Узел скольжения

 

Использование: область машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах, имеющих узлы скольжения, в которых детали совершают знакопеременные движения друг относительно друга. Сущность изобретения: вкладыши узла скольжения установлены в пазе корпуса с зазором по отношению к стенкам паза корпуса и разделительной пластине. Вкладыши выполнены с двумя параллельными между собой поверхностями, взаимодействующими, с одной стороны, с разделительной пластиной с образованием с ней пары скольжения, а с другой стороны, со стенками паза корпуса. По меньшей мере одна из поверхностей в паре скольжения выполнена с керамическим покрытием. Опорная база поверхности скольжения каждого из вкладышей по направлению движения разделительной пластины выполнена большей, чем опорная база контактной поверхности каждого из вкладышей со стороны стенок паза корпуса. Сами вкладыши зафиксированы относительно стенок паза корпуса. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах, имеющих узлы скольжения, в которых детали совершают знакопеременные движения друг относительно друга.

Оценивая существующий уровень техники, следует отметить, что известно множество узлов скольжения, встречающихся в машинах и механизмах, наиболее близким из которых, в качестве прототипа, является узел скольжения, содержащий корпус с пазом под подвижную разделительную пластину, установленную в пазу корпуса посредством вкладышей, взаимодействующих, с одной стороны, с поверхностью разделительной пластины с образованием с ней пары скольжения, а, с другой стороны, со стенками паза корпуса (см. США, патент N 3892502, НКИ 418 - 15, 1975).

Безотносительно конкретного механизма, в котором используется вышеприведенная пара скольжения, работа последней происходит следующим образом. Разделительная пластина совершает знакопеременное движение, взаимодействуя с вкладышами и образуя с ними пару скольжения. Вкладыши, имея определенную конфигурацию, способны выбирать перекосы, возникающие при работе механизма, а также заложенные в механизм в виде технологических погрешностей. Однако, часто возникающие ударные нагрузки и интенсивность взаимодействия элементов в паре скольжения приводят к быстрому износу элементов, вплоть до заклинивания, что делает весь механизм неработоспособным.

Задача, на решение которой направлено данное изобретение - это создание узла скольжения, в котором механические повреждения и отказы сведены к минимуму.

К техническим результатам, получаемым от данного изобретения следует отнести повышение износостойкости элементов узла скольжения и предотвращение его заклинивания.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в узле скольжения, содержащем корпус с пазом под подвижную разделительную пластину, установленную в пазу корпуса посредством вкладышей, взаимодействующих, с одной стороны, с поверхностью разделительной пластины с образованием пары скольжения, а, с другой стороны со стенками паза корпуса, согласно изобретению, вкладыши установлены в пазе корпуса с зазором по отношению к стенкам паза корпуса и разделительной пластине, и выполнены с двумя параллельными между собой поверхностями, взаимодействующими, с одной стороны, с разделительной пластиной с образованием с ней пары скольжения, а, с другой стороны, со стенками паза корпуса, и по крайней мере одна из поверхностей в паре скольжения выполнена с керамическим покрытием, причем, опорная база поверхности скольжения каждого из вкладышей по направлению движения разделительной пластины выполнена большей, чем опорная база контактной поверхности каждого из вкладышей со стороны стенок паза корпуса, а сами вкладыши зафиксированы относительно стенок паза корпуса.

Вкладыши в узле скольжения могут быть зафиксированы относительно стенок паза корпуса штифтами.

Вкладыши в узле скольжения могут быть зафиксированы относительно стенок паза корпуса, выступающими за обрезы паза корпуса выступами вкладышей.

Поверхность вкладыша в паре скольжения может быть выполнена плоской.

Поверхность вкладыша в паре скольжения может быть выполнена криволинейной с кривизной по оси, перпендикулярной направлению движения разделительной пластины, с возможностью реализации вкладышем функции плоской пружины.

Узел скольжения может быть снабжен упругими демпфирующими прокладками, размещенными между вкладышами и стенками паза корпуса.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен узел скольжения с фиксацией вкладышей штифтами; на Фиг. 2 - то же с фиксацией вкладышей выступающими за обрезы паза корпуса выступами; на Фиг. 3 - узел скольжения по Фиг. 1 с демпфирующими прокладками; на Фиг. 4 - узел скольжения по Фиг. 2 с демпфирующими прокладками.

Узел скольжения содержит корпус 1 с пазом 2 под подвижную разделительную пластину 3. Разделительная пластина 3 установлена в пазу 2 корпуса 1 посредством вкладышей 4. Каждый из вкладышей 4 взаимодействует, с одной стороны, с разделительной пластиной 3 образуя пару скольжения, а, с другой стороны, со стенками паза 2 корпуса 1. Сами вкладыши 4 установлены в пазу 2 корпуса 1 с зазором по отношению к стенкам паза 2 и к разделительной пластине 3, и выполнены с двумя параллельными между собой поверхностями, взаимодействующими, с одной стороны, с разделительной пластиной 3 с образованием с ней пары скольжения, а, с другой стороны, со стенками паза 2 корпуса 1. По крайней мере одна из поверхностей (пластины 3 и/или вкладыша 4) в паре скольжения выполнена с керамическим покрытием.

Опорная база N поверхности скольжения 5 каждого из вкладышей 4 по направлению движения разделительной пластины 3 выполнена большей, чем опорная база n контактной поверхности 6 каждого из вкладышей 4 со стороны стенок паза 2 корпуса 1. Сами вкладыши 4 зафиксированы относительно стенок паза 2 корпуса 1.

Вкладыши 4 в узле скольжения могут быть зафиксированы относительно стенок паза 2 корпуса 1 штифтами 7.

Вкладыши 4 в узле скольжения так же могут быть зафиксированы относительно стенок паза 2 корпуса 1 выступающими за обрезы паза 2 корпуса 1 выступами 8 вкладышей 4.

Поверхность скольжения 5 вкладыша 4 в паре скольжения может быть выполнена плоской.

Так же поверхность скольжения 5 вкладыша 4 в паре скольжения может быть выполнена криволинейной с кривизной по оси, перпендикулярной направлению движения разделительной пластины 3, с возможностью реализацией вкладышем 4 функции плоской пружины.

Узел скольжения может быть снабжен демпфирующими прокладками 9, размещенными между вкладышами 4 и стенками паза 2 корпуса 1.

Узел скольжения работает следующим образом.

Разделительная пластина 3 совершает знакопеременные движения по направлению верхний обрез корпуса 1 - нижний обрез корпуса 1, взаимодействуя с вкладышами 4 с образованием пар скольжения. Вкладыши 4 зафиксированы в пазу 2 корпуса 1. Будучи установленными в пазу 2 с зазором по отношению к разделительной пластине 3 и стенкам паза 2, вкладыши 4 позволяют "выбирать" перекосы, возникающие при работе узла скольжения, а также заложенные в конструкции из-за технологических погрешностей. Так, как, по крайней мере одна из поверхностей скольжения 5 в паре скольжения (поверхность вкладыша 4 и/или поверхность разделительной пластины 3) имеет керамическое покрытие, износ данного узла уменьшается, как от трения, так и от возможных, возникающих в процессе работы, ударных динамических нагрузок. Для демпфирования колебаний и ударных нагрузок в узле скольжения могут быть использованы демпфирующие прокладки 9 между вкладышами 4 и стенками паза 2 корпуса 1. Поверхность скольжения вкладыша 4 может быть выполнена, либо плоской, либо криволинейной с кривизной по оси, перпендикулярной направлению движения разделительной пластины 3, с возможностью реализации вкладышем 4 функции плоской пружины. Получению требуемого технического результата, повышению износостойкости узла скольжения и предотвращению его заклинивания, способствует так же и то, что опорная база N поверхности скольжения 5 каждого из вкладышей 4 по направлению движения разделительной пластины 3 выполнена большей, чем опорная база n контактной поверхности 6 каждого из вкладышей 4 со стороны стенок паза 2 корпуса 1. Фиксация же вкладышей 4 в пазу 2 корпуса 1 осуществляется, либо штифтами 7, либо выступающими за обрезы паза 2 корпуса 1 выступами 8 вкладышей 4.

Формула изобретения

1. Узел скольжения, содержащий корпус с пазом под подвижную разделительную пластину, установленную в пазу корпуса посредством вкладышей, взаимодействующих с поверхностью разделительной пластины с образованием с ней пары скольжения и со стенками паза корпуса, отличающийся тем, что вкладыши установлены в пазе корпуса с зазором по отношению к стенкам паза корпуса и разделительной пластины и выполнены с двумя параллельными между собой поверхностями, взаимодействующими с разделительной пластиной с образованием с ней пары скольжения и со стенками паза корпуса и по меньшей мере одна из поверхностей в паре скольжения выполнена с керамическим покрытием, при этом опорная база поверхности скольжения каждого из вкладышей по направлению движения разделительной пластины выполнена большей, чем опорная база контактной поверхности каждого из вкладышей со стороны стенок паза корпуса, а сами вкладыши зафиксированы относительно стенок паза корпуса.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что вкладыши зафиксированы относительно стенок паза корпуса штифтами.

3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что вкладыши зафиксированы относительно стенок паза корпуса выступающими за обрезы паза корпуса выступами.

4. Узел по п.1, отличающийся тем, что поверхность вкладыша в паре скольжения выполнена плоской.

5. Узел по п.1, отличающийся тем, что поверхность вкладыша в паре скольжения выполнена криволинейной с кривизной по оси, перпендикулярной направлению движения разделительной пластины, с возможностью реализации вкладышем функции плоской пружины.

6. Узел по пп.1 3, отличающийся тем, что он снабжен упругими демпфирующими прокладками, размещенными между вкладышами и стенками паза корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к опорам скольжения кузова рельсового, преимущественно пассажирского транспортного средства

Изобретение относится к металлорежущим станкам, их кареткам, салазкам, бабкам, имеющим направляющие поверхности скольжения НПС, принадлежащие как им самим, так и присоединенным к корпусу каретки деталям направляющим клиньям, планкам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к боковым опорам скольжения кузова рельсового, преимущественно пассажирского, транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипникам скольжения

Изобретение относится к станкостроению , преимущественно к устройствам для уменьшения трения в направляющих подвижных узлов путем подачи жидкости под давлением между направляющими подвижного и базового узлов

Изобретение относится к устройствам для точной подачи заготовок при обработке резанием и может быть использовано на предприятиях машиностроения и приборостроения при окончательной обработке заготовок шлифованием

Изобретение относится к станкостроению и более конкретно к гидростатическим опорам для направляющих

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам роторов высокоскоростных турбоагрегатов

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам штоков регулирующей арматуры, работающей в широком диапазоне температур

Изобретение относится к подшипнику скольжения, в частности к подшипнику скольжения, применимому в качестве подвижной опоры для вала рулевой рейки в автомобиле с рулевым механизмом реечного типа

Изобретение относится к газовому подшипнику

Изобретение относится к газовому подшипнику, способу изготовления такого подшипника и линейному компрессору

Изобретение относится к машиностроению, в частности к линейным направляющим

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям подшипников, и может быть использовано в различных отраслях промышленности
Наверх