Способ регулирования турбореактивного двигателя

Авторы патента:


 

О П И С А Н И Е 2ll94S

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Со»оз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! и лт =

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 46f, 8/01

Заявлено 12.1.1967 (Л" 1126169/24-6) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 28.Х1.1968. Бюллетень ¹ 36

;ЦПК F 02с

;> Д1 621.438-543.7 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете тЛиниатров

СССР

Дата опубликования описания 12Х.1969

Авторы изооретепия

А. С. Бокарев, В, С. Черноморский, Б. М. Маслов, Г. А. Саркисов, С. В. Чаусов и Д. М, Михельман

Заявитель

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯИзобретение относится к области авиационного моторостроения.

Предлагаемый способ может быть использован в системах регулирования газотурбинных двигателей (ГТД) .

Известны способы регулирования ГТД по сигналу температуры газов или перепаду давлений на ту.рбине с воздействием на створки реактивного сопла. Под действием исполнительного органа (гидроцилиндров реактивного сопла) створки занимают поло>кение, при котором обеспечиваю1ся заданные параметры.

В случае возникновения рассогласования между сигналами регулируемого параметра и задающего устройства — задатчика, гидроцилиндры перемещают створки в положенйе, при котором восстанав:швается требуемая величина регулируемого параметра. При этом для обеспечения необходимого качества процесса регулирования скорость перемещения гидроцилиндров должна быть пропорциональна величине рассогласования между сигналами регулируемого параметра и задатчика, причем при перемещении гидроцилиндров необходимо обеспечить синхронность их хода.

Известны способы как гидравлической, так и механической синхронизации хода гидроцилиндров.

1 идравлическая (расходная) синхронизация, заключающаяся в том, что ко всем гидроцилиндрам подводят расходы рабочей жидкости, дозированные синхронизирующими кла5 панами, в которых обеспечено поддер>канне постоянного перепада давлений нг гидравлическом сечении (а значит и расхода жидкости) на пути к гидроцилиндрам, более проста в конструктивном выполнении, легче по весу

10 и более надежна в экспл атации, чем механическая. Однако выполнить с переменной скоростью движения гидроцилиндров систему регулирован| я с п|дравличсской синхронизацией по известным способам не представляет)5 cubi возмо>кным, так как синхронизирующие клапаны пропускают постоянный расход, а значит и скорость перемещения гидроцилиндров будет постоянна.

Во всех системах регулирования, где требу20 ются пер менные скорости перемещения гидрош»линдров, применяется механическая синхронизация хода гидроцилиндров.

Целью данного предложения является создание способа регулирования ГТД воздейст25 вием на гидроцилиндры реактивного сопла с п»дравлической с»шхронизацией хода, обеспечивающего переменную скорость перемещения п»дроцилиидров в зависимости от сигнала рассогласования рсгулируемого параметра и за30 датчика.

21194S

1редакт ор H. 1 окыа сВН Ге ар. д А. К. i" Iал ова

Корректор Н. В. Босняцкая

Зак,lç 3301 13 Тираж о30 Подписное

UliII! IIII Когиитет» по дсдагп ивооре)еиииз и о крытий при Совете Министров СССР

Москва, Цеитр, пр. Серова, д. 4

Типографии, пр. Сапунова, 2

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что сигнал рассогласования преобразуют в импульсы напряжения, сквагжность (относительная длительность) которых пропорциональна рассогласованию. Затем импульсный сигнал подают на вход в электрогидравлический преобразователь, от которого жидкость поступает через синхронизирующие клапаны к п1дроцплпндрам в виде импульсов расхода Toll же длительности, ITQ и импульсы 10 напряжения на входе в преобразователь. Пр I этом перемещение гидроцилиндров будет происходить со средней скоростью. пгах

U ср — .i

15 где U ., — х1аксимальная скорость гидроцплиндров, определяемая настройкой синхронпзирующих клапанов, при непрерывной подаче рабочей жидкости к гидроцилиндрам, j — 20 скважность.

По предлагаемому способу электрический сигнал, пропорциональный температуре газов за турбиной, срав11ивают с опорным электрическим сигналом, который устанавливают в со- 25 ответствпи с заданной величной температуры.

Получающийся сигнал рассогласования усиливают фазочувствптельным магнитным усилителем и подают на вход электрического реверсивного реле, которое для обеспечения 30 большого числа срабатываний выполнено на полупроводниковых приборах. Реле срабатывает по достпжен1ш определенно"o уровня сигнала рассогласования и запитывает одну из двух обмоток симметричного трехпозици- 35 онного релейного электрогпдравлического npeoop33032T ;IH В соответ твин со 311акол1 сигнала рассогс1асоваппя. Прп этом обеспечивают импульсный характер запитыванпя элсктрогидравлического преобразователя за счет 40 инерционной отрицательной обратной связи (ИООС), которую осуществляют подачей сигнала с выхода реле в противофазе с сигналом рассогласования на вход магнитного усилителя через интегрирующую цепочку. Сигналом 45

ИООС подавляют сигнал рассогласования, СНИХ(аЯ НЯПРЯ КСгlнс СО ВХОДа РЕЛЕ) а СЛЕДОВательно, и с электрогпдравлпческого преобразователя, через время, которое будет тем больше, чем больше сигнал рассогласования.

За время отсутствия импульса, которое будет тем меньше, чем больше сигнал рассогласования, сигнал ИООС на входе в магнитный усилитель уменьшается настолько, что на входе в реле вновь появится сигнал, достаточный для его срабатывания.

В результате обеспечивают работу электрогидравлического преобразователя в режиме широтно-импульсной модуляции с частотой входных импульсов в пределах 2 †: б гц, которая выбирается из условия пропускания этой частоты электрогидравлическим преобразователем в виде импульсов расхода рабочей жидкости той же частоты. Импульсы расхода рабочей жидкости через синхронизирующие клапаны подводят в рабочую полость гидроцилпндров. Прп этом спнхронизирующие клапаны работают в импульсном режиме с длительностью включения, пропорциональной величине сигнала рассогласования, благодаря чему получают перемеш1ую скорость перемещения гидроцилиндров и одновременно синхронизацию их хода.

Для обеспечения устойчивой работы устанав IHBBIoT зону нечувств:1тельности, которую получают за счет того, что при величине рассогласования, меньшей уровня, необходимого для срабатывания реле, обе обмотки электрогидравлического преобразователя обесточены.

Предмет изобретения

Способ регулирования турбореактивного дви ателя, например по температуре газов за турбиной, путем воздействия на силовые гидроцилпндры реактивного сопла при помощи электрогидравлического преобразователя для подвода рабочей кидкости к гпдроцилиндрам, от.гичающийся тем, что, с целью повышения качества процесса регулирования, сигнал рассогласования между заданным и текущим значениями параметра преобразуют в импульсы напря.кения, скважность (относительная длительность) которых пропорциональна измеренному спп1алу, и подают эти импульсы па вход преобразователя, а рабочую жидкость в силовые гидроцилиндры подают импульсами со скважностью, равной скважности электри«eCIaIX ИМПУЛЬСОВ.

Способ регулирования турбореактивного двигателя Способ регулирования турбореактивного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги

Изобретение относится к системам автоматического управления авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам управления соплом с регулируемым вектором тяги

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для управления работой двухконтурных ГТД летательных аппаратов за счет регулирования площади критического сечения реактивного сопла ГТД
Наверх