Способ термической обработки литых деталей из малоуглеродистой и низколегированной стали

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог. Изображение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства. Указанная задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей предлагается осуществлять закалку с охлажденным потоком воды, находящейся в камере охлаждения под избыточным давлением 0,1 - 0,2 МПа и движущегося относительно закаливаемых поверхностей несущих сечений деталей со скоростью, удовлетворяющей следующему соотношению: V = (0,7...3,0)S0,34, где: V - скорость движения воды, м/с, S - толщина детали в несущих сечениях.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым, в частности, в автосцепных устройствах подвижного состав железных дорог.

Известен способ термической обработки литых деталей стали, включающий нагрев до температуры закалки с охлаждением в воде и высокий отпуск.

В условиях интенсивного высокоскоростного движения срок службы данных деталей недостаточен ввиду их износа и усталостных повреждений в эксплуатации.

Настоящее изобретение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства.

Задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью V (0,7.3,0)S0,34 поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1-0,2 МПа, где V - скорость движения воды, м/с; S толщина детали в несущих сечениях, мм.

Данные условия охлаждения позволяют в наибольшей степени реализовать возможности стали, обеспечивая упрочнение поверхности на твердость 40 47 HRC. Износостойкость деталей увеличивается более, чем в 1,5 раза, предел выносливости возрастает минимум, на 15% Избыточное давление 0,1 0,2 МПа в камере охлаждения обеспечивает плотность водяного потока и равномерность охлаждения деталей сложной несимметричной формы, каковыми являются детали автосцепного устройства. Перемещение находящейся под давлением воды с скоростью (0,7.3,0)S0,34 обеспечивает получение критической скорости закалки, интенсивность охлаждения, достаточную для получения в поверхностных слоях деталей преимущественно мартенситной структуры и не сопровождается неоправданным перерасходом электроэнергии для питания насосов, подающих воду в охлаждающее устройство.

Новизна решения, характеризуемая его отличительными признаками, состоит в том, что сочетание давления скорости водяного потока создает равномерность и интенсивность охлаждения, обеспечивающее эффективное упрочнение литых деталей из стандартных конструкционных сталей обыкновенного качества и повышающее долговечность и надежность деталей в эксплуатации.

Предлагаемое решение осуществляется следующим образом.

Литой корпус автосцепки с толщиной стенки 21 м из стали 20ГЛ нагревали в газовой проходной печи до 950oC, переносили в охлаждающее устройство, конструкция которого обеспечивала при использовании центробежных насосов с суммарной производительностью до 900 м3/ч избыточное давление в камере охлаждения 2.8 м/с, что удовлетворяет вышеприведенному соотношению.

Отпуск закаленных деталей не производили.

Твердость поверхности деталей после закалки составила 46 HRCэ износостойкость по результатам испытаний возросла в 1,7 раза по сравнению с серийными деталями и предел выносливости увеличился на 19% Использование предлагаемого решения обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества: повышение долговечности и надежности деталей в эксплуатации.

Формула изобретения

Способ термической обработки литых деталей из малоуглеродистой и низколегированной стали, включающий сквозной нагрев детали до температуры закалки и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью (0,7 3,0) S0,34 м/с поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1 0,2 МПа, где S - толщина детали в несущих сечениях, мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для определения охлаждающей способности жидкой закалочной среды

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при производстве стальных горячекатаных полос на широкополосных станах

Изобретение относится к термической обработке труб и может использоваться непосредственно на технологическом объекте, где установлены трубы, что исключает необходимость их демонтажа

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для обработки поверхности в электронной, оптической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для обработки изделий с помощью лазерного излучения

Изобретение относится к оборудованию для лазерной обработки материалов и может быть использовано как автономно, так и в составе гибких производственных систем для осуществления лазерной резки или перфорации отверстий в листовых материалах

Изобретение относится к технологии обработки металлов и их сплавов путем нагрева поверхности детали концентрированным источником энергии и может применяться для закалки рабочих частей режущих и других инструментов /зубьев пил, резцов, отверток и т.п./, а также для отжига, плавления, сварки металлов и их сплавов

Изобретение относится к области термической обработки и может быть использовано при изготовлении деталей конструкций и машин

Изобретение относится к металлургии, а именно к химикотермической обработке, и может найти применение в машиностроении, станкостроении для упрочнения режущего, штампового инструмента, а также деталей машин, механизмов, выполненных из конструкционной стали

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в прокатном производстве для легирования поверхности заготовки в процессе прокатки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано при закалке деталей из углеродистых сталей сложной формы, например пуансонов, накатных роликов и др

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для производства булатной стали

Изобретение относится к области обработки поверхностей металлов, такой как очистка (например, удаление окалины, оксидированных слоев, загрязнителей и тому подобное) поверхностей, термическая обработка и нанесение покрытий на них

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к металлургии
Наверх