Замок

 

Использование: замок относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкции, может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкоразъемных элементов. Сущность: замок содержит корпус с фланцем с подпружиненным запорным органом, выполненным в виде штока, в нижней частьи которого закреплены вращающиеся на одной оси лепестки. На штоке также имеются паз и выемки под размещение лепестков. Шток в верхней части заканчивается кнопкой, прямым воздействием на которую осуществляется открытие замка. Корпус замка снабжен кольцом, расположенным в нижней части корпуса и имеющим внутреннюю наклонную поверхность, взаимодействующую с лепестками и обеспечивающую горизонтальное перемещение концов лепестков. В средней части корпуса замка расположена подпружиненная тарелка. 4 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов.

Известен силовой замок для крепления панелей, содержащий корпус и подпружиненный запорный орган, имеющий выступы с винтовыми поверхностями и контактирующий этими поверхностями с винтовыми поверхностями нижней части корпуса (SU, а.с. 505596, кл. B 64 C 1/14, 1976).

Известен также силовой замок, содержащий верхний корпус с фланцем, в котором размещены подпружиненный запорный орган, имеющий выступы с винтовой поверхностью, взаимодействующий с нижним корпусом, в котором размещен контровочный элемент (ОСТ 1.10501-72).

Однако такие замки обладают недостатками: требуют для открытия (закрытия) инструмент, недостаточна надежность их в работе, низка технологичность, требуют достаточно большого времеми открытия (закрытия).

Задачей изобретения является обеспечение быстроты открытия (закрытия) замков без применения инструментов при высокой надежности фиксации крышек в закрытом положении и высокой технологичности изготовления.

Это достигается тем, что в замке, содержащем корпус с фланцем и подпружиненным запорным органом, выполненным в виде штока с размещенным на его конце запорным средством, запорное средство представляет собой вращающиеся лепестки, расположенные в нижней части штока, в верхней части которого установлена кнопка, фиксирующая его в корпусе, при этом на штоке выполнены пазы и выемки под лепестки, а корпус замка снабжен в нижней части кольцом, имеющим внутреннюю наклонную поверхность, взаимодействующую с лепестками и обеспечивающую горизонтальное перемещение концов лепестков и в средней части - подпружиненной тарелкой.

По сравнению с другими известными техническими решениями предложенное существенно отличается от них возможностью обеспечения быстрого открытия-закрытия замка с помощью основного возвратно-поступательного движения при прямом воздействии на кнопку запорного органа замка, в нижней части штока которого расположены раскрывающиеся лепестки.

На фиг. 1 изображен фрагмент окантовки люка с профилем герметизации и крышки с замком в рабочем положении (крышка люка закрыта); на фиг.2 - сечение А-А, на фиг.1; на фиг.3 - фрагмент окантовки люка и крышки с замком в нерабочем положении (крышка люка открыта); на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3.

Замок содержит корпус 1, который с помощью заклепок 2 крепится к крышке 3.

В корпусе 1 выполнен кольцевой выступ 4, который фиксирует после напрессовки кольцо 5 и продольные пазы 6 для прохода лепестков 7. Кольцо 5 имеет наклонную внутреннюю поверхность 8, обеспечивающую горизонтальное перемещение концом 9 лепестков 7.

В корпусе 1 вставлен шток 10 с двумя лепестками 7. В штоке 10 выполнен паз 11 и выемки 12 под размещение лепестков 7 в убранном положении. Лепестки 7 свободно вращаются на штифте 13, запрессованном в шток 10. Шток 10 с лепестками 7 подпружинен пружиной 14 и от выпадения фиксируется в корпусе 1 с помощью развальцовки конца штока 10 на кнопке 15.

На корпус 1 установлена тарелка 16, подпружиненная пружиной 17. На окантовке 18 закреплена пластина 19 для фиксации крышки 3 в закрытом положении.

Замок работает следующим образом. Для открытия замка необходимо нажать на кнопку 16. При этом шток 10 с лепестками 6 перемещается вниз. Лепестки 7, скользя по наклонной поверхности 8 кольца 5, вращаясь на штифте 13, убираются в выемки 12, имеющейся в штоке 10.

Угол наклона поверхности 8 кольца 5 выбран таким образом, что концы 9 лепестков 7 при этом перемещаются горизонтально, что не создает дополнительных усилий на кнопке 15 при ее нажатии и сохраняет постоянство положения крышки 3 относительно окантовки 17.

После уборки лепестков 7 вовнутрь замка под действием пружины 17 тарелка 16 перемещается до упора в кольцо 5. При этом она поднимает крышку 3 относительно окантовки 20 и фиксирует лепестки 7 в убранном положении.

Для закрытия крышки и приведения замка в рабочее положение необходимо придавить крышку 3 до упора. При этом тарелка 16 переместится вверх и освободит лепестки 7. Под действием пружины 14 шток 10 с лепестками 7 переместится вверх. Лепестки 7, скользя по наклонной поверхности 8 кольца 5, раскроются.

После прекращения действия нагрузки на крышку 3 лепестки 7 с помощью пружины 17 и упругого профиля герметизации 20 крышка принимает рабочее положение и лепестки 7, упираясь в пластину 19, фиксируют ее в этом положении.

Для обеспечения применения замка на пакетах различной толщины применяется прокладка 21 под пластиной 19.

Технические преимущества заключаются в том, что данный замок отличается простотой и технологичностью входящих в него деталей.

Кроме того, предлагаемое устройство отличается высокой надежностью в эксплуатации, так как практически невозможно самооткрывание замка и износ фиксирующих элементов, есть возможность визуального контроля закрытого положения (выход кнопки 4 над поверхностью крышки 1).

Ожидаемый экономический эффект будет состоять в том, что в процессе эксплуатации сокращается время открытия (закрытия) крышек эксплуатационных люков за счет быстродействия замков, отсутствия необходимости иметь инструменты для их открытия (закрытия), и нет необходимости замены замков в результате износа: применение замка возможно в любых условиях эксплуатации (в том числе и повышенной вибрации).

Формула изобретения

Замок, содержащий корпус с фланцем и подпружиненным запорным органом, выполненным в виде штока с размещенным на его конце запорным средством, отличающийся тем, что запорное средство представляет собой вращающиеся лепестки, расположенные в нижней части штока, в верхней части котрого установлена кнопка, фиксирующая его в корпусе, при этом на штоке выполнены паз и выемки под лепестки, а корпус замка снабжен в нижней части кольцом, имеющим внутреннюю наклонную поверхность, взаимодействующую с лепестками и обеспечивающую горизонтальное перемещение концов лепестков, и в средней части подпружиненной тарелкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Изобретение относится к системам стыковки и расстыковки космических кораблей и их частей и может быть использовано для стыковки и быстрого разъединения связи между объектами, например элементами летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к области устройств, применяемых при термостатировании газом (воздухом) космических аппаратов, размещенных под защитным обтекателем ракеты тяжелого класса космического назначения в процессе транспортирования к месту старта, при подготовке к запуску и запуске, а также для стравливания газа из-под защитного обтекателя при полете ракеты по траектории выведения на орбиту

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано в решении технической задачи согласования планера высокоскоростного летательного аппарата с двигательной установкой, включающей в себя маршевый воздушно-реактивный двигатель со входным устройством под фюзеляжной и боковой компоновки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к системам управления створками бака для сброса жидкости в зону пожара

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к аварийно-спасательному оборудованию, в частности, компоновке надувного трапа экстренной эвакуации пассажиров

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска

Изобретение относится к пластмассовым материалам для остекления, в частности к прозрачной пластмассовой пластинке для остекления самолетов

Изобретение относится к крепежным средствам и может найти применение в авиации
Наверх