Экраноплан

 

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования летательных аппаратов, перемещающихся в экранном режиме над поверхностью воды и кратковременно над сушей со скоростью 400 - 600 км/час. Сущность заключается в том, что экраноплан выполнен с дополнительными параллельными друг другу фюзеляжами, поворотными воздухозаборными устройствами и камерами распыления воды для подачи ее в дисперсном состоянии в сопла самолетных двигателей и в область воздушных подушек между дополнительными фюзеляжами, при этом несущее крыло выполнено с выдвижными гибкими участками, имеющими возможность натяжения их между смежными фюзеляжами за хвостовой кромкой несущего крыла. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования летательных аппаратов, перемещающихся в экранном режиме над поверхностью воды и кратковременно над сушей со скоростью 400 600 км/час.

Известен экраноплан, содержащий корпус в виде несущего крыла, фюзеляж, хвостовые оперения, самолетные двигательные установки и воздухонагнетатели для создания воздушных подушек (патент СССР N 676153, кл. B 60 V 1/08, 1979).

Недостатком известного экраноплана является его низкая эксплуатационная эффективность.

Технический результат от внедрения этого изобретения заключается в повышении эксплуатационной эффективности экраноплана.

Технический результат достигается тем, что экраноплан содержит корпус в виде несущего крыла, фюзеляж, хвостовые оперения, самолетные двигательные установки и воздухонагнетатели для создания воздушных подушек, экраноплан выполнен с дополнительными параллельными друг другу фюзеляжами, поворотными воздухозаборными устройствами и камерами распыления воды для подачи ее в дисперсном состоянии в сопла самолетных двигателей и в область воздушных подушек между дополнительными фюзеляжами, при этом несущее крыло выполнено с выдвижными гибкими участками, имеющими возможность натяжения их между смежными фюзеляжами за хвостовой кромкой несущего крыла.

Кроме того, несущее крыло выполнено с консольными крайними участками, а экраноплан выполнен со скегами, расположенными на нижних частях фюзеляжей и этих консольных участках несущего крыла поперечно ему для ограждения воздушных подушек.

Кроме того, оси поворота водозаборных устройств размещены на нижних кромках скегов под фюзеляжами.

Кроме того, скеги выполнены с надувными поплавками для подъема экраноплана над водой при стоянке и режиме медленного маневрирования.

На фиг. 1 представлен боковой вид описываемого экраноплана; на фиг. 2 - вид по стрелке A фиг. 1; на фиг. 3 экраноплан из сочлененных между собой модулей экраноплана по горизонтали и вертикали; на фиг. 4 носовая оконечность экраноплана с шарнирным соединением модулей; на фиг. 5 кормовая часть такого экраноплана; на фиг. 6 носовая оконечность экраноплана с модулями размещенными по вертикали и по горизонтали и с шарнирным соединением модулей, расположенных по горизонтали; на фиг. 7 средняя часть такого экраноплана; на фиг. 8 кормовая оконечность экраноплана с модулями, размещенными по вертикали и по горизонтали при шарнирном соединении.

Экраноплан снабжен самолетными фюзеляжами 1 с центропланом, хвостовыми оперениями, самолетными двигательными установками, консольными крайними участками 2 несущего крыла, воздухозаборниками 3 воздухонагнетателей для создания воздушных подушек, тубусами 4 для укладки выдвижных гибких участков 5 крыла, скегами 6, выдвижной частью крыла, надувными поплавками 7, колесами 8 для водозабора, камерами 9 распыления дисперсной воды, а также поворотным водозаборным устройством 10.

Между поверхностью воды и нижней плоскостью крыла (фиг. 1,2) создается воздушно-водяная подушка 11. Модули экраноплана имеют между собой шарнирное соединение 12.

Экраноплан эксплуатируется следующим образом.

Перед взлетом выдвигаются гибкие участки 5 несущего крыла из их тубусов 4, запускаются самолетные двигательные установки, воздухонагнетатели и водозаборное устройство 10 с колесами 8 и создается воздушно-водяная подушка 11 с помощью камер 9, размещенных в несущем крыле. Экраноплан начинает подниматься над водой и двигаться по направлению векторов тяги самолетных двигательных установок; по мере увеличения горизонтальной скорости и подъема экраноплана над водой, происходит процесс укладки в полость скегов 6 надувных поплавков 7. Далее происходит разгон экраноплана и дальнейший подъем его над водой. Скеги 6 выходят из соприкосновения с водой и с набором достаточной скорости экраноплана убираются в дополнительные полости (не показаны), что позволяет произвести увеличение скорости полета до крейсерской. Посадка осуществляется посредством снижения тяги самолетных движительных установок, увеличением угла атаки крыла, и при снижении горизонтальной скорости до допустимой выдвигаются дополнительные гибкие участки 5 крыла, после чего (из-за возросшей подъемной силы) возможно дальнейшее снижение тяги вышеуказанных установок и снижение скорости и высоты полета экраноплана. После касания скегов 6 с водой начинается более интенсивное торможение экраноплана, и возможна его посадка на воду в двух вариантах: 1) посадка на фюзеляжи, останов, надувание поплавков 7 и всплытие; 2) до касания фюзеляжей поверхности воды, по достижении безопасной горизонтальной скорости надувание поплавков и всплытие экраноплана до окончания горизонтального передвижения.

Формула изобретения

1. Экраноплан, содержащий корпус в виде несущего крыла, фюзеляж, хвостовые оперения, самолетные двигательные установки и воздухонагнетатели для создания воздушных подушек, отличающийся тем, что экраноплан выполнен с дополнительными параллельными друг другу фюзеляжами, поворотными воздухозаборными устройствами и камерами распыления воды для подачи ее в дисперсном состоянии в сопла самолетных двигателей и в область воздушных подушек между дополнительными фюзеляжами, при этом несущее крыло выполнено с выдвижными гибкими участками, имеющими возможность натяжения их между смежными фюзеляжами за хвостовой кромкой несущего крыла.

2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что его несущее крыло выполнено с консольными крайними участками, а экраноплан выполнен со скегами, расположенными на нижних частях фюзеляжей и консольных участках несущего крыла поперечно ему для ограждения воздушных подушек.

3. Экраноплан по п.2, отличающийся тем, что оси поворота водозаборных устройств размещены на нижних задних кромках скегов под фюзеляжами.

4. Экраноплан по пп.2 и 3, отличающийся тем, что скеги выполнены с надувными поплавками для подъема экраноплана над водой при стоянке и режиме медленного маневрирования.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морскому и наземному транспорту и касается конструирования экранопланов для доставки людей и грузов

Изобретение относится к судостроению и, в частности, касается конструирования судов и аппаратов-амфибий с динамическими принципами поддерживания

Изобретение относится к летательным аппаратам, которые могут перемещаться вблизи поверхности жидкости, а также к судам с динамическими принципами поддержания

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования экранопланов судов с динамическими принципами поддержания, являющихся скоростными транспортными средствами нового типа

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке, и касается проектирования летательных аппаратов с повышенным аэродинамическим качеством

Изобретение относится к судостроению и самолетостроению, касаясь создания аппаратов с динамическими принципами поддержания

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования скеговых транспортных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспортным средствам с динамическими принципами поддержания

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов аэрогидротримаранов

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, а именно экраноплана, выполненного по типу "летающего крыла"

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования наземных транспортных скоростных магистральных устройств для перевозки людей и легковесных грузов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и конструированию наземно-воздушных амфибийных летательных аппаратов (ЛА) типа экраноплан со взлетом и посадкой на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и касается конструирования морских судов, имеющих корпус тримаранного типа
Наверх