Судовой руль

 

Использование: судостроение. Сущность изобретения: судовой руль имеет двугорбый профиль, причем контур выпуклого участка в носовой части профиля соответствует профилю крыла АСА, максимальная толщина которого расположена на расстоянии 0,3 длины хорды профиля от его передней кромки, а наименьшая толщина крыла в среднем вогнутом участке не превышает 0,10-0,15 максимальной толщины носового выпуклого участка и расположена она на расстоянии 0678-0,82 от передней кромки профиля, а хвостовая часть имеет плавнообтекаемый выпуклый участок с закруглением в направлении задней кромки, максимальная толщина которого расположена на расстоянии 0,92-0,95 длины хорды от передней кромки и составляет 0,3-0,4 максимальной толщины выпуклого носового участка профиля руля, причем касательная к кривой закругления профиля в задней кромке контура составляет с хордой профиля угол, равный 60-65 градусов. Профиль шайб в носовой части до сечения с максимальной толщиной профиля совпадает с контуром руля, а ниже этого сечения шайбы имеют прямолинейный, не выходящий за пределы максимальной толщины профиля участок, который заканчивается плавным закруглением у задней кромки профиля руля. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается вопроса проектирования и создания судовых рулей.

Известен судовой руль, имеющий обтекаемую поверхность, спрофилированную по плавной кривой, контур которой имеет двугорбую симметричную форму относительно продольной плоскости, проходящей через переднюю и заднюю кромки руля, с плавнообтекаемым выпуклым участком в носовой части, плавнообтекаемым вогнутым участком в средней части и плавнообтекаемым выпуклым участком в кормовой части с закруглением в направлении задней кромки (см.патент США N 4592299, кл. В 63 H 25/38, 1986).

Данный судовой руль принят в качестве наиболее близкого аналога изобретения.

Недостатками известного руля являются большее сопротивление по сравнению с традиционными рулями, что приводит при той же мощности двигателя к уменьшению скорости хода, низкие характеристики, влияющие на управляемость судна.

Техническим результатом изобретения является создание судового руля, позволяющего улучшить характеристики управляемости: устойчивости прямолинейного движения и поворотливости судна и условия работы рулевого устройства, не оказывая при этом отрицательного влияния на другие эксплуатационные качества судна.

Он достигается тем, что судовой руль, имеющий обтекаемую поверхность, спрофилированную по плавной кривой, контур которой имеет двугорбую симметричную форму относительно продольной плоскости, проходящей через переднюю и заднюю кромки руля, с плавнообтекаемым выпуклым участком в носовой части, плавнобтекаемым вогнутым участком в средней части и плавнообтекаемым выпуклым участком в кормовой части с закруглением в направлении задней кромки, снабжен шайбами, установленными по торцам руля симметрично его профиля, причем контур выпуклого участка в носовой части профиля соответствует профилю крыла NACA с максимальной толщиной, расположенный на расстоянии 0,3 длины хорды от его передней кромки, а наименьшая толщина крыла в среднем вогнутом участке не превышает 0,1-0,15 максимальной толщины носового выпуклого участка и расположена она на расстоянии 0,78-0,82 хорды от передней кромки профиля, а максимальная толщина выпуклого участка в кормовой части расположена на расстоянии 0,9-0,95 длины хорды от передней кромки и составляет 0,3-0,4 максимальной толщины выпуклого носового участка профиля руля, причем касательная к кривой закругления профиля в задней кромке контура составляет с хордой профиля угол, равный 60-65o, при этом профиль шайб, установленных по торцам руля, в носовой части до сечения с максимальной толщиной профиля совпадает с контуром руля, а далее за этим сечением шайбы имеют прямолинейный участок, не выходящий за пределы максимальной толщины носового участка профиля, который заканчивается плавным закруглением у задней кромки профиля руля.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид руля в плане; на фиг.2 профиль руля с шайбой.

Профиль руля 1 имеет горб 2 на носовом участке и горб 3 хвостовой части, между ними имеется впадина 4. По торцам руля имеются шайбы 5.

При действии на руль набегающего потока на нижней поверхности руля возникает подпор, а на верхней разряжение. Эта разность давлений определяет величину боковой (подъемной) силы, возникающей на руле. Наличие двух горбов является гидродинамическим эквивалентом изгиба средней линии профиля, что, как известно из теории крыла, приводит к увеличению подъемной силы по сравнению со случаем прямой средней линии профиля. Наличие второго горба в хвостовой части приводит к перераспределению давления в хорде, что определяет характер изменения крутящего момента на руле по сравнению с обычным рулем или рулем Шиллинга. Шайбы, установленные по торцам руля, обеспечивают прочность конструкции средней части профиля с минимальной толщиной, а также хвостовой части профиля.

Формула изобретения

Судовой руль, имеющий обтекаемую поверхность, спрофилированную по плавной кривой, контур которой имеет двугорбую симметричную форму относительно продольной плоскости, проходящей через переднюю и заднюю кромки руля, с плавнообтекаемым выпуклым участком в носовой части, плавнообтекаемым вогнутым участком в средней части и плавнообтекаемым выпуклым участком в кормовой части с закруглением в направлении задней кромки, отличающийся тем, что он снабжен шайбами, установленными по торцам руля симметрично оси его профиля, причем контур выпуклого участка в носовой части профиля соответствует профилю крыла NACA, максимальная толщина которого расположена на расстоянии 0,3 длины хорды профиля от его передней кромки, а наименьшая толщина крыла в среднем вогнутом участке не превышает 0,1 0,15 максимальной толщины носового выпуклого участка и расположена она на расстоянии 0,78 0,82 от передней кромки профиля, а максимальная толщина выпуклого участка в кормовой части расположена на расстоянии 0,92 0,95 длины хорды от передней кромки и составляет 0,3 0,4 максимальной толщины выпуклого носового участка профиля руля, причем касательная к кривой закругления профиля в задней кромке контура составляет с хордой профиля угол 60 65o, при этом профиль шайб в носовой части до сечения с максимальной толщиной профиля совпадает с контуром руля, а далее за этим сечением шайбы имеют прямолинейный, не выходящий за пределы максимальной толщины профиля участок, который заканчивается плавным закруглением у задней кромки профиля руля.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается выбора движительно-рулевого комплекса одновинтового полнокороткого судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам управления судами

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов

Изобретение относится к устройствам управления объектом при движении его в аморфной среде, в частности к рулевым устройствам

Изобретение относится к средствам для управления транспортом в водной и воздушной средах

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам активного управления судами - активным рулям

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения

Изобретение относится к движительно-рулевым судовым устройствам

Изобретение относится к рулю для маневрирования судном. Судно имеет узел из гребного винта и руля. Руль для маневрирования судном содержит главное перо руля, имеющее верхний по потоку конец и нижний по потоку конец и два в основном вертикально проходящих дополнительных рулевых пера, соединенных с главным рулевым пером, по меньшей мере, двумя поперечными пластинами. Две поперечные пластины присоединены к верхнему и нижнему концу соответствующих дополнительных перьев и/или главного рулевого пера. Верхняя поперечная пластина расположена над нижней поперечной пластиной и проходит более наклонно вверх в направлении нижнего по потоку конца, чем нижняя поперечная пластина. Достигается улучшение свойств руля для маневренности на мелководье. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности судна ледового плавания. Предложено рулевое устройство судна ледового плавания c защитной рамой вокруг винто-рулевого комплекса, образованной ахтерштевнем с ледорезным выступом позади пера руля, связанным вертикальной стойкой с соответствующим концом пятки, скрепленной с килем. Ось поворота пера руля размещена со стороны ледорезного выступа. Перо руля дополнительно содержит поворотную носовую часть, расположенную впереди основной части по ходу судна. Вертикальная стойка сообщена с основной частью пера руля посредством шарнира, вертикальная ось поворота которого совмещена с осью поворота основной части пера руля. Привод поворота носовой части состоит из горизонтальных элементов частей пера руля и вертикальной стойки. Элементы частей пера руля выполнены с возможностью совместного поворота относительно соответствующих вертикальных осей. Технический результат заключается в повышении управляемости судна ледового плавания при обеспечении надежной защиты винто-рулевого комплекса при движении во льдах. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым устройствам управления и разворота судна. Судовой активный вращающийся руль состоит из двух параллельных и симметричных относительно вращающегося баллера перьев руля. Перья руля находятся в одной плоскости с баллером и соединены в единое целое с ним двумя (сверху и снизу) продольными связями, которые осуществляют управление судном посредством оборотного вращения активного руля как при работе движителя (движителей) судна, так и в отсутствие хода судна. Достигается простота конструкции активного руля, уменьшение лобового сопротивления и улучшение поворотливости судна. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования винторулевых устройств. Винторулевое устройство содержит гребной винт, руль и спрямляющие лопатки. Входные кромки пера руля заострены, при этом верхняя и нижняя части входной кромки пера руля отогнуты в разные стороны, а ее средняя часть симметрична вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения винта. Достигается повышение коэффициента использования энергии струи гребным винтом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх