Рукоятка управления двигателем самолета

 

Использование: в силовых установках боевых самолетов для управления двигателем и прицелом. Сущность изобретения заключается в том, что поворотный барабан ввода данных в бортовую вычислительную машину фиксируется в крайних положениях и подтормаживается в промежуточных рабочих положениях, чем повышается надежность устройства. Для этого рукоятка снабжена установленной в канале основания 1 гильзой с подпружиненным толкателем и фиксирующим шариком 25, а также подпружиненным ползуном 27 с профилированной поверхностью, взаимодействующей с торцом толкателя. Другим торцом толкатель может взаимодействовать с шариком 25, установленным в расточке гильзы и упирающимся в торцовую поверхность барабана, на которой выполнены профилированные углубления, соответствующие его крайним положениям. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к самолетостроению, к устройствам для управления силовой установки, а именно двигателем многофункционального тактического самолета, применяемого для введения боевых действий.

Известна рукоятка управления двигателем многофункционального тактического самолета, содержащая основание, соединенное одним концом с рычагом управления двигателем, а другим с консолью управления, на которой поворотно установлена рукоятка управления прицелом (барабан ввода данных в вычислитель), которая посредством зубчатой передачи взаимодействует с шестерней потенциометра ввода данных в вычислитель. В корпусе смонтированы элементы управления радиостанций и тормозными щитками (см. кн. Самолеты МиГ-19С и МиГ-19СВ Техническое описание. Книга III. Конструкция самолета, Государственное издательство оборонной промышленности, М. 1959 г. Рассекречено согласно приказу Главкома ВВС от 18.08.60 г. N 0254, стр. 85, фиг. 81).

Описанное устройство, как наиболее близкое по совокупности признаков решение, принято за прототип.

Это устройство обладает недостаточной надежностью из-за отсутствия фиксации рукоятки (барабана) управления прицелом в исходном нерабочем и крайнем конечном положениях, а также из-за возможности сбоев настройки заданного с помощью рукоятки (барабана) значения управляемого ей параметра, например значения дальности до цели, вводимого в бортовой вычислитель. Так как управление силовой установкой осуществляется в каждом полете, потребность во введении значений параметров эпизодическая, а органом управления в обоих случаях является корпус с поворотно установленной на нем рукояткой (барабаном), при управлении двигателем без необходимости будет поворачиваться рукоятка (барабан), приводя к повышенному износу потенциометра и к сбою настройки значений параметров, а также к поломке потенциометра из-за поворота его на угол больше допустимого.

Изобретение направлено на решение задачи по повышению надежности рукоятки управления двигателем самолета путем фиксации барабана в крайних положениях и подтормаживания его в промежуточных рабочих положениях.

Поставленная задача реализуется за счет того, что рукоятка управления двигателем самолета, содержащая основание и жестко соединенную с ним консоль с установленным на ней поворотным барабаном ввода параметров в бортовую вычислительную машину, взаимодействующим с потециометром, снабжена установленной в канале основания гильзой с подпружиненным толкателем и фиксирующим шариком и, установленным в пазу основания, подпружиненным ползуном, управляющим толкателем, причем ползун выполнен с профилированной поверхностью, взаимодействующей с одним торцем толкателя, другим торцем толкатель может взаимодействовать с шариком, установленным в расточке гильзы и упирающимся в торцевую поверхность барабана, на которой выполнены профилированные углубления, соответствующие его крайним положениям.

На противоположном профилированной поверхности ползуна выполнен продольный паз с двумя поперечными углублениями, а на пластинчатой пружине ползуна, закрепленной на основании рукоятки, выполнен выступ, взаимодействующий с углублениями на ползуне и фиксирующий положение ползуна, исключая его несанкционированное перемещение.

Установка в канале основания гильзы, подпружиненного толкателя и фиксирующего шарика, а также установка в пазу основания управляющего толкателем подпружиненного ползуна с профилированной поверхностью, взаимодействующей с торцем толкателя, обеспечивает подтормаживание барабана, на внутреннюю поверхность которого оперт шарик, управляемый толкателем и гильзой, а следовательно обеспечивает исключение сбоя настройки значений параметров.

Выполнение профилированных углублений, соответствующих крайним положениям барабана на его торцевой поверхности, обеспечивает фиксацию барабана и потенциометра в исходном или крайнем конечном положениях, исключая несанкционированное управление барабана ввода параметров в бортовую вычислительную машину.

Выполнение пружины ползуна пластинчатой с выступом обеспечивает фиксацию ползуна в одном из двух положений в соответствии с профилированной поверхностью ползуна.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства в разрезе; на фиг. 2 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в исходном нерабочем состоянии устройства; на фиг. 3 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в положении готовности устройства к началу ввода параметров; на фиг. 4 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в процессе ввода параметра; на фиг. 5 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в положении устройства, настроенного на максимальный параметр и застопоренном от дальнейшего вращения барабана; на фиг. 6 аксонометрическая проекция устройства с поэлементным изображением деталей; на фиг. 7 вид по стрелке В на фиг. 6 с изображением углубления 7 в увеличенном масштабе.

Рукоятка управления двигателем самолета содержит основание 1, жестко скрепленную с ним консоль 2, установленный на консоли 2 поворотный барабан ввода параметров в бортовую вычислительную машину.

Барабан 3 выполнен с зубчатым венцом 4, взаимодействующим с шестерней 5 потенциометра 6 ввода параметров в вычислительную машину (не показана).

На внутренней торцевой поверхности барабана 3, обращенной к потенциометру 6, выполнены профилированные углубления 7 и 8, соответствующие крайним положениям барабана (исходное положение, крайнее конечное положение). Углубления имеют скосы 9, донные поверхности 10, ограничительные упоры 11 угла поворота барабана 3. Плоскости упоров 11 совпадают с направлением образующей цилиндрической поверхности барабана. Основание 1 выполнено с кольцевым пазом 12 под установку барабана. На наружной поверхности барабана 3 нанесена шкала 13 с делениями и оцифровкой.

Рукоятка снабжена тормозом-фиксатором, содержащим установленную в канале 14 основания гильзу 15 с расточкой 16 и 17, упорной поверхностью 18, диаметрально противоположно расположенными продольными пазами 19, по которым перемещается внутренний торцевой конец барабана.

Тормоз-фиксатор также содержит толкатель 20 с нажимным торцем 21, упорной поверхностью 22, торцем 23 с профилированной поверхностью, установленную в расточке 16 пружину сжатия 24, установленный в расточке 17 и упирающийся в торцевую поверхность барабана фиксирующий шарик 25, установленный в пазу 26 основания ползун 27 с профилированной поверхностью с участками 28, 29.

Ползун 27 выполнен с продольным пазом 30, двумя поперечными углублениями 31, 32 под прижимную пластинчатую пружину 33, которая выполнена с выступом 34 и заплечиками 35. Пружина введена в паз 30 ползуна 27 и в паз 36 основания 1.

Толкатель 20 установлен таким образом, что один его торец 23 взаимодействует с профилированной поверхностью ползуна, а другой торец 21 толкателя может взаимодействовать с шариком 25.

На наружной поверхности консоли 2 нанесен знак 37 исходного нулевого положения барабана 3.

Рукоятка функционирует следующим образом.

В исходном (нерабочем) состоянии (см. фиг. 2) барабан выведен в крайнее положение до совмещения нулевого деления шкалы 13 на барабане 3 со знаком 37.

При этом углубление 7, соответствующее исходному положению барабана, совмещено с продольной осью толкателя 20, и шарик 25 под действием пружины 24 посредством упорной поверхности 18 гильзы 15 прижат к донной поверхности 10 углубления 7 (см. фиг. 2-7).

Для предотвращения вращения барабана 3 без необходимости, он через толкатель 20 и шарик 25 в исходном состоянии заперт ползуном 27, сдвинутым в крайнее положение в направлении стрелки "A" до упора участка 29 профилированной поверхности ползуна в торце 23 толкателя 20. Толкатель 20 в этом положении участком 29 профилированной поверхности ползуна 27 перемещен в крайнее (правое) положение до соприкосновения его нажимного торца 21 с шариком 25 так, что шарик зажимается между нажимным торцем 21 и донной поверхностью углубления 7, вследствие чего перемещение шарика 25 по скосу 9 становится невозможным, и вращение барабана 3 заблокировано.

Ползун 27 при этом зафиксирован от продольного перемещения пружиной 33 за счет совмещения ее выступа 34 с углублением 32 ползуна.

Потенциометр 6 находится в крайнем, выведенном в нулевое, положении, нерабочем состоянии, и в бортовую вычислительную машину поступает нулевой сигнал.

Для приведения барабана ввода параметров в рабочее состояние ползун 27 перемещается в крайнее положение по стрелке "Б" (см. фиг. 3). Углубление 31 ползуна при этом совмещается с выступом 34 прижимной пружины 33, а ползун 27 фиксируется в этом положении.

Толкатель 20 под действием пружины 24 перемещается влево, фиксируется участком 28 профилированной поверхности ползуна, отодвигаясь от шарика 25 и уменьшая затяжку пружины 24, что облегчает выход шарика 25 из углубления 7.

При вращении барабана 3 шарик 25 перемещается по скосу 9 профилированного углубления, гильза 15 по каналу 14 влево до тех пор, пока шарик не выйдет из углубления. Пружина 24 снова окажется в затянутом состоянии, а барабан в подторможенном состоянии посредством шарика 25, зажатого между нажимным торцем 38 гильзы 15 и наружной торцевой поверхностью барабана 3. При этом самопроизвольное смещение барабана от задаваемых ему оператором положений исключено.

Для предотвращения поломки потенциометра 6 после его поворота до максимально возможного угла дальнейший поворот барабана 3 блокируется углублением 8 (см. фиг. 5, 7), в который шарик 25 закатывается по скосу 9.

Глубина углублений 7, 8 на донной поверхности 10 превышает половину диаметра шарика 25, а плоскости упоров 11 совпадают с направлением образующей барабана 3.

Вследствие этого устройства четко фиксируется как в исходном (см. фиг. 2), так и в максимально выведенном (см. фиг. 5) положениях.

В исходное состояние барабан 3 возвращают поворотом его до совмещения нулевого деления шкалы 13 со знаком 37 и перемещением ползуна 27 в крайнее фиксированное положение по стрелке "А".

В этом состоянии работа по управлению двигателем не сопровождается вращением потенциометра 6, а следовательно, исключается его преждевременный износ и выход из строя.

Формула изобретения

1. Рукоятка управления двигателем самолета, содержащая основание и жестко соединенную с ним консоль с установленным на ней поворотным барабаном ввода параметров в бортовую вычислительную машину, взаимодействующим с потенциометром, отличающаяся тем, что она снабжена установленной в канале основания гильзой с подпружиненным толкателем и фиксирующим шариком и установленным в пазу основания подпружиненным ползуном, управляющим толкателем, причем ползун выполнен с профилированной поверхностью, взаимодействующей с одним торцом толкателя, а другим торцом толкателя может взаимодействовать с шариком, установленным в расточке гильзы и упирающимся в торцевую поверхность барабана, на которой выполнены профилированные углубления, соответствующие его крайним положениям.

2. Рукоятка по п.1, отличающаяся тем, что на противоположной поверхности ползуна выполнен продольный паз с двумя поперечными углублениями, а на пластинчатой пружине ползуна, закрепленной на основании рукоятки, выполнен выступ, взаимодействующий с углублениями на ползуне и фиксирующий положение ползуна, исключая его несанкционированное перемещение.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электродистанционным автоматическим системам запуска двигателей летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе управления самолетом и авиационным двигателем

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к авиации, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления тягой двигателя

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам для управления режимами работы силовой установки самолета, может также использоваться для управления входными звеньями гидроусилителей силовых приводов или симметричными управляющими поверхностями легких летательных аппаратов при использовании гибких управляющих проводок

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления силовыми установками самолетов Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства за счет самоуправляемое™ перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях и снижение материалоемкости и массы устройства Цель достигается тем

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления двигательными установками летательных аппаратов Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик за счет обеспечения оптимальных режимов работы двигателя, а также повышение надежности работы двигательной установки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления двигательными установками летательных аппаратов Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик за счет обеспечения оптимальных режимов работы двигателя, а также повышение надежности работы двигательной установки

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления силовыми установками летательных аппаратов, где требуется автоматизированное коммутирование блокировочных электроцепей при ручном управлении двигателями

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к органам управления транспортными средствами

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП)

Изобретение относится к авиации, а именно к системам и устройствам управления самолетом и его агрегатами

Изобретение относится к размещению силовых установок на летательном аппарате

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов

Изобретение относится к области авиации
Наверх