Замок убранного положения шасси

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для фиксации грузов или конструкций в поднятом на высоту состояния, в частности в авиационной технике для фиксации опор шасси летательных аппаратов в убранном положении. Замок убранного положения шасси содержит корпус, состоящий из двух соединенных между собой щек 1, крюк 2, силовой гидроцилиндр 3, упругий элемент 4. Замок снабжен двухзвенным механизмом, верхнее звено 5 которого выполнено в виде двуплечего рычага шарнирно соединенного одним плечом с концом упругого элемента 4, а другим - с крюком 2. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для фиксации грузов или конструкций в поднятом на высоту состоянии, в частности в авиационной технике для фиксации опор шасси летательных аппаратов в убранном положении.

Известен замок подвески носового шасси самолета Ту-154, содержащий корпус, состоящий из двух щек, крюк с роликом, шарнирно установленный между щеками, силовой гидроцилиндр, пружину и защелку, шарнирно закрепленную между щеками и связанную шарнирно со штоком гидроцилиндра, механизм концевых выключателей. (См. техническое описание самолета Ту-154 или информационный бюллетень НИИСУ, "Группа шасси", индекс 250-42-3154, М. 1978г.). Замок достаточно громоздок и тяжел (2,40 кг). Он имеет защелку для фиксации крюка в закрытом положении, на которой выполнен профилированный паз, в который закатывается ролик, установленный на рычаге крюка. Несмотря на то, что трение качения значительно меньше трения скольжения (по сравнению с другими замками, имеющими защелки) все равно есть возможность заклинивания крюка при открытии или закрытии в результате деформаций конструкций при уборке и выпуске шасси. Кроме того наличие защелки в замках подобной конструкции, которая сама должна фиксироваться действием пружины в определенном положении также является элементом ненадежности.

Известен также замок убранного положения шасси самолета Як-42, содержащий корпус, состоящий из двух щек, крюк, шарнирно установленный между щеками, защелку, шарнирно закрепленную на корпусе и шарнирно связанную с крюком посредством пружинного цилиндра, гидроцилиндр, пружину и рычаг ручного открытия, механизм концевых выключателей. (См. Руководство по технической эксплуатации самолета Як-42, раздел 32.10.06, рис.1, стр.1-2, 1982г. издания Саратовского авиационного завода).

Замок громоздкий, имеет большую массу (3,03 кг). Наличие в конструкции замка защелки, контактирующей с рычагом крюка взаимно скользящими поверхностями при работе замка и фиксирующейся в закрытом положении кpюка пружинным цилиндром снижает надежность замка, т.к. возможно заклинивание скользящих поверхностей или расфиксации крюка при выходе из строя пружины цилиндра.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения заключается в повышении надежности и снижении массы конструкции замка.

Указанный технический результат достигается тем, что замок убранного положения шасси, содержащий корпус, состоящий из двух соединенных между щек, крюк, шарнирно установленный между щеками, силовой гидроцилиндр, упругий элемент, снабжен двухзвенным механизмом, верхнее звено которого выполнено в виде двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на корпусе и шарнирно соединенного одним плечом с концом упругого элемента, другой конец которого шарнирно закреплен на корпусе, с другим плечом с нижним звеном двухзвенного механизма, которое другим концом шарнирно соединено с крюком, при этом нижнее звено двухзвенного механизма при закрытом положении крюча составляет с прилегающим плечом верхнего звена кинематический замок, кроме того, на одном плече верхнего звена установлен ролик, контактирующий со штоком силового гидроцилиндра, а на другом плече выполнен ограничительный упор.

Шарниры нижнего звена двухзвенного механизма могут быть сферическими.

На фиг.1 изображен общий вид замка убранного положения шасси; на фиг.2 - кинематическая схема замка убранного положения шасси.

Замок убранного положения шасси представляет собой гидромеханическое устройство. Его конструкция представлена на фиг.1 при закрытом положении крюка.

Замок содержит корпус, состоящий из двух соединенных между собой щек 1 (передняя щека снята), крюк 2, шарнирно установленный между щеками, силовой цилиндр 3, упругий элемент 4, шарнирно закрепленный одним концом на корпусе и состоящий из пружины, штока и шарнирно опоры, двухзвенный механизм, верхнее звено 5 которого представляет собой двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на корпусе между щеками и шарнирно соединенный одним плечом с другим концом упругого элемента 4, другим плечом с нижним звеном 6 механизма, которое другим концом шарнирно соединено с крюком 2. При этом нижнее звено 6, при закрытом положении крюка, имеет с прилегающим плечом верхнего звена 5 стрелу прогиба "С" (фиг.2), образуя кинематический замок. Щеки 1 корпуса замка расположены параллельно и соединены между собой болтами, которые одновременно неподвижно крепят силовой цилиндр 3 и болтом, шарнирно крепящим крюк 2. На щеках 1 корпуса выполнен направляющий зев "А" для входа подвесной серьги опоры шасси и предусмотрены проушины для крепления замка к каркасу самолета. При этом щеки дополнительно крепятся между собой посредством болтов проходящих через отверстия этих проушин при установке замка на каркас. Крюк 2 для обеспечения закрытия имеет рычаг "Б". На плече верхнего звена 5, соединенном с нижним звеном 6 механизма установлен ролик 7, контактирующий со штоком силового цилиндра 3, а на другом плече выполнен ограничительный упор "В", контактирующий при открытом положении крюка, с опорной площадкой "Г" корпуса силового цилиндра. На оси рычага 5 имеется хвостовик "Д" с пазом для привода механизма концевых выключателей. Корпус силового цилиндра 3 имеет штуцеры "Е" и "Ж" для основной системы уборки-выпуска шасси и штуцер "И" для аварийной системы выпуска.

Замок убранного положения шасси работает следующим образом.

Исходное положение: шасси выпущено; замок открыт, рычаг "Б" крюка 2 находится в проеме зева "А" щек 1 корпуса замка (на фиг.1 положение крюка показано тонкой линией); шток силового цилиндра выпущен и упирается в ролик 7 верхнего звена 5; упор "В" верхнего звена 5 находится в контакте с опорной площадкой "Г" корпуса силового цилиндра 3; штуцеры "Е", "Ж" и "И" корпуса силового цилиндра сообщены со сливной магистралью систем уборки и выпуска шасси.

Закрытие замка механическое под действием подвесной серьги опоры шасси. При подаче давления рабочей жидкости основной системы в гидроцилиндр уборки-выпуска "на уборку" шасси, через штуцеры "Е" и "Ж" силового цилиндра 3 замка идет слив рабочей жидкости. Убираясь, опора шасси своей подвесной серьгой входит в направляющий зев "А" щек 1 замка, нажимает на рычаг "Б" крюка 2 и поворачивает крюк, который через звено 6 двухзвенного механизма поворачивает верхнее звено (рычаг) 5. Пружина упругого элемента 4 сжимается, упор "В" верхнего звена 5 отходит от опорной площадки "Г" корпуса силового цилиндра 3. Упругий элемент с плечом верхнего звена проходят "мертвое положение" (когда продольные оси плеча рычага и упругого элемента находятся на одной линии). Далее под действием серьги опоры шасси и пружины упругого элемента 4 верхнее звено 5 продолжает разворачиваться 3 (причем момент от действия пружины мгновенно возрастает). Другое плечо рычага 5 воздействует своим роликом 7 на шток силового цилиндра в процессе поворота и утапливает его внутрь корпуса силового цилиндра. К этому времени подвесная серьга опоры шасси полностью входит и упирается в зев "А" щек 1, а другое плечо рычага 5 и нижнее звено 6 механизма входят в "мертвое положение", т.е. их продольные оси становятся на одну линию. Пружина упругого элемента 4 переводит их через это положение, доводит шток силового цилиндра 4 до упора внутри корпуса. Крюк 2 и, следовательно, замок закрыт. При этом продольная ось нижнего звена 6 с продольной осью прилегающего плеча верхнего звена 5 образуют кинематический замок.

Таким образом крюк 2 фиксируется в закрытом положении кинематически. Это действительно так потому, что под действием веса шасси серьга опоры, действуя на крюк 2 вниз, создает момент, разворачивающий его относительно точки его шарнирного крепления по часовой стрелке. При этом в звене 6 двухзвенного механизма создается сжимающее усилие, которое благодаря наличию стрелы прогиба пытается развернуть верхнее звено (двуплечий рычаг) 5 против часовой стрелки. Но плечо рычага 5 упирается роликом 7 в шток силового цилиндра 3, который утоплен внутрь корпуса до упора. При этом под действием веса опоры шасси происходит как бы "самозакрытие" крюка замка.

Открытие замка происходит при подаче давления рабочей жидкости в штуцер "Ж" корпуса силового цилиндра 3. Шток цилиндра выдвигается, нажимает на ролик 7 и поворачивает верхнее звено 5. Упругий элемент 4 сжимается, его продольная ось с продольной осью плеча верхнего звена проходят "мертвое" положение (когда они лежат на одной линии), упор "В" верхнего звена становится на опорную площадку "Г" корпуса силового цилиндра 3. При этом нижнее звено 6 и прилегающее плечо верхнего звена 5 переходят через "мертвое" положение и освобождают крюк 2 от кинематического замка. Одновременно посредством звена 6 крюк поворачивается и освобождает серьгу подвески опоры шасси. Замок открыт. После того как шток силового цилиндра выдвинулся полностью открылся доступ давлению рабочей жидкости основной гидросистемы к штуцеру "Е" корпуса силового цилиндра 3 (так предусмотрено конструкцией цилиндра) и далее по трубопроводам к гидроцилиндру уборки-выпуска шасси давление аварийной системы подается в штуцер "И" силового цилиндра 3 и одновременно к гидроцилиндру уборки-выпуска шасси. Замок открывается таким же образом.

Формула изобретения

1. Замок убранного положения шасси, содержащий корпус, состоящий из двух соединенных между собой щек, крюк, шарнирно установленный между щеками, силовой гидроцилиндр, упругий элемент, отличающийся тем, что он снабжен двузвенным механизмом, верхнее звено которого выполнено в виде двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на корпусе и шарнирно соединенного одним плечом с концом упругого элемента, другой конец которого шарнирно закреплен на корпусе, а другим плечом с нижним звеном двузвенного механизма, которое другим концом шарнирно соединено с крюком, при этом нижнее звено двузвенного механизма при закрытом положении крюка составляет с прилегающим плечом верхнего звена кинематический замок, кроме того, на одном плече верхнего звена установлен ролик, контактирующий со штоком силового гидроцилиндра, а на другом плече выполнен ограничительный упор.

2. Замок по п.1, отличающийся тем, что шарниры нижнего звена двузвенного механизма выполнены сферическими.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно к взлетно-посадочным устройствам, а именно к убирающемуся шасси самолета и предназначено для фиксации убранного положения шасси

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам навески створки опоры убирающегося шасси летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов и может быть использовано в качестве опоры шасси самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к конструкциям убирающихся шасси самолетов, Целью изобретения является упрощение конструкции

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к убирающимся шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к посадочным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам приземления летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и касается систем управления выпуском шасси летательного аппарата

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству шасси самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к опоре шасси самолета

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси самолета

Изобретение относится к области авиационной техники и касается вбирающегося шасси самолета

Изобретение относится к авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата со средством уменьшения шума и летательному аппарату, снабженному таким шасси
Наверх