Способ динамической балансировки роторов

 

Использование: технология машиностроения, а именно, способы динамической балансировки преимущественно жестких межопорных роторов, эксплуатируемых на перемежающихся частотах вращения, в частности, в электромашинных генераторах тока специального назначения. Сущность изобретения: способ балансировки заключается в том, что вал ротора устанавливают на шарикоподшипниковых опорах, вращают ротор и одновременно измеряют амплитуду и фазу колебаний вала ротора, перед установлением стабильной прямой синхронной прецессии геометрической оси ротора вокруг геометрической оси опор поочередно в одной из шарикоподшипниковых опор выбирают зазоры, а амплитуду и фазу колебаний вала ротора на частоте прецессии замеряют для другой шарикоподшипниковой опоры.

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к способам динамической балансировки преимущественно жестких межопорных роторов, эксплуатируемых на перемежающихся частотах вращения, в частности, в электромашинных генераторах тока специального назначения.

Известен способ динамической балансировки роторов, заключающийся в том, что ротор устанавливают на опоры, ротор вращают вокруг его геометрической оси и дополнительно вокруг оси, параллельной основной оси вращения, одновременно измеряют абсолютные амплитуды и фазы колебаний вала ротора /1/.

Устройство, реализующее описанный способ, содержит балансируемый ротор, вращаемый вокруг основной оси на столе, установленном на основной опоре. Основная опора, соединенная с основным управляемым двигателем, закреплена на периферии дополнительного ротора, установленного в дополнительной опоре и имеющего собственный управляемый двигатель. Оси вращения основной и дополнительной опор параллельны.

Устройство содержит также измерительный и стробоскопический блоки.

Способ применим преимущественно для статической балансировки роторов в динамическом режиме. Недостатком способа является также большая трудоемкость при подготовке и проведении балансировки роторов из-за сложности устройства, реализующего способ.

Наиболее близким к заявленному является способ балансировки роторов в динамическом режиме, заключающийся в том, что вал ротора устанавливают на опоры, вращают вокруг его геометрической оси и измеряют амплитуду и фазу колебания вала ротора, после чего повышают частоту вращения ротора до частоты установления стабильной прямой синхронной прецессии геометрической оси ротора вокруг геометрической оси опор, одновременно измеряя амплитуду и фазу колебаний вала ротора; дисбаланс ротора определяют по изменению замеренных амплитуды и фазы колебаний вала ротора и при соответствующем вращении ротора вокруг геометрической оси опор и его геометрической оси /2/.

Недостатком способа является его ограниченная точность из-за того, что взаимное влияние зазора в одной опоре на работу другой опоры с зазором не устраняется.

Целью изобретения является повышение точности динамической балансировки роторов.

Указанная цель достигается тем, что в отличие от известного способа, состоящего в установке вала ротора на опоры, вращении ротора вокруг его геометрической оси и одновременном измерении амплитуды и фазы колебаний вала ротора, и повышении частоты вращения ротора до частоты установления стабильной прямой синхронной прецессии геометрической оси ротора вокруг геометрической оси опор и повторном измерении амплитуды и фазе колебаний вала ротора, определении дисбаланса ротора по изменению замеренных амплитуды и фазы колебаний вала ротора, в качестве опор используют шарикоподшипники, перед повышением частоты вращения ротора поочередно в одной из шарикоподшипниковых опор выбирают зазоры, а амплитуду и фазу колебаний вала ротора замеряют для другой шарикоподшипниковой опоры.

При вращении несбалансированного ротора геометрическая ось ротора под действием центробежной силы, совершает прецессионное движение, описывая поверхность вращения в пределах рабочих радиальных зазоров опор. При прямой синхронной процессии частота вращения геометрической оси ротора вокруг прямой, проходящей через центры подшипников, совпадает с абсолютной частотой вращения ротора. Расстояние между абсолютной и относительной осями вращения ротора / в срединных плоскостях шарикоподшипников/ ограничено рабочим радиальным зазором соответствующей опоры.

Экспериментальная проверка способа выполнена на контрольном роторе, приводившимся во вращение от вала фрикциона /Ф-1/ контрольной тахометрической установки /КТУ-1М/ посредством торцового соединения валов вакуумным шлангом. Межопорной контрольный ротор представляет собой вал, вращающийся в двух подшипниках качения, с закрепленным в среднем сечении дебалансным диском.

Измерительная система устройства, реализующего предлагаемый способ, содержала стандартизованные первичные и вторичные контрольно-измерительное преобразователи и согласующие устройства и обеспечивала диагностику системы функционирования устройства и вибродиагностику подшипниковых узлов контрольного ротора.

Вращая ротор в собственных шарикоподшипниках с исходными зазорами с частотой прямой прецессии, одновременно измеряют пиковые амплитуды A00 и B00 колебаний вала ротора соответственно со стороны левой и правой опор. Затем одну из шарикоподшипниковых опор /например, правую/ делают беззазорной при исходном радиальном зазоре левой опоры. Вращая ротор вокруг геометрической оси с частотой, при которой устанавливается прямая синхронная прецессия геометрической оси ротора вокруг геометрической оси опор, измеряют пиковую амплитуду A01 и фазу A колебаний вала ротора со стороны левой опоры. По этим данным строят векторный треугольник амплитуд колебаний вала ротора, из которого находят пиковую амплитуду A11 от действия дисбаланса со стороны левой опоры. Угол между векторами A00 и A11 определяет место положения дисбаланса со стороны левой опоры относительно ориентации пиковой амплитуды A01.

Восстановив исходный радиальный зазор правой опоры, делают беззазорной левую опоры. После соответствующего вращения ротора и одновременного измерения амплитуды и фазы колебаний вала ротора со стороны правой опоры графоаналитическим методом аналогично находят B11, B и место положения дисбаланса со стороны правой опоры.

Таким образом, для двухплоскостной динамической балансировки межопорных роторов данным способом теоретически требуется три пуска машины без установки пробных грузов в плоскости коррекции.

Технико-экономическая эффективность способа заключается в упрощении и ускорении процесса динамической балансировки роторов при высокой точности балансировки и подтверждена сравнительным анализом условий подготовки, длительности проведения и класса точности динамической балансировки роторов способом прототипом и предлагаемым способом.

Сравнительный анализ способов выполнен с применением методов математической статистики над большим числом экспериментальных результатов, полученных в процессе балансировки конструктивно различных жестких межопорных роторов специального назначения.

Таким образом, изобретение позволяет упростить и ускорить процесс динамической балансировки роторов при высокой точности балансировки.

Формула изобретения

Способ динамической балансировки роторов, заключающийся в том, что вал ротора устанавливают на опоры, вращают ротор вокруг его геометрической оси и измеряют амплитуду и фазу колебаний вала ротора, затем частоту вращения ротора повышают до частоты установления стабильной прямой синхронной прецессии геометрической оси ротора вокруг геометрической оси опор, вновь измеряют амплитуду и фазу колебаний вала ротора и определяют дисбаланс ротора по изменению замеренных амплитуды и фазы колебаний вала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности балансировки, в качестве опор используют шарикоподшипники, перед повышением частоты вращения ротора поочередно в одной из шарикоподшипниковых опор выбирают зазоры, а амплитуду и фазу колебаний вала ротора замеряют для другой шарикоподшипниковой опоры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии приборостроения к балансировочной технике и может быть использовано для динамической или статической балансировки резонаторов твердотельного волнового гироскопа в процессе их работы на рабочих частотах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для динамической многоплоскостной балансировки вращающихся деталей механизмов, а также для балансировки роторов в сборе в различных областях машиностроения

Изобретение относится к балансировочной технике

Изобретение относится к балансировочной технике и может найти применение в любой отрасли машиностроения при балансировке дизелей

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения моментов инерции различных изделий типа тел вращения, в частности вращающихся элементов электрических машин

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно к способам и устройствам динамической балансировки роторов как в составе изделия, так и индивидуально

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано в различных отраслях промышленности для динамической балансировки различных роторов, используемых в качестве рабочих органов в технологических, производственных, энергетических и др

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано в различных отраслях промышленности для динамической балансировки различных роторов, используемых в качестве рабочих органов в технологических, производственных, энергетических и др

Изобретение относится к области балансировочной техники и может быть применено в конструкциях балансировочных станков для электроискровой отметки дисбаланса на изделии, вращающемся с частотой не менее 220 250 Гц, например веретене или расчесывающем барабанчике, применяемых в прядильно-ткацком производстве

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх