Фюзеляж вертолета

 

Сущность: фюзеляж содержит центральную конструкцию, с которой связаны передняя конструкция, задняя конструкция и посадочное шасси и которая является опорой для редуктора трансмиссии, несущего винта и одного двигателя. Центральная конструкция фюзеляжа содержит силовой каркас /16/, снабженный элементами обшивки, определяющими внешние формы этого фюзеляжа. Силовой каркас /16/ центральной конструкции фюзеляжа существенно обладает формой правильного шестигранника, образованного соединенными между собой панелями /28, 30, 32, 34, 36, 38/ силового каркаса. Применение: при изготовлении фюзеляжей легковых вертолетов. 15 з. п. ф-лы, 21 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области авиации, а именно к конструкции вертолета.

Предложенный в изобретении фюзеляж относится к типу, для которого характерно наличие некоторой центральной конструкции, с которой связаны конструкция передней части фюзеляжа и конструкция его задней части, а также шасси вертолет. К этой центральной конструкции фюзеляжа крепятся редуктор трансмиссии, несущий винт и один двигатель.

Хотя фюзеляж, спроектированный в соответствии с предлагаемым изобретением, может быть использован в самых различных вариантах, однако данное изобретение будет подробно описано ниже применительно к легкому вертолету, и, в частности, такому вертолету, кабина экипажа которого вынесена вперед по отношению к поперечной плоскости данного летательного аппарата, которая содержит вертикаль, проходящую через центр несущего винта вертолета.

В соответствии с классической схемой общая архитектура легкого вертолета состоит из трех основных частей, каждая из которых обеспечивает выполнение своих собственных функций.

Первая часть, называемая центральной конструкцией, образует жесткий комплекс, на который передаются все нагрузки, воспринимаемые летательным аппаратом на различных этапах полета. Центральная конструкция воспринимает, в частности, нагрузки, связанные с работой несущего винта, нагрузки от хвостового винта, шасси, транспортируемых грузов и т.д.

Эта центральная конструкция служит также опорой для различных узлов и агрегатов вертолета, таких, например, как редуктор трансмиссии, несущий винт, двигатели и топливные баки.

Вторая часть, называемая задней конструкцией или хвостовой балкой, соединена с центральной конструкцией вертолета. Задняя конструкция, в частности, служит опорой для хвостового винта, предназначенного для компенсации реактивного момента несущего винта и обеспечения путевого управления вертолетом. Эта задняя конструкция вертолета имеет в принципе монококовую схему и образована рамами или шпангоутами обычно круглой или почти круглой формы, которые имеют очень высокую жесткость и которые покрыты сверху элементами работающей обшивки, придающими дополнительную жесткость задней конструкции. С этой целью обшивка хвостовой балки вертолета подкрепляется продольным силовым набором, работающим на изгиб, например, стрингерами. Задняя конструкция вертолета или хвостовая балка крепится обычно на болтах или на заклепках к задней поверхности центральной конструкции.

Третья часть, называемая передней конструкцией или лодкой, образована обычно сварным трубчатым каркасом или каркасом, изготовленным из композиционных материалов. В передней конструкции вертолета сформирован каркас остекления кабины экипажа, к которому крепятся различные люки и двери, полок кабины и сильно выступающий из обводов фюзеляжа обзорный блистер. Передняя конструкция фюзеляжа вертолета обычно присоединяется на болтах или заклепках к полу кабины и к передней поверхности центральной конструкции.

Для придания центральной конструкции фюзеляжа вертолета описанного выше типа достаточной жесткости были предложены многочисленные и разнообразные технические решения.

В соответствии с одной из известных концепций центральная конструкция содержит жесткий каркас, выполнены в виде трубчатой ферменной конструкции, которая снабжена фиксированными или съемными элементами наружной обшивки фюзеляжа, а также различными подвижными элементами таким, например, как люки и двери, которые в своей совокупности образуют внешние обводы фюзеляжа вертолета в его центральной части.

С целью повышения жесткости центральной конструкции и упрощения технологии ее изготовления было предложено строить эту центральную конструкцию посредством двух жестких рам или шпангоутов или посредством совокупности сплошных жестких перегородок, образующих шпангоуты, внешние контуры которых соответствуют требуемой форме фюзеляжа. Два эти шпангоута связаны между собой элементами работающей обшивки, которая участвует в формировании жесткости конструкции. Форма этих элементов обшивки соответствует внешним обводам фюзеляжа и сама обшивка изнутри подкрепляется в продольном направлении работающими на изгиб стрингерами, образуя таким образом монококовую конструкцию. Шпангоуты также могут быть связаны между собой продольными балками или лонжеронами и тонкостенными не подкрепленными элементами обшивки, которые образуют внешние обводы фюзеляжа, формируя тонкостенную конструкцию или конструкцию с частично работающей обшивкой и/или продольными перегородками.

В соответствии с этой концепцией центральная конструкция фюзеляжа представляется в форме кессона и обычно подкрепляется в своей нижней части каркасом "лодки", передняя часть которой, консольно выступающая за пределы центральной конструкции, частично поддерживает кабину и каркас остекления. Центральная конструкция фюзеляжа в форме кессона содержит боковые проемы или люки, обеспечивающие доступ к топливным бакам, а также к одному или нескольким отсекам для транспортировки грузов. Отмеченные выше конструктивные особенности фюзеляжа имеют места в технических решениях, известных, например, [1, 2] Основными недостатками описанной выше концепции построения фюзеляжа вертолета являются сложность и достаточно высокая стоимость изготовления, а также определенная ограниченность возможностей использования подобного вертолета, в частности, из-за снижения грузоподъемности и грузовместимости, а также количества возможных способов погрузки и разгрузки вертолета.

Задача изобретения состоит в том, чтобы устранить отмеченные выше недостатки.

Поставленная задача решается тем, что в фюзеляже вертолета, содержащем центральную конструкцию и соединенные с ней переднюю и заднюю конструкции, шасси, причем центральная конструкция является опорой для редуктора трансмиссии несущего винта и, по меньшей мере, одного двигателя и содержит силовой каркас, снабженный элементами наружной обшивки фюзеляжа, согласно изобретению силовой каркас выполнен в форме шестигранника, образованного соединенными между собой шестью панелями, две из которых являются передней и задней поперечными панелями каркаса, другие две боковыми панелями каркаса, а остальные две верхней и нижней горизонтальными панелями каркаса.

Торцевая сторона каждой из поперечных панелей силового каркаса может образовывать внешний контур соответствующего сечения фюзеляжа.

Целесообразно, чтобы в оной из поперечных панелей силового каркаса был выполнен центральный проем, который в поперечных панелях ограничен боковыми панелями силового каркаса.

Также целесообразно, чтобы в одной из боковых панелей силового каркаса был тоже образован центральный проем.

Внутренний объем силового каркаса может быть разделен на части, по меньшей мере, одной горизонтальной перегородкой.

Внутренний объем силового каркаса может быть разделен на три вертикально расположенные части при помощи верхней и нижней горизонтальных перегородок.

Верхняя горизонтальная перегородка может взаимодействовать с верхней горизонтальной панелью и с поперечными и боковыми панелями силового каркаса с образованием верхнего лонжерона, а нижняя горизонтальная перегородка при этом взаимодействует с нижней горизонтальной панелью и с поперечными и боковыми панелями силового каркаса с образованием нижнего лонжерона, при этом верхние и нижние перегородки образуют, соответственно, потолок и пол грузового отсека фюзеляжа.

Целесообразно, чтобы каждый из центральных проемов, выполненных в поперечных панелях силового каркаса, был ограничен верхней и нижней горизонтальными перегородками.

Каждый из центральных проемов, выполненных в боковых панелях силового каркаса, может быть ограничен верхней и нижней горизонтальными перегородками.

Передняя конструкция фюзеляжа может содержать два лонжерона, соединенных с торцевыми сторонами боковых панелей.

По меньшей мере, одна из стенок каждого лонжерона может быть образована боковыми панелями силового каркаса.

Передняя конструкция фюзеляжа может содержать пол кабины экипажа, являющийся продолжение нижней горизонтальной перегородки силового каркаса.

Передняя конструкция может быть снабжена элементами крепления к передней поперечной панели силового каркаса, при этом его задняя конструкция может быть снабжена элементами крепления к задней поперечной панели силового каркаса.

Целесообразно, чтобы задняя конструкция фюзеляжа была снабжена элементами крепления к той части задней поперечной панели силового каркаса, которая ограничивает верхний лонжерон.

Приведенные в приложении к данному описанию рисунки позволят лучше понять то, каким образом предлагаемое изобретение может быть практически реализовано. На этих рисунках аналогичные элементы обозначены одними и теми же позициями. Представлены: Фиг. 1 вид сбоку легкого вертолета, центральная конструкция которого выполнена в соответствии с техническими предложениями данного изобретения; Фиг. 2 вид, на котором различные компоненты фюзеляжа вертолета показаны отдельно с целью выявления общей формы центрального силового каркаса, выполненного в соответствии с техническими предложениями данного изобретения; Фиг. 3 схематический перспективный вид предпочтительной конструкции центрального силового каркаса, составные части которого в виде плоских панелей показаны сплошными линиями или пунктиром, и на котором штрих-пунктирными линиями показаны силуэты дополнительных элементов этого силового каркаса; Фиг. 4 перспективный вид, на котором показаны шесть основных панелей, образующих основу шестигранного силового каркаса фюзеляжа вертолета, с имеющимися в них соответствующими отверстиями или проемами; Фиг. 5 вид, подобный фиг.4, на котором для большей наглядности удалена передняя поперечная панель шестигранного силового каркаса; Фиг. 6 отдельный и более детальный вид в перспективе задней поперечной панели силового каркаса; Фиг. 7 вид, подобный фиг.5, но показывающий дополнительно расположение двух горизонтальных разделительных перегородок, дробящих на части внутренний объем шестигранного силового каркаса; Фиг.8 вид, подобный виду фиг.7, на котором для наглядности дополнительно удалена одна из двух боковых панелей силового каркаса;
Фиг. 9 перспективный вид, на котором показана задняя поперечная панель силового каркаса и один из возможных вариантов практической реализации двух боковых панелей этого силового каркаса, каждая из которых содержит часть переднего лонжерона, подкрепляющего переднюю конструкцию фюзеляжа;
Фиг.10 вид, подобный виду фиг.6, на котором помимо показанных на упомянутом выше рисунке элементов показаны и другие панели, образующие силовой каркас, горизонтальные разделительные перегородки, а также элементы подкрепления консольно выступающих вперед лонжеронов передней конструкции фюзеляжа;
Фиг.11 вид, подобный виду фиг.10, на котором показаны дополнительные элементы, связанные с силовым каркасом и образующие, в частности, пол кабины, а также дополнительные полки, подкрепляющие наружную обшивку фюзеляжа;
Фиг. 12 вид легкого вертолета сбоку, иллюстрирующий первый из возможных вариантов нагрузки транспортного отсека, образованного во внутренней полости центрального силового каркаса фюзеляжа;
Фиг. 13 вид сверху в разрезе, показывающий легкий вертолет, загруженный по первому варианту, проиллюстрированному на рис.12;
На фиг. с 13 по 21 представлены попарно подобные виды, аналогичные по существу видам, показанным на фиг.12 и 13, и иллюстрирующие различные возможные варианты загрузки и практического использования легкого вертолета, фюзеляж которого выполнен в соответствии с техническими предложениями данного изобретения.

Легкий вертолет, фюзеляж которого выполнен в соответствии с техническими предложениями данного изобретения и который показан на фиг.1, содержит центральную часть 10, переднюю часть 12 и заднюю хвостовую часть 14.

Центральная часть 10 фюзеляжа вертолета образована центральным силовым каркасом 16, показанным на фиг.2, на котором монтируются элементы наружной обшивки, такие, как например, верхний капот 18 и нижний обтекатель 20.

Передняя часть фюзеляжа 12 содержит остекление фонаря кабины 22 и двери 24.

Задняя часть фюзеляжа 14 в соответствии с классической схемой вертолета образована хвостовой балкой, которая не будет здесь описана более подробно.

К центральной части фюзеляжа крепится также шасси 26, например, полозкового типа.

В соответствии с предлагаемым изобретением центральная часть 10 конструкции вертолета содержит силовой каркас 16, показанный, в частности, на рисунках с 4 по 6 и имеющий существенно форму правильного прямоугольного шестигранника или параллелепипеда.

Силовой каркас 16 образован передней поперечной панелью 28, задней поперечной панелью 30, левой боковой панелью 32, правой боковой панелью 34, верхней горизонтальной панелью 36 и нижней горизонтальной панелью 38.

Передняя поперечная панель 28, которая предусмотрена для того, чтобы служить опорой для передней конструкции вертолета, продолжается в поперечном направлении за пределы прямоугольного контура, ограниченного боковыми панелями 32 и 34, а также верхней панелью 36, таким образом, чтобы образовать поперечную перегородку фюзеляжа, внешний контур которой 39 соответствует внешней форме обводов центральной части фюзеляжа данного вертолета в месте расположения этой поперечной перегородки.

Передняя поперечная перегородка или панель силового каркаса содержит прямоугольный центральный проем 40, ширина которого определяется (имеется ввиду его максимально возможная ширина) поперечным расстоянием между боковыми панелями 32 и 34 упомянутого выше силового каркаса фюзеляжа вертолета.

Задняя поперечная панель 39 силового каркаса фюзеляжа вертолета, которая предназначена для крепления хвостовой балки и задней траверсы полозкового шасси, также продолжается в поперечном направлении по обе стороны от боковых панелей 32 и 34 этого силового каркаса таким образом, чтобы результирующий контур этой задней поперечной панели 42 соответствовал, частично, профилю фюзеляжа вертолета в месте расположения этой панели силового каркаса фюзеляжа.

Задняя поперечная панель 30 силового каркаса фюзеляжа вертолета содержит центральное отверстие или проем прямоугольной формы 44, размеры которого определяются размерами центрального проема передней поперечной панели 40 (см. фиг.6) и равны этим размерам по соображениям, которые будут уточнены ниже.

Параллельные друг другу боковые панели 32 и 34 силового каркаса фюзеляжа вертолета имеют существенно прямоугольную форму. Каждая из этих панелей содержит центральный прямоугольный проем или отверстие 46 или 48 соответственно.

Верхняя панель 36 силового каркаса фюзеляжа представляет собой сплошную прямоугольную панель, которая предназначена для того, чтобы служить опорой для главного редуктора трансмиссии, растяжек подвески опоры несущего винта, одного или нескольких двигателей, а также органов управления главным несущим винтом.

Упомянутые выше панели 28, 3032, 34 и 36 выполнены, например, штамповкой из алюминиевого сплава. Такая технология позволяет получить в результате одной единственной технологической операции из листовой заготовки соответствующего металла готовую жесткую панель с локальными выштамповками и необходимыми отверстиями со скругленными краями, снабженную соответствующими привалочными поверхностями, необходимыми для ее соединения с другими панелями силового каркаса посредством, например, специальных соединительных накладок болтового или заклепочного соединения.

Возможным вариантом практической реализации панелей силового каркаса фюзеляжа вертолета в соответствии с предлагаемым изобретением является их изготовление из соответствующих композиционных материалов конструкционного характера.

Нижняя горизонтальная панель 38 силового каркаса фюзеляжа в предпочтительном варианте практической реализации предлагаемого изобретения изготавливается в виде слоистой структуры из алюминиевых панелей с синтетическим сотовым заполнителем, когда, в частности, предусматривается опора на ее массы топливного бака, как это будет пояснено ниже.

В соответствии с предлагаемым изобретением внутренний объем шестигранного силового каркаса центральной части фюзеляжа вертолета делится на три располагающихся друг над другом в горизонтальных плоскостях изолированных объема.

Это техническое решение проиллюстрировано, в частности, на фиг.7 и фиг. 8, где показаны верхняя горизонтальная перегородка 52. Эти горизонтальные перегородки 52 и 54 образованы панелями, имеющими существенно прямоугольную форму в плане.

Перегородки 52 и 54 позиционированы по вертикали таким образом, чтобы ограничить в вертикальной плоскости отверстия или проемы 40, 44, 46, 48, выполненные в соответствующих вертикальных панелях силового каркаса фюзеляжа вертолета.

Нижняя горизонтальная перегородка 54, которая в предпочтительном варианте практической реализации предлагаемого изобретения выполнена из алюминиевого сплава штамповкой, герметичным образом закрывает сверху первый отсек или нижний кессон 56. Этот нижний кессон 56, имеющий форму параллелепипеда, образует кессон, воспринимающий кручение, а также представляет собой нижний топливный кессон-бак.

Нижняя горизонтальная перегородка 54 должны быть выполнена съемной для того, чтобы имелась возможность доступа к мягкой оболочке (на приведенных в приложении рисунках она не показана) топливного бака, располагающейся во внутренней полости кессона 56.

Верхняя горизонтальная перегородка 52, которая в предпочтительном варианте практической реализации предлагаемого изобретения изготавливается в виде слоистой структуры из алюминиевых панелей с сотовым заполнителем, закрывает герметичным образом и снизу верхний отсек или кессона 58. Этот верхней кессон имеет существенно форму параллелепипеда и образует кессон, воспринимающий кручение, а также используется в качестве верхнего топливного кессон-бака. Закрывающая этот кессон снизу верхняя горизонтальная перегородка 52 должна быть спроектирована съемной для того, чтобы обеспечить возможность доступа к мягкому баку, располагающемуся во внутренней полости этого верхнего кессона.

Как показано на приведенной в приложении фиг.3, передняя конструкция фюзеляжа вертолета содержит два лонжерона 60 и 62, выступающих консольно вперед и образующих конструкцию, называемую лодкой. Эти передние лонжероны 60 и 62 могут быть связаны между собой в поперечном направлении силовыми траверсами (на приведенных в приложении рисунках не показаны), а также листовой панелью из легкого сплава 64, целиком или частично образующей пол кабины экипажа вертолета.

В соответствии с практической реализацией предлагаемого изобретения, проиллюстрированным на фиг.9 и фиг.10 упомянутые выше передние лонжероны 60 и 62 в основном образованы двумя продолжениями 66 и 68 боковых панелей 32 и 34 силового каркаса центральной конструкции фюзеляжа, которые, например, могут быть выполнены заодно с этими панелями.

Эти передние лонжероны подкрепляются дополнительными горизонтальными пластинами 70 и 72, а также поперечными торцевыми пластинами 74 и 76, показанными на фиг.10.

В варианте практической реализации, показанном на фиг.11, пол кабины экипажа вертолета, может быть образован единой сплошной горизонтальной панелью 78, а система подкрепления лонжеронов может быть дополнена сплошной передней поперечной пластиной 80.

В качестве одного из возможных вариантов практической реализации упомянутые выше передние лонжероны 60 и 62 могут быть выполнены в виде элементов, независимых от боковых панелей силового каркаса фюзеляжа. В этом случае передние лонжероны крепятся с помощь специальных накладок к нижним боковым сторонам нижнего воспринимающего кручение кессона 56 шестигранного силового каркаса 16 центральной части фюзеляжа.

Задняя поперечная перегородка 30 предназначена, в частности, для того, чтобы служить опорой хвостовой балки вертолета, которая может быть образована, например, работающей обшивкой слоистой конструкции с сотовым заполнителем, подкрепленной жесткими рамами или шпангоутами и образующей монококовую конструкцию.

Хвостовая балка вертолета в предпочтительном варианте практической реализации предлагаемого изобретения крепится болтами в четырех точках, располагающихся в четырех углах верхней части задней поперечной панели 30, представляющей собой стенку верхнего воспринимающего кручение кессона 58.

Как показано на фиг. 3 и фиг. 11, силовой каркас центральной части фюзеляжа вертолета 16 может быть дополнен горизонтальными полками 82, которые простираются в продольном направлении между поперечными перегородками 28 и 30 силового каркаса и которые предназначены для размещения на них, например, устанавливаемого по бокам фюзеляжа электрооборудования.

Построение силового каркаса центральной части фюзеляжа вертолета в соответствии с предлагаемым изобретением позволяет получить достаточно жесткую центральную конструкцию из плоских конструктивных элементов, особенно простых и удобных в изготовлении и не требующих для этого такого сложного и дорогостоящего оборудования и оснастки, как для изготовления элементов конструкции сложной искривленной формы, используемых для производства центральных конструкций фюзеляжей вертолетов монококовой конструкции.

Используемые для изготовления силового каркаса фюзеляжа вертолета в соответствии с предлагаемым изобретением плоские панели могут быть надежно и быстро соединены между собой, что также является несомненным достоинством изобретения.

Наружные формы фюзеляжа данного вертолета в его центральной части, где располагается шестигранный силовой каркас в соответствии с предлагаемым изобретением, выстраиваются путем использования соответствующих элементов обшивки, которая не участвует в передаче главных усилий, воспринимаемых фюзеляжем вертолета.

Оптимальное использование внутреннего объема шестигранного силового каркаса фюзеляжа вертолета в результате его разделения на три располагающихся друг над другом по вертикали изолированных пространства позволяет реализовать два воспринимающих кручение кессона в верхней и в нижней части силового каркаса, обеспечивающих снижение массы центрального силового каркаса в целом и позволяющих упростить крепление задней конструкции фюзеляжа вертолета к его центральной конструкции.

Упомянутое выше разделение внутреннего объема шестигранного силового каркаса позволяет также высвободить в центральной зоне фюзеляжа вертолета достаточно широкий, то есть обширный, объем для размещения грузов или грузовой отсек. Этот грузовой отсек в каждой из своих четырех вертикальных стенок имеет достаточно широкий проем, обеспечивающий множество различных вариантов использования такого вертолета.

Грузовой отсек может быть оборудован спереди люком или дверью, открывающимися в кабину экипажа вертолета, тогда как пол этого отсека, образованный нижней горизонтальной перегородкой 54, в предпочтительном варианте практической реализации предлагаемого изобретения непосредственно продолжается полом кабины экипажа данного вертолета.

С задней стороны, то есть позади задней поперечной панели 30 силового каркаса фюзеляжа, этот грузовой отсек может быть закрыт специальными капотами или обтекателями, образующими двери и обеспечивающими своей формой непрерывность аэродинамического обтекания зоны соединения центральной части фюзеляжа и хвостовой балки вертолета, а также возможность доступа в грузовой отсек сзади.

Боковые элементы обшивки центральной части фюзеляжа вертолета могут быть снабжены как слева, так и справа, дверями или люками, размеры которых соответствуют размерам боковых проемов грузового отсека, выполненным в панелях силового каркаса.

Выполненный таким образом грузовой отсек шестигранной формы, снабженный четырьмя дверями или люками со всех четырех сторон вертолета, позволяет использовать его самыми разнообразными способами, что отчасти проиллюстрировано на приведенных в приложении к данному описанию рисунках с 12 по 21.

На фиг. 12 и 13 показан пример классического или наиболее распространенного способа использования грузового отсека вертолета, при котором этот грузовой отсек 84 образует просто значительный изолированный объем для размещения самых разнообразных грузов с возможностью доступа в этот отсек как сбоку, так и сзади данного вертолета через соответствующие двери или люки.

На фиг. 14 и 15 проиллюстрирована возможность транспортирования на вертолете поперечно расположенного груза 86 большой длины и значительного веса, выступающего по бокам вертолета за пределы внешних обводов его фюзеляжа через проемы 46 и 48. Такой способ транспортировки тяжелых и негабаритных грузов особенно выгоден в той мере, в какой он не вызывает существенного изменения центровки данного летательного аппарата, поскольку нагрузка располагается в поперечном направлении и существенно ниже центра втулки несущего винта вертолета.

На фиг. 16 и 17 проиллюстрирована возможность транспортировки на вертолете продольно расположенного груза 88 большой длины, который может выступать за контуры внешних обводов фюзеляжа вертолета через открытый люк заднего проема грузового отсека и частично располагаться внутри кабины экипажа. При такой схеме размещения негабаритного груза предварительно могут быть демонтированы одно или несколько задних кресел в кабине вертолета, а также предпочтительно демонтированы створки заднего люка на центральном проеме 44, образованном в задней поперечной панели силового каркаса фюзеляжа 30. При этом негабаритный груз не взаимодействует с хвостовой балкой вертолета, которая соединена с верхним воспринимающим кручение кессоном, располагающимся выше проема 44.

На фиг. 18 и 19 проиллюстрирована еще одна возможность использования вертолета, построенного в соответствии с предлагаемым изобретением, состоящая в переоборудовании его в санитарный транспорт, предназначенный, в частности, для эвакуации больных. В этом варианте использования через задний люк фюзеляжа вертолета в грузовой отсек помещаются носилки 90, которые могут, например, задвигаться внутрь отсека по специальным рельсам.

Этот вариант использования вертолета позволяет осуществлять полет после закрытия всех дверей и люков и иметь на борту сопровождающий персонал в количестве двух человек, а также носилки с пострадавшим, или одного сопровождающего и блок медицинской техники в дополнение к носилкам.

На фиг. 20 и 21 проиллюстрировано применение вертолета в соответствии с предлагаемым изобретением для санитарной эвакуации в варианте с боковой погрузкой носилок 90. Полет вертолета и в этом случае осуществляется после закрытия всех дверей и люков грузового отсека. По сравнению с предыдущим вариантом использования вертолета в качестве санитарного транспорта рассматриваемый здесь способ эвакуации пострадавшего позволяет осуществить подъем носилок на борт вертолета при помощи специальной бортовой лебедки в режиме висения над поверхностью земли или воды, а также позволяет пилоту контролировать погрузку носилок на земле прямо со своего рабочего места. Кроме того, при таком способе погрузки пострадавший на носилках и сопровождающий его персонал в меньшей степени подвергаются воздействию выхлопных газов двигателя вертолета и струи воздуха от работающего несущего винта. Сопровождающий пострадавшего персонал имеет также более удобный доступ к люку, через который производится погрузка носилок.

Возможные варианты использования вертолета, построенного в соответствии с предлагаемым изобретением, не ограничиваются приведенными выше примерами и могут быть умножены многократно. Так, например, вертолет подобного типа можно использовать в случаях, когда необходимо перевезти не очень тяжелый, но объемный груз. Он может использоваться в сельскохозяйственной авиации для обработки посевов и других работ. При этом могут быть демонтированы створки боковых проемов грузового отсека и может практически не нарушаться нормальная центровка вертолета.

Концепция построения силового каркаса фюзеляжа вертолета, предлагаемая в данном изобретении, позволяет также упростить и облегчить его техническое обслуживание, поскольку порог боковых дверей грузового отсека образует платформу для технического обслуживающего персонала, который должен проводить работы на основных механических агрегатах вертолета, располагающихся на верней горизонтальной панели 36 силового каркаса фюзеляжа.

Грузовой отсек вертолета в соответствии с предлагаемым изобретением позволяет также техническому обслуживающему персоналу получить достаточно удобный доступ к съемным горизонтальным перегородкам силового каркаса, которые закрывают отсеки, содержащие топливные баки вертолета, когда в таком доступе возникает необходимость.

И, наконец, общая архитектура фюзеляжа вертолета в соответствии с предлагаемым изобретением дает многочисленные возможности для устройства жестких или тросовых органов управления вертолетом в различных пространствах, остающихся свободными между центральным силовым каркасом и элементами наружной обшивки фюзеляжа. При этом органы и проводка управления становятся легкодоступными для выполнения любых операций технического обслуживания путем демонтажа специальных технологических люков.


Формула изобретения

1. Фюзеляж вертолета, содержащий центральную конструкцию и соединенные с ней переднюю и заднюю конструкции, шасси, причем центральная конструкция является опорой для редуктора трансмиссии несущего винта и по меньшей мере одного двигателя и содержит силовой каркас, снабженный элементами наружной обшивки фюзеляжа, отличающийся тем, что силовой каркас выполнен в форме шестигранника, образованного соединенными между собой шестью панелями, две из которых являются передней и задней поперечными панелями каркаса, другие две
боковыми панелями каркаса, а остальные две верхней и нижней горизонтальными панелями каркаса
2. Фюзеляж по п. 1, отличающийся тем, что торцевая сторона каждой из поперечных панелей силового каркаса образует внешний контур соответствующего сечения фюзеляжа.

3. Фюзеляж по п. 1 или 2, отличающийся тем, что по меньшей мере в одной из поперечных панелей силового каркаса выполнен центральный проем.

4. Фюзеляж по п. 3, отличающийся тем, что центральный проем в поперечных панелях ограничен боковыми панелями силового каркаса.

5. Фюзеляж по любому из пп. 2 4, отличающийся тем, что в по меньшей мере одной из боковых панелей силового каркаса также образован центральный проем.

6. Фюзеляж по лю6ому из пп. 2 5, отличающийся тем, что внутренней объем силового каркаса разделен на части по меньшей мере одной горизонтальной перегородкой.

7. Фюзеляж по п. 6, отличающийся тем, что внутренний объем силового каркаса разделен на три вертикально расположенные части при помощи верхней и нижней горизонтальных перегородок.

8. Фюзеляж по п. 7, отличающийся тем, что верхняя горизонтальная перегородка взаимодействует с верхней горизонтальной панелью и с поперечными и боковыми панелями силового каркаса с образованием верхнего лонжерона, а нижняя горизонтальная перегородка взаимодействует с нижней горизонтальной панелью и с поперечными и боковыми панелями силового каркаса с образованием нижнего лонжерона, при этом верхние и нижние перегородки образуют соответственно потолок и пол грузового отсека фюзеляжа.

9. Фюзеляж по любому из пп. 3, 4, 7 и 8, отличающийся тем, что каждый из центральных проемов, выполненный в поперечных панелях силового каркаса, ограничен верхней и нижней горизонтальными перегородками.

10. Фюзеляж по любому из пп. 7 9, отличающийся тем, что каждый из центральных проемов, выполненных в боковых панелях силового каркаса, ограничен верхней и нижней горизонтальными перегородками.

11. Фюзеляж по любому из пп. 2 10, отличающийся тем, что передняя конструкция фюзеляжа содержит два лонжерона, соединенных с торцевыми сторонами боковых панелей.

12. Фюзеляж по п. 11, отличающийся тем, что по меньшей мере одна из стенок каждого лонжерона образована боковыми панелями силового каркаса.

13. Фюзеляж по любому из пп. 1 9, отличающийся тем, что его передняя конструкция содержит пол кабины экипажа, являющийся продолжением нижней горизонтальной перегородки силового каркаса.

14. Фюзеляж по любому из пп. 2 13, отличающийся тем, что его передняя конструкция снабжена элементами крепления к передней поперечной панели силового каркаса.

15. Фюзеляж по любому из пп. 2 14, отличающийся тем, что его задняя конструкция снабжена элементами крепления к задней поперечной панели силового каркаса.

16. Фюзеляж по любому из пп. 9 15, отличающийся тем, что его задняя конструкция снабжена элементами крепления к той части задней поперечной панели силового каркаса, которая ограничивает верхний лонжерон.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам посадки вертолета с неработающими двигателями

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к вертолетам и самолетам

Вертолет // 2089455
Изобретение относится к авиации и касается устройства корпуса вертолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к трансмиссии вертолетов с соосными винтами

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции автомата перекоса несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиастроения, преимущественно к воздушным движителям, и может быть использовано для изготовления лопастей вертолетов, крыльев и корпусных конструкций для легких летательных аппаратов, а также лопастей для электрогенераторов, использующих силу ветра

Изобретение относится к области вертолетостроения, в частности к несущим винтам винтокрылых летательных аппаратов

Изобретение относится к вертолетам с одним несущим винтом, содержащим систему компенсации реактивного момента несущего винта, включающую хвостовой винт, проводимый во вращение тем же, что и несущий винт средством, систему управления хвостовым винтом и по меньшей мере одну управляемую аэродинамическую поверхность направления, такую как закрылок киля или поворотный киль

Изобретение относится к вертолетам с одним несущим винтом, содержащим систему компенсации реактивного момента несущего винта, включающую хвостовой винт, проводимый во вращение тем же, что и несущий винт средством, систему управления хвостовым винтом и по меньшей мере одну управляемую аэродинамическую поверхность направления, такую как закрылок киля или поворотный киль

Изобретение относится к эксплуатации вертолетов, а именно к способам пилотирования вертолетов

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к самолето- и вертолетостроению, и может быть использовано для создания скоростного летательного аппарата (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой, а также для выполнения операции спасения ЛА в целом

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к самолето- и вертолетостроению, и может быть использовано для создания скоростного летательного аппарата (ЛА) с вертикальным взлетом и посадкой, а также для выполнения операции спасения ЛА в целом

Вертолет // 2102285

Вертолет // 2102286

Вертолет // 2104221
Изобретение относится к авиации и предназначено для проведения строительно-монтажных работ, установки опор линии ЛЭП, пригрузов на нефтегазопроводы, разгрузки барж и т.п

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к несущим винтам вертолетов

Изобретение относится к комплексным летательным аппаратам, состоящим из аэростата и вертолета
Наверх