Охлаждаемый шарикоподшипниковый узел

 

Использование: в машиностроении для охлаждения и смазки подшипников, преимущественно для центробежных сепараторов. Сущность: охлаждаемый подшипниковый узел содержит корпус и обоймы, в которых на валу установлены два шарикоподшипника. Между ними зажато форсуночное кольцо с форсунками, выходящими в полость между шарикоподшипниками. За подшипниками относительно форсуночного кольца расположены полости пониженного давления, гидравлически соединенные продольными каналами, выполненными со стороны внешних колец подшипников и образующими рубашку охлаждения. Форсунки форсуночного кольца направлены как в сторону одного, так и в сторону другого шарикоподшипника. Вал за одним из подшипников выходит в дренажную полость, отделенную коническим импеллерным уплотнением. Такое конструктивное исполнение узла позволяет повысить эффективность охлаждения подшипников, т.е. повысить допустимый ресурс их работы. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению для охлаждения и смазки подшипников, преимущественно для центробежных сепараторов и может быть использовано в машинах разнообразного назначения.

Известен охлаждаемый шарикоподшипниковый узел, содержащий корпус, шарикоподшипник, установленные в нем с образованием со стороны их торцов полостей, охватывающую шарикоподшипники рубашку охлаждения, вал с осевым каналом и отверстиями и закрепленное на валу распылительное средство, форсунки которого сообщены с осевым каналом [1] Недостаток в сложности обеспечения работоспособности конструкции при высоких оборотах и нагружениях, особенно применительно к центробежным сепараторам.

Технический результат повышение эффективности охлаждения подшипникового узла.

Это обуславливается тем, что в охлаждаемом шарикоподшипниковом узле, содержащем корпус, шарикоподшипники, установленные в нем с образованием со стороны их торцов полостей, охватывающую шарикоподшипники рубашку охлаждения, вал с осевым каналом и отверстиями и закрепленное на валу распылительное средство, форсунки которого сообщены с осевым каналом, распылительное средство установлено между шарикоподшипниками и выполнено в виде форсуночного кольца, при этом осевой канал вала и рубашка охлаждения сообщены между собой через отверстия вала, форсунки, полости шарикоподшипников и полости, образованные последними и корпусом. Кроме этого, форсунки могут быть направлены в стороны обоих подшипников. Далее, охлаждаемый шарикоподшипниковый узел может быть снабжен установленным в одной из полостей, образованных шарикоподшипниками и корпусом, коническим импеллерным уплотнением, состоящим из смонтированной в корпусе конической крышки и закрепленного на валу импеллерного диска, на конической поверхности которого выполнены пазы, при этом крышка и импеллерный диск расположены по отношению друг к другу с образованием гарантированного лимитированного зазора между их коническими поверхностями.

На фиг. 1 представлен охлаждаемый подшипниковый узел в разрезе; на фиг. 2 изображено сечение Б-Б фиг. 1 с продольными каналами, выполненными в виде равнорасположенных по окружности отверстий; на фиг. 3 сечение Б-Б с другим вариантом исполнения продольных каналов в виде оребренной стенки на обойме; на фиг. 4 вид А на конический импеллерный диск 16 с продольно-радиальными пазами; на фиг. 5 вид А на конический импеллерный диск в другом варианте, с криволинейно-радиальными пазами; на фиг. 6 представлен вид Г на фиг. 1 на обойму для подшипника.

Охлаждаемый шарикоподшипниковый узел имеет вал 1, на котором установлены шарикоподшипники 2 и 3. Вал 1 имеет осевой канал 4 и радиальные отверстия 5. Между шарикоподшипниками 2 и 3 установлено распылительное средство в виде форсуночного кольца 6 с форсунками 7 и 8, выходящими в полость между шарикоподшипниками 2 и 3. Форсунки 7 направлены в сторону шарикоподшипника 2, а форсунки 8 в сторону шарикоподшипника 3. Шарикоподшипники 2 и 3 вставлены в образующие корпус узла обоймы 9 и 10 соответственно, которые имеют каналы 11 и 12, являющиеся продолжением друг друга и образующие рубашку охлаждения подшипников. Обоймы 9 и 10 скреплены торцевым шлицевым соединением 13, фиксирующим угловое положение обойм друг относительно друга в собранном состоянии. Выполнение каналов 11 и 12 в виде цилиндрических отверстий изображено на фиг. 2. Эти каналы могут быть выполнены в виде пазов 14, как это показано на фиг. 3. Это другой вариант выполнения таких каналов в получившейся рубашке охлаждения шарикоподшипников. Обоймы 9 и 10 закреплены в общем корпусе 15. На валу 1 установлен конический импеллерный диск 16 импеллерного уплотнения, в которое входит и коническая крышка 17, закрепленная в корпусе 15. Между крышкой 17 и диском 16 имеется гарантированный лимитированный зазор С. На диске 16 выполнены продольно-радиальные пазы 18, конфигурация которых видна на фиг. 4. Эти пазы могут быть выполнены и криволинейно-радиальными пазами 19 (см. фиг. 5). Обойма 9 в торцевом шлицевом соединении 13 имеет торцевые выступы 20 и торцевые пазы 21 (фиг. 6). Обойма 10 имеет ответные выступы и пазы.

Функционирует устройство следующим образом. При вращении вала 1 вместе с ним вращаются внутренние кольца шарикоподшипников 2 и 3, форсуночное кольцо 6, импеллерный диск 16. Охлаждающая смазка подается (как показано стрелками на фиг. 1) по осевому каналу 4, а затем по радиальным отверстиям 5 в форсуночное кольцо 6 к форсункам 7 и 8, через которые смазка, распыляемая ввиду наличия перепада давления и в результате вращения форсуночного кольца 6 вместе с валом 1, попадает внутрь подшипников 2 и 3 на их шарики, обеспечивая смазку и охлаждение подшипников. Охлаждающая смазка не может пройти через зазор С по другую сторону импеллерного диска 16 благодаря импеллерному уплотнению, содержащему также коническую крышку 17 и разобщающему расположенную слева от диска 16 дренажную полость и полость за периферией этого импеллерного диска 16. Благодаря импеллерному диску 16 в полости за периферией импеллерного диска 16 давление будет выше, чем в полости правее подшипника 3, поэтому охлаждающая смазка будет перемещаться в каналах 11 и 12 (14), (как показано стрелками на фиг. 1) обеспечивая дополнительное охлаждение подшипников 2 и 3.

Следует отметить, что форсунки 7 и 8 могут выходить в полости подшипников 2 и 3 между внутренним и наружным кольцами шарикоподшипников.

В отдельных случаях форсуночное кольцо может быть объединено с внутренним кольцом шарикоподшипника.

Узел может содержать и еще дополнительные шарикоподшипники. Тогда общее число шарикоподшипников в устройстве может быть больше двух.

В некоторых случаях конструкция может быть оформлена таким образом, что корпус (15) и обоймы (9) и (10) будут совмещены в одной детали.

Конструктивное исполнение узла позволяет улучшить систему охлаждения и смазки подшипников за счет того, что имеет место сочетание охлаждения смазкой подшипников путем непосредственного контакта и дополнительное охлаждение теплопередачей через рубашку охлаждения. При этом обеспечивается как охлаждение, так и смазка подшипников.

Формула изобретения

1. Охлаждаемый шарикоподшипниковый узел, содержащий корпус, шарикоподшипники, установленные в нем с образованием со стороны их торцов полостей, охватывающую шарикоподшипники рубашку охлаждения, вал с осевым каналом и отверстиями и закрепленное на валу распылительное средство, форсунки которого сообщены с осевым каналом, отличающийся тем, что распылительное средство установлено между шарикоподшипниками и выполнено в виде форсуночного кольца, при этои осевой канал вала и рубашка охлаждения сообщены между собой через отверстия вала, форсунки, полости шарикоподшипников и полости, образованные последними и корпусом.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что форсунки направлены в стороны обоих подшипников.

3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен установленным в одной из полостей, образованных шарикоподшипниками и корпусом, коническим импеллерным уплотнением, состоящим из смонтированной в корпусе конической крышки и закрепленного на валу импеллерного диска, на конической поверхности которого выполнены пазы, при этом крышка и импеллерный диск расположены по отношению друг к другу с образованием гарантированного лимитированного зазора между их коническими поверхностями.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.11.2010

Извещение опубликовано: 20.11.2010        БИ: 32/2010



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в судовом машиностроении

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для охлаждения деталей машин, преимущественно опор скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к кольцеобразному узлу подшипниковой опоры для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к мостам ведущим уборочных гусеничных машин, например самоходных рисозерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Мост включает балку моста, с закрепленными на ней бортовыми редукторами с ведущими звездочками и тормозными устройствами, коробку диапазонов, бортовые фрикционы, механизм управления поворотом бортового фрикциона с гидроцилиндром двустороннего действия, тягой, ведущий барабан, оградительный щиток ведущего барабана, соединительные муфты с компенсационным валом, механизм привода. Механизмы управления поворотом бортового фрикциона и тормозным устройством бортового редуктора не связаны между собой кинематически и управляются из кабины раздельно. На наружной поверхности ведущего барабана на всю его ширину выполнены выступы в виде лопастей, равномерно расположенные по всему периметру диаметральной поверхности ведущего барабана. В оградительном щитке выполнены вентиляционные щелевые отверстия в виде жалюзи, при этом между поверхностью внутреннего диаметра радиально-упорного подшипника и наружной поверхностью ступицы отжимного диска бортового фрикциона размещена термоизоляционная втулка. Достигается повышение надежности устройства путем снижения температурного режима работы бортовых фрикционов и защиты радиально-упорного подшипника бортового фрикциона от перегрева. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области сверхмощных подшипников качения, в частности к подшипниковой системе и промежуточному элементу для нее. Подшипниковая система содержит подшипник качения, снабженный внешним кольцом, промежуточным элементом и элементом корпуса. Подшипник качения выполнен с возможностью установки в элемент корпуса. Промежуточный элемент расположен между внешним кольцом подшипника качения и элементом корпуса. Между внешним кольцом подшипника качения и промежуточным элементом образована первая контактная зона, а между промежуточным элементом и элементом корпуса образована вторая контактная зона. В первой контактной зоне образована система охлаждения. Система охлаждения имеет одну выемку для охлаждения, в частности канал для охлаждения, через который может протекать средство охлаждения. Во второй контактной зоне образована система демпфирования. Система демпфирования имеет одну выемку для демпфирования, через которую полость для демпфирования во второй контактной зоне может заполняться средой для демпфирования. Достигается улучшение охлаждения подшипниковой системы. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к корпусу (1) подшипника для подшипника качения, выполненному с внутренним проходом (7) с впускным отверстием (8) и выпускным отверстием (10) для охлаждающей среды. Корпус (1) представляет собой цельнолитой элемент с проходом (7) для охлаждающей среды, полностью встроенным в изделие корпуса (1). Также заявлена линия прокатки для машины непрерывного литья, содержащая упомянутый корпус (1). Технический результат: увеличение срока службы корпуса подшипника, и гарантирует при изготовлении отсутствие возможных проблем качества изделия, главным образом трещин и проблем коррозии, вызванных сварными швами. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение касается устройства подшипника качения. Устройство подшипника качения содержит, по меньшей мере, одно наружное кольцо (4) подшипника, один кольцеобразный промежуточный элемент (9) и один корпус. Подшипник качения установлен таким образом в корпусе, что промежуточный элемент (9) расположен между наружным кольцом (4) подшипника и корпусом, причем между наружным кольцом (4) и промежуточным элементом (9) образуется первая зона контакта, а между промежуточным элементом (9) и корпусом образуется вторая зона контакта. В первой зоне контакта расположена система охлаждения, имеющая, по меньшей мере, одну охлаждающую выемку, в частности канал (5) охлаждения, по которой протекает охлаждающее вещество, в частности охлаждающая жидкость, а во второй зоне контакта расположена система демпфирования, имеющая, по меньшей мере, одну демпфирующую выемку, через которую демпфирующее полое пространство может заполняться во второй зоне контакта демпфирующей жидкостью. Наружное кольцо (4) расположено в промежуточном элементе (9) с возможностью вращения, а на торцевой стороне наружного кольца (4) находится расположенный по периметру буртик (6) для улавливания масла, установленный с возможностью улавливания масла и направления его в первую зону контакта. Технический результат: создание усовершенствованного устройства подшипника качения, которое, предпочтительно, применяется для авиационных двигателей, а также для стационарных газовых турбин, в котором одна единственная система подачи жидкости обеспечивает как охлаждение, так и демпфирование устройства подшипника качения. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх