Устройство контроля наличия воды в топливной системе двигателя внутреннего сгорания и датчик для устройства контроля (варианты)

 

Использование: системы автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство контроля наличия воды в топливной системе двигателя внутреннего сгорания содержит электронную схему, включающую источник измерительного сигнала, усилитель-преобразователь и подключенный к электронной схеме датчик, параметр которого изменяется в зависимости от электрической характеристики топлива. Устройство отличается тем, что датчик закреплен на пробке, закрывающей сливное отверстие емкости с топливом, причем, по меньшей мере, один вывод датчика пропущен через отверстие в пробке, залитое герметиком. Возможно использование в устройстве емкостного или индуктивного датчика. 3 с.п. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания.

Известна система защиты топливной аппаратуры дизеля, содержащая устройство контроля наличия воды в топливе, выполненное в виде двух генераторов частоты, двух емкостных и двух индуктивных датчиков, и усилительно-преобразовательной схеме [1] Устройство позволяет сравнивать диэлектрическую проницаемость топлива, протекающего в топливопроводе, и эталонного топлива.

Данная система является сложной, так как для сравнения требуется емкость с эталонным топливом, дополнительный генератор частоты и два датчика. При этом чувствительность устройства контроля остается невысокой, так как топливо исследуется через стенки топливопровода.

Известна также система контроля содержания воды в дизельном топливе, включающая генератор высокой частоты, подключенный к резонансной цепи, состоящей из катушки индуктивности и емкостного датчика, и усилительно-преобразовательное устройство, подключенное к датчику [2] Недостатком такого технического решения является то, что датчик необходимо включать в систему топливоподачи таким образом, чтобы обеспечить протекание через него исследуемого топлива. Это приводит к необходимости внесения конструктивных изменений в систему топливоподачи и к увеличению ее гидравлического сопротивления.

Индуктивный и емкостной датчики, известные из описанных выше устройств, выполнены в виде отдельных конструктивных узлов, которые необходимо закреплять на двигателе.

Задачей предлагаемой группы изобретений является создание надежного, технологичного в изготовлении и легко устанавливаемого на двигатель устройства контроля наличия воды в топливе.

Поставленная задача решается путем того, что в устройстве контроля наличия воды в топливной системе двигателя внутреннего сгорания, содержащем электронную схему, включающую источник измерительного сигнала и усилитель-преобразователь, и подключенный к электронной схеме датчик, параметр которого изменяется в зависимости от электрической характеристики топлива, датчик закреплен на пробке, закрывающей сливное отверстие емкости с топливом, причем, по меньшей мере, один вывод датчика пропущен через отверстие в пробке, залитое герметиком. Источник измерительного сигнала может быть выполнен в виде автогенератора, элементом которого является датчик, при этом выход автогенератора через усилитель-преобразователь подключен к сигнализатору наличия воды или к устройству автоматического слива воды.

Датчик может быть закреплен на пробке, закрывающей сливное отверстие топливного бака, или на пробке, закрывающей сливное отверстие топливного фильтра.

Поставленная задача решается также путем того, что в емкостном датчике для устройства контроля наличия воды в топливной системе двигателя, содержащем обкладки, между которыми образован зазор, одна из обкладок закреплена на проводящем стержне, пропущенном через отверстие в пробке для емкости с топливом, залитое герметиком, а вторая обкладка образована торцевой поверхностью упомянутой пробки, причем поверхность первой обкладки и выступающая из отверстия в пробке часть проводящего стержня покрыта диэлектрическим материалом.

Аналогично решается поставленная задача с помощью индуктивного датчика для устройства контроля наличия воды в топливной системе двигателя, обмотка которого также закреплена на пробке для топливной емкости, при этом один или оба вывода обмотки пропущены через отверстие в пробке, залитое герметиком. Обмотка может быть размещена на магнитопроводе, закрепленном на торцевой поверхности пробки.

Размещение датчиков в емкостях с топливом дает возможность своевременно установить факт наличия воды в топливе и принять соответствующие меры. Выполнение предлагаемых датчиков в виде единых конструктивных узлов со сливными пробками позволяет использовать устройство контроля с любой штатной системой топливоподачи без ее конструктивной доработки.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства контроля; на фиг. 2 конструкция емкостного датчика для устройства контроля; на фиг. 3 - конструкция индуктивного датчика.

Предлагаемое устройство содержит электрическую схему, включающую автогенератор 1, емкостной или индуктивный датчик 2, с помощью которого задается выходная частота генератора 1, усилитель-преобразователь, включающий последовательно соединенные резонансный усилитель 3 и пороговую схему 4, и сигнализатор 5 наличия воды. К выходу пороговой схемы 4 может быть также подключено исполнительное устройство 6 автоматического слива воды из топливной емкости.

Емкостной датчик (фиг. 2) содержит обкладку 7, выполненную в виде пластины, закрепленной на проводящем стержне 8. Последний пропущен через осевое отверстие в пробке, имеющей резьбу 9. Осевое отверстие в пробке после размещения в нем стержня 8 заливают герметиком 10 (пластмассой), что позволяет электрически изолировать стержень 8 от металлической пробки. Поверхность пластины 7 и выступающую из отверстия в пробке часть стержня 8 также изолируют с помощью слоя 12 пластмассы. Обкладку 7 емкостного датчика подключают к электронной схеме с помощью проводника 13. Вторая обкладка емкостного датчика образована торцевой поверхностью 14 пробки, электрически соединенной с массой двигателя.

Индуктивный датчик (фиг. 3) также закреплен на пробке, имеющей резьбу 9. Датчик выполнен в виде обмотки 15, размещенной на ферритовом кольце 16. Один вывод 17 обмотки пропущен через осевое отверстие в пробке, залитое пластмассой 18. Наружная часть 19 пластмассового изолятора закрывает торцевую поверхность 14 пробки. Кольцо 16 в вертикальном положении приклеено к наружной части 19 пластмассового изолятора 18. Другой вывод 20 обмотки 15 может быть или пропущен вместе с первым через отверстие в пробке (двухпроводная схема), или соединен непосредственно с поверхностью пробки и, следовательно, с массой двигателя. Возможно также выполнение датчика в виде катушки индуктивности, не содержащей магнитопровода (на черт. не показано).

В зависимости от конкретных характеристик датчика возможны различные варианты выполнения автогенератора 1. В частности, в качестве блока 1 может быть использован LC-автогенератор с индуктивным элементом в виде обмотки 15, или с конденсатором, имеющим обкладки 7 и 14.

Устройство работает следующим образом.

Одну из пробок, изображенных на фиг. 2, 3, вместо штатной сливной пробки вворачивают либо в топливный бак, либо в топливный фильтр. Возможна также установка датчика в какую-либо другую емкость с топливом, имеющуюся в системе топливоподачи. Выводы датчика подключают к схеме автогенератора, выходная частота которого зависит соответственно от емкости конденсатора, образованного обкладками датчика, или от добротности контура (на черт. не показан), в который включена обмотка датчика. То есть, датчик является элементом, с помощью которого задают частоту колебаний автогенератора 1. Емкость датчика, изображенного на фиг. 2, является функцией диэлектрической проницаемости топлива, находящегося между обкладками 7 и 14. Добротность контура в которой включена обмотка 18, зависит от электропроводности топлива. Соответственно, диэлектрическая проницаемость и электропроводность топлива зависят от наличия в нем воды.

Электронная схема настраивается таким образом, что при наличии воды выходная частота автогенератора 1 отклоняется от рабочей частоты подключенного к его выходу резонансного усилителя 3. В результате напряжение на выходе резонансного усилителя 3 резко падает и срабатывает пороговая схема 4, подключая к источнику питания сигнализатор 5 или устройство 6 автоматического слива воды.

Формула изобретения

1. Устройство контроля наличия воды в топливной системе двигателя внутреннего сгорания, содержащее электронную схему, включающую источник измерительного сигнала и усилитель-преобразователь и подключенный к электронной схеме датчик, параметр которого изменяется в зависимости от электрической характеристики топлива, отличающееся тем, что датчик закреплен на пробке, закрывающей сливное отверстие емкости с топливом, причем по меньшей мере один вывод датчика пропущен через отверстие в пробке, залитое герметиком.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что источник измерительного сигнала выполнен в виде автогенератора, элементом которого является датчик, причем выход автогенератора через усилитель-преобразователь подключен к сигнализатору наличия воды или к устройству автоматического слива воды.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что датчик закреплен на пробке, закрывающей сливное отверстие топливного бака.

4. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что датчик закреплен на пробке, закрывающей сливное отверстие топливного фильтра.

5. Емкостный датчик для устройства контроля наличия воды в топливной системе двигателя, содержащий обкладки, между которыми образован зазор, отличающийся тем, что первая обкладка выполнена в виде металлической пластины, закрепленной на проводящем стержне, пропущенном через отверстие в пробке для емкости с топливом, залитое герметиком, а вторая обкладка образована торцевой поверхностью упомянутой пробки, при этом поверхность первой обкладки и выступающая из отверстия в пробке часть проводящего стержня покрыты диэлектрическим материалом.

6. Индуктивный датчик для устройства контроля наличия воды в топливной системе двигателя, содержащий обмотку, отличающийся тем, что последняя закреплена на пробке для топливной емкости, при этом один или оба вывода обмотки пропущены через отверстие в пробке, залитое герметиком.

7. Датчик по п. 6, отличающийся тем, что обмотка размещена на магнитопроводе, закрепленном на торцевой поверхности пробки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к средствам технологического диагностирования и может найти применение для диагностирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к автоматическому регулированию авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к испытанию и контролю систем управления и их элементов

Изобретение относится к дорожно-строительным и землеройным машинам и, в частности, к способам измерения их внешнего шума

Изобретение относится к дорожно-строительным и землеройным машинам, в частности к способам измерения их внешнего шума

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте систем подачи топлива дизелей, позволяет увеличить срок службы распылителей форсунок и снизить расход топлива и выбросы дыма с отработавшими газами

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к устройствам определения технического состояния ДВС

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Изобретение относится к безразборному техническому диагностированию двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для безразборного автоматизированного установления причин нарушений работоспособности ДВС в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приработки двигателя внутреннего сгорания в сборе со сцеплением, коробки передач и других механизмов после их изготовления или ремонта

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для контроля за состоянием двигателей внутреннего сгорания
Наверх