Переменная передача

 

Использование изобретения в области транспортного машиностроения, в трансмиссиях транспортных средств, а именно, в переменных передачах. Сущность изобретения - в создании переменной передачи упрощенной конструкции повышенной надежности и с расширением диапазона передаточных отношений, переменная передача имеет ведущий и ведомый шкивы, шаровой элемент - сателлит, механизм переключения, при этом рабочие поверхности шкивов образованы поверхностью вращения, углубления расположены на рабочей поверхности ведущего и ведомого шкивов, а выступы - на поверхности шарового элемента - сателлита, удерживаемого в пространстве с помощью сферических планок. 8 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, трансмиссии транспортных средств, а именно к переменным передачам, которые могут быть использованы в автомобиле- и тракторостроении.

Известна зубчатая передача Куклина (авт. свид. СССР N 1190115) выполнена в виде двух шкивов со сферической поверхностью, снабженных соответственно один выступами, а другой углублениями, образованными поверхностями вращения с образующей эвольвентой, причем оси симметричных выступов и углублений расположены радиально и установлены с возможностью вращения двух взаимно перпендикулярных осей так, что центр каждого шкива совпадает с точкой пересечения осей, кроме того, каждый установлен с возможностью вращения вокруг оси, проходящей через шкив перпендикулярно двум другим осям.

Совпадающими с предлагаемым устройством признаками являются шкивы со сферической поверхностью, расположенные радиально выступы и углубления, образованные поверхностью вращения с образующей эвольвентой.

К недостаткам данного устройства относится то, что оно не предназначено для передачи широкого диапазона передаточных отношений, ввиду отсутствия между шкивами шарового сателлита.

Известна также переменная передача (патент США N 3333479 от 1976), содержащая с перпендикулярными осями ведущий и ведомый шкивы и взаимодействующие через сателлит с углублениями, при этом указанные шкивы имеют полусферическую поверхность, на которой радиально расположены равноудаленные выступы. Выступы на ведущем и ведомом шкивах и углубления на сателлите выполнены в виде шестиугольных фигур. Кроме того, каждый из полусферических шкивов имеет возможность вращения вокруг собственной оси и перемещения вдоль нее, а ось сателлита еще и возможность изменять свое положение относительной осей ведущего и ведомого шкивов.

Совпадающими с предлагаемым устройством признаками являются ведущий и ведомый шкивы с полусферической поверхностью и возможностью вращения вокруг собственной оси и перемещения вдоль нее, выступы и углубления, сателлит, который имеет возможность изменять положение оси.

Но данное устройство излишне усложнено за счет наличия шестиугольных фигур и механизмов перемещения шкивов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому устройству является переменная передача (авт. свид. СССР N 1691213, кл. B 62 M 9/08 от 1989), содержащая ведущий и ведомый шкивы, а также связующий шаровой элемент-сателлит, расположенные с возможностью взаимного перемещения и вращения вокруг осей. Шкивы и элемент-сателлит взаимодействуют с помощью выступов и углублений, образованных поверхностями вращения с образующейся эвольвентой. Выступы на рабочей поверхности шкивов и углубления на шаровом элементе-сателлите расположены равноудаленно друг относительно друга. Шаровой элемент-сателлит поддерживается четырьмя опорными роликами с гиперболоидной поверхностью вращения, а орган управления представляет собой механизм переключения передач, включающий зубчатую рейку, зубчатые колеса, валы и рычаг переключения передач.

Общими с предлагаемым техническим решением признаками являются ведущий и ведомый шкивы, шаровой элемент-сателлит, расположенные с возможностью взаимного перемещения и вращения вокруг осей и взаимодействующие между собой зацеплением в виде равноудаленных друг относительно друга и радиально направленных выступов и углублений, образованных поверхностью вращения с образующей эвольвентой, а также орган управления передачей, представляющий собой механизм переключения передач, включающий в себя зубчатую рейку, связанную через зубчатое колесо и ось с рычагом переключения передач.

Устройство конструктивно усложнено ввиду наличия выступов на рабочей поверхности шкивов и использования в качестве связующего звена шарового элемента-сателлита с равноудаленными углублениями, поддерживаемого четырьмя опорными роликами с гиперболоидной поверхностью вращения. Кроме того, выступы на рабочей поверхности шкивов приводят к излишней металлоемкости и способствуют снижению надежности функционирования, т.к. могут захватывать посторонние предметы и усложняют визуальный контроль работоспособности.

В основу изобретения поставлена задача создавать такую переменную передачу, в которой новое конструктивное выполнение ведущего и ведомого шкивов и шарового элемента-сателлита, а также элементов их поддержания и перемещения позволило получить переменную передачу упрощенной конструкции повышенной надежности и с расширенной динамикой задания диапазона передаточных отношений.

Поставленная задача решается устройством, содержащим ведущий и ведомый шкивы, шаровой элемент-сателлит, расположенные с возможностью взаимного перемещения и вращения вокруг осей и взаимодействующие между собой зацеплением в виде равноудаленных друг относительно друга и радиально направленных выступов и углублений, образованных поверхностью вращения с образующей эвольвентой, а также орган управления передачей, представляющий собой механизм переключения передач, включающий в себя зачатую рейку, связанную через зубчатое колесо и ось с рычагом переключения передач, рабочие поверхности шкивов образованы поверхностью вращения, причем углубления расположены на рабочей поверхности ведущего и ведомого шкивов, а выступы на поверхности шарового элемента-сателлита, имеющего неизменное пространственное положение с полной свободой направления вращения и удерживаемого в пространстве с помощью сферических планок, при этом рабочие поверхности шкивов могут быть выполнены сферическими, либо в виде усеченного однополюсного гиперболоида, либо рабочая поверхность одного из них выполнена бочкообразной, а второго гиперболоидной, либо рабочая поверхность одного из них выполнена сферически выпуклой, а второго сферически вогнутой.

Отличительными признаками этого устройства является то, что углубления расположены на рабочей поверхности ведущего и ведомого шкивов, а выступы на поверхности шарового элемента сателлита, удерживаемого в пространстве с помощью сферических планок, при этом рабочие поверхности шкивов могут быть выполнены сферическими, либо в виде усеченного однополюсного гиперболоида, либо рабочая поверхность одного из них выполнена бочкообразной, а вторая - гиперболоидной, либо рабочая поверхность одного из них выполнена сферически выпуклой, а вторая сферически вогнутой.

Совокупность перечисленных признаков позволяет получить технический результат, который заключается в упрощении конструкции и повышении надежности за счет отсутствия выступов на рабочей поверхности шкивов и наличия сферической планки для поддержания шарового элемента-сателлита, а расширение динамики задания диапазона передаточных отношений за счет использования рабочей поверхности шкивов различной геометрии. На фиг. 1 изображена кинематическая схема переменной передачи со сферическими шкивами; на фиг. 2 - шаровой элемент-сателлит во взаимодействии со шкивами и сферическими планками; на фиг. 3 зубчатое колесо механизма переключения передач, вид сбоку; на фиг. 4 зубчатое колесо механизма переключения передач, вид спереди; на фиг. 5 - шар с элементами крепления; на фиг. 6 элементы крепления шарообразной вершины выступа; на фиг. 7 кинематическая схема взаимодействия шарового элемента-сателлита со шкивами с геометрической поверхностью усеченного однополюсного гиперболоида; на фиг. 8 кинематическая схема взаимодействия шарового элемента-сателлита со шкивами с гиперболоидной и бочкообразной геометрическими поверхностями; на фиг. 9 кинематическая схема взаимодействия шарового элемента-сателлита со шкивами с выпуклой и вогнутой сферическими геометрическими поверхностями. на фиг. 10 кинематическая схема взаимодействия шарового элемента-сателлита со шкивами с выпуклой сферической геометрической поверхностью.

Переменная передача (фиг. 1, 2, 7, 8, 9, 10) состоит из ведущего 1 и ведомого 2 шкивов со степенью свободы параллельного перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, на рабочей поверхности которых расположены (фиг. 1, 2) равноудаленные углубления 3, образованные поверхностью вращения с образующей эвольвентой и сферической вершиной. Параллельность рабочих поверхностей шкивов обеспечивается прижатием их, например, с помощью пружин, к шаровому элементу-сателлиту 4 (фиг. 1, 4, 7, 8, 9, 10), на наружной поверхности которого расположены (фиг. 2, 5) равноудаленные выступы с поверхностью вращения с образующей эвольвентой с вершинами в виде шара 5. Шаровой элемент-сателлит 4 фиксируется в пространстве (фиг. 1, 2) двумя сферическими планками 6, прикрепленными к основанию 7 (фиг. 1). Ведущий шкив 1 посажен на вал с цилиндрическим зубчатым колесом 8, которое взаимодействует с цилиндрическим зубчатым колесом 9 и через его вал с парой конусных колес 10. В зубчатом колесе 10 одним концом жестко закреплен профильный вал 11, свободный конец которого пропущен через профильное центральное отверстие зубчатого колеса 12, которое через зубчатое колесо 13, вал двигателя 14 связано с двигателем 15. Перемещение шкива 1 относительно шкива 2 осуществляется зубчатой рейкой 10 с впрессованным подшипником, через который проходит вал шкива 1 и зубчатого колеса 8. Зубчатая рейка 16 приводится в движение зубчатым колесом 17 через вал и рукоятку рычага переключения передач 18. В свою очередь, ведомый шкив 2 с осью через цилиндрические зубчатые колеса 19, 20 и конусные зубчатые колеса 21 взаимодействует через многогранный вал 22, зубчатое колесо 12 с зубчатым колесом 23, которое валом связано с зубчатым колесом 24 дифференциала ведущих колес 25 транспортного средства. Крепление шаров 5 в шаровой элемент-сателлит 4 осуществляется с помощью (фиг. 2, 5, 6) нижних 27 и верхних 28 обойм, прикрепляемых к основанию 29 шарового элемента-сателлита 4 (фиг. 5) винтами 26. Обоймы в центре имеют развальцованные отверстия под сферическую поверхность шара 5, а обоймы 27, 28 могут быть выполнены, например, в виде (фиг. 6) пятиугольника с отверстиями 30 и 31 для винтов 26 крепления шара 5. Для уменьшения массы шкивов 1 и 2 и шарового элемента-сателлита 4 они могут быть выполнены пустотелыми. На фиг. 2 показан шаровой элемент-сателлит 4 с полостью 32.

Шкивы 1 и 2 могут быть выполнены различной геометрической формы, например, усеченного однополюсного гиперболоида, гиперболоидной, бочкообразной, сферической. Углубления 3 могут пересекать рабочую поверхность (стенку) пустотелого шкива, образовывая в ней сквозные отверстия.

Переменная передача работает следующим образом. Вращательное движение рукоятки рычага переключения передач 18 через вал, жестко посаженный в зубчатом колесе 17, преобразуется в поступательное движение рейки 16. Рабочий конец зубчатой рейки 16 с подшипником перемещает вал шкива 1 по направлению от центра к периферии шарового элемента-сателлита 4. При этом происходит вертикальное перемещение рабочей поверхности шкива 1 в сторону удаления его центра от шарового элемента-сателлита 4. Соответственно, углубления 3, расположенные на рабочей поверхности шкива 1, взаимодействуют с шарами 5 выступов шарового элемента-сателлита 4, заставляя его осуществлять вращательное движение. В результате происходит их взаимодействие с углублениями 3, расположенными на рабочей поверхности шкива 2, что вызывает синхронное перемещение шкива 2 в противоположном направлении движению шкива 1. В связи с кривизной рабочей поверхности шкивов 1 и 2, происходит их одновременное перемещение в горизонтальной плоскости. При этом происходит горизонтальное перемещение вала шкива 1 относительно подшипника в рейке 16 и вала шкива 2 относительно корпуса переменной передачи. Соответственно, зубчатые колеса 8 и 19 перемещаются относительно зубчатых колес 9 и 20. Взаимное встречно вертикальное перемещение шкивов 1 и 2 через зубчатое колесо 9 и 20 с валами, зубчатые колеса 10 и 21 заставляют встречно перемещаться валы 11 и 22, которые скользят по внутренней поверхности профильных осевых отверстий в зубчатых колесах 12. Взаимное перемещение шкивов 1 и 2 происходит до тех пор, пока не подберется требуемое передаточное отношение за счет образования дорожек различного диаметра на шкивах 1 и 2 в зоне контакта их с шаровым элементом-сателлитом 4.

Работа устройства в динамике отличается тем, что вращательный момент от двигателя 15, который взаимодействует с валом 14 непосредственно, либо через муфту сцепления, через зубчатые колеса 8, 9, 10, 12, 13, через вал 11 и осевой вал передается на шкив 1, который вращается с угловой скоростью вращения вала двигателя. Для включения первой (самой низкой) передачи, производят взаимное перемещение шкивов 1 и 2 до момента достижения позиции нейтральной передачи в центре шкива 1. Для этого, с помощью рычага 18 через вал, зубчатое колесо 17, рейку 16 перемещается вал шкива 1 в обратную сторону, т.е. в сторону зацепления шарового элемента-сателлита 4 с углублениями 3 шкива 1 и образования на нем наименьшей из концентрических окружностей, что и обеспечивает требуемое передаточное отношение. При этом в соответствии с кривизной рабочих поверхностей шкивов 1 и 2 происходит синхронное встречное перемещение их валов. Требуемая динамика изменения передаточных отношений достигается пространственным смещением валов шкивов, т.е. при нейтральной передаче; центр шкива 1 не должен находится в одной плоскости, перпендикулярной рейке 16, с валом шкива 2. Свободное скольжение шарового элемента-сателлита 4 по сферической поверхности направляющих 6 обеспечивается соответствующим вращением шаров 5 на вершинах его выступов. При включении высших передач, шкив 1 перемещается в сторону образования на нем дорожек большего диаметра. При этом существенно, что рабочие концентрические дорожки могут образовываться в любой зоне взаимодействия рабочих поверхностей шкивов и шарового элемента-сателлита независимо от положения выступов относительно углубления 3, т.е. достигается выбранная динамика образования передаточных отношений. Подтверждением сказанного является то, что контрольной операцией проверки работоспособности устройства является свободное перекатывание шарового элемента-сателлита 4 по рабочей поверхности любого из шкивов 1 и 2, а также взаимное свободное перемещение всех взаимодействующих рабочих поверхностей шкивов и шарового элемента-сателлита.

Существенным моментом возможности функционирования устройства является то, что шкивы 1 и 2 должны иметь свободу синхронного горизонтального и вертикального перемещения в пределах их нахождения в параллельных плоскостях, т. е. как бы не перемещались шкивы друг относительно друга их рабочие поверхности, относительно шарового элемента-сателлита 4, шкивы должны быть равноудалены. Это можно достичь различными способами, в т.ч. тем, что шкивы прижимаются через шаровой элемент-сателлит друг к другу с помощью цилиндрических пружин, либо они перемещаются по параллельно расположенным направляющим. Указанные выше конструктивные элементы (пружины, направляющие) не приведены, а направления взаимного перемещения шкивов показаны стрелками на фиг. 1. При использовании шкивов 1 и 2 с сферическими поверхностями, т.е. когда их валы расположены навстречу друг другу, возможно получение реверсивности передаточных отношений, в т.ч. наличие нейтральной "нулевой" передачи. Так расположение шарового элемента-сателлита 4 относительно центра рабочей поверхности одного из шкивов 1 и 2 соответствует включение нейтральной "нулевой" передачи. При этом в центре шкивов должно быть сферическое углубление в виде сектора с размером, соответствующим наружную диаметру шарового элемента-сателлита. Оно необходимо для предотвращения зубчатого зацепления шкивов 1 и 2 при этой передаче. В остальных случаях реверсивность и наличие нейтральной передачи обеспечивается дополнительным редуктором. Но в случае использования шкивов 1 и 2 с параллельно расположенными валами, имеется возможность более широкого выбора динамики изменения передаточных отношений.

Таким образом, по сравнению с известными техническими решениями, предлагаемая переменная передача обеспечивает широкий диапазон передаточных отношений при высокой надежности функционирования, снижении металлоемкости (за счет отсутствия выступов на шкивах) и упрощенном креплении шарового элемента-сателлита. для предотвращения зубчатого зацепления шкивов 1 и 2 при этой передаче. В остальных случаях реверсивность и наличие нейтральной передачи обеспечивается дополнительным редуктором. Но в случае использования шкивов 1 и 2 с параллельно расположенными валами, имеется возможность более широкого выбора динамики изменения передаточных отношений.

Таким образом, по сравнению с известными техническими решениями, предлагаемая переменная передача обеспечивает широкий диапазон передаточных отношений при высокой надежности функционирования, снижение металлоемкости /за счет отсутствия выступов на щкивах/ и упрощенном креплении шарового элемента-сателита.

Формула изобретения

1. Переменная передача, содержащая ведущий и ведомый шкивы, шаровой элемент-сателлит, расположенные с возможностью взаимного перемещения и вращения вокруг осей и взаимодействующие между собой зацеплением в виде равноудаленных друг относительно друга и радиально направленных выступов и углублений, образованных поверхностью вращения с образующей эвольвентой, а также орган управления передачей, представляющий собой механизм переключения передач, включающий в себя зубчатую рейку, связанную через зубчатое колесо и ось с рычагом переключения передач, при этом рабочие поверхности шкивов образованы поверхностью вращения, отличающаяся тем, что углубления расположены на рабочей поверхности ведущего и ведомого шкивов, а выступы на поверхности шарового элемента-сателлита с возможностью удерживания в пространстве с помощью сферических планок.

2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что рабочие поверхности шкивов выполнены сферическими.

3. Передача по п.1, отличающаяся тем, что рабочие поверхности шкивов выполнены в виде усеченного однополюсного гиперболоида.

4. Передача по п.1, отличающаяся тем, что рабочая поверхность одного из шкивов выполнена бочкообразной, а второго гиперболоидной.

5. Передача по п.1, отличающаяся тем, что рабочая поверхность одного из шкивов выполнена выпуклой, а второго вогнутой.

6. Передача по п.1, отличающаяся тем, что вершины выступов выполнены в виде шара.

7. Передача по п.1, отличающаяся тем, что шаровой элемент-сателлит выполнен полым.

8. Передача по п.1, отличающаяся тем, что углубления выполнены сквозными.

9. Передача по пп.1 и 6, отличающаяся тем, что вершины углублений выполнены сферическими.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в велосипедах, велотренажерах и других подобных устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям велосипедов, веломобилей и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к конструкции биотранспорта, а именно велосипедов для перевозки грузов и пассажиров, дорожных, туристских и спортивных

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям велосипедов, веломобилей и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к велосипедостроению

Изобретение относится к биотранспорту, велосипедам, веломобилям, повышает удобство пользования приводом при меньших габаритах передачи и обеспечивает компактность конструкции

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом

Изобретение относится к трансмиссиям с колесами, перемещаемыми при переключении

Изобретение относится к машиностроению, транспорту, в частности к велостроению

Изобретение относится к велосипедам с приводом, содержащим возвратно-поступательно движущиеся ножные упоры

Изобретение относится к звездочкам переменного диаметра и/или эксцентрично установленным звездочкам

Изобретение относится к ножным кривошипным механизмам

Изобретение относится к вариаторам, устанавливаемым на заднем колесе велосипедов

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к цепным передачам для транспортного средства с изменяемым передаточным отношением, зависящим от нагрузки. Цепная передача содержит ведущее колесо с установленными на эксцентричных осях секторами звездочек. Секторы звездочек охвачены цепью вместе со звездочкой ведомого колеса. Секторы звездочек имеют возможность синхронного поворота относительно эксцентричных осей при возникновении нагрузки на цепи. Смещение секторов звездочек относительно центра ведомого колеса увеличивает или уменьшает передаточное отношение. Достигается упрощение конструкции. 6 ил.

Изобретение относится к области транспорта, в частности к ведущим звездочкам с ведущим приводом. Ведущая звездочка, в которой расстояние от оси вращения до зуба, на который в данный момент заходит цепь, определяется из условия R = r + 44,07n2,12 - |r sin α|, где r - радиус исходной круглой звездочки; n - номер зуба, на который заходит цепь в данный момент времени; α - угол в радианах, между линией, соединяющей зуб ведомой звездочки, с которого в данный момент времени сходит цепь, и зуб ведущей звездочки, на который в данный момент времени заходит цепь, и шатуном педали, на которую нажимает велосипедист. Достигается повышение эффективности привода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области двухколесного транспорта, в частности к бесступенчатым приводам велосипедов. Бесступенчатый привод велосипеда содержит ведущее колесо и ведомую звездочку, охваченные цепью. Ведомая звездочка закреплена на одном из оснований универсальной самоцентрирующейся системы, имеющей совпадающие оси вращения оснований и изменяемый геометрический центр одного из оснований. Шестерни, закрепленные на звездочках, роликах или шкивах одного из оснований, имеют зубчатое зацепление с шестерней на выходном валу. Достигается изменение передаточного отношения велосипеда без смены звездочек, взаимодействующих с цепью, входящих в состав привода. 7 ил.
Наверх