Зубчатая цилиндрическая передача

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатые колеса с разными углами наклона. Рабочие поверхности зубчатых колес образованы эвольвентами. Угол зацепления выбран в зависимости от комплексного параметра, характеризующего уровень деформативности редуктора, в котором используется зубчатая передача. Комплексный параметр рассчитывается по математической формуле, в которую входят максимально возможные углы перекоса и непараллельность осей колес, коэффициент нагруженности редуктора, углы наклона взаимодействующих колес. 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузкой способности.

Известна зубчатая передача, рабочие поверхности которой образованы эвольвентами [1] Фактический угол зацепления такой передачи выбран в соответствии с математической зависимостью, в которую входят углы профиля зуба, номинальный угол зацепления, передаточное число и др. элементы геометрии зубчатой передачи (см. формулу изобретения). Такая зубчатая передача, по утверждению заявителя, обладает повышенной нагрузочной способностью. Однако при работе такой передачи в приводном механизме, например в редукторе вертолета, детали которого обладают повышенной деформативностью, а сам редуктор работает в условиях разнорежимного нагружения, перекос и непараллельность осей зубчатых колес неизбежны, а это приводит к снижению ресурса редуктора.

Известна цилиндрическая зубчатая передача [2] в которой для компенсации влияния перекоса на условия зацепления и получения контакта зубьев по всей длине под нагрузкой взаимодействующие колеса выполнены с разными углами наклона зубьев: где y абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад); 1 и 2 углы наклона взаимодействующих колес (рад).

В условиях разнорежимного нагружения даже использование в редукторах зубчатых колес с разными углами наклона зубьев не позволяет устранить перекос. Это приводит к значительному снижению ресурсов работы редуктора.

Перекос в зубчатой передаче неизбежен из-за влияния неточности изготовления деталей и в случае применения редукторов с достаточно жесткими деталями и корпусом.

Задачей настоящего изобретения является устранение негативного влияния перекоса и непараллельности осей зубчатых колес и, как следствие, повышение несущей способности и ресурса передачи.

Это достигается благодаря тому, что в зубчатой цилиндрической передаче, содержащей зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, угол зацепления выбран по зависимости: tw= 24+twd, где tw угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес (град); tw комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, в котором использована зубчатая передача (град), определяемый по формуле: tw= [108у(0,91п+0,41нп-у)]1/2, где п максимально возможный угол перекоса осей колес (рад.); нп максимально возможный угол непараллельности осей колес (рад.);
у абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);

1 и 2 углы наклона взаимодействующих колес (рад).

d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0.7oC1.0; причем при tw> 10 град. принимают tw= 10 град.

Большая величина коэффициента d выбирается для редукторов, испытывающих стабильное нагружение, а меньшая для редукторов с существенно переменными условиями нагружения.

Опыт эксплуатации авиационных редукторов со сплошным корпусом, у которых под нагрузкой угол между осями пmax <410-4 рад. показывает, что в зубчатых передачах наиболее рациональным оказывается угол зацепления в диапазоне tw 24o oC 26o. При этом больший угол соответствует прямозубым цилиндрическим колесам, меньший-цилиндрическим и коническим с непрямыми зубьями.

Опыт эксплуатации редукторов с высокодеформативным корпусом, в условиях пmax 10-3 рад. показывает, что при использовании в зубчатых передачах угла зацепления такой же величины, как и в редукторах со сплошным корпусом, а именно: tw 25o, ресурс его может оказаться в несколько раз (до 10 раз) меньше относительно редукторов со сплошным корпусом.

Однако выполнение редуктора с шестернями, угол зацепления в которых выбран из предлагаемого соотношения, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес, особенно в редукторах с высокодеформативным корпусом при равнорежимном нагружении, и существенно компенсировать негативное влияние перекоса. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами без снижения нагрузочной способности и ресурса.

Предлагаемая нами зависимость взаимосвязи угла зацепления с углом перекоса и непараллельности осей колес, с углами наклона зубьев взаимодействующих колес была нами выведена теоретически.

Положительные результаты испытаний зубчатого зацепления, выполненного по предлагаемому решению, подтверждают его правильность. Данная зависимость ранее нам не была известна.

На фиг. 1 схематически изображениа цилиндрическая зубчатая передача; фиг. 2 вид "А" на фиг. 1; фиг. 3 схематическое изображение поля зацепления зубчатой передачи при наличии перекоса и непараллельности осей; фиг. 4 - схематическое изображение внешнего вида редуктора со сплошным корпусом; фиг. 5 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе со сплошным корпусом; фиг. 6 схематическое изображение внешнего вида редуктора с "высокодеформативным" корпусом; фиг. 7 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе с "высокодеформативным" корпусом;
Для наглядности суммарные углы пmax между осями колес условно показаны увеличенными. В общем случае они лежат в плоскости, не совпадающей с плоскостью, проходящей через номинальные оси колес, или с перпендикулярной ее плоскостью.

Зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2, и зубчатое колесо 3, установленное на валу 4. Рабочие поверхности зубьев колеса 1 и колеса 3 образованы эвольвентами. Зубчатое колесо 1 выполнено с углом наклона зубьев 1 колесо 3 с углом наклона 2 Углы наклона зубьев 1 и 2 различны:
у= 1-2. Угол зацепления tw определен исходя из зависимости.


(принятый tw 10 град.) и расчитаный по формуле:
tw= [108у(0,91п+0,41нп-у)]1/2
На фиг. 2 и 3 приняты следующие обозначения:
N-N общая нормаль к сопряженным профилям;
A и B точки касания общей нормали с основными окружностями;
P точка полюса зацепления;
x-x перпендикуляр к линии O1O2
tw угол зацепления;
п угол перекоса осей колес;
нп угол непараллельности осей колес;
P-P полюсная линия;
2-2, 3-3 номинальное положение осей колес;
2-2' фактическое положение оси колеса в деформированном редукторе.

Использованию предлагаемого решения, например, в конструкции редуктора, предшествуют прочностной и жесткостной анализ корпуса, определение условий работы зубчатых колес, определение возможности возникновения перекосов и непараллельности осей, их максимально возможной величины. Необходимо также знать те условия, в которых будет работать редуктор, т.к. выбор коэффициента d определяется именно уровнем нагруженности.

Наиболее целесообразно использовать предлагаемые зубчатые цилиндрические передачи в вертолетных редукторах прогрессивного типа, например, со стержневой, высокодеформативной конструкцией корпуса, у которых пmax 410-4 oC 510-3 рад; (см. фиг. 6 и 7). К ним относятся и вертолетные редукторы, которые работают в условиях разнорежимного нагружения и для которых d=0.7.

Угол зацепления tw для зубчатых передач, используемых в такого типа редукторах, определенный по предлагаемой зависимости, будет равен tw 31o oC 34o.

Выполнение редуктора с зубчатыми передачами, угол зацепления которых выбран из предлагаемых зависимостей, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес в редукторе с высокодеформативным корпусом и существенно компенсировать их негативное влияние. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами.

Применение предлагаемого решения расширяет сферу использования облегченного редуктора с высокодефомативными корпусом и деталями зубчатых передач, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик зубчатого привода.


Формула изобретения

Зубчатая цилиндрическая передача, содержащая зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, отличающаяся тем, что угол зацепления выбран из зависимости
tw= 24+tw d,
где tw - угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес, град.

tw - комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, град. определяемый по формуле
tw= [108у (0,91 п+0,41 нп-у)]1/2,
где п - максимально возможный угол перекоса осей колес, рад;
нп - максимально возможный угол непараллельности осей колес, рад;
у - абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес, рад;
у= 1-2;
1 и 2 - углы наклона взаимодействующих колес, рад;
d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0,7 - 1,0,
причем при tw> 10 принимают tw= 10

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам, преимущественно к редукторам для турбо- и электробуров

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства, как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов, требующих преобразование крутящего момента с большим передаточным отношением и малыми габаритами

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании главных редукторов вертолетов и редукторов гребных винтов соосной схемы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных устройствах, например на транспорте

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента с бесконтактным взаимодействием звеньев для снижения уровня шума и вибраций в условиях отсутствия смазки

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в качестве приводов изделий авиационной и ракетной техники, работающих в условиях виброперегрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх