Составной коленчатый вал и способ его изготовления

 

Использование: в машиностроении, в частности в двигателестроении. Сущность изобретения: шейки 2 вала выполнены с эксцентричными цилиндрическими выступами 8, расположенными на торцевых поверхностях шеек 2 и свободно установленными при сборке вала в посадочные отверстия 7 щек 1. После корректировки их углового положения относительно щек 1 шейки 2 со щеками 1 соединяют при помощи запрессовки пальцев 4 в торцевые отверстия 5 шеек 2 через сквозные отверстия 6 щек 1. Щеки 1 могут выполняться сборными из пар пластин 9, при этом выступ 8 расположен в посадочном отверстии 7 одной пластины 9 щеки 1, а в установочном отверстии 11 другой ее пластины 9 - шейка 2. Щеки 1 в обоих вариантах их выполнения укладывают в пакет 13, который скрепляют через выполненные в них стяжные отверстия 14 и обрабатывают совместно в пакете. 2 с. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям составных коленчатых валов и способам их изготовления и сборки, преимущественно для двигателей внутреннего сгорания.

Известен составной коленчатый вал, содержащий шатунные и коренные шейки, соединенные со щеками при помощи пальцев, запрессованных в торцевые отверстия шеек через сквозные отверстия щек, и устройство фиксирования шеек от проворота относительно щек [1] (прототип).

Техническим результатом изобретения являются повышение степени унификации, надежности, точности изготовления и удобства сборки.

На фиг.1 представлен предлагаемый составной вал; на фиг.2 то же, вариант выполнения с составными щеками; на фиг.3 щеки, собранные в пакет для реализации способа изготовления вала; на фиг.4 разрез А-А фиг.1.

Вал содержит щеки 1, шатунные 2 и коренные 3 шейки, соединенные со щеками 1 при помощи пальцев 4, запрессованных в торцевые отверстия 5 шеек, например шеек 2, через сквозные отверстия 6 щек 1, эксцентричное посадочное отверстие 7, выполненное в щеках 1, при этом на торцевых поверхностях шеек 2 эксцентрично их продольной оси расположены цилиндрические выступы 8, установленные свободно в посадочных отверстиях 7 щек 1.

Каждая щека 1 может быть выполнена в виде пары пластин 9, скрепленных между собой, например, болтовым соединением 10, причем посадочное отверстие 7 выполнено в одной пластине 9 щеки 1, а в другой ее пластине 9 выполнено установочное отверстие 11, в котором размещена шейка, например шейка 2.

Коренные шейки 3 могут быть соединены со щеками 1 при помощи фланцевого соединения 12.

Способ изготовления и сборки вала может быть реализован следующим образом.

Комплект щек 1 укладывают в пакет 13 и скрепляют его через выполненные в щеках 1 стяжные отверстия 14. Обрабатывают щеки 1 в пакете 13 совместно, например шлифуют их боковые поверхности 15, затем выполняют в щеках 1 за один проход посадочное отверстие 7, после чего пакет 13 разбирают. Цилиндрические выступы 8 шеек 2 устанавливают в посадочные отверстия 7 и выставляют, например, по индикатору их угловое положение относительно щек 1, после чего в торцевые отверстия 5 шеек 2 через сквозные отверстия 6 щек 1 запрессовывают пальцы 4, соединяя таким образом щеки 1 с шейками 2. Дополнительно шейки 2 могут быть соединены со щеками 1 при помощи винтов 16.

При выполнении щек 1 в виде пластин 9 в пакете 13, собранном из пластин 9, дополнительно выполняют установочное отверстие 11 с диаметром, соответствующим диаметру шейки 2, на стороне пластин 9, противоположной посадочному отверстию 7 относительно оси симметрии пластин 9. При сборке вала в каждой щеке 1 пары пластин 9 располагают центрально симметрично относительно оси вращения 17 вала. Тогда цилиндрический выступ 8 размещают в посадочном отверстии 7 дальней от шейки 2 пластины 9, а саму шейку 2 в установочном отверстии 11 другой пластины 9 этой щеки 1 болтовым соединением 10. Болты соединения 10 могут быть расположены в стяжных отверстиях 14 пластин 9.

Таким образом все щеки 1 вала унифицированы, поэтому комплект щек вала может быть выполнен заодно в пакете, за счет чего повышается точность сборки вала даже при отклонениях, например, при выполнении посадочного отверстия 7. Из-за наличия цилиндрического выступа 8 на шейке, который свободно устанавливается в посадочном отверстии 7, возможно корректирование относительного углового положения шеек 2, например, с точки зрения их расположения в одной плоскости, после чего происходит окончательное соединение щек 1 с шейками 2 или 3.

Выполнение щек 1 составными позволяет лишь при одной дополнительной операции (выполнение в пакете 13 установочного отверстия) значительно повысить надежность соединения шеек со щеками с возможностью увеличения нагрузок в кривошипе. При этом точность изготовления вала и надежность соединения повышаются без увеличения трудоемкости сборки и затрат на изготовление.

Формула изобретения

1. Составной коленчатый вал, содержащий щеки, по меньшей мере одну шатунную и коренные шейки, соединенные со щеками по меньшей мере при помощи пальцев, запрессованных в торцевые отверстия шеек через сквозные отверстия щек, и устройство фиксирования шеек от проворота относительно щек, отличающийся тем, что в каждой щеке дополнительно выполнено эксцентричное посадочное отверстие, а устройство фиксирования выполнено в виде по меньшей мере одного цилиндрического выступа, расположенного на торцевой поверхности шейки эксцентрично продольной оси последней и установленного свободно в посадочном отверстии щеки.

2. Вал по п.1, отличающийся тем, что каждая щека выполнена в виде пары пластин, скрепленных между собой, причем посадочное отверстие выполнено в одной пластине щеки, а в другой ее пластине выполнено установочное отверстие, в котором размещена шейка 3. Вал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что коренные шейки соединены со щеками при помощи фланцевого соединения.

4. Способ изготовления и сборки составного коленчатого вала путем обработки щек, соединения шеек с последними путем запрессовки пальцев в торцевые отверстия шеек через сквозные отверстия щек, и фиксирование шеек от проворота относительно щек, отличающийся тем, что комплект щек укладывают в пакет, скрепляют последний через выполненные в щеках стяжные отверстия, обрабатывают щеки совместно в пакете и выполняют в них, по меньшей мере одно посадочное отверстие, после чего пакет разбирают, при этом шейки выполняют с эксцентричными цилиндрическими выступами, расположенными на торцевых плоскостях шеек, а перед запрессовкой пальцев в торцевые отверстия шеек цилиндрические выступы последних устанавливают в посадочные отверстия щек и выставляют их угловое положение относительно щеки.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что каждую щеку выполняют составной из пары пластин, в пакете пластин дополнительно выполняют установочное отверстие с диаметром, соответствующим диаметру шейки, а пластины в каждой щеке располагают центрально симметрично относительно оси вращения вала и скрепляют между собой причем шейку размещают в установочном отверстии одной пластины щеки, а цилиндрический выступ в посадочном отверстии другой ее пластины.

6. Способ по пп.4 и 5, отличающийся тем, что пластины в щеке скрепляют при помощи резьбовых соединений, расположенных в стяжных отверстиях.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коленчатым составным валам

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателестроению, а именно к оппозитным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании поршневых машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить его надежность за счет снижения динамически.х нагрузок

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к конструкциям составных коленчатых валов

Изобретение относится к составным валам с разъемными соединениями

Изобретение относится к конструкции для монтажа диска генератора импульсов (Р) на торцевую поверхности вращающейся стенки (9), состоящей из плеча кривошипа (3) и противовеса (4) коленчатого вала (С) двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании двигателей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям составных коленчатых валов, использующихся для преобразования возвратно-поступающего движения во вращательное и наоборот

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных отверстиях щек и зафиксированную от проворота относительно указанных отверстий. Устройство фиксации кривошипной шейки от проворота выполнено в виде штифта, вставленного в отверстие щеки, продольная ось которого скрещивается с осью вращения вала, например, направлена вдоль радиуса или параллельно радиусу щеки. На участке цилиндрической поверхности кривошипной шейки, расположенном в эксцентричном отверстии щеки, выполнена выемка с образованием прямолинейного участка, контактирующего с прямолинейным участком поверхности штифта. Внутри кривошипной шейки, со стороны, входящей в эксцентричное отверстие щеки, выполнена проточка с образованием внутренней конической поверхности, контактирующей с наружной поверхностью конической распорной втулки. Втулка натягивается внутрь кривошипной шейки с возможностью создания контакта с требуемым напряжением между прямолинейными участками поверхности выемки кривошипной шейки и штифта, а также создания натяга в сопряженных поверхностях кривошипной шейки и эксцентричного отверстия щеки. Технический результат: уменьшение габаритов составного стягиваемого вала и повышение надежности конструкции. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к составным коленчатым валам, преимущественно для буровых насосов и двигателей внутреннего сгорания. Коленчатый вал содержит, по меньшей мере, одну шатунную шейку (1) и две коренные шейки (2). Щеки 3 выполнены в виде соединенных между собой коренной крышки (4), шатунной крышки (5) и двух стоек (6). В сквозном посадочном отверстии (7) щеки (3) установлены шейки (1, 2) и четыре полукольца (9), фиксирующие шейки (1, 2) от осевого перемещения. При этом шейки (1, 2) объединены с соответствующими крышками (4, 5) при помощи шпонок (10, 13), которые выполняют одновременно функцию передачи валу крутящего момента и функцию фиксации шеек (1, 2) от проворота относительно щек (3). На шейках выполнены выступы (16) и пазы (17) для соединения составных элементов между собой с образованием коленчатого вала. Технический результат: снижение габаритов и массы вала при сохранении его высокой жесткости, а также повышение его ремонтопригодности и долговечности. 2 ил.

Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к механизмам машин, в составе которых используется кривошипный вал, например к механизмам преобразования поршневых машин. Сборно-разборный коленчатый вал содержит две расположенные соосно коренные шейки (3, 10) и одну коренную втулку (8), две кривошипные шейки, выполненные в виде шатунных втулок (7, 9), соединенных с двумя коренными шейками (3, 10) и коренной втулкой (8) через щеки (6а, 6б, 6в, 6г) и зафиксированные от проворота в них, при этом фиксатор выполнен в виде, по меньшей мере, одного выступа, расположенного на торцевой поверхностях шеек (3, 10) и втулок (7, 8, 9), и, по меньшей мере, одной из соединяемых щек (6а, 6б, 6в, 6г). Расстояние от оси вращения вала до оси цилиндрической поверхности шатунной втулки (7, 9) минимально превышает радиус, примыкающих к шатунной втулке (7, 9) цилиндрических поверхностей коренной шейки (3, 10) и коренной втулки (8), соединяемых с ней. Торцевая поверхность коренных шеек (3, 10), коренной и шатунных втулок (7, 8, 9) непосредственно контактирует своими выступами с торцевыми поверхностями щек (6а, 6б, 6в, 6г), имеющими проточки. Коренная и шатунные втулки (7, 8, 9) со щеками (6а, 6б, 6в, 6г) соединены четырехгранными клиньями (11, 12, 13), обеспечивающими силовое соединение, при этом самовыдвижение клина предотвращается за счет контргаек со стопорными шайбами. Применение в конструкции сборно-разборного коленчатого вала ДВС клиновых силовых соединений коренных шейки, коренной втулки и шатунных втулок со щеками обеспечивает сохранение в течение длительного времени его надежной работы, а также упрощение его конструкции за счет использования минимального количества деталей простых в изготовлении, а также повышает его ремонтопригодность. 6 ил.
Наверх