Бронированная машина

 

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к бронированным машинам, получившим широкое распространение в военной технике и в некоторых областях народного хозяйства. Сущность: бронированная машина содержит ходовую часть и установленный на ней бронированный корпус с моторно-трансмиссионной установкой и автоматической системой пожаротушения, включающей термодатчики и распылитель огнегасящего вещества, управляющее устройство, соединенное входами с термодатчиками и бортовой сетью, соединенный с распылителем трубопроводом баллон с огнегасящим веществом, мембраной, ее пробойником и пиропатроном, соединенным входом с устройством управления. В машину введены устройство сигнализации, соединенное с полостью трубопроводом, и воспламенители, а баллон снабжен дополнительным пробойником мембраны и пороховым зарядом, соединенным посредством огнепроводного шнура с воспламенителями. Введены также новые связи, обеспечивающие соединение введенных элементов со штатными, а также между собой. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к бронированным машинам со встроенными системами пожаротушения этих машин. К таким машинам относятся как боевые бронированные машины (танки, БМП, БТР, БРМ и др.), так и специализированные (бронированные медицинские машины, тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины и др.). В связи с выполнением программы "Конверсия" количество бронированных машин в народном хозяйстве постоянно увеличивается. Бронированные машины выгодно отличаются от других транспортных средств более высокой степенью защиты от пожаров, что обусловлено наличием бронированного корпуса и системы пожаротушения. Однако специфика эксплуатации бронированных машин (опасность воздействия со стороны противника, возможность выхода из строя экипажа и др.) вызывает необходимость постоянного совершенствования систем их защиты и прежде всего систем пожаротушения.

Известна бронированная машина с системой пожаротушения транспортных машин, содержащая баллоны с огнегасящей смесью, управляемые вручную [1] Недостатком этой машины является низкая эффективность пожаротушения в ней, обусловленная ручным управлением, снижающим быстродействие приведения системы в действие и требующим постоянного внимания и напряжения со стороны экипажа.

Известна также бронированная машина со встроенной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО) [2] которая является наиболее близкой к заявляемой и принимается в качестве ее прототипа. Она содержит ходовую часть и установленный на ней бронированный корпус с моторно-трансмиссионной установкой и автоматической системой пожаротушения, включающей термодатчики и распылитель огнегасящего вещества, расположенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, управляющее устройство, первый вход которого электрически соединен с выходами термодатчиков, а второй с бортовой сетью электроснабжения, соединенный с распылителем трубопроводом баллон с огнегасящим веществом, мембраной, ее пробойником и пиропатроном, вход которого соединен с выходом устройства управления. При возникновении пожара в моторно-трансмиссионной установке один из термодатчиков срабатывает и возникшая термоэлектродвижущая сила на его выходе прикладывается к релейному усилителю, расположенному в управляющем устройстве, который подключает пиропатрон баллона к бортовой системе электроснабжения бронированной машины. Пиропатрон срабатывает и под действием пороховых газов поршень с пробойником перемещается вниз, и пробойник пробивает мембрану. Огнегасящее вещество из баллона через трубопровод подается к распылителю моторно-трансмиссионной установки в зону пожара.

Одним из главных недостатков этой бронированной машины является низкая надежность ее системы пожаротушения. Она не срабатывает при отключенной бортовой сети, например при хранении машин, когда происходит большинство их возгараний. Кроме того, надежность срабатывания в значительной степени зависит от безотказности большого числа сборочных единиц систем ППО и электроснабжения объекта, расположенных в различных зонах объекта и подверженных воздействию механических повреждений, процессам старения и износа. Особенно часто электронные схемы автоматики и электроснабжения, а также экипаж выходят из строя при повреждении машины взрывом ядерного боеприпаса. При этом пожар, как правило, начинается с моторно-трансмиссионной установки вследствие возгорания емкостей с горючесмазочными материалами, установленными в этой зоне и вблизи с ней, снаружи корпуса машины. Особенности расположения моторно-трансмиссионной установки затрудняют тушение пожара обычными средствами. Небольшое количество датчиков не позволяет также достаточно надежно контролировать все пожароопасные зоны машины и состояние баллона: наличие в нем огнегасящего вещества.

Целью изобретения является повышение надежности пожаротушения в бронированной машине.

Указанная цель достигается тем, что в известную систему введены устройство сигнализации, вход которого соединен с трубопроводом огнегасящего вещества, воспламенители, размещенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, баллон снабжен дополнительным пробойником мембраны и пороховым зарядом, соединенным посредством огнепроводящего шнура с воспламенителями. Кроме того, трубопровод снабжен дополнительным распылителем с заглушкой, соединенной с одним из воспламенителей и разрушаемой при температуре 150-200oC, а устройство сигнализации содержит полый цилиндр, соединенный с внутренней полостью трубопровода, поршень, расположенный подвижно в цилиндре, и указатель, соединенный с поршнем.

Такое техническое решение позволяет обеспечить надежное срабатывание предлагаемой системы и пожаротушение при выходе из строя автоматики системы или экипажа, а также при выключенной или неисправной системе электроснабжения машины. Кроме того, расширяется зона действия датчиков системы пожаротушения (за счет ввода воспламенителей).

На фиг. 1 представлен общий вид бронированной машины со встроенной системой пожаротушения; на фиг. 2 вариант конструкции верхней части баллона с огнегасящим веществом, мембраной, пороховым зарядом и пробойником, на фиг. 3 конструкция огнепроводного шнура. На фиг. 1-3 обозначены: 1 корпус бронированной машины, 2 ходовая часть, 3 моторно-трансмиссионная установка, 4 зона обитания, 5 баллон с огнегасящим веществом, 6 - пиропатрон, 7 пороховой заряд, 8 мембрана, 9 термодатчики, 10 - электрические проводники, 11 управляющее устройство, 12 трубопровод, 13 - распылитель, 14 огнепроводный шнур, 15 верхняя крышка баллона, 16 - пробойник (справа дополнительный), 17 огнегасящее вещество баллона, 18 - защитная оплетка огнепроводного шнура, 19 корпус огнепроводного шнура, 20 - огнепроводное вещество, 21 воспламенитель, 22 защитная оболочка воспламенителя, 23 заглушка дополнительного распылителя, 24 устройство сигнализации.

Устройство и особенности функционирования как элементов прототипа, так и введенных элементов широко известны в современной технике.

Предложенная боевая машина работает следующим образом. При исправных элементах прототипа и включенной (и исправной) системе электроснабжения бронированной машины ее штатные элементы работают так же, как и в прототипе. Вновь введенные элементы как в этом случае, так и в случаях выключенной (неисправной) системы электроснабжения или при отказах автоматики системы пожаротушения (прототипа) работают аналогично. Пламя пожара нагревает защитную оболочку 22 воспламенителя 21 огнепроводного шнура 14 и разрушает ее. Воспламенитель 21 возгорает и поджигает огнепроводное вещество 20 шнура 14. Пройдя по всему телу шнура, огонь попадает в полость порохового заряда 7 и подрывает его. Под воздействием взрыва дополнительный пробойник 16 разрушает мембрану баллона и огнегасящее вещество 17 под давлением поступает в трубопровод 12 к распылителям 13 системы пожаротушения. Огнегасящая смесь локализует или ликвидирует очаг пожара.

Из трубопровода 12 огнегасящее вещество 17 под давлением поступает в полый цилиндр сигнального устройства 24 благодаря чему его поршень, а вместе с ним и указатель перемещаются. Указатель при этом информирует о срабатывании баллона и израсходовании огнегасящего вещества.

Дополнительный распылитель устанавливается для расширения зоны пожаротушения, особенно при наличии в моторно-трансмиссионной установке зон, трудно-доступных для огнегасящего вещества (от основного распылителя). Приводится он в действие лишь при возгорании именно в этой зоне. Для этого дополнительный распылитель закрыт заглушкой 23, которая разрушается при температуре в указанной зоне 150-200oC.

Применение бронированной машины такой конструкции позволит значительно повысить надежность системы пожаротушения, информированность о ее состоянии и живучесть машины в целом. Устройство и размеры вновь введенных элементов позволюет разместить их в пожароопасных зонах серийных бронированных машин без изменения их конструкции. Устройство головки баллона системы пожаротушения позволяет дополнительно разместить в ней пробойник, пороховой заряд и часть огнепроводного шнура при незначительном изменении ее конструкции. Работы по установке дублирующих элементов системы пожаротушения могут быть проведены при средних и капитальных ремонтах бронированных машин.

Формула изобретения

1. Бронированная машина, содержащая ходовую часть и установленный на ней бронированный корпус с моторно-трансмиссионной установкой и автоматической системой пожаротушения, включающей термодатчики и распылители огнегасящего вещества, расположенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, управляющее устройство, первый вход которого электрически соединен с выходами термодатчиков, а второй с бортовой сетью электроснабжения, соединенный с распылителем трубопроводом баллон с огнегасящим веществом, мембраной, ее пробойником и пиропатроном, вход которого соединен с выходом устройства управления, отличающаяся тем, что введены устройство сигнализации, вход которого соединен с полостью трубопровода огнегасящего вещества, воспламенители, размещенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, баллон снабжен дополнительным пробойником мембраны и пороховым зарядом, соединенным посредством огнепроводного шнура с воспламенителями.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что трубопровод снабжен дополнительным распылителем с заглушкой, соединенной с одним из воспламенителей и разрушаемой при окружающей температуре 150 200oС.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что устройство сигнализации содержит полый цилиндр, соединенный с внутренней полостью трубопровода, поршень, расположенный подвижно в цилиндре, и указатель, соединенный с поршнем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе отвода отработанных газов двигателей транспортных бронированных средств

Изобретение относится к вооружению и военной технике, а конкретно, к транспортным средствам высокой проходимости и предназначено для поражения огнем наземных целей при ведении автономных боевых действий на различных ТВД в составе подразделений и частей Сухопутных войск

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и предназначено для ведения технической разведки на поле боя, диагностики состояния поврежденного образца и его эвакуации в укрытие

Изобретение относится к боевой технике, в частности к устройствам, улучшающим условия ее эксплуатации, повышающим безопасность экипажа, и может найти широкое применение для снаряжения боевой техники, принимающей участие в боевых действиях, осуществляемых в стесненных условиях ограниченной видимости (в горах, населенных пунктах, зарослях и т.п.)
Изобретение относится к военной технике, а именно к командно-штабным машинам
Изобретение относится к конструкциям бронированных машин, предназначенных для санитарно-эвакуационных целей

Изобретение относится к бронированным сочлененным машинам технической разведки

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в боевых машинах со ствольным и ракетным вооружением, а также в машинах разведки и управления огнем

Изобретение относится к способам контроля и установки в башне танка положения ствола спаренного пулемета, обеспечивающим его приведение к нормальному бою

Изобретение относится к повышению защищенности лобовой, бортовой и кормовой частей корпуса и башни танка, боевой машины пехоты от воздействия кумулятивных противотанковых боеприпасов

Изобретение относится к размещению экипажа, вооружения и оборудования танка

Изобретение относится к области подвижных технических средств вытаскивания застрявшей бронетанковой техники с помощью тяговой лебедки и может быть использовано в конструкциях бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ), машин технической помощи, тягачей

Изобретение относится к бронетанковой технике, а конкретно к системе коллективной защиты танка Т-72

Изобретение относится к оборонной технике

Изобретение относится к области вооружения и может быть использовано в войсках противовоздушной обороны

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к танкостроению
Наверх