Сиденье водителя транспортного средства

 

Использование: в сиденьях водителя, в частности в регулируемых спинках, которые применяются на тракторах и сельскохозяйственных машинах. Сущность изобретения: сиденье содержит гибкую спинку, позволяющую копировать рельеф линии соприкосновения позвоночника водителя со спинкой сиденья. Фиксация спинки, происходящая за счет трения, возникающего в элементах звеньев, дает возможность защитить позвоночник при внезапном ударе в направлении продольной плоскости и осуществить безопасность оператора при управлении транспортным средством. 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к разновидностям конструкций сидений водителя, в частности регулируемых спинок, которые могут использоваться на тракторах и сельскохозяйственных машинах.

Известны конструкции сиденьев, используемые для водителей транспортных средств /а. с. N 1443390, кл. В 60 N 2/02, 1989, а.с. N 1444186, кл. B 60 N 2/02, 1988 /, в которых для создания наиболее удобной поверхности касания в области поясницы и всей спины оператора транспортных средств стенки сиденья выполнены в виде рельефной поверхности и осуществляется регулировка по глубине рельефа.

К недостаткам известных изделий можно отнести следующее: 1. Ввиду того, что спинка сиденья не копирует позвоночник водителя транспортного средства, снижается эффект разгрузки при удержании позвоночника в рабочей позе.

2. Спинки сидений не могут убираться, что снижает возможность их использования в реверсивном режиме.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству относится сиденье /а.с. N 1369942, кл. В 60 N 2/02 1988 /, в котором используются пневмокамеры для изменения жесткости опорных поверхностей и придания требуемой рельефности непосредственно по индивидуальным потребностям водителя транспортного средства.

Но и это устройство не лишено недостатков 1. Спинки сидений широки и громоздки и выходят по габаритам за пределы корпуса оператора, что привозит к сковыванию движений его верхних конечностей, приводящее к дискомфорту.

2. Спинки сидений не копируют позвоночник, что, как следствие, снижает эффект его разгрузки при удержании позвоночника в рабочем положении.

3. Кроме того, спинки сидений не могут убираться, что снижает их возможности при использовании в реверсивном режиме, снижая тем самым безопасность.

Задачей, которую решает данное изобретение, является повышение комфортности и безопасности за счет применения устройства, копирующего позвоночник оператора.

Технический результат достигается тем, что сиденье водителя транспортного средства, выполненное с рельефной поверхностью, размещенной вдоль спины оператора, снабжено подушкой, укрепленной на раме транспортного средства, к которой посредством поворотного рычага прикреплена гибкая спинка, выполненная в виде многозвенной цилиндрической цепи, каждое звено которой состоит из четырех спаренных попарно направляющих планок /внешней и внутренней/, соприкасающихся плоскостями и размещенных параллельно между собой, причем, между одной парой спаренных попарно направляющих /внешней и внутренней/ и другой парой спаренных попарно направляющих /внешней и внутренней/ перпендикулярно им размещены втулки, выполненные с центральным отверстием с размещенным в нем стягивающим пальцем, проходящим через все направляющие планки. Один конец стягивающего пальца выполнен сферическим, а второй его конец выполнен со сквозным отверстием с возможностью размещения в неповоротного вала, ось которого параллельна направляющим планкам. Один конец поворотного вала, расположенный между втулками, снабжен эксцентриками /кулачками/, а другой конец поворотного вала снабжен цилиндрическим шарниром с возможностью его соединения с концом близлежащего звена цилиндрической цепи, причем каждое звено снабжено подушкой, закрепленной на внешних направляющих планках, к которым присоединены привязные ремни, снабженные замком, а верхняя часть гибкой спинки снабжена подголовником /например, из полимера/.

Применение изобретения дает возможность осуществить следующее.

1. Предусмотренная гибкость вала в целом и звеньев цилиндрической цепи, в частности, позволяет выбирать наиболее удобное положение оператора и при необходимости время от времени изменять его. При этом используется подголовник, выполненный в виде кольца из гибкого полимера. При необходимости подголовник можно убирать назад. Предусмотренное конструктивное решение повышает комфортность оператора.

2. За счет смещения в сочленениях система гасит острые толчки, защищая оператора от опасных динамических воздействий, так как при продольном ударе происходит, как правило, смещение позвонков в позвоночнике. Таким образом, применение устройства, копирующего позвоночник оператора, обеспечивает безопасность при управлении транспортным средством.

3. При необходимости, которая может возникнуть при эвакуации или реверсивном использовании сиденья, спинку можно быстро убрать под сиденье. Это удобно при работе с сельскохозяйственным орудием, которое монтируется на задней навеске трактора.

Таким образом, гибкая спинка сиденья позволяет выбирать наиболее удобную позу при работе, эффективно распределять нагрузку на позвоночник, легко менять положение, защищать от опасных динамических воздействий, и, при необходимости, ее легко можно убирать под сиденье. Конструкция такой спинки не громоздка, не сковывает движения верхних конечностей, что позволяет улучшить условия труда оператора, повысить безопасность и, как следствие, повысить производительность сельскохозяйственных машин.

На фиг. 1 представлен общий вид сиденья; на фиг.2 звенья цилиндрической цепи, разрез; на фиг.3 разрез звена цепи по стягивающему пальцу.

Сиденье /см. фиг.1, 2, 3/ снабжено подушкой 1, укрепленной на раме транспортного средства 2, к которой в области поворотного рычага 3 прикреплена гибкая спинка 4, выполненная в виде многозвенной цилиндрической цепи, каждое звено 5 которой состоит из четырех спаренных попарно направляющих планок /внешней 6 и внутренней 7/, соприкасающихся плоскостями и размещенных параллельно между собой, причем, между одной парой спаренных попарно направляющих /внешней 6 и внутренней 7/ перпендикулярно им размещены втулки 8, выполненные с центральным отверстием с размещенным в нем стягивающим пальцем 9, проходящим через все направляющие планки 6, 7. Один конец стягивающего пальца 3 выполнен сферическим, а второй его конец выполнен со сквозным отверстием о возможностью размещения в нем поворотного вала 10, ось которого параллельна направляющим планкам 6, 7, при этом, один конец поворотного вала 10, расположенный между втулками 8, снабжен эксцентриками /кулачками/ 11, а другой конец поворотного вала 10 снабжен цилиндрических шарниром 12 с возможностью его соединения с концом близлежащего звена цилиндрической цепи. Каждое звено снабжено подушкой 12, закрепленной на внешних направляющих планках 6, к которых, кроме того, еще присоединены привязные ремни 13, снабженные замком 14. Кроме того, верхняя часть гибкой спинки 4 снабжена подголовником 15, выполненным в виде гибкого кольца /например, из полимера/.

При аварийных ситуациях предлагаемое устройство может осуществлять смещение в продольной плоскости, смягчая тем самым силу удара и одновременно удерживая тело оператора на месте при помощи фиксирующих привязных ремней 13 и остаточной жесткости между звеньями цилиндрической цепи 4 за счет наличия трения в шарнирах 12, вызванного прижатием кулачков 11. Замок 14 при необходимости отстреливает ремни 13, освобождая тем самым оператора от фиксации.

Устройство работает следующим образом. Оператор транспортного средства, находясь на подушке 1, установленной на раме 2 транспортного средства, опирается о гибкую спинку 4 и зафиксирован привязными ремнями 13, соединенными между собой в замке 14. При смене контура гибкой спинки оператор отводит рычаг 3, который вращает поворотный вал 10 в пальцах 9, что обеспечивается за счет цилиндрического шарнира 12. При этом кулачки 1 ослабляют натяг между внешней направляющей планкой 6, внутренней направляющей планкой 7 и втулкой 8 относительно стягивающего пальца 3. Тем самым достигается подвижность между звеньями гибкой спинки 5, что использует оператор, чтобы выбрать наиболее удобный контур гибкой спинки 4 или при необходимости работы в реверсивном режиме убирать сиденье под подушку 1. После этого контур гибкой спинки фиксируется путем возврата рычага 3 в исходное положение, при этом вращается поворотный вал 10 посредством передачи усилия рычага 3 через шарниры 12 и поворачивает эксцентрик 11, который создает натяг между внешней направляющей планкой 6, внутренней направляющей планкой 7 и втулкой 8 относительно стягивающего пальца 9, что обеспечивает необходимую жесткость конструкции спинки сиденья 4 с выбранным контуром сопряжения.

Гибкая спинка имеет ограниченную фиксацию, рассчитанную на поддержание тела оператора, и при резких ударных воздействиях может смещаться относительно своего положения, что снижает удар на позвоночник, и тем самым обеспечивается его защита.

Таким образом, спинка сиденья выполнена гибкой в виде цилиндрической цепи с опорными подушками, размещенными на всех звеньях цепи, и снабжена эксцентриковым валом, позволяющим фиксировать положение, занимаемое спинкой в позиции, которую выбирает при работе оператор по своему усмотрению. Фиксация спинки, происходящая за счет трения, возникающего в элементах звеньев, дает возможность защитить позвоночник при внезапном ударе в направлении продольной плоскости и обеспечить безопасность оператора при управлении транспортным средством.

Формула изобретения

Сиденье водителя транспортного средства, выполненное с рельефной поверхностью, размещенной вдоль спины оператора, отличающееся тем, что оно снабжено подушкой, укрепленной на раме транспортного средства, к которой посредством поворотного рычага прикреплена гибкая спинка, выполненная в виде многозвенной цилиндрической цепи, каждое звено которой состоит из четырех спаренных попарно направляющих планок (внешней и внутренней), соприкасающихся плоскостями и размещенных параллельно между собой, причем между одной парой спаренных попарно направляющих (внешней и внутренней) и другой парой спаренных попарно направляющих (внешней и внутренней) перпендикулярно к ним размещены втулки, выполненные с центральным отверстием и размещенным в нем стягивающим пальцем, проходящим через все направляющие планки, при этом один конец стягивающего пальца выполнен сферическим, а второй его конец выполнен с сквозным отверстием с возможностью размещения в нем поворотного вала, ось которого параллельна направляющим планкам, при этом, один конец поворотного вала, расположенный между втулками, снабжен эксцентриками (кулачками), а другой конец поворотного вала снабжен цилиндрическим шарниром с возможностью его соединения с концом близлежащего звена цилиндрической цепи, причем каждое звено снабжено подушкой, закрепленной на внешних направляющих планках, к которым присоединены привязные ремни, снабженные замками, а верхняя часть гибкой спинки снабжена подголовником, например, из полимера.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сиденьям, устанавливаемым на транспортном средстве и имеющим подвижные элементы, расположенные внутри сиденья

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно - к устройствам пассивной безопасности пользователя транспортным средством, преимущественно автомобилем, и может быть использовано для обеспечения безопасности пользователя автомобилем в случае аварии при дорожно-транспортном происшествии, проведении испытаний, спортивных соревнований, выполнении каскадерских трюков и т.п

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано, например, в вагонах поездов пригородного сообщения

Изобретение относится к технике защиты человека-оператора от действия пространственной вибрации

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов

Изобретение относится к посту рулевого управления для рабочей машины, в частности для подъемного крана для лесоматериалов или подъемного крана для упакованных изделий, имеющего платформу рулевого управления, смонтированную на раме машины, и сиденье, присоединенное к платформе рулевого управления с помощью ножки сиденья

Кресло // 2142249
Изобретение относится к мебели, в частности к креслам водителей транспортных средств, труд которых сопряжен с длительной работой в положении "сидя"

Изобретение относится к технике защиты от действия вибрации человека-оператора, работающего сидя

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов

Изобретение относится к регулировочным устройствам сидений транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к сиденьям автомобиля

Изобретение относится к области устройств, предназначенных для защиты человека-оператора транспортного средства от чрезмерных нагрузок, возникающих в аварийной ситуации: взрыв, удар снаряда, сейсмоудар и прочее, не ухудшая при этом защиты от вибраций при езде в обычном режиме

Изобретение относится к моторедуктору для механизма регулирования положения сиденья или для рулевого механизма с усилителем и способу его сборки
Наверх