Тягово-сцепное устройство

 

Использование: в области транспорта, в частности для буксировки специальных транспортных средств по пересеченной местности при эвакуации поврежденных объектов. Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство содержит штанги 1, тяговые вилки которых снабжены резиновыми амортизаторами и установлены с возможностью поворота вокруг оси в корпусе амортизатора. Вилки соединены с центральной серьгой 7. Каждая штанга 1 снабжена промежуточным звоном 21 с односторонним разъемом. Серьга 7 снабжена промежуточным звеном 42, выполненным в виде двух ушков во взаимно-перпендикулярных плоскостях, одно из которых входит в зацепление со штырем 48 тягача, а другое (разъемное с аналогичным замковым устройством промежуточного эвена 21) - с центральной серьгой 7. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенных для буксировки автомобилей и других транспортных средств без водителя в кабине.

Известен универсальный жесткий буксир транспортного средства, содержащий центральную серьгу, штанги с тяговыми петлями, шарнирно соединенные с центральной серьгой, взаимодействующей с крюками буксируемого автомобиля (SU, авт. св. N 404653, кл. B 60 D 1/173, 1970).

Наиболее близким к изобретению является тягово-сцепное устройство, содержащее центральную серьгу, штанги с тяговыми, петлями, шарнирно соединенные с центральной серьгой, взаимодействующими с крюками буксируемого транспортного сродства (SU, авт. св. N 509468, кл. B 60 D 1/173, 1974).

Недостатками известного устройства являются невозможность использования их при буксировке специальных транспортных средств (бронетранспортеров), не имеющих амортизационно-поглощающих устройств, из-за возникновения больших динамических нагрузок в них при буксировке бронетранспортеров по пересеченной местности, низкая жесткость шарнирного соединения, что приводит к значительным изгибающим моментам при неравномерном движении, толчках во время движения за счет складывания, разворота центральной серьги относительно штанг при набегании буксируемого объекта на тягач, недостаточная гибкость элементов тягово-сцепного устройства при буксировке БТР по пересеченной местности, низкая надежность соединений буксирных штанг жесткого буксира с крюками БТР, невозможность использования их при буксировке БТР за задние и боковые крюки.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в обеспечении возможности буксировки БТР без водителя по пересеченной местности при эвакуации поврежденных объектов с поля боя за передние, задние или боковые крюки, расположенные в различных плоскостях и на разных расстояниях между собой, при использовании в качестве тягача бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) или БТР, не имеющих амортизационно-поглощающих устройств, с большими углами гибкости, с достижением уменьшения динамических нагрузок, возникающих в тягово-сцепном устройстве при буксировке, и надежных разъемных соединений элементов ТСУ для возможности раздельного транспортирования их в походном положении в составе тягача (БРЭМ).

Для этого тягово-сцепное устройство содержит штанги, тяговые вилки которых снабжены резиновыми амортизаторами и установлены с возможностью поворота вокруг оси в корпусе амортизатора, причем вилки выполнены с равносмещенными выступами с пазами, охватывающими центральный палец, имеющий возможность перемещаться в направлении тягового усилия в эллипсном отверстии центральной серьги с обеспечением симметричного отклонения штанг при их установке на крюки, соединенные с центральной серьгой посредством пальцев с фланцевой частью и рукоятками круглого сечения, переходящего на концах в прямоугольное большего размера, чем отверстие эвена стопорной цепочки, причем фланец центрального пальца выполнен с лысками, позволяющими устанавливать боковые пальцы без снятия центрального при монтаже устройства в рабочее положение, с последующим поворотом его на 90o для запирания боковых пальцев посредством перекрытия фланцем центрального пальца фланцев боковых и стопорения его в этом положении болтом и контргайкой, с упором в лыску центрального пальца, что создает жесткий треугольник в шарнирном соединении центральной серьги, а боковые пальцы фиксируются от проворота стопорной цепочкой, середина которой закреплена на рукоятке центрального пальца, посредством надевания крайних звеньев цепочки на рукоятки боковых пальцев. Каждая штанга может быть снабжена промежуточным звеном с односторонним разъемом, выполненным с выступами, например, прямоугольного сечения, кольцевыми канавками на наружной поверхности и отверстием напротив разъема, в которое входит палец с пазами, повторяющими конфигурацию выступов, и фланцем с буртом, посредством которого происходит поджатие замкового дельца в канавках разъема через распорный вкладыш, с последующим стопорением гайкой и шплинтом, причем на передней части звена неподвижно размещена скоба с эллипсными отверстиями в боковых поверхностях, в которые заведен запорный палец с лысками, и со стопорным болтом в средней части скобы, посредством которого поджат запорный палец к затылку буксирного крюка, при заведенном в гнездо крюка промежуточном звене, с выбором зазора между фланцевой частью крюка и опорными поверхностями скобы.

Распорный вкладыш может быть выполнен эксцентричным в сторону петли штанги, а центральная серьга может быть снабжена промежуточным звеном, выполненным в виде двух ушков во взаимоперпендикулярных плоскостях, одно из которых входит в зацепление со штырем тягача, а другое (разъемное с аналогичным замковым устройством) с центральной серьгой, включающее клиновое устройство, содержащее направляющую клина, выполненную за одно целое с пальцем замкового устройства, и клина, поджатие которого осуществляется болтом, входящим в зацепление с пальцем, до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадкой, выполненной в средней части промежуточного звена, в нижнюю часть кормы.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство в рабочем положении для буксировки, вид сверху; на фиг. 2 выносной элемент А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Г-Г фиг. 2; на фиг. 4 сечение Д-Д фиг. 2; на фиг. 5 разрез буксирной штанги с амортизатором; на фиг. 6 сечение Е-Е фиг. 5; на фиг. 7 - выносной элемент Б фиг. 1; на фиг. 8 разрез Ж-Ж фиг. 7; на фиг. 9 выносной элемент В фиг. 1; на фиг. 1О разрез И-И фиг. 9; на фиг. 11 сечение К-К фиг. 10; на фиг. 12 выносной элемент Л фиг. 10.

Тягово-сцепное устройство включает две штанги 1, каждая из которых состоит из тяговой вилки 2, снабженной резиновым амортизатором 3, закрепленным с предварительным поджатием на хвостовике тяговой вилки 2 в корпусе 4 амортизатора, неподвижно соединенном трубой 5 с тяговой петлей 6 штанги. Тяговые вилки 2 штанги соединены с центральной серьгой 7 боковыми пальцами 8 после охвата пазом 9 выступа 10 тяговой вилки центрального пальца 11 с лыской 12, имеющего возможность перемещаться в направлении тягового усилия в эллипсном отверстии 13 центральной серьги 7 с обеспечением симметричного отклонения штанг 1 при установке их на крюки, при ослабленном стопорном болте 14 и контргайке 15 и параллельном расположении лысок 16 центрального пальца 11 относительно оси симметрии центральной серьги 7 с последующим поворотом центрального пальца 11 на 90o для запирания его фланцем 17 фланцев 18 боковых пальцев 8. На фланцах 17 и 18 пальцев 11 и 8 размещены рукоятки 19 круглого сечения, переходящего на концах, например, в прямоугольное, большего размера, чем отверстие звена стопорной цепочки 20, средняя часть которой неподвижно закреплена на рукоятке 19 центрального пальца 11. Каждая штанга 1 соединена с промежуточным звеном 21 с односторонним разъемом 22, выполненным с выступами 23, например, прямоугольного сечения, и кольцевыми канавками 24 на наружной поверхности, и отверстием 25 напротив разъема 22, в которое входит при сборке звена 21 со штангой 1 палец 26 с пазами 27, повторяющими конфигурацию выступов 23, и фланцем 28 с буртом 29, посредством которого происходит поджатие замкового кольца 30 в канавках 24 разъема 22, через распорный вкладыш 31, выполненный, например, эксцентричным в сторону петли 6 штанги 1 для ограничения зазора в соединении, с последующим стопорением пальца 26 гайкой 32 и шплинтом 33. На передней части звена 21 неподвижно размещена скоба 34 с эллипсными отверстиями 35 в боковых поверхностях, в которые заведен запорный палец 36 с лысками 37 и со стопорным болтом 38 в средней части скобы 34, посредством которого поджат запорный палец 36 к затылку 39 буксирного крюка, при заведенном в гнездо крюка промежуточном звене 21 с выбором зазора между фланцевой частью 40 буксирного крюка и опорными поверхностями 41 скобы 34.

Центральная серьга 7 соединена с промежуточным звеном 42, выполненным в виде двух ушков во взаимоперпендикулярных плоскостях, ушком 43, выполненным разъемным с аналогичным замковым устройством промежуточных звеньев 21, включающим в себя, кроме того, клиновое устройство, содержащее направляющую 44 клина, выполненную за одно целое с пальцем 45 замкового устройствами клин 46, поджатие которого осуществляется после соединения другого ушка 47 со штырем 48 тягача болтом 49, входящим с зацепление с пальцем 45, до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадкой 50, выполненной в средней части звена 42, в нижнюю часть кормы.

Сцепка тягача с буксируемой машиной производится следующим образом: штанги 1 с промежуточными звеньями 21 заводят в гнезда буксирных крюков с опорой запорных пальцев 36 на затылки 39 крюков; посредством стопорного болта 36 производят поджатие запорных пальцев 36 к затылку 39 крюков с выбором зазора между фланцевыми частями 40 крюков и опорными поверхностями 41 скоб 34, тем самым промежуточные звенья 21 надежно устанавливаются в горизонтальном положении; штанги 1 тяговыми вилками 2 соединяют с центральной серьгой 7 посредством боковых пальцев 8 после охвата пазами 9 выступов 10 тяговых вилок центрального пальца 11 при ослабленном стопорном болте 14, позволяющем центральному пальцу 11 занимать положение в эллипсном отверстии 13 центральной серьги 7, соответствующее данному расположению буксирных крюков, обеспечивая симметричное отклонение штанг 1, при параллельном расположении лысок 16 фланца 17 центрального пальца 11 относительно оси симметрии; фиксируют боковые пальцы 8 посредством поворота центрального пальца 11 на 90o за счет перекрытия фланцем 17 фланцев 16 боковых пальцев 8; фиксируют центральный палец 11 в эллипсном отверстии 13 центральной серьги 7 посредством болта 14 с упором его в лыску 12 пальца 11 и контргайкой 15; фиксируют боковые пальцы 8 от проворота стопорной цепочкой 20, средняя часть которой неподвижно закреплена на рукоятке 19 центрального пальца, посредством надевания крайних звеньев цепочки на рукоятки боковых пальцев 8; подсобранное тягово-сцепное устройство поднимают на уровень заднего буксирного устройства тягача (БРЭМ или БТР) и соединяют с ним штырем 48 путем медленной подачи тягача задним ходом до совпадения отверстия ушка 47, при упоре площадки 50 в нижнюю часть кормы с отверстиями буксирного устройства тягача, для свободной установки штыря 48 при снятом клине 46 и болте 49; устанавливается клин 46 в направляющую 44 клина, выполненную за одно целое с пальцем 45 замкового устройства промежуточного эвена 42, и поджимают болтом 49 до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадки 50 в нижнюю часть с выбором зазора между штырем 48 тягача и ушком 47 промежуточного звена 42; В походном положении штанги 1 в сборе с промежуточными звеньями 21 укладывают на бортах корпуса БРЭМ снаружи, а промежуточное звено 42 в сборе с замковым и клиновым устройствами и центральной серьгой 7 в сборе с пальцами 11 и 8, болтом 14 и стопорной цепочкой 20 на корпусе башни снаружи на своих штатных местах.

Тягово-сцепное устройство без промежуточных звеньев 21 и 42 в сборе можно использовать для буксировки обычных автомобильных транспортных средств большой грузоподъемности без водителя в кабине.


Формула изобретения

1. Тягово-сцепное устройство, содержащее центральную серьгу, штанги с тяговыми петлями, шарнирно соединенные с центральной серьгой, взаимодействующими с крюками буксируемого транспортного средства, отличающееся тем, что оно содержит штанги, тяговые вилки которых снабжены резиновыми амортизаторами и установлены с возможностью поворота вокруг оси в корпусе амортизатора, причем вилки выполнены с равносмещенными выступами с пазами, охватывающими центральный палец, имеющий возможность перемещаться в направлении тягового усилия в эллипсном отверстии центральной серьги с обеспечением симметричного отклонения штанг при их установке на крюки, соединенные с центральной серьгой посредством пальцев с фланцевой частью и рукоятками круглого сечения, переходящего на концах в прямоугольное большего размера, чем отверстие звена стопорной цепочки, причем фланец центрального пальца выполнен с лысками, позволяющими устанавливать боковые пальцы без снятия центрального при монтаже устройства в рабочее положение с последующим поворотом его на 90o для запирания боковых пальцев посредством перекрытия фланцем центрального пальца фланцев боковых и стопорения его в этом положении болтом и контргайкой, с упором в лыску центрального пальца, что создает жесткий треугольник в шарнирном соединении центральной серьги, а боковые пальцы фиксируются от проворота стопорной цепочкой, середина которой закреплена на рукоятке центрального пальца, посредством надевания крайних звеньев цепочки на рукоятки боковых пальцев.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая штанга его снабжена промежуточным звеном с односторонним разъемом, выполненным с выступами, например, прямоугольного сечения, кольцевыми канавками на наружной поверхности и отверстием напротив разъема, в которое входит палец с пазами, повторяющими конфигурацию выступов, и фланцем с буртом, посредством которого происходит поджатие замкового кольца в канавках разъема через распорный вкладыш, с последующим стопорением гайкой и шплинтом, причем на передней части звена неподвижно размещена скоба с эллипсными отверстиями в боковых поверхностях, в которые заведен запорный палец с лысками и со стопорным болтом в средней части скобы, посредством которого поджат запорный палец к затылку буксирного крюка при заведенном в гнездо крюка промежуточном звене, с выбором зазора между фланцевой частью крюка и опорными поверхностями скобы.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что распорный вкладыш выполнен эксцентричным в сторону петли штанги.

4. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что центральная серьга его снабжена промежуточным звеном, выполненным в виде двух ушков во взаимно перпендикулярных плоскостях, одно из которых входит в зацепление со штырем тягача, а другое разъемное с аналогичным замковым устройством с центральной серьгой, включающее в себя клиновое устройство, содержащее направляющую клина, выполненную за одно целое с пальцем замкового устройства, и клина, поджатие которого осуществляется болтом, входящим в зацепление с пальцем, до упора в верхнюю часть кормы тягача, при упоре площадкой, выполненной в средней части промежуточного звена, в нижнюю часть кормы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для буксировки транспортных средств и может быть использовано автотранспортными предприятиями

В пт5 // 404653

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании буксирных устройств для буксировки автомобилей без водителей в кабине

Группа изобретений относится к устройствам, позволяющим легко маневрировать на заднем ходу тягачом, к которому прицеплен прицеп. Автоприцеп (1) оснащен рамой (2) прицепа, главным мостом (3), устройством (4) неподвижной сцепки для его соединения с тягачом (5), вспомогательным мостом (6), подъемными средствами (M, V, 6d) и средствами (6e, 7) ориентации по направлению вспомогательного моста (6) в зависимости от траектории движения назад тягача (5). Подъемные средства (M, V, 6d) выполнены для селективного перемещения одного среди главного моста (3) и вспомогательного моста (6) между первым положением, в котором вспомогательный мост (6) приподнимается над землей по отношению к главному мосту (3), и вторым положением, в котором вспомогательный мост (6) опускается в сторону земли (S) ниже главного моста (3). Достигается облегчение перемещения и маневрирования на заднем ходу, за счет возможности приведения прицепа к оси тягача по траектории движения назад. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх