Муфта сцепления

 

Использование: в машиностроении, автотракторостроении. Сущность изобретения: муфта содержит ведущее и ведомое звенья, последнее из которых смонтировано на ведомом валу, подпружиненные в окружном направлении тела заклинивания, вилку переключения и механизм управления перемещением вилки в окружном направлении. Снабжена втулкой, установленной с возможностью осевого перемещения вдоль ведомого вала. Нажимные подшипники закреплены на втулке. Ведущее звено выполнено в виде двух концентрично расположенных элементов и образующих полости с поперечным сечением в виде клина, вершины смежных полостей которых разнонаправлены. Механизм управления перемещением вилки выполнен в виде рычагов. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к автотракторостроению и может быть использовано в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента, кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов трансмиссии транспортных средств и тяговых средств.

Известна однодисковая муфта сцепления нормально замкнутого посредством пружины типа, включающая корпус, ведущий, нажимной и ведомый фрикционные диски. При этом ведомый диск оснащен гасителем крутильных колебаний, а механизм управления работой муфты выполнен в виде рычажной системы и выжимного подшипника, закрепленного на втулке с возможностью осевого перемещения. (Автомобиль. Основы конструкции. М. Машиностроение, 1986, с. 114, фиг. 88а).

Известна реверсивная муфта, которая соединяет две кинематические цепи. В зависимости от включения муфта может передавать момент вращения в обоих направлениях. Муфта содержит ведущий и ведомый элементы, в полости между которыми установлены подпружиненные тела заклинивания, управления которыми осуществляется посредством вилки (Ряховский О.А. Иванов С.С. Справочник по муфтам -Л. Политехника, 1991, стр. 251, фиг. 5.2 г). Данная муфта принята за прототип.

Технический результат состоит в возможности расширить эксплуатационные возможности устройства, использовать в качестве муфты сцепления в транспортных и тяговых средствах, где требуется кратковременное разъединение ведущего и ведомого вала при переключении передач, трогания и торможения как двигателем, так и тормозной системой, предохранить трансмиссию от динамических нагрузок при малых габаритах, обеспечения функциональной надежности и высоким КПД.

На фиг. 1 дана муфта сцепления продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез (частично), на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг. 2 (на вилку перекллючения).

Реверсивная муфта сцепления содержит ведущее звено 1 с клиновыми противоположно направленными полостями 2, в которых расположены подпружиненные тела заклинивания 3. При этом ведущее звено 1 выполнено составным из двух концентрично расположенных элементов, связанных друг с другом в окружном направлении посредством пружин 4, образуя гаситель крутильных колебаний. Посредством тел заклинивания 3 ведущее звено 1 взаимодействует с ведомым звеном 5, закрепленным на ведомом валу 6 шлицами 7. Ведущее звено 1 в целом жестко прикреплен к маховику 8 двигателя (на фиг. не обозначен) внутреннего сгорания. Концентрично звеньям 1 и 5 к звену 1 шарнирно прикреплена посредством 9 вилка управления 10 с возможностью взаимодействия с телами заклинивания 3 и рычагами 11, шарнирно прикрепленными с торцевой стороны ведущего звена 1 с возможностью ограниченного перемещения относительно торца и взаимодействия с нажимным подшипником 12, закрепленным на втулке 13, установленной с возможностью осевого перемещения на ведомом валу 6 или по направляющей втулке 14 корпуса 15. Рычаги 11 подпружинены относительно торца ведущего звена 1 пружинами 16. Вилка управления 10 выполнена, например, по торцу с наклонными пазами 17, взаимодействующими с рычагами 11 с возможностью поворота вилки в направлении расширения клиновых полостей 2 одного направления. Взаимодействие рычагов 11 с вилкой 10 может быть осуществлено и другими способами, например, реечным, винтовым соединениями.

Муфта сцепления работает следующим образом.

От коленчатого вала двигателя (на фиг. не показано) вращенье в направлении получает маховик 8 и жестко в нему прикрепленное ведущее звено 1 муфты, состоящее из двух концентрично расположенных элементов, связанных между собой пружинами 4 в окружном направлении, образуя гаситель крутильных колебаний. Подпружиненные тела закрепления 3, расположенные в клиновых полостях 2 одного направления ведущего звена 1, заклинивают (фрикционно соединяют) ведущее 1 и ведомое 5 звенья. Ведомое звено 5 посредством шлицев 7 передает крутящий момент ведомому валу 6 (первичному валу коробки передач).

Для переключения передачи необходимо ведущий и ведомый валы, т.е. ведущее звено 1 и ведомое звено 5 разъединить. Для этого системой управления (на фиг. не показано) сообщается осевое перемещение нажимной втулки 13 с нажимным подшипником 12 справа налево по фиг. 1. Втулка 13 перемещается по направляющей 14 корпуса 15 коробки передач вдоль оси ведомого вала 6. Подшипник 12 взаимодействует с рычагами 11, шарнирно закрепленными со стороны торца на ведущем звене 1. Рычаги 11 поворачиваются, сжимая пружины 16, и воздействуют, например, на стенки наклонных пазов 17 вилки управления 10 (в направлении Б на фиг. 3), которая поворачивается на подшипнике 9, закрепленном в ведущем звене 1, в сторону расширения клиновых полостей одного направления (в направлении С по фиг. 3), выталкивая тела заклинивания 3 в сторону расширения клиновых полостей 2 (в направлении по фиг. 2). Происходит размыкание ведущего 1 и ведомого 5 звеньев муфты. При этом тела заклинивания, расположенные в клиновых полостях 2 противоположного направления, не препятствуют свободному относительному вращению звеньев 1 и 5. Производится переключение (или включение) передачи. Система управления (с помощью педали сцепления) включается в обратном порядке. Элементы 13, 12, 11, 10 перемещаются также в обратном направлении под воздействием других элементов системы управления (на фиг. не обозначены) и в том числе пружин 16 возврата рычагов 11. Тела заклинивания 3 соединяют ведущее 1 и ведомое 5 звенья муфты, передавая крутящий момент двигателя первичному валу коробки.

В режиме торможения транспортного средства двигателем угловая частота вращения ведомого звена 5 больше угловой частоты вращения ведущего звена 1, поэтому ведущее 1 и ведомое 5 звенья муфты соединяются посредством тел заклинивания 3, расположенных в клиновых полостях 2 противоположного направления. Для переключения в этом случае разъединение ведущего и ведомого элементов производится перегазовкой двигателя при выжатой педали сцепления.

Кинематическое взаимодействие рычагов 11 с вилкой управления 10 может быть осуществлено и другими способами, обеспечивающими при линейном перемещении рычагов 11 под воздействием нажимного подшипника 12 поворот вилки, например, винтовой, зубчатой и т.д. парами.

Масса и момент инерции ведомого звена 5 в предлагаемом устройстве снижены до минимума путем размещения элементов гасителя крутильных колебаний и элементов управления вилкой переключения, как и самой вилки, на ведущем звене 1.

Формула изобретения

Муфта сцепления, содержащая ведущее и ведомое звенья, последнее из которых смонтировано на ведомом валу, подпружиненные в окружном направлении тела заклинивания, вилку переключения, установленную с возможностью взаимодействия с телами заклинивания, и механизм управления перемещением вилки в окружном направлении, отличающаяся тем, что она снабжена установленной с возможностью осевого перемещения вдоль ведомого вала втулкой, закрепленным на последней нажимным подшипником, ведущее звено выполнено в виде двух концентрично расположенных элементов, связанных между собой в окружном направлении пружинами и образующих полости с поперечным сечением в виде клина, вершины смежных полостей которых разнонаправлены, механизм управления перемещением вилки выполнен в виде подпружиненных в радиальном направлении рычагов, шарнирно закрепленных к одному из торцов ведущего звена с возможностью ограниченного перемещения относительно указанного торца и кинематического взаимодействия с вилкой переключения и нажимным подшипником, при этом тела заклинивания размещены в упомянутых полостях, а вилка переключения установлена с возможностью взаимодействия с телами заклинивания, расположенных в полостях с идентичным расположением их вершин.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в бесступенчатых импульсных вариаторах скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный и реверсирования вращения ведомого вала

Муфта // 1594323
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных вариаторах и трансформаторах вращающего момента

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для соединения валов при передаче большой мощности и высокой частоте включения и может найти применение в качестве реверсивной обгонной муфты в высокомоментных вариаторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к реверсивным обгонным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для преобразования колебательного вращения в однонаправленное, что используется в нефрикционных высокомоментных вариаторах

Изобретение относится к контроллеру разблокирования нереверсивной системы передачи вращения для управления положением вращения. Контроллер разблокирования нереверсивной передачи вращения, причем нереверсивная система передачи вращения содержит входной вал, выходной вал и нереверсивный элемент передачи вращения, который расположен между входным валом и выходным валом. Контроллер разблокирования содержит средство определения направления вращения входного вала, определяющее, является ли направление вращения входного вала тем же или противоположным направлению нагружающего крутящего момента выходного вала. Средство установки крутящего момента разблокирования на основе результата определения средства определения направления вращения входного вала устанавливает крутящий момент разблокирования более высоким, когда направление вращения входного вала и направление нагружающего крутящего момента выходного вала являются теми же самыми, как когда блокировка снята, чем когда направление вращения входного вала противоположно направлению нагрузочного крутящего момента выходного вала. Упрощается операция управления. 5 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх