Система заправки топливных баков летательного аппарата

 

Относится к области авиастроения, в частности к конструкции системы заправки топливом самолета. Сущность изобретения заключается в том, что в высших точках стрингеров верхней панели главного бака выполнены отверстия, на уровне которых расположен срез заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода, соединяющего главный и вспомогательный баки, а срез выходного патрубка переливного трубопровода, проложенного из вспомогательного в главный бак, расположен во вспомогательном баке на уровне среза заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода. Кроме того, в топливных баках установлены подключенные к заправочной горловине трубопроводы с кранами заправки. Использование изобретения позволит максимально заполнить главный бак, а также исключить выброс топлива из главного бака в дополнительный при эволюциях самолета и на стоянке, и, кроме того, упростить систему заправку, уменьшить ее вес и стоимость, и упростить обслуживание. 2 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, а более конкретно к устройствам для заправки топливом летательного аппарата. Известна система заправки, содержащая снабженную дренажной системой группу баков, один из которых подключен к заправочной горловине и соединен переливными трубопроводами с остальными баками ( авт.св. N 338450, кл. B 64 D 37/16 1970 г.).

Недостатком системы является ее повышенный вес, т.к. переливные трубопроводы должны иметь достаточно большое проходное сечение, чтобы обеспечить равномерную заправку баков, иначе излишки топлива в первом баке будут выплескиваться через дренаж, либо будет преждевременно срабатывать сигнализатор уровня, что уменьшает объем заправляемого топлива.

Наиболее близкой к предлагаемой является система заправки топливных баков летательного аппарата, содержащая подключенные к заправочной горловине трубопровода с кранами заправки, а также переливные трубопроводы, проложенные в топливных баках, выполненных в виде состоящих из верхней и нижней силовых панелей, подкрепленных стрингерами, кессонов, разделенных герметичной перегородкой на главный и вспомогательный баки, а также дренажную систему, состоящую из дренажного бака с воздухозаборником дренажа и дренажным трубопроводом, соединяющим вспомогательные баки с атмосферой и дополнительный дренажным трубопроводом (см. книгу Лещинер А.Б. и др. "Проектирование топливных систем самолетов", М. Машиностроение 1991 г, стр. 182 рис. 6.6.).

В известной системе топливо поступает в группу баков через кран заправки и растекается по этой группе по общему уровню. Сигнализатор предельной заправки, расположенный в одном из баков, распространяет недозалив топлива и на другие баки, что приводит к значительному увеличению недозаправляемого топлива. Кроме того, известная конструкция снабжена несколькими кранами заправки, каждый из которых подключен к своему баку, что усложняет и удорожает систему, а также увеличивает ее вес.

Изобретение направлено на решение задачи обеспечения максимального заполнения топливных баков, упрощения конструкции системы, снижению ее веса и стоимости.

Указанный технический результат достигается тем, что в системе заправки топливных баков летательного аппарата, содержащей подключенные к заправочной горловине трубопровод с кранами заправки, а также переливные трубопроводы, проложенные в топливных баках, выполненных в виде состоящих из верхней и нижней силовых панелей, подкрепленных стрингерами, кессонов, разделенных герметичной перегородкой на главный и вспомогательный баки, а также дренажную систему, состоящую из дренажного бака с воздухозаборником дренажа и дренажным трубопроводом, соединяющим вспомогательные баки с атмосферой и дополнительным дренажным трубопроводом, в самой высокой части каждого из стрингеров верхней силовой панели главного бака выполнены отверстия, на уровне которых расположен срез заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода, соединяющего главный и вспомогательный баки, а срез выходного патрубка переливного трубопровода расположен во вспомогательном баке на уровне среза заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода.

Выполнение отверстия в стрингерах верхней силовой панели обеспечивает максимальное заполнение главного бака за счет перетока топлива по этим отверстиям и вытеснения топливом воздуха из главного бака по дополнительному дренажному трубопроводу во вспомогательный бак, из которого он затем удаляется по штатной дренажной системе. Предлагаемое выполнение переливного трубопровода позволяет вести заправку вспомогательного бака только после заправки главного бака, а также практически исключить выброс топлива из главного бака во вспомогательный при эволюциях и полностью исключить это при стоянке летательного аппарата. Кроме того, заправка вспомогательного бака через полностью заправленный главный бак позволяет использовать для данной группы баков только один кран заправки", что упрощает систему, снижает ее вес и стоимость, т.к. переливной трубопровод не требует обслуживания, а его вес и стоимость существенно ниже, чем у крана заправки.

На фиг. 1 показан общий вид системы заправки топливом самолета; на фиг. 2 сечение А-А фиг. 1 Поскольку топливная система выполнена симметричной, то на фиг. 1 показана только одна половина системы заправки, а вторая половина аналогична ей.

Система заправки топливных баков летательного аппарата содержит подключенные к заправочной горловине 1 трубопроводы 2 с кранами заправки 3, а также переливные трубопроводы 4, проложенные в топливных баках, выполненных в виде состоящих из верхней 5 и нижней 6 силовых панелей, подкрепленных стрингерами 7, кессонов, разделенных герметичной перегородкой 8 на главный 9 и вспомогательный 10 баки.

В самой высокой части каждого из стрингеров 7 верхней силовой панели 5 главного бака 9 выполнены отверстия 11, на уровне которых расположен срез 12 заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода 13, соединяющего главный 9 и вспомогательный 10 баки, и срез 14 выходного патрубка переливного трубопровода расположен во вспомогательном баке 10 на уровне среза 12 заборного патрубка дополнительного трубопровода 13. Кроме тогодренажный бак 15 с воздухозаборником дренажа 16 соединен дренажным трубопроводом 17 через вспомогательный бак 10 с атмосферой.

Система работает следующим образом.

Топливо от топливозаправщика (не показан) поступает в горловину 1 и по трубопроводу 2 через краны заправки 3 поступает в топливные баки 9 и 10. По мере заполнения главного бака 9 воздух из него сбрасывается в дополнительный бак 10 по дополнительному дренажному трубопроводу 13 и частично по переливному трубопроводу 4. Для обеспечения максимально возможной заправки топливом главного бака 9 необходимо обеспечить максимальное заполнение всех межстрингерных проемов верхней панели 5, для чего в высших частях стрингеров 7 главного бака 9 выполнены отверстия 11 и срез 12 входного патрубка дополнительного дренажного трубопровода 13 выведен именно на этот уровень. Таким образом обеспечивается практически полное вытеснение воздуха из главного бака 9 и соответственно заполнение его топливом.

Для исключения перетекания топлива из главного бака 9 в дополнительный на земле и для обеспечения заправки главного бака 9 по уровню среза 12 заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода 13 срез 14 выходного патрубка переливного трубопровода 4 во вспомогательном баке 10 расположен на уровне среза 12 заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода 13.

Таким образом обеспечивается наиболее полное заполнение главного бака, т. к. сигнализатор уровня окончания полной заправки главного и вспомогательного бака ( не показан) расположен во вспомогательном баке и ограничения по недоливу, связанные с конструкцией датчика и его компоновкойотносятся только к вспомогательному баку.

Формула изобретения

Система заправки топливных баков летательного аппарата, содержащая подключенные к заправочной горловине трубопроводы с кранами заправки, а также переливные трубопроводы, проложенные в топливных баках, выполненных в виде состоящих из верхней и нижней силовых панелей, подкрепленных стрингерами, кессонов, разделенных герметичными перегородками на главные и вспомогательные баки, а также дренажную систему, состоящую из дренажного бака с воздухозаборником дренажа и дренажным трубопроводом, соединяющим вспомогательные баки с атмосферой и дополнительным дренажным трубопроводом, отличающаяся тем, что в самых высоких частях каждого из стрингеров верхней силовой панели главного бака выполнены отверстия, на уровне которых расположен срез заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода, соединяющего главный и вспомогательный баки, а срез выходного патрубка переливного трубопровода расположен во вспомогательном баке на уровне среза заборного патрубка дополнительного дренажного трубопровода.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, именно к устройствам для заправки топливных баков летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к авиастроению, в частности, к топливозаправочной технике

Изобретение относится к системам управления заправкой топлива на летательном аппарате

Изобретение относится к горловинам для открытой заправки баков летательных аппаратов

Изобретение относится к системам топливозаправки на летательных аппаратах

Изобретение относится к системам заправки летательных аппаратов компонентами топлива, преимуществено гибких рукавов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке в части средств заправки топливных отсеков

Изобретение относится к аэродромным автотопливозаправщикам, предназначенным для заправки летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к устройству и способу для испытания системы топливных баков воздушного судна

Изобретение относится к авиастроению, в частности к топливозаправочной технике

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам дозаправки летательного аппарата. Заправочное оборудование воздушного судна содержит систему трубопроводов, топливные баки, первые клапаны, датчик, показывающий давление или скорость потока, привод первых клапанов и электронный управляющий блок. Трубопровод подачи соединен с множеством трубопроводов подачи топлива в баки через первые клапаны. Первые клапаны позволяют отсоединять каждый топливный бак от трубопровода подачи топлива и регулировать параметры потока, проходящего через канал клапана, посредством привода. Первые клапаны содержат корпус, который может быть по выбору установлен в нескольких положениях между полностью открытым и полностью закрытым положением. Электронный управляющий блок приспособлен для регулирования канала первых клапанов с использованием данных с датчиков давления или скорости потока. Способ дозаправки баковой системы, включающий этапы подачи в трубопровод потока топлива с заданной скоростью, распределение заданной скорости потока между топливными баками, оценку параметра потока датчиком скорости или давления потока и регулировку каналов первых клапанов посредством электронного управляющего блока. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к устройствам заправки топливом самолета. Устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, заправочные горловины (2, 3) которого установлены на верхней площадке поворотного коллектора (1). Коллектор (1) расположен в плоскости симметрии самолета и шарнирно закреплен в нижней части. Расположение заправочных горловин (2, 3) при вертикальном положении коллектора (1) превышает верхний уровень топливных баков (7). Изобретение обеспечивает гарантированную заправку правого и левого баков V-образного крыла при всех допустимых углах крена самолета на стоянке. 4 ил.

Изобретение относится к заправочной горловине топливного бака. Устройство заправочной горловины бака для текучей среды содержит патрубок заправочной горловины, первую пробку для предотвращения переполнения бака, и вторую пробку для предотвращения вытекания текучей среды из бака нежелательным способом, первый поплавок, механически соединенный с первой пробкой так, чтобы перевод первого поплавка в заранее определенное положение переводил первую пробку в закрытое положение, и удерживающую систему для удержания второй пробки, которая при вытекании текучей среды из бака закрывает вторую пробку, а когда текучая среда входит в бак, открывает вторую пробку. В рабочем положении устройства и под действием тяжелого элемента удерживающая система непрерывно воздействует на вторую пробку, стремясь удержать вторую пробку постоянно в закрытом положении. Достигается защита от переполнения бака. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх