Топливная композиция

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива прямогонный бензин НК-98oС, смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга, очищенных от сернистых соединений, бензин каталитического риформинга, и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85% метил-трет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: прямогонный бензин НК-98oС 1-10; смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1-20; добавка 8-15; бензин каталитического риформинга остальное. Использование изобретения позволит расширить сырьевую базу и увеличить выпуск высокооктановых автомобильных бензинов. 3 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Повышение требований к качеству автомобильного бензина в части повышения октанового числа, снижения летучести, содержания ароматических углеводородов, эмиссии СО привело к широкому использованию в составах этих топлив кислородсодержащих соединений.

Так, известна топливная композиция на основе автомобильного бензина, содержащая 5-40 об. спиртов С48 и 0,1-25 об. воды. Композиция может содержать метиловый, этиловый, пропиловый, изопропиловый, трет-бутиловый и трет-амиловый спирт.

Известна топливная композиция на базе бензина, содержащая 2065 об. присадки, в которой 5-35 об. составляет метилтрет-бутиловый эфир; 5-40 об. изопропил-трет-бутиловый эфир и 5-40 об. дибутил-трет-бутиловый эфир, преимущественно компоненты присадки взяты в соотношении 1:1:1. Кроме того, топливная композиция может содержать до 85 об. добавки, представляющей собой один или несколько спиртов, а именно, дибутиловый спирт, трет-бутиловый спирт и до 15 об. метилового спирта.

Однако эти композиции имеют недостаточно высокое октановое число, а содержание в них метилового спирта за счет его высокой гигроскопичности приводит к коррозии топливной системы двигателей.

Известна высокооктановая топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь толуола, изооктана и алкилата и в качестве добавки метил-трет-бутиловый эфир при следующем соотношении компонентов, об. толуол 46-60; изооктан 7-15; алкилат 15-35; метил-трет-бутиловый эфир 5-10.

Однако такая композиция является дорогостоящей, так как используемые в ней компоненты являются целевыми продуктами специальных производств. Кроме того, метил-трет-бутиловый эфир, содержащийся в ней, в значительном количестве при сгорании топлива образует карбонильные соединения, которые увеличивают токсичность выхлопных газов.

Из вышеизложенного следует, что содержащие в топливных композициях метил-трет-бутилового эфира в отдельности или добавление к нему спиртов, например трет-бутилового спирта, не обеспечивает достижения требуемых качеств автомобильного бензина.

Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция на базе бензина, содержащая в качестве высокооктановой добавки продукт этерификации метилового спирта олефинами С45 в присутствии кислотного катализатора, содержащий 21-70 об. непрореагировавшего метилового спирта; 20-60 об. метил-третбутилового эфира; 5-15 об. олефинов в виде исходных непрореагировавших веществ или олигомерных бутенов; 0,5-5 об. кислородсодержащих соединений в виде других простых эфиров и спиртов С26. Добавка содержится в базовом бензине в количестве 5-40 об.

Недостатком известной композиции являются неудовлетворительные антикоррозионные и антиокислительные свойства вследствие повышенного содержания в ней метилового спирта и олефиновых углеводородов. Введение соответствующих присадок значительно удорожает стоимость топливной композиции.

Изобретение направлено на расширение сырьевой базы при производстве товарных высокооктановых автомобильных бензинов, соответствующих требованиям охраны окружающей среды, и на увеличение их выпуска.

Для решения этой задачи предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива прямогонный бензин НК-98oС, смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга, очищенных от сернистых соединений, бензин каталитического риформинга, и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85 об. метил-трет-бутилового эфира и 15-50 об. трет-бутилового спирта при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. прямогонный бензин НК 98oС 1-10; смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1-20; добавка 8-15; бензин каталитического риформинга остальное.

Новизной заявляемого технического решения является сочетание используемых в композиции компонентов, их соотношение, а также использование в качестве добавки продукта этерификации метилового спирта бутиленами определенного состава.

Подбор компонентов базового топлива в сочетании с добавкой указанного состава позволил получить товарные высокооктановые бензины АИ-91 (ТУ 30.1011225-89), АИ-93 (ГОСТ 2084-77) и АИ-95 (ТУ 38.401728-89).

От известных добавок, также представляющих собой продукты этерификации метилового спирта бутиленами, предлагаемая добавка отличается более высоким содержанием трет-бутилового спирта, что позволяет получить требуемые качества товарных продуктов, например в части снижения содержания СО.

Добавка представляет собой бинарную композицию, получаемую путем синтеза метилового спирта с бутиленами в присутствии воды и гомогенного катализатора, выпускается по ТУ 301-03-008-94 под названием "ФЭТЕРОЛ".

Смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга это продукт, полученный с установки АГФУ, после удаления из смеси вышеуказанных бензинов, взятых в соотношении 1:1, непредельных соединений С25 и сернистых соединений.

Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов при 40-70oС.

Характеристики компонентов, используемых при приготовлении образцов предлагаемой топливной композиции, приведены в табл.1.

Было приготовлено 6 образцов предлагаемой топливной композиции, их состав приведен в табл.2.

Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на бензины АИ-91, АИ-93, АИ-95. Результаты испытаний приведены в табл.3.

Данные, приведенные в табл.3, подтверждают, что предлагаемая топливная композиция по всем параметрам соответствует требованиям ТУ.

Использование изобретения позволит расширить сырьевую базу и увеличить выпуск высокооктановых автомобильных бензинов.

Формула изобретения

Топливная композиция, содержащая базовое топливо и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, отличающаяся тем, что в качестве добавки используют продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50 85 мас. метил-трет-бутилового эфира и 15 50 мас. трет-бутилового спирта, и в качестве базового топлива композиция содержит бензин каталитического риформинга, прямогонный бензин, начало кипения 98oС и смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга, очищенных от сернистых соединений, при следующем соотношении компонентов, мас.

Прямогонный бензин, начало кипения 98o С 1,0 10,0 Смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1,0 20,0 Добавка 8,0 15,0 Бензин каталитического риформинга Остальноеп

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных карбюраторных двигателях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтехимии, а именно к присадке, предназначенной для использования в составах дизельных топлив

Изобретение относится к производству и потреблению бензинов и дизельных топлив и может быть использовано производителями и потребителями этих топлив

Изобретение относится к составам синергетическим композициям органических соединений композициям присадок к автомобильным бензинам для повышения их октанового числа, моющих, противоокислительных, противоизносных, антистатических и защитных свойств; термической и коллоидной стабильности топлива, а также к топливным композициям, содержащим эту присадку

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтяным композициям, содержащим депрессорную присадку, снижающую температуру застывания нефти

Изобретение относится к новым химическим соединениям, относящимся к замещенным амидам бензойной кислоты, которые можно использовать как модификаторы кристаллов твердого парафина (парафинового воска) в топливах, особенно в дистиллятных топливах, к применению этих соединений в качестве присадок к дистиллятным топливам, в частности в сочетании с другими присадками, и к топливам и концентратам, содержащим присадки, необязательно в сочетаниях с другими присадками

Изобретение относится к производству бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к присадкам для получения зимнего дизельного топлива

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к процессам получения высокооктановых жидких топлив за счет использования добавок

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам бензинов, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов

Изобретение относится к топливным добавкам, а более конкретно к противодымным присадкам
Наверх