Беззазорная планетарная передача

 

Использование: машиностроение. Сущность: беззазорная планетарная передача содержит центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с двумя противоположно направленными эксцентриками с установленными на них коническими сателлитами. Сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный разворот относительно оси. Такая конструкция позволяет осуществить независимую регулировку зазоров в каждом зацеплении. Для компенсации износа зубьев служат упругие компенсаторы, на которые опираются каждая из частей сателлитов. Выполнение сателлитов с двумя зубчатыми венцами расширяет кинематические возможности передачи. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам.

Оно может быть использовано в планетарных редукторах различного назначения. Наиболее целесообразно использовать изобретение в приводах повышенной кинематической точности различных следящих систем (приводы космической техники, станков с ЧПУ и т.п.).

Обычно в таких приводах в качестве выходного звена применяют волновые или планетарные передачи. Требования к таким передачам: большое передаточное число, малые габариты, высокая нагрузочная способность, значительный ресурс работы.

Помимо этих требований одним из основных требований являются минимальные люфты в зацеплении. Волновые передачи, хотя и имеют высокую нагрузочную способность и в некоторых случаях могут обеспечить беззазорное зацепление (при сборке с предварительным натягом), не всегда обеспечивают требуемый ресурс работы привода вследствие низкой долговечности гибкого зубчатого колеса и износа мелкомодульного зацепления. Поэтому в приводах повышенного ресурса используют обычно планетарные передачи, позволяющие использовать зацепления с большим модулем, чем в волновых передачах. Из планетарных передач наиболее приемлемыми для таких приводов являются передачи типа 2К-Н по классификации В.Н.Кудрявцева.

Так, рассматриваемая эксцентриковая передача [1] имеет малые габариты, широкий диапазон передаточных чисел, однако наличие одного сателлита снижает нагрузочную способность передачи и не позволяет ее применять в силовых приводах. Кроме того, в передаче отсутствует возможность выбора зазоров в зацеплениях, обусловленных погрешностями изготовления и износом рабочих поверхностей зубьев в процессе работы.

Эти недостатки не позволяют применять передачу в кинематически-точных приводах.

Наиболее близкой к заявляемому решению является передача, состоящая из двух центральных колес внутреннего зацепления и двух конических сателлитов, установленных на эксцентриковом валу [2] За счет наклона сателлитов в передаче удается получить две зоны зацепления с большой многопарностью зубьев, что позволяет ее применять в силовых приводах. Однако передача имеет следующие недостатки: 1. Наличие одновенцовых сателлитов не позволяет устранить зазоры в обоих зацеплениях сателлитов с центральными колесами, хотя конструкция принципиально позволяет устранить зазоры при сборке передачи за счет установки сателлитов и центральных колес вдоль своей оси в определенном положении. Но это возможно осуществить только в одной из зацеплении сателлита с центральными колесами. В зацеплении центральных колес с другим сателлитом зазоры неизбежно остаются.

2. Конструкция передачи не предусматривает компенсацию износа рабочих поверхностей зубьев при ее работе.

3. Выполнение передачи с одновенцовыми сателлитами резко уменьшает диапазон передаточных чисел, реализуемых передачей. Передаточное число передачи при остановленном центральном колесе Z1 в этом случае равно: где Z1, Z4 числа зубьев центральных колес.

Таким образом, максимальное передаточное число такой передачи не может превышать по значению числа зубьев центрального колеса.

Перечисленные выше недостатки не позволяют применять такую передачу в приводах повышенной кинематической точности следящих систем.

Целью изобретения является устранение люфтов в зацеплении, компенсация износа рабочих поверхностей зубьев и расширение кинематических возможностей передачи.

Цель достигается тем, что в беззазорной планетарной передаче согласно изобретению сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный поворот, причем опорой каждой части сателлита в осевом направлении служат упругие компенсаторы.

Выполнение сателлитов разрезными позволяет осуществить выборку зазоров в каждом зацеплении за счет осевого смещения каждой из частей в осевом направлении. Для компенсации износа зубьев части сателлитов опираются на упругие компенсаторы, которые осуществляют взаимное поджатие зубьев сателлитов и центральных колес. Кроме того, выполнение сателлитов с двумя зубчатыми венцами расширяет кинематические возможности передачи.

Передаточное число передачи в этом случае определяется по формуле: где Z2 и Z3 числа зубьев венцов сателлитов.

В этом случае передаточное число передачи будет изменяться от нескольких единиц до нескольких тысяч.

Таким образом, новые качества передачи, а именно: отсутствие люфтов в зацеплениях, компенсация износа зубьев, широкий диапазон передаточных чисел, позволяют применять ее в приводах повышенной кинематической точности различных следящих систем.

На чертеже представлена схема передачи.

Передача содержит центральные колеса с внутренними зубьями: неподвижное 1 (с числом зубьев Z1) и подвижное 2 (с числом зубьев Z4), водило 3 с двумя эксцентриками, на которых установлены конические сателлиты 4 и 5. Сателлиты 4 и 5 выполнены разрезными и их венцы имеют соответственно числа зубьев Z2 и Z3. Для исключения взаимного поворота частей сателлитов относительно их оси имеются дополнительные связи 6, позволяющие перемещаться частям сателлитов только в осевом направлении. Части сателлитов опираются в осевом направлении на упругие компенсаторы 7 и 8.

Передача работает следующим образом. Вращение от водила 3 благодаря эксцентрикам передается сателлитам 4 и 5. Сателлиты совершают сферическое движение и, находясь в зацеплении с зубчатыми венцами Z1 и Z4 колес 1 и 2, обеспечивают их взаимный разворот.

Выборка зазоров в зацеплении зубьев и компенсация их износа происходит с помощью упругих компенсаторов 7 и 8, которые осуществляют поджатие зубьев в зацеплениях Z1-Z2 и Z3-Z4.

Вследствие различных скоростей скольжения профилей зубьев в зацеплениях величина износа между зубчатыми венцами Z1-Z2 и Z3-Z4 будет различной. Поэтому необходимо независимое поджатие в осевом направлении частей сателлитов. Это достигается установкой компенсатора 7 между сателлитом и водилом и компенсатора 8 между частями сателлитов. В качестве компенсаторов могут использоваться пружины. Причем усилие компенсатора 8 определяется из выражения: F8 > Fa1 + Fa2, где Fa1 максимальная осевая сила в зацеплении Z1-Z2; Fa2 максимальная осевая сила в зацеплении Z3-Z4.

Усилие компенсатора 7 должно удовлетворять условию F7 > Fa, где Fa большее из значений Fa1 и Fa2.

Формула изобретения

1. Беззазорная планетарная передача, содержащая центральные колеса, одно из которых неподвижно, водило с двумя противоположно направленными эксцентриками с установленными на них коническими сателлитами, отличающаяся тем, что сателлиты выполнены разрезными с дополнительными связями, ограничивающими их взаимный поворот, причем опорой каждой части сателлита в осевом направлении служат упругие компенсаторы.

2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что дополнительные связи выполнены в виде направляющих штифтов.

3. Передача по п.1, отличающаяся тем, что дополнительные связи выполнены в виде шлицев.

4. Передача по п.1, отличающаяся тем, что упругие компенсаторы выполнены в виде пружин.

5. Передача по п.1, отличающаяся тем, что в качестве упругих компенсаторов используются прокладки из упругого материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Привод // 2067706
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленных роботах

Редуктор // 1758322

Изобретение относится к планетарным передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в электроприводах, например в приводах антенных систем РЛС для точного управления антенными колонками

Изобретение относится к зубчатым передачам и приводам на их основе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к приводам машин, имеющих следящие системы, в частности станки с ЧПУ, промышленные роботы и т.д. Планетарный редуктор с беззазорным зацеплением содержит два центральных колеса (1, 3) и находящиеся с ними в зацеплении сателлиты, каждый из которых образует блок из двух зубчатых колес (2). Зубчатые колеса (2) установлены на общей оси (5) посредством подшипников (10) качения и кулачковых муфт (8, 9) свободного хода с возможностью поворота относительно друг друга. Общая ось (5) имеет возможность вращения в подшипниках (13), закрепленных в составном водиле (4), которое вращается в подшипниках (12), размещенных в корпусе редуктора (15). Кулачковые муфты (8, 9) свободного хода поставлены так, чтобы зубчатые колеса (2) могли вращаться на оси (5) в противоположных направлениях. Зубчатые колеса (2) связаны между собой винтовой пружиной (11) кручения. Устранение зазоров достигается закручиванием пружины (11) посредством одного из зубчатых колес (2) и последующей установкой в гнездо зубчатого колеса соответствующей кулачковой муфты свободного хода. В собранном редукторе беззазорность зацепления при передаче заданных нагрузок в обоих направлениях обеспечивается кулачковыми муфтами (8 и 9). Изобретение позволяет обеспечить беззазорность зацепления в редукторе во всем диапазоне требуемых нагрузок как в прямом, так и в обратном направлениях вращения валов редуктора. 4 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ компенсации изменения межосевого расстояния предназначен для использования в газораспределительном механизме (1) снабженного клапанным газораспределением двигателя внутреннего сгорания, в котором в головке (2) цилиндров двигателя внутреннего сгорания установлен по меньшей мере один распределительный вал (3) и приводится в движение цилиндрическими шестернями. Одна приводная цилиндрическая шестерня (8) предусмотрена на установленном в блоке (9) цилиндров двигателя внутреннего сгорания коленчатом валу (10). Одна приводная цилиндрическая шестерня (4) предусмотрена на распределительном валу (3). По меньшей мере одна промежуточная шестерня (5), (6) установлена на опорной цапфе (12), (13). Газораспределительный механизм (1) имеет по меньшей мере одно средство для выравнивания обусловленного ремонтными работами изменения межосевого расстояния между коленчатым валом и распределительным валом. Способ заключается в том, что при целенаправленно заданном изменении межосевого расстояния в случае ремонта вместо оригинальной промежуточной шестерни (6) или вместо оригинальной шестерни (6), представляющей собой составную часть оригинальной промежуточной шестерни, применяется одно- или многорядная сменная промежуточная шестерня (7). Промежуточная шестерня (7) выполнена с возможностью выравнивания межосевого расстояния на определенную величину. Раскрыт газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания. Технический результат заключается в упрощении выравнивания появляющихся в отремонтированных состояниях межосевых расстояний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх