Камера сгорания

 

Использование: энергетическое, транспортное и химическое машиностроение, в частности газотурбинные установки. Сущность изобретения: камера сгорания содержит регистровую горелку 1 с лопаточным завихрителем воздуха 2 и пламенную трубу 3, на которой установлены воздухонаправляющие патрубки 4. Пламенная труба и горелка расположены в корпусе 5 камеры сгорания. Поступающий от компрессора в корпус 5 воздух частично закручивается завихрителем 2, закрученные струи поступают в огневую зону, в которую одновременно через топливораздающее устройство горелки 1 подается топливо. На расстоянии от горелки менее Хo топливовоздушная смесь по составу близка к стехиометрической, что обеспечивает устойчивость факела. На расстоянии Xo в приосевую высокотемпературную зону через патрубки 4 поступает воздух, при этом температура в этой зоне снижается до уровня, при котором уменьшается скорость образования оксидов азота при интенсивном горении и высокой полноте сгорания топлива. Снижение эмиссии оксидов азота при обеспечении оптимальных характеристик горения достигается за счет угла установки, диаметра и количества воздухоподводящих патрубков 4, которые определены по предлагаемым формулам. После завершения процесса горения продукты сгорания через отверстия смесителя в пламенной трубке разбавляются воздухом до заданной температуры перед турбиной. Технический результат: обеспечение токсичности выхлопа газотурбинных установок в пределах действующих стандартов. 1 ил.

Изобретение относится к энергетическому, транспортному и химическому машиностроению и может быть использовано в газотурбинных установках.

Широко известны камеры сгорания, содержащие регистровую горелку, включающую лопаточный завихритель воздуха, и пламенную трубу с отверстиями для подачи воздуха в зону горения [1] Недостатком таких камер сгорания является высокая токсичность продуктов сгорания, обусловленная высокой концентрацией оксидов азота. Причиной значительной эмиссии оксидов азота является приосевая зона высоких температур, начинающаяся вблизи горелки и имеющая значительную протяженность. Продолжительное время пребывания продуктов сгорания в этой зоне приводит к интенсивному образованию NOx.

Диаметр, количество и расположение отверстий в пламенных трубах существующих камер сгорания не обеспечивают подачи воздуха в зону максимальных температур, необходимой для низкотоксичного сжигания топлива.

Известна камера сгорания, содержащая регистровую горелку, включающую лопаточный завихритель воздуха, и пламенную трубу, на которой установлены воздухонаправляющие патрубки [2] Установка патрубков на пламенной трубе позволяет увеличить глубину проникновения струй воздуха и придать им необходимое направление.

Однако в существующих камерах сгорания диаметры, углы установки и количество патрубков не обеспечивают условий для низкотоксичного сжигания топлива. Как правило, патрубки используются для подачи воздуха в зону разбавления, которая расположена достаточно далеко от горелки. Продолжительное пребывание продуктов сгорания в зоне высоких температур является причиной высокой эмиссии оксидов азота.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в снижении токсичности продуктов сгорания.

Техническим результатом, который может быть достигнут при осуществлении изобретения, является обеспечение токсичности выхлопа газотурбинных установок в пределах действующих стандартов.

Предлагаемая камера сгорания содержит регистровую горелку, включающую лопаточный завихритель воздуха, и пламенную трубу, на которой установлены воздухонаправляющие патрубки, и отличается от прототипа тем, что угол установки, диаметр и количество патрубков определяются следующими соотношениями где Dп диаметр окружности, проведенной через оси патрубков в их выходном сечении, Хп осевое расстояние от горелки до этой окружности, Хo (0,7-2,5) dp диаметр завихрителя регистровой горелки,
угол закрутки потока в завихрителe,
ap,I, коэффициенты избытка воздуха в регистровой горелке, в первичной зоне (aI=1,8-2,4) и общий в камере сгорания,
Dпт диаметр пламенной трубы,
Fп,Fp,F площади проходных сечений патрубка, завихрителя, суммарная пламенной трубы и завихрителя.

Суть изобретения состоит в том, что указанные выше параметры патрубков обеспечивают такие условия сжигания топлива, при которых отсутствует протяженная высокотемпературная зона, являющаяся причиной высокой эмиссии оксидов азота, и в то же время не ухудшаются пусковые характеристики и устойчивость горения.

Исследования, проведенные на стендовых моделях и натурных камерах сгорания, показали, что такими условиями являются:
1. Струи воздуха должны попадать в зону максимальных температур на расстоянии от горелки, равном хo= (0,7-2,5)dp. При подаче струй ближе, чем 0,7dp, к горелке ухудшаются пусковые характеристики и устойчивость горения. Удаление струй более чем на 2,5dp от горелки резко снижает эффективность их действия.

2. Глубина проникновения струй в сносящий поток газов должна быть достаточной для того, чтобы они достигали зоны максимальных температур. Анализ экспериментальных данных по полям температур в одногорелочных камерах сгорания показывает, что диаметр зоны максимальных температур составляет приблизительно 1/3 диаметра пламенной трубы.

3. Расход воздуха через патрубки должен обеспечивать в первичной зоне коэффициент избытка воздуха в пределах aI= 1,82,4. При < 1,8 эффективность патрубков снижается вследствие температуры в первичной зоне. При > 2,4 ухудшается устойчивость горения, появляется недожог.

Исходя из этих условий, с использованием формулы для максимальной глубины проникновения круглых струй в пламенную трубу трубчатой камеры сгорания и уравнения оси круглой струи в сносящем потоке были получены соотношения (1), (2), (3) для расчета воздухонаправляющих патрубков.

Установка патрубков под углом , определенным по формуле (1), к оси камеры сгорания обеспечивает попадание струй воздуха в зону максимальных температур на требуемом расстоянии от горелки.

Выбор диаметра dп и количества n патрубков в соответствии с формулами (2) и(3) обеспечивает необходимую глубину проникновения струй воздуха в сносящий поток и заданный коэффициент избытка воздуха в первичной зоне.

На чертеже изображен продольный разрез камеры сгорания.

Камера сгорания содержит регистровую горелку 1, включающую лопаточный завихритель воздуха 2, и пламенную трубу 3, на которой установлены воздухонаправляющие патрубки 4. Пламенная труба и горелка расположены в корпусе 5.

При работе камеры сгорания воздух от компрессора поступает в корпус 5 камеры сгорания. С помощью завихрителя 2 часть воздуха закручивается и поступает в огневую зону. Одновременно с закрученной струей воздуха в огневую зону через топливораздающее устройство горелки 1 подают топливо. На расстояниях от горелки менее хo топливовоздушная смесь по составу близка к стехиометрической, что обеспечивает устойчивость факела и хорошие пусковые характеристики. На расстоянии хo в приосевую высокотемпературную зону с помощью патрубков 4 подают струи воздуха, снижая ее температуру до уровня, при котором скорость образования оксидов азота мала, но в то же время процесс горения протекает достаточно интенсивно и полнота сгорания топлива остается высокой. После завершения процесса горения ниже по потоку через отверстия смесителя в пламенной трубе (на чертеже не показаны) продукты сгорания разбавляются воздухом до заданной температуры газа перед турбиной.

Как видно из чертежа и описания, предлагаемая камера сгорания содержит широко применяемые в этих устройствах элементы: цилиндрические и конические обечайки, лопаточный завихритель, топливораздающее устройство. Поэтому его реализация не вызывает каких-либо технических проблем.

Большим достоинством камеры сгорания является том, что ее конструкция позволяет с минимальными затратами путем установки на пламенную трубу воздухонаправляющих патрубков проводить экологическую модернизацию действующих агрегатов непосредственно на объектах эксплуатации.


Формула изобретения

Камера сгорания, содержащая регистровую горелку, включающую лопаточный завихритель воздуха, и пламенную трубу с установленными на ней воздухонаправляющими патрубками, отличающаяся тем, что угол установки, диаметр и количество патрубков определяются из следующих соотношений:



где Dп диаметр окружности, проведенной через оси патрубков в их выходном сечении;
хn осевое расстояние от горелки до этой окружности;
хо (0,7-2,5);
dp диаметр завихрителя регистровой горелки;
угол закрутки потока в завихрителе;
ap, I, коэффициенты избытка воздуха в регистровой горелке, в первичной зоне (di=1,8-2,4) и общий в камере сгорания;
Dпт диаметр пламенной трубы;
Fп, Fp, Fе площади проходных сечений патрубка, завихрителя, суммарная площадь пламенной трубы и завихрителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и касается горелочных устройств с предварительным смешением, предназначенных для камер сгорания газотурбинных установок (ГТУ), работающих на природном газе или легком жидком топливе

Изобретение относится к смесительным устройствам камер сгорания, подогревателей и газогенераторов энергетических установок и позволяет расширить диапазон стабильных характеристик смешения

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей для авиации и энергетических установок, а именно - с кольцевыми камерами сгорания

Изобретение относится к камере сгорания для газовой турбины, которая вдоль оси является протекаемой текущим из компрессорной части к турбинной части, поступающим на входе и имеющим завихрение потоком сжатого воздуха, с расположенным на входе кольцевым каналом и расположенной в нем впускной частью для отделения частичного потока из потока, причем впускная часть сообщается с пилотными горелками для стабилизации горения в камере сгорания

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к авиадвигателестроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам, предназначенным для сжигания топливно-воздушной смеси (камерам сгорания ГТД), или устройствам, в которых применяется пленочное охлаждение в других отраслях техники
Наверх