Смазка для холодной обработки металлов "росойл-шок"

 

Использование: изобретение относится к смазкам для холодной объемной и листовой штамповки и может быть использовано также при лезвийной и абразивной обработке металлов и сплавов.

Задача: снижение себестоимости производства, повышение противозадирных свойств, снижение коррозионной агрессивности по отношению к обрабатываемым деталям и оборудованию за счет оптимизации рецептурного состава и технологии производства.

Сущность изобретения: смазка дополнительно содержит серу и бензотриазол и в качестве минерального масла содержит масляную фракцию 300-480oC при следующем соотношении компонентов, мас.%: масляная фракция 300 - 480oC - 80 - 92; растительное масло - 5 - 15; сера - 2 - 5; бензотриазол - 0,01 - 0,5. 2 табл.

Изобретение относится к смазкам для холодной объемной и листовой штамповки и может быть использовано также при лезвийной и абразивной обработке металлов и сплавов.

Известна смазка "Экструдинг-Ойл-641", фирмы "Корбен Экструдинг-Ойл" (США), используемая при холодной объемной штамповке, содержит 13,8% серы и имеет кислотное число 6,0 [1] Эта смазка достаточно эффективна, но дорогостоящая и производится за пределами России.

Известна также технологическая смазка "ШОК-01" ТУ 02-001-0637789-92 [1] разработанная и производимая Хозрасчетным Творческим Центром Уфимского Авиационного Института, изготавливаемая из смеси индустриального масла типа И-20, И-40 с растительным (рапсовым) маслом в соотношении три к одному, содержащая от 8 до 12% серы и имеющая кислотное число 3 10.

Высокое кислотное число влечет за собой повышенную агрессивность смазки, особенно к деталям штамповочного оборудования, изготовленным из медных сплавов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является технологическая смазка ЛЗ-СОЖ-1Т [2, стр. 85] состоящая из смеси растительного (рапсового) масла (78,5% ), минеральных индустриальных масел типа И-12А и веретенного АУ, а также химически активных серусодержащих присадок, имеющая кислотное число 8.

Себестоимость этой смазки достаточно высока из-за большого содержания растительного масла, в то же время эффективность смазки на отдельных операциях (например, выдавливание внутренней резьбы недостаточна для осуществления технологического процесса.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение себестоимости производства и повышение эффективности технологической смазки на тяжело нагруженных операциях металлообработки путем оптимизации рецептурного состава и технологии производства.

Поставленная задача решается тем, что смазка для холодной обработки металлов, содержащая минеральное масло и растительное масло, в отличие от прототипа дополнительно содержит серу и бензотриазол и в качестве минерального масла содержит масляную фракцию 300 480oC при следующем соотношении компонентов, мас.

масляная фракция 300 480oC 80 92 растительное масло 5 15 cepa 2 5 бензотриазол 0,01 0,5 Существенным отличительным признаком смазки "Росойл-ШОК" от смазки ЛЗ - СОЖ 1Т является оптимальное соотношение компонентов, обеспечивающее уменьшение кислотного числа смазки "Росойл-ШОК" до 0,38 1,5 и повышение эксплуатационных свойств смазки на тяжело нагруженных операциях металлообработки. Уменьшение содержания растительного масла существенно снизило себестоимость производства и обеспечило оптимальное соотношение химических соединений.

Пример конкретного выполнения Смазка приготавливается путем смешения минерального и растительного (рапсового) масла, бензотриазола и серы в следующих соотношениях компонентов:
минеральное масло 90,98%
растительное масло 5%
масло 4%
бензотриазол 0,02%
Физико-химические свойства смазки "Росойл-ШОК" в сравнении со смазками "Экструдинг-Ойл-641" и ЛЗ-СОЖ-1Т приведены в табл. 1.

Испытания на выдавливание проводили на образцах из стали 08 КП при скорости деформирования 210-3м/с, относительной деформации 30% Эффективность смазки оценивали по снижению усилий деформирования и выталкивания. Коэффициент трения при осадке кольцевых образцов оценивали по стандартной методике [3]
Оценку крутящего момента при формировании внутренней резьбы выдавливанием производили с помощью специальной оснастки на гайках из стали 08 КП.

Нагрузка сваривания определялась по ГОСТ 9490 на машине ЧМТ-1.

Результаты сравнительных испытаний смазок приведены в табл. 2.

Были опробованы также образцы смазок, приготовленные с использованием сурепкового, подсолнечного, касторового и хлопкового масел. Во всех случаях результаты были удовлетворительные.

Стоимость смазки "Росойл-ШОК" вдвое ниже, чем стоимость смазки "ЛЗ-СОЖ-1Т".


Формула изобретения

Смазка для холодной обработки металлов, содержащая минеральное масло и растительное масло, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит серу и бензотриазол и в качестве минерального масла содержит масляную фракцию 300
480oС при следующем соотношении компонентов, мас.

Масляная фракция 300 480oС 80 92
Растительное масло 5 15
Сера 2 5
Бензотриазол 0,01 0,5о

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составу концентрата жидкости, используемой в виде 1-3%-ных водных эмульсий в качестве рабочей жидкости гидрооборудования

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при механической обработке металлов, в частности при лезвийной обработке и шлифовании конструкционных и инструментальных материалов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу экологически безопасной смазочной композиции, предназначенной главным образом для смазки дейдвудного вала, которая также может быть использована для смазки зубчатых и червячных передач, в гидроприводах, в оборудовании угольной, текстильной, пищевой и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к составу смазочных материалов, используемых в узлах трения машин и механизмов в качестве противоизносных и противозадирных, обеспечивающих автокомпенсацию износа различных пар трения и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве моторных трансмиссионных, индустриальных масел и гидравлических жидкостей

Изобретение относится к области тормозных жидкостей (ТЖ), отвечающих современным требованиям и используемых в гидроприводах тормозных систем и сцеплений легковых и грузовых автомобилей

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлов и может быть использовано на машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в метизной промышленности для покрытия бортовой латунированной проволоки в процессе ее изготовления

Изобретение относится к области машиностроения и химии, конкретно к металлообработке и эксплуатации машин и механизмов, в том числе двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным композициям для приработки механизмов и может быть использовано, например, для приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к антифрикционным защитным противоизносным композициям (АЗПК)

Изобретение относится к абразивной обработке материалов, а именно к твердым смазочным материалам, применяемым при шлифовочных операциях и заточке инструмента при абразивной обработке

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в тяжелонагруженных парах и узлах трения станков прокатного , прессового и другого оборудования

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам (СОТС), предназначенным для механической обработки металлов в активных средах на различных операциях металлообработки черных металлов, а также меди и ее сплавов
Наверх