Успокоитель бортовой качки судна

 

Использование: судостроение. Сущность изобретения: успокоитель бортовой качки судна содержит руль 1, закрепленный в корпусе судна посредством баллера 2 в опорах 3 вращения. Баллер 2 неподвижно соединен с кронштейном 4, в котором установлены опоры 5 и 6 вращения. В опорах 5 и 6 установлен маховик 7, соединенный с двигателем 8. При этом двигатель установлен на кронштейне 4 неподвижно и соединен с маховиком 7 через муфту 9. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к успокоителям бортовой качки судов.

Наиболее близким к предлагаемому является успокоитель бортовой качки судна, содержащий руль с баллером, установленным в опорах вращения на корпусе судна, и привод поворота.

Однако для его функционирования необходимо затрачивать мощность, равную мощности, развиваемой гидродинамическими силами при повороте бортового руля, увеличенной с учетом потерь на двойное преобразование энергии от электропривода масляного насоса к балеру руля и с учетом потерь на трение в подвижных соединениях устройства. Кроме того, для обеспечения управления сервомотором необходим специальный измеритель углового ускорения качки со счетно-решающим устройством, что усложняет конструкцию и эксплуатацию успокоителя.

Техническим результатом изобретения является снижение потребляемой энергии.

Это достигается тем, что в успокоителе бортовой качки судна, содержащем руль с баллером, установленным в опорах вращения на корпусе судна, и привод поворота, последний включает в себя маховик, соединенный с двигателем, установленный в опорах вращения, размещенных на кронштейне, неподвижно соединенном с баллером руля, причем двигатель установлен на кронштейне неподвижно, а продольная ось маховика расположена под углом к продольной оси баллера руля.

Кроме того, общий центр тяжести подвижных относительно корпуса судна частей успокоителя расположен ниже продольной оси баллера.

На чертеже показан предлагаемый успокоитель.

Успокоитель бортовой качки судна содержит руль 1, закрепленный в корпусе судна посредством баллера 2 в опорах вращения 3. Баллер 2 неподвижно соединен с кронштейном 4, в котором установлены опоры вращения 5 и 6. В опорах вращения 5 и 6 установлен маховик 7, соединенный с двигателем 8. При этом двигатель установлен на кронштейне 4 неподвижно и соединен с маховиком 7 через муфту 9.

Успокоитель работает следующим образом. Включенный двигатель 8 через муфту 9 передает вращение на маховик 7. При наличии бортовой качки на вращающийся маховик 7 действует гироскопический момент, стремящийся привести вектор собственного вращения маховика 7 к совпадению с вектором наложенного вращения. Гироскопический момент, приложенный в виде пары сил в опорах 5 и 6, обусловливает крутящий момент на баллере 2, который обеспечивает поворот руля 1 в опорах 3. Подъемная сила, возникающая на отклоненном руле при движении судна, создает момент относительно продольной оси судна, который при соответствующем выборе направления вращения ротора 7 в зависимости от расположения руля 1 относительно диаметральной плоскости (правый или левый борт), будет стабилизировать положение судна в поперечной плоскости. Пропорциональность величины крутящего момента на баллере 2 угловой скорости качки обеспечивает, при достаточно стабильном положении центра гидродинамических сил на руле 1, управление успокоителем по закону угловой скорости бортовой качки.

Мощность, потребляемая двигателем 8 в установившемся режиме, определяется мощностью сил трения в опорах 3, 5 и 6, коэффициентом полезного действия двигателя 8 и потерями энергии в муфте 9. В связи с тем что силы трения в опорах 5 и 6 определяются в основном радиальной составляющей, обусловленной гироскопическим моментом, появляется возможность за счет максимально возможного увеличения базы между опорами 5 и 6 минимизировать потребляемую мощность при функционировании устройства.

Формула изобретения

1. Успокоитель бортовой качки судна, содержащий руль с баллером, установленным в опорах вращения на корпусе судна, и привод поворота, отличающийся тем, что привод поворота включает в себя маховик, соединенный с двигателем и установленный в опорах вращения, размещенных на кронштейне, неподвижно соединенном с баллером руля, причем двигатель установлен на кронштейне неподвижно, а продольная ось маховика расположена под углом к продольной оси баллера руля.

2. Успокоитель по п.1, отличающийся тем, что общий центр тяжести подвижных относительно корпуса судна частей успокоителя расположен ниже продольной оси баллера руля.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматической стабилизации движения судна на подводных крыльях и предназначено в частности для уменьшения килевой, бортовой качки и динамических перегрузок, возникающих при движении судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к области стабилизирующих устройств, умеряющих качку судна

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам стабилизации качки судов при помощи активных боковых рулей

Изобретение относится к судостроению, в частности к успокоителям качки судна с управляемыми рулями

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам для управления успокоителем качки (УК) судов

Изобретение относится к устройствам, позволяющим достичь устойчивого положения судна при волнении водной среды

Изобретение относится к судостроению, а именно к успокоителям буровой качки судна

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к активным успокоителям бортовой качки судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, повышающим остойчивость судна, и может быть использовано в туризме, рыболовстве, охоте как индивидуальный транспорт для регионов, где применяются маломерные суда

Изобретение относится к области судостроения и направлено на создание устройств, улучшающих стабилизацию плавучих объектов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования однокорпусных быстроходных судов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции устройства для уменьшения качки судна на волнении

Изобретение относится к судостроению, в частности к скуловым килям

Изобретение относится к области пассивных гидродинамических успокоителей килевой и вертикальной качки судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания пассивных средств умерения качки судов с большим отношением ширины к осадке, которые имеют большую поперечную остойчивость и резкую бортовую качку

Изобретение относится к области аквакультуры и может быть использовано для поглощения энергии волн
Наверх