Вал

 

Использование: в машиностроении, в частности, в автомобилестроении, самолетостроении, тракторостроении и т.п. Сущность изобретения: вал содержит накладки с цилиндрической внешней поверхностью, установленные в местах размещения узлов трения. Поверхность вала на длине, равной длине соответствующей накладки, выполнена в виде прямой многогранной призмы с округленными ребрами, причем, округленные участки поверхности вала, расположенные под каждой накладкой, лежат на общей цилиндрической поверхности. Каждая накладка выполнена в виде разъемного вкладыша, число элементов которого равно числу граней призмы, а каждый элемент зафиксирован на валу с помощью резьбового крепежного элемента. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в частности, в автомобилестроении, самолетостроении, тракторостроении и т.п.

Известен вал, содержащий накладки, расположенные в местах размещения узлов трения [1] при этом каждая накладка выполнена в виде двух полуколец, жестко закрепленных на валу, а соединение между полукольцами выполнено в виде замка. Каждое полукольцо зафиксировано на валу с помощью винта, что упрощает процесс восстановления у вала ресурса по износостойкости. Это решение выбрано в качестве прототипа.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в увеличении ресурса работы резьбового крепежного элемента до уровня, соответствующего ресурса работы накладок.

На фиг.1 изображено сечение вала под накладкой; на фиг.2 сечение вала с накладкой, выполненной согласно первому варианту; на фиг.3 сечение вала с накладкой, выполненной согласно второму варианту; на фиг.4 элемент накладки, согласно второму варианту выполнения накладки (вид сбоку).

Вал 1 содержит накладки 2, жестко установленные на участках его поверхности в местах размещения узлов трения и имеющие цилиндрическую внешнюю поверхность с диаметром, равным D. Поверхность вала 1 под каждой накладкой 2 содержит чередующиеся плоские участки 3 и криволинейные участки 4, которые являются участками цилиндрической поверхности, соосной с данным участком вала 1 и имеющей диаметр, равный d. Иными словами, плоские участки 3 поверхности вала 1 совместно с его криволинейными участками 4 образуют многогранную призму с скругленными гранями. Накладки 2 выполнены в виде разъемного вкладыша, каждый элемент 5 которого зафиксирован с помощью крепежного элемента 6 (фиг. 2, 3), а число элементов 5 равно числу плоских участков 3 на поверхности вала 1. Вал 1 может содержать осевое отверстие 7 и радиальное отверстие 8 для подачи смазки в узел трения. При этом, целесообразно, чтобы в накладке 2 отверстие, сопряженное с радиальным отверстием 8, было выполнено в месте стыка 9 элементов 5. Поверхность элементов 5, обращенная к поверхности вала 1, может быть выполнена различно. Согласно первому варианту (фиг.2) эта поверхность имеет форму, которая являясь ответной по отношению к форме соответствующего участка поверхности вала 1, а именно: плоский центральный участок, сопряженный с двумя цилиндрическими участками. Согласно второму варианту (фиг.3 и 4) поверхность элементов 5, обращенная к поверхности вала 1 выполнена трехгранной, при этом, плоские участки 3 вала 1 соответствуют участкам граней многогранной призмы, вписанной в цилиндр диаметром и имеющей в основании правильный многоугольник. В этом случае элементы 5 имеют одинаковые размеры, а крайние грани имеют ширину h и расположены под углом к поверхности средней грани (значения h и определяются из соотношения (1).

Элементы 5 могут быть изготовлены из материалов с требуемыми триботехническими характеристиками, при этом, каких-либо особых требований к материалу, из которого выполнен вал 1, не предъявляется. Иными словами, в качестве материала для вала 1 могут быть использованы алюминиевые сплавы, имеющие преимущественно перед стальными с точки зрения весовых характеристик. Предложенная форма элементов 5 позволяет использовать методы порошковой металлургии для их изготовления. Пропитанные смазкой элементы 5, изготовленные из металлокерамики, обеспечивают высокие триботехнические характеристики узлов трения. Кроме того, полости 10 (фиг.3) могут быть использованы в качестве компенсирующих резервуаров для смазки.

Вал 1 с закрепленными на нем элементами 5 устанавливается в соответствующий механизм. В ряде случаев перед установкой вала 1 внешние поверхности накладок 2 подвергаются механической обработке, например, проточке до требуемого размера. При работе вала происходит износ элементов 5 по наружной поверхности (потеря цилиндрической формы, уменьшение диаметра).

При плановом периодическом ремонте внешние поверхности накладок 2 могут подвергаться проточке, число которых определяется исходя из минимально допустимого размера накладок 2. После выработки ресурса по износостойкости элементов 5, вал 1 извлекается из механизма, крепежные элементы 6 отворачиваются и элементы 5 отсоединяются от вала 1. Вместо пришедших в негодность элементов 5 на поверхность вала устанавливаются новые элементы 5, которые могут быть изготовлены с припуском в радиальном направлении, равным любой наперед заданной величине.

Если элементы 5 изготовлены с припуском, то перед установкой вала 1 в механизм поверхности накладок 2 подвергаются проточке.

Формула изобретения

1. Вал, содержащий накладки с цилиндрической внешней поверхностью, установленные на его поверхности в местах размещения узлов трения, при этом каждая накладка выполнена в виде разъемного вкладыша, каждый элемент которого зафиксирован на валу с помощью резьбового крепежного элемента, отличающийся тем, что поверхность вала на длине, равной длине соответствующей накладки, выполнена в виде прямой многогранной призмы со скругленными ребрами, образующими части цилиндрической поверхности одинакового радиуса, совпадающего с радиусом вала, а число граней призмы равно числу элементов разъемного вкладыша.

2. Вал по п.1, отличающийся тем, что поверхность элементов разъемного вкладыша, обращенная к поверхности вала, выполнена ответной формы по отношению к форме соответствующего участка поверхности вала.

3. Вал по п.1, отличающийся тем, что он выполнен из алюминиевого сплава, а элементы резьбового вкладыша из металлокерамики.

4. Вал по п.2, отличающийся тем, что поверхность элементов разъемного вкладыша, обращенная к поверхности вала, выполнена трехгранной, при этом крайние грани выполнены одинаковой ширины и расположены под углом к поверхности средней грани, значения которых определяют по зависимостям где h ширина крайней грани вкладыша; - угол наклона крайней грани к поверхности средней грани; n число элементов в разъемном вкладыше; D, d/2 соответственно внешний диаметр накладки и радиус цилиндрической поверхности скругленных ребер под соответствующей накладкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и поршневых компрессоров, содержащих в шатунной шейке полости для центробежной очистки масла

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многоцилиндровых двигателях внутреннего сгорания с литыми коленчатыми валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коленчатых валах компрессоров и двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двухтактным двигателям с кривошипно-камерной продувкой и совместной с топливом системой смазки

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно - к двигателестроению, и может быть использовано в конструкции поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве коленчатых валов V-образного восьмицилиндрового двигателя с углом между кривошипами 90°

Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к устройствам смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к компрессоростроению. Заявляемый вал коленчатый предназначен для использования в кривошипно-шатунных механизмах поршневых компрессоров. Вал коленчатый содержит по крайней мере одну коренную шейку (2), по крайней мере одну шатунную шейку (4) и по крайней мере одну щеку (3), в которых выполнены осевые ветви (13, 14) разветвленного масляного канала. На щеке (3) установлен разъемно противовес, а осевые ветви (13, 14) смежных коренной (2) и шатунной (4) шеек соединяет радиальная ветвь (16), выполненная в щеке (3). Выходное отверстие (17) радиальной ветви (16) расположено на посадочной поверхности щеки (3) под противовес. Технический результат: устранение самоотвинчивания заглушки из радиальной ветви масляного канала, выполненной в щеке коленчатого вала, упрощение сверления и очистки вышеуказанной радиальной ветви. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к смазке двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания оснащен шатуном и масляной форсункой. Шатун имеет малую головку шатуна, связанную с поршнем, при этом малая головка шатуна и большая головка шатуна, соединенная с коленчатым валом, связаны между собой стержневой частью. Масляная форсунка подает масло на обратную поверхность поршня. В указанном двигателе внутреннего сгорания соединительное отверстие, которое выходит на обратную поверхность поршня и соединено с отверстием под палец, проходит через малую головку шатуна. Нижняя часть внутренней цилиндрической поверхности, которая образует отверстие под палец в малой головке шатуна, больше выступает в направлении продолжения центральной оси отверстия под палец, чем верхняя часть. Изобретение обеспечивает подачу масла к скользящим поверхностям поршневого пальца и отверстиям под палец в шатуне. 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к кривошипно-шатунному механизму с поршнем с двумя шатунами для двигателя внутреннего сгорания. Отверстие (35a) на стороне одного конца маслопроводного канала бобышки для пальца (35) открывается к внутренней периферийной поверхности части (14) бобышки для пальца верхнего шатуна (3), в то время как отверстие (35b) на его стороне другого конца открывается к внешней периферийной поверхности части (14) бобышки для пальца верхнего шатуна (3). Маслопроводный канал (36) нижнего шатуна имеет отверстие (36a) стороны одного конца, выполненное так, что оно открывается к бобышке для пальца, обращенной к поверхности (33) нижнего шатуна (2), обращенной к внешней периферийной поверхности части (14) бобышки для пальца верхнего шатуна (3), и его отверстие (36b) стороны другого конца выполнено так, что оно открывается к несущей поверхности (37) шатунной шейки. Маслопроводный канал (36) нижнего шатуна выполнен так, что он направлен под заданным углом шатуна на определенную концевую кромку среди концевых кромок отверстия (35b) другой концевой стороны маслопроводного канала (35) бобышки для пальца, причем определенная концевая кромка обращена к стороне одного конца верхнего шатуна (3). Техническим результатом является увеличение подачи смазочного масла на несущий участок части бобышки для пальца, улучшение свойства противодействию заеданию части бобышки для пальца. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к подшипниковой конструкции и, например, к подшипниковой конструкции для коленчатого вала в поршневом кривошипно-шатунном механизме многорычажного типа. Подшипниковая конструкция содержит коленчатый вал (9), поддерживаемый с возможностью вращения подшипниковой частью (12) коленчатого вала, сформированной из блока (10) цилиндров двигателя внутреннего сгорания и первой крышки подшипника через вкладыш (41) подшипника, и второй вал, поддерживаемый с возможностью вращения подшипниковой частью (17) второго вала, сформированной из крышки первого подшипника и крышки второго подшипника. Вкладыш (41) коренного подшипника имеет ровный участок (42) вкладыша коренного подшипника, участок (44) масляной канавки вкладыша коренного подшипника, в котором масляная канавка (43) на стороне вкладыша (41), проходящая в круговом направлении, формируется по всей внутренней окружной поверхности, первое масляное отверстие (48), один конец которого открывается в масляной канавке (43) на стороне вкладыша (41), а другой его конец сообщается с нижним концом масляного канала (27) внутри блока (10), который проходит от масляной магистрали блока (10) к подшипниковой части (12) коленчатого вала, и второе масляное отверстие (49), один его конец открывается в масляной канавке (43) на стороне вкладыша (41), а другой его конец сообщается с верхним концом масляного канала (28) внутри крышки, который проходит от подшипниковой части (12) коленчатого вала (9) к подшипниковой части (17) вала управления. Технический результат: улучшение низкой приспособляемости конструкции. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх