Дисковый тормоз

 

Использование: в области железнодорожного транспорта, а именно в исполнительных элементах тормозной системы высокоскоростного железнодорожного транспорта. Сущность изобретения: башмак и прилегающие к нему вильчатые шарниры с подсоединенными элементами тормоза сформированы как сборочный узел по типу замка, открываемого поворотом ключа в виде отсоединенной от рамы тележки тяги параллелограммного подвеса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в исполнительных элементах тормозной системы высокоскоростного железнодорожного транспорта при установке на колесную ось прицепной тележки.

Известны дисковые тормоза с параллелограммным подвесом башмаков к раме тележки, разгружающим клещевой механизм от реактивного тормозного усилия (см. например, Крылов В.И. Крылов В.В. Автоматические тормоза подвижного состава, М. Транспорт, 1983, с. 218, рис.182, 183). Каждый башмак 5 (см. рис. 183) такого тормоза соединяется с рычагом 8 клещевого механизма (см. рис. 182) с помощью валика 1 (см. рис.183). Через проушину валика 1 башмак соединяется осью с тягой (не показаны), а тяга, в свою очередь, другим концом также шарнирно фиксируется на раме тележки. В итоге, каждый из охватывающих диск башмаков соединен шарнирами с соответствующим рычагом клещевого механизма и со своей тягой подвеса. Для предотвращения выпадения валика и оси (далее по тексту пальцев шарниров) применяется контровка стандартными деталями, чаще всего шайбой с шплинтом, а в ответственных случаях корончатой гайкой и шплинтом.

Недостатком такой конструкции тормоза является ненадежность контровки этого сложного функционального узла, обеспечивающего эффект "плавающего" башмака. В условиях резких перепадов температуры (от -40 до +300oC), провоцирующих химическую агрессию, и вибраций, "съедающих" шплинты (для скоростного поезда осевые колебания колесной пары достигают амплитуды 7 мм при частоте до 14 Гц), а также необходимости частых замен тормозных колодок, все существующие типовые способы контровки нельзя признать удовлетворительными.

Технической задачей изобретения является изменение конструкции узла башмака для исключения контровки деталей.

Указанная задача достигается тем, что башмак и прилегающие к нему вильчатые шарниры с подсоединяемыми элементами тормоза сформированы как сборочный узел по типу замка, открываемого поворотом ключа в виде отсоединенной от рамы тележки тяги параллелограммного подвеса. В эксплуатационном состоянии тормоза пальцы шарниров фиксируются от осевых перемещений несъемными упорами, выполненными на башмаке. Поворот тяги либо непосредственно освобождает палец, как это имеет место для пальцев шарнира тяги, либо позволяет снять промежуточные детали так может освобождаться палец шарнира рычага клещевого механизма. Необходимость фиксации по второму типу с промежуточными деталями может возникнуть, например, по прочностным соображениям.

Иллюстрации представляют оба типа контровки в виде наиболее рациональной целостной конструкции узла башмака. Чтобы не усложнять чертеж шарнир рычага клещевого механизма изображен одностепенным.

На фиг.1 изображен общий вид башмака с тягой подвеса и рычагом клещевого механизма (вид на плоскость диска тормоза); на фиг.2 разрез вдоль пальца шарнира рычага клещевого механизма; на фиг.3 разрез вдоль пальца шарнира тяги подвеса.

На фиг. 2 обозначено: диск 1, башмак 2, вилка 3 на раме тележки, рычаг клещевого механизма 4, палец шарнира рычага клещевого механизма 5, тяга параллелограммного подвеса 6, палец шарнира рычага параллелограммного подвеса 7. В приливах 8, 9 башмака 2 выполнена вилка для рычага клещевого механизма 4 с отверстием под палец 5 и с упорами по внешней стороне приливов для буртика пальца 5 и втулки 10, которая стопорится на пальце 5 штифтом 11. Вилка шарнира тяги 12 вписана в круговую цилиндрическую поверхность (см. фиг.3) и сформирована на утолщенном буртиком конце пальца 5. В эту вилку входит ушко 13 тяги 6 и палец 7.

На фиг. 3 показано, что стопорение от осевого перемещения пальца 7 осуществляется упорами 14, 15 на башмаке 2. Важно, что башмак 2 имеет плоскость симметрии, проходящую через ось рычага клещевого механизма, чтобы относительно плоскости диска 1 левый и правый башмаки были взаимозаменяемы. Как следствие, палец 7 и штифт 11 идентичны, как идентичны их упоры. Таким образом, палец 7 контрится упорами 14, 15 непосредственно, а палец 5 аналогичными упорами (не обозначено) опосредованно через втулку 10 и штифт 11.

Сборка узла не представляет трудностей: в вилку башмака 2 между приливами 8, 9 вставляется рычаг клещевого механизма 4 и запирается пальцем шарнира рычага клещевого механизма 5. С одной стороны пальца шарнира 5 в вилку шарнира тяги 12 вставляется тяга параллелограммного подвеса 6. С другой стороны втулка 10. Палец шарнира 5 свободно поворачивается вокруг оси, и поэтому можно вставить на место палец 7 и штифт 11. Разворотом тяги параллелограммного подвеса 6 в вилку 3 на раме тележки сборка заканчивается.

Разборка осуществляется в обратном порядке, т.е. начинается с отсоединения тяги 6 от вилки 3 на раме тележки и поворота ее вокруг продольной оси приблизительно на 90o. Палец 7 и штифт 11 могут иметь с торца резьбовые гнезда для съемного приспособления (не показано), но проще использовать отверстия 16, 17 в подошве башмака для выколотки.

Формула изобретения

1. Дисковый тормоз, содержащий башмаки, соединенные с клещевым механизмом и с тягами параллелограммного подвеса к раме вильчатыми шарнирами с пальцами, отличающийся тем, что каждый башмак снабжен упорами, ограничивающими осевое перемещение пальцев шарниров.

2. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что каждый башмак имеет отверстие в подошве, соосное пальцу шарнира соединения башмака с тягой в положении ее отсоединенной от рамы и развернутой вокруг продольной оси.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств, применяемых преимущественно в тележках высокоскоростного поезда

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к области транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным системам трансгюртны.х средств

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к тормозным системам быстроходных гусеничных машин

Изобретение относится к тормозной системе транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода ведущих колес транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к тросовым приводам для торможения обоих колес мотоцикла

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автомобиля
Наверх