильные заготовки выполняют с двумя радиальными выступами, наружным и внутренним, с объемами соответственно 75 - 78,5% и 17,5 - 20,5% от объема внутреннего выступа готового наружного кольца. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к раскатке колец, предназначенных для изготовления подшипников качения, и может быть использовано по прямому назначению при производстве подшипников.

Известен способ [1] изготовления колец подшипников качения, при котором используют кольцевую профильную заготовку повышенной объемной точности (отклонение по объему не более 3% от объема готового кольца), включающий предварительное вытачивание со снятием стружки заготовки прямоугольного сечения, затем холодную раскатку, причем закрытую, проводимую в матрице, при некотором несущественном увеличении диаметра наружной цилиндрической поверхности на 3 4% (т.е. по существу имеет место накатка профиля).

Результатом накатки профиля является получение совершенной макроструктуры металла в области дорожки качения, характеризующейся тем, что имеющиеся волокна металла огибают эквидистантно дорожку качения, не выходя торцами наружу в этой области, тем самым нагрузочные способности и долговечность колец резко возрастают по сравнению с кольцами, полученными точением (у которых на дорожку качения выходят торцы нарезанных волокон металла). Появляется возможность изготовления этим способом колец из низколегированных (по сравнению со специальными подшипниковыми) сталей при достижении той же нагрузочной способности и долговечности, что и у колец из высоколегированной специальной подшипниковой стали, но выполненной путем вытачивания.

Однако способ обладает узкими технологическими возможностями, ограниченными рамками изготовления колец радиальных шарикоподшипников.

Известен способ [2] изготовления колец подшипников качения, при котором используют кольцевую профильную заготовку повышенной объемной точности (отклонение по объему не более 3% от объема готового кольца), включающий предварительное изготовление заготовки с профилем поперечного сечения, являющимся близким к зеркальному отображению профиля поперечного сечения готового кольца, и формирование при раскатке, включающее заполнение ручья прокатного валка с профилем поперечного сечения, близким к зеркальному отображению профиля поперечного сечения указанной заготовки. Результатом изготовления кольца этим способом является получение совершенной макроструктуры металла в области дорожки качения, характеризующейся тем, что имеющиеся волокна металла огибают дорожку качения по кривым, близким к эквидистантным, к поверхности дорожки качения, не выходя своими торцами наружу в этой области, тем самым нагрузочные возможности и долговечность колец резко возрастают по сравнению с кольцами, полученными точением (у которых на дорожку качения выходят торцы перерезанных волокон металла).

Технологические возможности известного способа ограничены областью изготовления колец радиальных шариковых подшипников, а при прокатке колец радиально-упорных подшипников, как показали эксперименты, произведенные заявителем, не достигается важнейшего параметра одновременности заполнения профиля ручья и получения требуемых диаметральных размеров, а в противном случае, как это имеет место на практике, из-за различных величин сечений кольца, различном сопротивлении течению металла и различных степеней деформации участков происходит "убегание" или "отстаивание" одной поверхности от другой и получается в итоге или искажение формы кольца(cедловина, бочкообразность) при достижении необходимых диаметральных размеров, либо достижение правильной формы поперечного сечения кольца при размерах кольца, отличающихся от заданных.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей и обеспечение тем самым изготовления колец радиально-упорных подшипников.

В способе изготовления колец подшипников качения, включающем предварительное изготовление вытачиванием со снятием стружки полуфабриката с профилем поперечного сечения, являющимся близким к зеркальному отображению профиля поперечного сечения готового кольца и формирование полуфабриката при прокатке прокатными валками с профилем ручья, идентичным профилю поперечного сечения готового кольца, согласно изобретению полуфабрикат, предназначенный для изготовления наружного кольца радиально-упорного подшипника, выполняют с двумя радиальными выступами, наружным и внутренним, с объемом соответственно 75 78,5% и 17,5 20,5% от объема внутреннего выступа готового наружного кольца.

Наличие у кольцевой профильной заготовки двух выступов с указанными объемами позволяет при формировании прокатными валками одновременно достичь заданных диаметральных размеров и полного заполнения профиля ручья, тем самым решена задача расширения технологических возможностей.

На фиг. 1 представлен полуфабрикат кольца в момент начала его раскатки; на фиг. 2 полуфабрикат кольца в момент конца раскатки; на фиг.3 фотографии макроструктуры готового кольца, полученного предложенным способом.

Примеры осуществления способа представлены в таблице.

Изготавливали наружные кольца 1 радиально-упорного двухрядного подшипника качения тип 256907 с габаритами (номинал) готового (после прокатки) кольца Дх х В 65,5 х 52,9 х 37,5 мм.

Внутренний прокатный валок 2 и наружный прокатный валок 3 образуют ручей 4, при регламентированном сближении прокатных валков, имеющий профиль поперечного сечения, идентичный профилю поперечного сечения готового кольца 1.

Кольцевую профильную заготовку 5 выполняли из стали ШХ15Ш вытачиванием из трубы со снятием стружки и полученная таким образом заготовка имеет повышенную объемную точность (отклонение по объему не более 3% от объема готового кольца). Размеры кольцевой профильной заготовки 5 без учета выступов составляли (номинал) для всех примеров осуществления: ширина 37,54 мм, диаметр наружный 54,4 мм, диаметр внутренний 46,2 мм. Средний (среди примеров) размер диаметра по наружному радиальному выступу 6 составил 58,6 мм, средний (среди примеров) размер диаметра по внутреннему радиальному выступу 7 44,5 мм.

Кольцевую профильную заготовку выполняли согласно ряда примеров (см. таблицу) осуществления с различными объемами радиальных внутреннего 7 и наружного 6 выступов в отношении к объему внутреннего выступа 8 готового наружного кольца 1. Изменение объемов достигалось изменением размера диаметров выступов 6 и 7. При максимальном объеме наружного выступа 6 принимали минимальный объем внутреннего выступа 7 и наоборот, что обусловлено выдерживанием дополнительного соотношения величина суммарного объема выступов данной кольцевой профильной заготовки должна находиться в пределах 94 97% от объема внутреннего выступа готового наружного кольца.

Больший чем 97% суммарный объем выступов 6 и 7 приводит к резкому увеличению нагрузок на внутренний валок 2 и существенно сокращает срок его службы, меньший чем 94,5% суммарный объем выступов 6 и 7 приводит к корсетности наружного диаметра готового кольца.

Кольцевые заготовки выполняли по 20 шт. с различными объемами выступов По результатам испытаний способа можно сделать вывод, что выход за нижний предел объема внутреннего выступа приводит к получению полного профиля, выход за верхний предел к бочкообразованию, выход за нижний предел объема наружного выступа к корсетности, выход за верхний предел к неполучению полного профиля.

Оптимальными являются объем выступа 7, равный 19,2% и объем выступа 6, равный 77,5% от объема выступа готового кольца.

Формула изобретения

Способ изготовления колец по крайней мере двухрядных подшипников качения, включающий предварительное вытачивание кольцевой профильной заготовки с образованием кольцевого выступа в средней части наружной поверхности и последующее формирование готового кольца прокаткой в калиброванных прокатных валках, отличающийся тем, что предварительное вытачивание кольцевой профильной заготовки ведут с образованием дополнительного кольцевого выступа в средней части внутренней поверхности, при этом увязанные кольцевые выступы на наружной и внутренней поверхностях кольцевой профильной заготовки выполняют по объемам, равным соответственно 75 78,5% и 17,5 20,5% от объема внутреннего кольцевого выступа готового кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к правке сварных конструкций из титановых сплавов, и может быть пpименено также в машиностроительной и химической промышленностях

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подшипников, в частности, обойм опорных подшипников

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении плоских колец упорной группы подшипников, плоских венцов и т.д

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к холодной раскатке наружных колец шарикоподшипников

Изобретение относится к обработке металлов давлением и предназначено для формообразования внутренней профилированной поверхности наружных колец

Изобретение относится к металлообрабочке, включающей профилирование снятием стружки и прокаткой при производстве колец преимущественно шарикоподшипников

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к холодной раскатке колец подшипников качения

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления колец, различных по диаметрам, высоте, толщине и поперечному сечению

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам изготовления кольцевых заготовок

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к деформирующим устройствам

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к раскатыванию внутренней дорожки наружного кольца шарикоподшипника

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к раскатке дорожек качения колец подшипников качения. Используют раскатку в виде полой оправки с деформирующими элементами в виде шариков, установленными в отверстия, равномерно расположенные на торце полой оправки. Сообщают раскатке периодическую импульсную нагрузку с помощью гидроцилиндра импульсной нагрузки, в котором располагают боек и волновод. Заготовку закрепляют на опорном фланце, установленном с возможностью вращения относительно продольной оси оправки. Заготовке сообщают вращательное движение с помощью штока гидроцилиндра статической нагрузки, имеющего винтовые шлицы, расположенного в полой оправке и проходящего в шлицевом отверстии упомянутого опорного фланца. Между торцом полой оправки и опорным фланцем устанавливают винтовую цилиндрическую пружину сжатия. В результате расширяются технологические возможности, увеличивается глубина упрочненного слоя и снижается высота микронеровностей поверхности. 9 ил., 1 пр.

Изобретение относится к раскатке дорожки качения кольца упорного шарикоподшипника. Раскатка содержит оправку с деформирующими элементами, выполненными в виде шариков, и опорный фланец. Оправка выполнена полой с центральным продольным отверстием и с возможностью приложения к ней периодической импульсной нагрузки с помощью гидроцилиндра. В центральном продольном отверстии оправки расположен шток гидроцилиндра статической нагрузки. Деформирующие элементы выполнены с диаметром не более диаметра тела качения упорного подшипника, для которого изготовляется кольцо, в количестве не более числа тел качения указанного упорного подшипника и установлены в глухих отверстиях, равномерно расположенных на торце оправки, с превышением над плоскостью торца оправки не менее глубины раскатываемой дорожки. Опорный фланец установлен с возможностью вращения относительно продольной оси оправки с помощью подшипника скольжения в неподвижном основании и выполнен с возможностью закрепления заготовки и сообщения ей вращательного движения с помощью штока гидроцилиндра статической нагрузки, имеющего винтовые шлицы, которые расположены в шлицевом отверстии опорного фланца. Между торцом оправки и опорным фланцем установлена винтовая цилиндрическая пружина сжатия. В результате расширяются технологические возможности, увеличивается глубина упрочненного слоя и снижается высота микронеровностей обрабатываемой поверхности. 9 ил., 1 пр.

Изобретение относится к изготовлению кольца подшипника. Для упрощения изготовления колец подшипника, повышения твердости, износостойкости, усталостной прочности способ включает стадию формирования кольца подшипника по меньшей мере из одной стальной полосы, имеющей концы, в по меньшей мере один кольцевой сегмент и стадию стыковой сварки оплавлением концов указанного по меньшей мере одного кольцевого сегмента для изготовления кольца. Способ также включает стадию науглероживания по меньшей мере части поверхности указанной по меньшей мере одной стальной полосы, прилегающей к поверхности, которую сваривают встык оплавлением, перед указанной стыковой сваркой оплавлением. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к обработке дорожек качения колец шарикоподшипников. Осуществляют вращение кольца шарикоподшипника и прижатие к дорожке его качения шарикового раскатного инструмента. Ось шарикового раскатного инструмента совмещают с осью вращения кольца шарикоподшипника. Используют шариковый раскатный инструмент, содержащий оправку с конической поверхностью и шарики, которые свободно катятся по упомянутой конической поверхности оправки, угол которой совпадает с углом контакта шариков и дорожки качения кольца собранного шарикоподшипника. Диаметр шариков раскатного инструмента равен диаметру шариков в обрабатываемом шарикоподшипнике. В результате уменьшается износ шарикового раскатного инструмента. 2 ил.

Изобретение относится к обработке кольцевой детали обкаткой. Устанавливают деталь между тремя валками, с помощью которых обеспечивают деформацию детали и ее непрерывную обкатку между ними. Максимальную величину деформации детали определяют из равенства: где D - диаметр наружной поверхности детали, W - момент сопротивления изгибу, [σt] - предел текучести материала детали, Ε - модуль упругости материала детали, J - осевой момент инерции поперечного сечения детали, kp - коэффициент допустимой погрешности (kp=(1,4-1,7)), F - площадь поперечного сечения детали. В результате повышается производительность обработки и расширяются технологические возможности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 пр.
Наверх