Способ работы жидкостной системы охлаждения

 

Использование: в машиностроении и может быть использовано на машинах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), оснащенных жидкостной системой охлаждения. Сущность изобретения: при работе ДВС в условиях температур окружающей среды выше +25oC охлаждающую жидкость нагревают до эксплуатационной температуры и подают в радиатор, частично испаряют, пар направляют в конденсатор и конденсируют, конденсат подают в испаритель и испаряют, создают в испарителе температуру ниже температуры окружающей среды, пар из испарителя подают на вход охлаждающей жидкости в зарубашечное пространство и при абсорбции с охлаждающей жидкостью конденсируют. Изобретение позволяет повысить эксплуатационные возможности системы охлаждения путем использования последней для выработки холода на машинах с ДВС для последующего кондиционирования воздуха в кабине при эксплуатации в условиях жаркого климата. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на машинах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), оснащенных жидкостной системой охлаждения.

Известен способ работы жидкостной системы охлаждения ДВС, состоящий из подачи охлажденной жидкости в зарубашечное пространство, нагрева жидкости для отвода тепла от цилиндров и камер сгорания и подачи нагретой жидкости в радиатор для охлаждения.

Недостатком известного способа является ограниченные эксплуатационные возможности системы охлаждения, т.е. работа только на отвод излишней теплоты от ДВС.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных возможностей жидкостной системы охлаждения ДВС при работе в условиях температур окружающей среды выше +25oC, например, ее использования для отвода теплоты из кабины машины. Это необходимо, например, для кондиционирования воздуха в кабине при эксплуатации в условиях жаркого климата.

Указанная цель достигается тем, что при работе ДВС в условиях температур окружающей среды выше +25oC, охлаждающую жидкость нагревают до эксплуатационной температуры и подают в радиатор, частично испаряют, пар направляют в конденсатор и конденсируют, конденсат подают в испаритель и испаряют, создают в испарителе температуру ниже температуры окружающей среды, пар из испарителя подают на вход охлаждающей жидкости в зарубашечное пространство и при абсорбции с охлаждающей жидкостью конденсируют.

На чертеже представлена схема системы охлаждения ДВС для реализации предлагаемого способа.

Система охлаждения ДВС содержит собственно ДВС 1, термостат 2, радиатор 3, конденсатор (дополнительный радиатор) 4, испаритель (радиатор отопления кабины) 5, вентиляторы 6 т 8, дроссели 7 и 9, патрубок 10, циркуляционный насос 11. Радиатор 3, конденсатор 4, дроссель 7, испаритель 5 и патрубок 10 соединены последовательно между собой трубопроводами, причем патрубок 10 своим выходным отверстием установлен во всасывающую линию 12 насоса 11. Верхний бачок 13 радиатора 3 соединен с выходом зарубашечного пространства ДВС 1 через дроссель 9.

В качестве охлаждающей жидкости в систему охлаждения залита смесь низкокипящей жидкости, например, этиламина и растворителя, например глицерина. Температура кипения при давлении 760 мм рт. ст. для этиламина равна +16,5oC, а для глицерина +290oC.

При работе системы охлаждения в установившемся режиме охлаждающую жидкость из радиатора 3 насосом 11 подают в зарубашечное пространство ДВС 1, где ее нагревают до эксплуатационной температуры (в пределах 95 -120oC). При этом этиламин нагрет до температуры выше точки кипения, но кипения не происходит из-за избыточного давления в зарубашечном пространстве. Избыточное давление создается насосом 11. Затем из зарубашечного пространства смесь нагретого глицерина и перегретого этиламина подают в радиатор 3 через дроссель 9, посредством которого понижают давление охлаждающей жидкости на входе в верхний бачок 13 радиатора 3. При этом происходит испарение этиламина. Пары этиламина поступают в конденсатор 4, где их конденсируют. Охлаждение конденсатора 4 и радиатора 3 создают путем обдува окружающим воздухом посредством вентилятора 8. Далее конденсат этиламина через дроссель 7 подают самотеком в испаритель 5. Посредством дросселя 6 и патрубка 10 в испарителе создают пониженное давление по сравнению с давлением в верхнем бачке 13 радиатора 3 и в зарубашечном пространстве ДВС. При этом конденсат этиламина в испарителе 5 испаряют и в последнем за счет скрытой теплоты фазового перехода при испарении этиламина создают температуру в пределах 15 - 20oC. При значениях температуры окружающей среды выше +20oC осуществляют кондиционирование воздуха путем его подачи в кабину (на чертеже не обозначена) через испаритель 5 вентилятором 6. Далее пары этиламина подают через патрубок 10 на вход охлажденного в радиаторе 3 глицерина в зарубашечное пространство и за счет абсорбции этиламина глицерином пары конденсируют.

Проведена апробация предлагаемого способа на дизельном двигателе. При температуре окружающего воздуха +40oC была создана температура в испарителе +20oC. Охлаждающая жидкость из смеси 10% этиламина и 90% глицерина (по весу) позволяет обеспечить необходимый отвод тепла от ДВС при работе последнего на номинальной нагрузке. Предлагаемая охлаждающая жидкость химически стабильна, инертна к металлам и резинотехническим изделиям ДВС и при эксплуатации не вызывает вредных воздействий на обслуживающий персонал.

Применение предлагаемого изобретения позволяет повысить эксплуатационные возможности системы охлаждения путем использования последней для выработки холода на машинах с ДВС для последующего кондиционирования воздуха в кабине при эксплуатации в условиях жаркого климата.

Формула изобретения

Способ работы жидкостной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС), включающий в себя подачу жидкости в зарубашечное пространство ДВС, нагрев жидкости, подачу ее в радиатор для последующего охлаждения, отличающийся тем, что охлаждающую жидкость нагревают до эксплуатационной температуры, подают в радиатор, частично испаряют, пар направляют в конденсатор и конденсируют, конденсат подают в испаритель и испаряют, создают в испарителе температуру ниже температуры окружающей среды, пар из охладителя подают в зарубашечное пространство и при абсорбции с охлаждающей жидкостью конденсируют.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании систем охлаждения энергетических установок судов, работающих в условиях высокой загрязненности забортной воды различными включениями, например, мусором, водорослями, илом, а также судов, плавающих в ледовых условиях при наличии большого количества ледяной крошки, например, на атомных или дизель-электрических ледоколах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам жидкостного охлаждения втулок и крышек цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, повышает надежность и снижает металлоемкость системы

Изобретение относится к дизелестроению и позволяет обеспечить равномерное распределение температуры по высоте и периметру втулки цилиндра, снизить ее теплонапряженность и повысить надежность

Изобретение относится к области машиностроения для создания систем охлаждения и термостатирования элементов и механизмов с интенсивными тепловыделениями, в частности для двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для утилизации тепла поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания и паровой машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания с преобразованием части тепловой энергии, отводимой системой охлаждения от двигателя, в другие виды энергии для дальнейшего ее использования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам охлаждения цилиндров низкого давления (ЦНД) паровых турбин

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания. В заявляемом способе для определения теплового состояния ДВС измеряют интенсивность парообразования (объемное, массовое содержание и/или расход пара) в охлаждающей жидкости, для чего производят отбор пара из внутреннего контура системы охлаждения, определяют массовое и/или объемное паросодержание и расход охлаждающей жидкости, а затем сбрасывают пар в расширительную цистерну. Заявляемое устройство содержит двигатель, систему жидкостного охлаждения с циркуляционным насосом внутреннего контура, термостатом и водо-водяным холодильником, трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру. Дополнительно в устройство на трубопроводе отвода охлаждающей жидкости из остова двигателя установлено устройство разделения воды и пара, на выходе паровой фазы которого установлено устройство для измерения расхода (объемного или массового паросодержания) пара. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх