Система морских технических средств, взаимодействующих в открытом море

 

Использование: судостроение, в частности обслуживание подводного аппарата надводным судном. Сущность изобретения: система морских технических средств, взаимодействующих в открытом море, включает в себя принимаемое и обслуживающее суда и устройство управления взаимодействием судов, содержащее спускоподъемное устройство, включающее силовую раму, укрепленную на принимаемом судне с возможностью поворота вокруг оси крепления рамы. При взаимодействии судов нок силовой рамы после позиционирования судов захватывается замками, укрепленными на стопорном устройстве на подвижной платформе, которая перемещается по рельсам на обслуживающем судне. Принимаемое судно с помощью каната для подтягивания заводят в межбортное пространство принимающего судна (катамарана) и за счет перемещения платформы осуществляют подъем на борт. За счет подобной конструкции спускоподъемного устройства операции буксировки, швартовки и подъема судна исполняются одним рабочим органом. В качестве обслуживающего судна может быть использовано малотоннажное. 6 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к системам судов, взаимодействующих в условиях открытого моря, оснащенных комплексными средствами обеспечения взаимодействия судов и управления ими, и может быть использовано, например, при обслуживании подводного аппарата надводным судном катамаранного типа.

Известна система морских технических средств, взаимодействующих в открытом море, включающая принимаемое судно, обслуживающее судно и средство управления взаимодействием этих судов, а именно спускоподъемную систему для обеспечения базирования глубоководного аппарата "Пайсиз" (масса 7,5 т, Канада). Спускоподъемная система содержит установленные в кормовой оконечности обслуживающего судна выдвижной козловой кран, опоры которого установлены на катках, перемещающихся по рельсам, и который имеет жесткую стрелу с механизмом подъема груза и канатом, пропущенным через концевой блок крана [1] Подъем принимаемого судна осуществляется на одном канате с растяжками, компенсирующими колебания груза.

Недостатком известной системы является невозможность ее применения при малом соотношении водоизмещений обслуживающего и принимаемого судов.

Известна система морских технических средств, взаимодействующих в открытом море, содержащих принимаемое судно, обслуживающее судно, и средство управления взаимодействием судов в открытом море, включающее размещенные на обслуживающем судне спускоподъемное устройство, оснащенное лебедкой, канатом для подтягивания и устройством застроповки, и подвижную платформу [2] Данная система выбрана за наиболее близкий аналог изобретения.

Недостатком известной системы является невозможность ее применения при малом соотношении водоизмещений обслуживающего и принимаемого судна.

Технический результат изобретения состоит в расширении области применения на суда с малым соотношением водоизмещений и улучшении эксплуатационных характеристик за счет объединения функций буксировки, швартовки и спускоподъема в едином исполнительном узле с последующим упрощением системы как целого.

Он достигается тем, что в известной системе морских технических средств, взаимодействующих в открытом море, содержащей принимаемое судно, обслуживающее судно и средство управления взаимодействием судов в открытом море, включающее размещенное на обслуживающем судне спускоподъемное устройство, оснащенное лебедкой, канатом для подтягивания и устройством застроповки, а также подвижную платформу, спускоподъемное устройство снабжено силовой рамой, которая установлена на принимаемом судне между миделем и носом с возможностью поворота вокруг оси крепления, а подвижная платформа снабжена стопорным устройством, содержащим центрирующий узел для позиционирования принимаемого судна и замки для захвата нока силовой рамы, и установлена с возможностью перемещения вдоль корпуса судна, при этом величина хода подвижной платформы на обслуживающем судне не менее длины принимаемого судна.

Кроме того, обслуживающее судно выполнено в виде катамарана.

Кроме того, силовая рама шарнирно связана с корпусом принимаемого судна.

Кроме того, силовая рама снабжена буксирным штоком, укрепленным шарнирно на ноке рамы.

Кроме того, принимаемое судно снабжено средством крепления по-походному силовой рамы.

Кроме того, упомянутая подвижная платформа установлена с возможностью перемещения по рельсам, которые смонтированы на обслуживающем судне.

Кроме того, центрирующий узел выполнен с отверстием для ввода каната для подтягивания судна.

Сущность изобретения поясняется фиг. 1 15, отражающими конструктивное исполнение и различные технологические особенности взаимодействия судов, обеспечиваемые изобретением. Так, на фиг. 1 представлен главный вид (вид сборку) системы (принимаемого и обслуживающего судов); на фиг. 2 - кинематическая схема механизмов обслуживающего судна (вид на корму); на фиг. 3 фрагмент обслуживающего судна (платформа в корме); на фиг. 4 принимаемое судно; на фиг. 5 платформа на обслуживающем судне; на фиг. 6 выносной элемент А с фиг. 4; на фиг. 7 подтягивание принимаемого судна к корме обслуживающего судна (к платформе); на фиг. 8 подтягивание принимаемого судна с укрепленным на нем буксирным канатом под грузовой захват обслуживающего судна; на фиг. 9 траектория управляемого перемещения принимаемого судна и подъем на борт обслуживающего судна; на фиг. 10 - положение принимаемого судна на воде (поперечный разрез Б-Б на фиг. 9); на фиг. 11 положение принимаемого судна по-походному (поперечный разрез Б-Б на фиг. 9); на фиг. 12 положение элементов спускоподъемного устройства при состыкованных судах в начале подъема принимаемого судна с поверхности воды; на фиг. 13 -промежуточное положение элементов спускоподъемного устройства при подъеме принимаемого судна на борт обслуживающего; на фиг. 14 положение по-походному при подъеме принимаемого судна на борт обслуживающего судна; на фиг. 15 раскрепление принимаемого судна по-походному на борту обслуживающего судна.

Система содержит принимаемое судно подводный аппарат 1 (фиг. 1, 4, 7 - 15) и обслуживающее судно катамаран 2 (фиг. 1 3, 7 11, 15), установленную на судне 1 силовую раму 3 (фиг. 4, 6, 7, 9, 10, 12 14), которая шарнирами 4 (фиг. 4, 12 14) соединена с носовой частью принимаемого судна 1. Судно 1 снабжено средством крепления по-походному (на чертежах не показано) силовой рамы 3. На ноке силовой рамы 3 установлены элементы 5 (фиг. 4, 6, 12), предназначенные для захвата нока рамы замками, они размещены на ноке симметрично диаметральной плоскости принимаемого судна 1 и выполняют функцию ограничения хода нока и обозначения взаимодействия с замками. На ноке также размещен буксирный шток (фиг. 4, 6), шарнирно присоединенный к ноку в его середине. Принимаемое судно 1 снабжено бросательным линем 7 (фиг. 4, 5, 6), размещенным в ограждении 8 (фиг. 1, 4) входного люка. Принимаемое судно 1 оснащено также спускоподъемным устройством в виде подъемного штока 9 (фиг. 1, 12), направляющего троса 10 (фиг. 2, 12) этого штока, креплений по-походному 11 (фиг. 11, 15).

Обслуживающее судно 2 оснащено штатным швартовно-буксирным устройством (на чертежах не показано) и снабжено подвижной платформой 12 (фиг. 2, 3, 5, 7 14), установленной с возможностью продольного перемещения вдоль корпуса судна. На платформе 12 размещен центрирующий узел 13 (фиг. 2, 5, 12 14) для позиционирования принимаемого судна 1 с закрепленными на этом узле замками 14 (фиг. 2, 5, 12 14) для захвата элементов 5 рамы 3, при этом центрирующий узел 13 выполнен с отверстием для ввода каната для подтягивания (буксирного троса). Центрирующий узел 13 с замками 14 образуют стопорное устройство, которое в момент захвата замками нока силовой рамы фиксирует взаимное расположение судов 1 и 2. В связи с шарнирным креплением силовой рамы к корпусу принимаемого судна, связь элементов 5 на силовой раме с замками 14 также выполнена шарнирной.

На подвижной платформе 12 установлен клюз 15 (фиг. 2, 5, 7) с подмотчиком 16 (фиг. 2) каната для подтягивания (буксирного троса) 17 (фиг. 2, 5, 6 8), имеющего на ходовом конце захват 18 (фиг. 2, 5, 6, 7, 12) и коренным концом закрепленного на буксирной лебедке 19 (фиг. 2).

Платформа 12 при передвижении вдоль судна борта перемещается по рельсам 20 (фиг. 3) приводом 21 (фиг. 2). Судно 2 оснащено также спускоподъемным устройством, включающим грузовой трос 22 (фиг. 2, 9, 11 14) с захватом 23 (фиг. 2, 12 14) на ходовом конце и с коренным концом, закрепленным на грузовой лебедке 24 (фиг. 2, 11), а также лебедку 25 (фиг. 2) направляющего троса 10.

Обслуживающее судно 2, кроме того, оснащено креплениями по-походному 26 (фиг. 11, 15) и резиновой моторной лодкой (на чертежах не показана).

Система работает следующим образом.

Прием судна 1 на борт судна 2 в открытом море условно делится на пять последовательных операций.

1. Передача на принимаемое судно 1 и крепление на нем каната для подтягивания (буксирного троса) 17 с обслуживающего судна 2 (фиг. 1 6, 8).

Принимаемое судно 1 дрейфует у борта судна 2 с подветренной стороны. Пилот судна 1 из ограждения 8 входного люка передает на борт судна 2 бросательный линь 7. Экипаж судна 2 крепит к линю 7 канат для подтягивания (буксирный трос) 17, который затем вытравливается за борт через клюз 15 платформы 12 лебедкой 19 и подмотчиком 16.

Пилот судна 1, не выходя из ограждения 8, вытягивает за бросательный линь буксирный трос 17 с захватом 18 на ходовом конце, одевает захват 18 буксирного троса 17 на шток 6 силовой рамы 3 судна 1, закрепленной на крыше ограждения 8 (крепление по-походному на чертежах не показано) и отдает раму 3, которая разворачивается на шарнирах 4 в положение для буксировки.

2. Заводка судна 1 между корпусами судна 2 под захват 23 спуско-подъемного устройства (фиг. 2, 3, 7 10).

Судно 2 дает малый ход вперед, разворачиваясь носом к ветру и кормой к дрейфующему на буксире судну 1. Лебедка 19 выбирает буксирный трос 17, подтягивая судно 1 за силовую раму 3 к выдвинутой приводом 21 по рельсам 20 в корму судна 2 платформе 12 до стыковки рамы 3 со стопорным устройством платформы 12.

Стопорное устройство центрирующим узлом 13 с замками 14, войдя в контакт с ноком силовой рамы 3 судна 1, стопорит судно 1, автоматически ограничивая перемещения и повороты судна 1 в его горизонтальной и поперечной плоскостях. Платформа 12, передвигаясь за счет работы привода 21 между бортов корпусов в направлении миделя судна 2, буксирует судно 1 под захват 23 спускоподъемного устройства судна 2, позволяя судну 1 перемещаться и поворачиваться только в его продольной плоскости. Слабина буксирного троса 17 выбирается лебедкой 19.

3. Стыковка захвата 23 спускоподъемного устройства судна 2 с подъемным штоком 9 судна 1 (фиг. 2, 8 10, 12).

Пилот судна 1 из ограждения 8 передает на борт судна 2 ходовой конец направляющего троса 10 судна 1. Экипаж судна 2 пропускает направляющий трос 10 через захват 23 спускоподъемного устройства, крепит трос 10 на лебедке 25 и, выбирая слабину, натягивает его. Захват 23 грузового троса 22 спускоподъемного устройства по направляющему тросу 10 опускается на подъемный шток 9 судна 1 до его автоматического закрепления.

4. Подъем судна 1 спускоподъемным устройством с воды на борт судна 2 (фиг. 2, 8, 9, 11, 13, 14).

Лебедка 24 спускоподъемного устройства, выбирая грузовой трос 22, поднимает судно 1 захватом 23 до положения по-походному. Стопорное устройство платформы 12 при подъеме сдерживает перемещения судна 1 в его горизонтальной и поперечной плоскостях.

5. Раскрепление судна 1 на борту судна 2 по-походному и приведение всех бортовых устройств в исходное состояние (фиг. 2, 11, 15).

Экипаж судна 2 крепит судно 1 по-походному с помощью креплений 11, 26, отстыковывает грузовой захват 23 спускоподъемного устройства и захват 18 буксирного троса 17, отсоединяет и укладывает на судно 1 направляющий трос 10. Приводит все бортовые устройства судна 2 в исходное положение.

При спуске судна 1 с борта обслуживающего судна 2 на воду все пять вышеперечисленных операций повторяются в обратном порядке.

Особенность системы состоит в том, что соединение элементов 5 силовой рамы 3 судна 1 с замками 14 стопорного устройства платформы 12 судна 2, будучи шарнирным, возникает и существует лишь на отрезке перемещения платформы 12 вдоль борта судна 2 и подъема-спуска судна 1 с помощью спускоподъемного устройства судна 2 в целях сдерживания судна 1 при качке.

В аварийных ситуациях, когда пилот судна 1 не может выйти в ограждение 8, первая и третья операции выполняются экипажем судна 2, при этом может быть использована резиновая моторная лодка с судна 2.

Формула изобретения

1. Система морских технических средств, взаимодействующих в открытом море, содержащая принимаемое судно, обслуживающее судно и средство управления взаимодействием судов в открытом море, включающее размещенные на обслуживающем судне спуско-подъемное устройство, оснащенное лебедкой, канатом для подтягивания и устройством застроповки, и подвижную платформу, отличающаяся тем, что спуско-подъемное устройство снабжено силовой рамой, которая установлена на принимаемом судне между миделем и носом с возможностью поворота вокруг оси крепления, а подвижная платформа снабжена стопорным устройством, содержащим центрирующий узел для позиционирования принимаемого судна и замки для захвата нока силовой рамы, и установлена с возможностью перемещения вдоль корпуса судна, при этом величина хода подвижной платформы на обслуживающем судне не менее длины принимаемого судна.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что обслуживающее судно выполнено в виде катамарана.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что силовая рама шарнирно связана с корпусом принимаемого судна.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что силовая рама снабжена буксирным штоком, укрепленным шарнирно на ноке рамы.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что принимаемое судно снабжено средством крепления по-походному силовой рамы.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что упомянутая подвижная платформа установлена с возможностью перемещения по рельсам, которые смонтированы на обслуживающем судне.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что центрирующий узел выполнен с отверстием для ввода каната для подтягивания принимаемого судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , а именно к транспортным судам для перевозки плавучих средств, и может быть использовано для перевозки суперблоков с понтоном

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования транспортных доков с регулируемой осадкой

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования транспортных доков

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования транспортных доков

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования транспортных доков

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для спуска судов на воду с продольных наклонных стапелей с последующим буксированием их на мелководье или по фарватерам ограниченной глубины

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к судостроению, в частности, к судовым якорям

Изобретение относится к морскому транспорту и гидротехническим сооружениям точечных причалов для стоянок судов в открытом море для погрузки нефти

Изобретение относится к буксирным системам, в которых поддерживается электрическая связь с буксируемым объектом, преимущественно для морских систем

Изобретение относится к судостроению, а именно, к технике подводной и надводной буксировки гидронавтов

Изобретение относится к области стоянки судна в открытом море для погрузки нефти

Изобретение относится к артиллерии и может быть использовано в якореметных подводных установках (ЯМПУ)для постановки якорей, предназначенных для раскрепления мидиевых плантаций и садков для искусственного выращивания ценных пород рыб

Изобретение относится к артиллерии и может быть использовано в качестве якорного устройства (ЯУ) при раскрепления морских (подводных) объектов с помощью выстреливаемых якорей

Изобретение относится к области проведения грузовых операций в море

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам
Наверх