Способ восстановления изношенных посадочных поверхностей валов под подшипники скольжения

 

Использование: технология ремонта и восстановления трущихся поверхностей деталей машины, в частности, в сельскохозяйственном производстве. Сущность изобретения: способ предусматривает подготовку поверхности вала к обработке, наплавку компенсационного связующего материала и последующую термическую обработку. После нанесения компенсационного материала восстанавливаемый вал нагревают токами высокой частоты до температуры, превышающей на 50 - 100oС температуру фазового превращения АС3 и осуществляют обжим наплавленного материала совместно с обжимом восстанавливаемого вала. После обжима осуществляют охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки. В качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано. Актуальность проблемы заключается в том, что в процессе работы соприкасающиеся и взаимно перемещающиеся элементы деталей машин подвергаются износу. Самыми распространенными элементами, подвергающимися износу, являются поверхности шеек валов и поверхности подшипников трения скольжения. Как правило, даже небольшой износ приводит к увеличению зазора, который начинается с некоторого значения настолько изменяет динамику работы сопряжения, что дальнейшая работа делается невозможной, так как приводит к аварии, но размеры детали, входящей в сопряжение, изменяются незначительно. Поэтому для продолжения работы объекта достаточно восстановить работоспособность сопряжения, что по стоимости значительно дешевле, чем осуществить замену детали.

Известен способ нанесения на изношенную деталь материала, подводимого в виде металлического прутка, ленты или заключенного в металлическую оболочку порошка путем их расплавления электрическим током или в пламени газовой горелки в присутствии разноцветных присадок [1] Способ имеет следующие недостатки: наличие открытого пламени и излишне высоких температур, вызывающих значительный расход энергии, что отрицательно влияет на структуру материала ввиду возможности насыщения новообразованиями и газовыми включениями наносимого слоя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу относится способ восстановления изношенных посадочных поверхностей валов под подшипники скольжения, включающий подготовку поверхности к обработке, наплавку компенсационного связующего материала на изношенную поверхность с последующей термической обработкой [2] Однако ввиду неизвестности параметров ведения способа невозможно достичь необходимого эффекта при восстановлении прочности изношенной поверхности стальной детали.

Задача изобретения повышение качества обработки за счет исключения проникновения в наплавляемый слой газов, а также снижение затрат, идущих на восстановление изношенных деталей.

Это достигается тем, что в предлагаемом способе после нанесения на изношенную поверхность компенсационного связующего материала восстанавливаемое изделие нагревают в индукторе токами высокой частоты до температуры, превышающей на 50-100oC температуру фазового превращения AC3, при которой происходит расплавление связующего материала и его наплавка на изношенную поверхность, затем осуществляют обжим наплавленного материала совместно с материалом восстанавливаемого вала и охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки, причем в качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. Кроме того, в качестве связующего материала используют пасту из наплавляемого материала. Выбор температуры нагрева T AC3 + (50 100oC) произведен для получения при закалке оптимальных закалочных структур, высокой твердости и износостойкости. Принятое повышение температуры по сравнению с печным нагревом обусловлено особенностью ускоренного нагрева токами высокой частоты.

Температура закалки основного изделия, как правило конструктивной стали, ниже легированных сталей на 50-200oC, поэтому, произведя нагрев под закалку за счет подвода электромагнитной энергии по периметру, обеспечивают нагрев основного металла до более низких температур, что достигается покрытием восстанавливаемой поверхности связующим материалом (например, паста с легирующими и связующими добавками). При этом температура на упрочняемой поверхности должна не менее чем на 50oC превышать температуру плавления связующего материала, так как в этих условиях обеспечивается требуемое качество. Использование в качестве связующего материала пластичных припоев обеспечивает релаксацию напряжений в переходной зоне и достаточную прочность изделия в целом. При выдерживании указанных режимов нагрева обеспечивается высокая прочность соединения без снижения прочности основного материала.

Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает повышение качества обработки, а также снижение затрат ввиду того, что восстановление детали обходится значительно дешевле, чем приобретение новой.

В предлагаемом способе после нанесения на изношенную поверхность компенсационного связующего материала восстанавливаемое изделие нагревают в индукторе высокой частоты до температуры, превышающей на 50-100oC температуру фазового превращения AC3, при которой происходит расплавление связующего материала и его наплавка на изношенную поверхность, затем осуществляют обжим наплавленного материала совместно с материалом восстанавливаемого вала и охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки, причем в качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала. Кроме того, в качестве связующего материала используют пасту из наполняемого материала.

Пример. Первоначально наносили на изношенную поверхность вала компенсационный связующий материал (например, пасту из наплавляемого материала). Затем, изношенный вал с нанесенным на нем связующим материалом помещали в индуктор токов высокой частоты и нагревали его до температуры, превышающей на 50-100oC температуру фазового превращения AC3, при которой происходит расплавление связующего материала (пасты из наплавляемого материала) и его наплавка на изношенную поверхность.

Материал, из которого изготовлен вал под подшипники скольжения, сталь марки Л-53 (ТУ М-2-788-88). Режим термической обработки указанной стали на твердость HPC3 64 55, закалка происходит от температуры 980oC до температуры 1000oC, отпуск происходит при температуре 250-300oC. Температура нагрева под закалку стали марки Л 53 была выдержана в пределах от 800oC до 820oC. Вал располагался симметрично относительно редуктора с зазором от 2 до 4 мм, что обеспечивало ускоренный нагрев до температуры 980oC.

В дальнейшем производилось обжатие давлением 0,5 кгс/см2наплавленного материала совместно с наплавленной поверхностью в специально изготовленной форме, внутренний размер которой соответствует размеру диаметра восстанавливаемого изношенного вала. Далее осуществляли охлаждение наплавленной поверхности 200-300 с/с со скоростью, обеспечивающей получение закалочных структур. Затем охлаждаемую деталь (вал) расфиксировали, подвергли отпуску при температуре 250-300oC, что приводило к снятию внутренних напряжений детали (вала), не нарушая целостности соединения, и обеспечивало оптимальные показатели износостойкости термообработанного материала.

При этом исключался рост зерна основного металла, так как отсутствовал их перегрев и до минимума уменьшались напряжения в переходной зоне, снижающие прочность изделия.

Формула изобретения

1. Способ восстановления изношенных посадочных поверхностей валов под подшипники скольжения, включающий подготовку поверхности к обработке, наплавку компенсационного связующего материала на изношенную поверхность вала и последующую термическую обработку, отличающийся тем, что после нанесения на изношенную поверхность компенсационного связующего материала восстанавливаемый вал нагревают в индукторе токами высокой частоты до температуры, превышающей на 50 100oС температуру фазового превращения АС3, при которой происходит расплавление связующего материала и его наплавка на изношенную поверхность, затем осуществляют обжим наплавленного материала совместно с материалом восстанавливаемого вала и охлаждение наплавленной поверхности со скоростью закалки, причем в качестве связующего материала используют материал с температурой плавления, не превышающей температуру закалки материала восстанавливаемого вала.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве связующего материала используют пасту из наплавляемого материала.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к области ремонта корпусов цилиндров прессов, в частности, плунжерных прессов для выжимания растительного масла из семян подсолнечника, при закрытии как коротких, так и длинных трещин в корпусах цилиндров
Изобретение относится к способам восстановления изношенных поверхностей деталей на железнодорожном и автомобильном транспорте, в частности восстановления изношенных шеек осей вагонных колесных пар, и может быть использовано при восстановлении изношенных шеек подъемно-транспортного оборудования и машин

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении
Изобретение относится к способам ремонта магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных продуктов, а более конкретно - к сварке плавлением
Изобретение относится к металлургии, преимущественно к роликам машин непрерывного литья заготовок, а также может быть использовано при ремонте бандажированием любых других деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве
Наверх