Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства

 

Использование: экипажная часть подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях с различной шириной рельсовой колеи. Технический результат заключается в прощении сборки-разборки колесной пары при изменении шарнира колеи. Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства содержит ходовые колеса 1, установленные на подступенчатых частях оси 2 и блокированные фиксаторы 3 ходовых колес 1 относительно оси 2. Каждый фиксатор 3 представляет собой дополнительное колесо, жестко закрепленное на оси 2 с внутренней стороны колеи, обод которого совместно с дисковой частью ступицы ходового колеса 1 имеют сопрягаемые гофрированные поверхности с отверстиями под крепежные элементы 7. 4 ил.

Изобретение относится к экипажной части подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях с различной шириной рельсовой колеи.

Известна колесная пара рельсового транспортного средства [1] которая содержит монолитную ост и пару колес, установленных с возможностью максимального перемещения относительно оси между двумя крайними положениями, элементы стопорения колес и механизм перемещения колес, включающий рычаги, соединенные со ступицами колес и приводом. Сопрягаемые поверхности ступицы каждого колеса и оси образованы каждая двумя коническими участками с пазами, параллельными оси колесной пары, расположенными равномерно по окружности, причем коническими участками поверхности оси ограничены два усеченных конуса, обращенные друг к другу меньшими основаниями, а в каждом пазу ступицы колеса закреплен стержень, установленный с возможностью скольжения в сопрягаемой пазу оси, привод механизма перемещения колес выполнен в виде силового цилиндра, обеспечивающего блокировку колес в двух положениях. Конические части ступицы колеса, конические части оси и прилегающие к ним цилиндрические части оси образованы радиальными выступами с плоскими опорными поверхностями. Указанные выступы выполнены на отдельных элементах, закрепляемых на ступицы колеса и на оси. Выступы ступицы колеса расположены последовательно с чередованием направления наклона опорных поверхностей.

Недостатками данного устройства являются его сложность в изготовлении; необходимость подгонки сложных сопрягаемых поверхностей по высоким классам точности, их шлифовка, полировка, термическая обработка, сложность в обслуживании. Ударные нагрузки, воспринимаемые колесной парой при преодолении неровностей пути (стыков), вызывают ускоренный износ подступеничной части колеса, сопрягаемой с осью, что снижает надежность работы колесной пары и долговечность.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является выбранная за прототип раздвижная колесная пара, содержащая ходовые колеса, установленные на оси и блокированные относительно оси фиксаторами, выполненными в виде дополнительных колес, ободы которых совмещены с дисковыми частями ступиц ходовых колес и соединены с ними посредством крепежных элементов [2] Недостатком данного устройства является трудоемкость процесса сборки-разборки колесной пары, заключающейся в необходимости точного соосного "вывешивания" бандажа относительно ступицы и наличия для этого сложного приспособления.

Целью изобретения является упрощение процесса сборки-разборки раздвижной колесной пары.

Поставленная цель достигается тем, что раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая ходовые колеса, установленные на оси и блокированные относительно оси фиксаторами, выполненными в виде дополнительных колес, ободы которых совмещены с дисковыми частями ступиц ходовых колес и соединены с ними посредством крепежных элементов, ободы дополнительных колес выполнены в виде сопрягаемых гофрированных поверхностей с отверстиями под крепежные элементы, а дополнительные колеса жестко закреплены на оси колесной пары.

Такое выполнение устройства, при котором ободы дополнительных колес выполнены в виде сопрягаемых гофрированных поверхностей с отверстиями под крепежные элементы, а дополнительные колеса жестко закреплены на оси колесной пары, позволяет использовать ось колесной пары в качестве направляющей поверхности для сопрягаемых деталей и тем самым упростить процесс сборки-разборки раздвижной колесной пары.

На фиг. 1 изображена раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства; на фиг. 2 то же, продольный разрез; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 вид дополнительного колеса сверху.

Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства состоит из ходовых колес 1, установленных на подступеничных частях оси 2 и блокированных фиксаторами колес 1 относительно оси 2. Каждый фиксатор 3 представляет собой дополнительное колесо, жестко закрепленное на оси 2 с внутренней стороны колеи. Обод 4 дополнительного колеса совместно с дисковой частью 5 ступицы ходового колеса 1 имеют сопрягаемые гофрированные поверхности с отверстиями 6 под крепежные элементы 7.

Ось 2 имеет гладкую подступеничную часть, выполненную с классом точности, соответствующим ходовой посадке. Длина l подступеничной части оси 2 определяется как l в + б, где в ширина подступеничной части колеса; б половина требуемого приращения ширины колеи.

На гофрированной поверхности выполнены n отверстий, при этом половина отверстий на выступающих частях, а другая половина в углублениях.

При установке колес 1 на максимальную ширину колеи сопрягаемые поверхности закрепляют выступающими гофрами друг к другу. Для установки колес 1 на минимальную ширину колеи обеспечивают вхождение выступающих поверхностей гофров в ответственные углубления в сопрягаемой детали.

Формула изобретения

Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая ходовые колеса, установленные на оси и блокированные относительно оси фиксаторами, выполненными в виде дополнительных колес, ободы которых совмещены с дисковыми частями ступиц ходовых колес и соединены с ними посредством крепежных элементов, отличающаяся тем, что ободы дополнительных колес выполнены в виде сопрягаемых гофрированных поверхностей с отверстиями под крепежные элементы, а дополнительные колеса жестко закреплены на оси колесной пары.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для оснащения подвижного состава, осуществляющего бесперевалочные перевозки по дорогам, отличающимся шириной рельсовой колеи

Изобретение относится к контактным электровозам, в частности к токосъемным устройствам

Изобретение относится к железнодорожному оборудованию и может быть использовано для замены тележек под железнодорожным составом - при замене неисправной тележки или при переходе состава с узкой на широкую колею и обратно

Изобретение относится к рельсовому транспорту, применяемому в горкой промышленности , в частности к ходовой части грузовых вагонеток

Изобретение относится к рельсовому транспорту, а именно к шахтным рельсовым транспортным средствам для колеи различной ширины

Изобретение относится к шахтному рельсовому транспорту и, в частности к ходовой части подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу изменения колеи транспортного средства и самому транспортному средству

Тачка // 2015049
Изобретение относится к домашней строительной технике, а именно к тачкам
Наверх