Привод управления движением транспортного средства

 

Привод управления движения транспортного средства с бортовыми трансмиссиями относится к тяговой и транспортной технике и может быть использован в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах. Привод управления движением транспортного средства обеспечивает управление движением машин с раздельными бортовыми трансмиссиями с помощью командных органов в виде рукоятки и педали, причем последние могут регулировать скорость движения каждого из бортов в пределах, ограниченных положением рукоятки, и изменять направление движения каждого из бортов на противоположное, что позволяет управлять рабочими орудиями при движении машины. 1 ил.

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах.

Известны аналоги приводы управления движением гусеничных и колесных машин с бортовыми трансмиссиями различных типов ("Трактор ДЭТ-250 и его модификации" под редакцией А.С.Писаревского, М. "Машиностроение", 1975, с. 237; катало погрузчика фирмы Liebherr-631, (ФРГ), N LWT/VE 843009-3-04.87; "Трактор Т-130М" М.И.Злотник, А.А.Лазерев и др. М. "Агропромиздат", 1985 г. стр. 110-113, 118-121), передающие на исполнительные элементы команды управляющих рукояток и педалей.

Известным прототипом, наиболее близким к предлагаемому техническому решению, является привод управления движением погрузчика Caterpillar-973 (Каталог погрузчика тракового типа фирмы Caterpillar-973, (США), 1987 г.) с гидрообъемной трансмиссией. В этом приводе перемещение управляющей рукоятки по V-образной траектории вызывает изменение скорости одновременно двух ведущих колес от максимальной в одном направлении до максимальной в противоположном направлении с остановкой машины при среднем положении рукоятки.

Поворот осуществляется при перемещении одной из педалей, причем по мере поворота педали скорость соответствующего ведущего колеса снижается до нуля, а затем нарастает до максимальной в противоположном направлении, что приводит к повороту вокруг центра, расположенного между гусеницами. В рассматриваемом приводе использован патент США N 4615232, B 60 K 20/00, 20/02 от 07.10.86 г. на рычажный механизм управления, в котором командный орган (рукоятка) имеет управляемое устройство, соединяющее ее поочередно с противоположными плечами коромысла, жестко связанного с исполнительным элементом. Благодаря этому перемещение командного органа в одном направлении приводит к перемещению исполнительного элемента во взаимно противоположных направлениях в зависимости от того, с каким плечом коромысла исполнительного элемента он соединен.

Привод управления погрузчика Caterpillar-973 выполнен для моноблочной конструкции насосов гидрообъемных трансмиссий, поэтому не может быть применен в транспортных средствах с раздельной установкой насосов гидрообъемных трансмиссий.

Предлагаемое устройство применимо для любых бортовых трансмиссий, имеющих исполнительный элемент привода управления в виде вала, поворот которого приводит к изменению скорости и направления соответствующего колеса.

Он отличается тем, что в параллельных кинематических цепях, связывающих командные органы, в том числе одновременно с обоими исполнительными элементами, имеются упругие сдающие звенья, предварительный натяг которых превышает усилие, необходимое для срабатывания исполнительных элементов, а каждая педаль с помощью управляемого рукояткой устройства может быть связана с одним из пары поводков, соединены с противоположными плечами коромысла исполнительного элемента.

Проведенный анализ технических решений показал, что ни одно из них не содержит совокупности отличительных признаков предлагаемого изобретения. На этом основании делается вывод, что оно удовлетворяет критерию патентоспособности "изобретательский уровень".

На чертеже показана схема привода управления.

Рукоятка 1 имеет стопорное устройство, удерживающее ее в любом устанавливаемом положении (не показано), и сферический шарнир 2, позволяющий ей перемещаться по фигурному пазу в крышке 3 в двух плоскостях, в одной из которых расположен рычаг 4, связанный через тягу 5 с валом 6. На этом валу жестко закреплены рычаги 7 и 8, соединенные через упругие сдающие звенья 9 и 10 с валами 11 и 12 исполнительных элементов 13 и 14. В другой плоскости расположен рычаг 15 рукоятки, который связан тягами и рычагами с вертикальным валом 16 управляемого устройства 17. На верхнем конце вала 16 закреплен рычаг 18, на шарнире которого установлена тяга 19. На концах тяги выполнены пазы, в которые входят шаровые наконечники рычагов 20 и 21. Эти рычаги закреплены на валах 22 и 23 соответственно с возможностью продольного перемещения их на валах. Эти валы связаны через тяги 24 и 25 с педалями 26 и 27. Верхние концы рычагов 20 и 21 имеют выступы, находящиеся при нейтральном положении рукоятки в зацеплении с поводками соответственно 28 и 29 (рычаг 21) и 30 и 31 (рычаг 20). Поводки 28 и 29 соединены с противоположными плечами коромысла вала 11 исполнительного элемента 13, а поводки 30 и 31 с противоположными плечами коромысла вала 12 исполнительного элемента 14. Шарниры всех рычагов, подвергающихся воздействию усилий, направление которых не совпадает с плоскостью качания рычага, выполнены сферически.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении рукоятки 1 в поперечной плоскости через рычаг 15 поворачивается вал 16 и рычаг 18 устройства 17 и тягой 19 перемещаются вдоль валов 22 и 23 рычаги 20 и 21, выходы из зацепления с одним из поводков и увеличивая глубину зацепления с другим парным поводком. При последующем перемещении рукоятки 1 в продольной плоскости одновременно поворачиваются валы 11 и 12 обоих исполнительных элементов 13 и 14. При движении связанных с ними поводков, рычагов и валов педали остаются в исходном положении, так как при повороте валов 22 и 23 концы рычагов передвинутся в пазах неподвижных тяг 24 и 25, выбирая зазор А частично или полностью (при переводе рычага 1 в крайнее положение). В этом положении при нажатии на одну из педалей, например 27, вначале сдвинется тяга 25 (до выбора задора А), затем поворачивается вал 23 с рычагом 20, перемещается находящийся с ним в зацеплении поводок 30 или 31 (в зависимости от положения рукоятки 1) и поворачивается вал 12 исполнительного механизма 14. Упругое сдающее звено 10 при этом деформируется (сжимается), так как рукоятка 1 зафиксирована стопорным устройством. Перемещение педали приводит к замедлению, затем остановке и последующему нарастанию скорости соответствующего ведущего колеса в противоположном начальному направлении.

Хотя педаль 27 на переднем и заднем ходу движется в одном и том же направлении, вал 12 исполнительного элемента 14 поворачивается во взаимно противоположных направлениях в зависимости от того, какой поводок (30 или 31) находится в зацеплении с рычагом 20, т.е. от того, с каким плечом коромысла вала 12 исполнительного элемента 14 связана педаль.

Аналогичным образом работает приводит от педали 26 к исполнительному элементу 13.

Синхронное воздействие на обе педали приводит к синхронному повороту валов исполнительных элементов и соответственно изменению скорости ведущих колес.

Возможность изменения скорости, направления движения, торможения и поворота с помощью педалей позволяет освободить (при необходимости) руки оператора для управления рабочими орудиями.

Формула изобретения

Привод управления движением транспортного средства с бортовыми трансмиссиями, содержащий командные органы в виде рукоятки, кинематически связанной с обоими исполнительными элементами, причем по крайней мере один из командных органов выполнен с управляемым устройством соединения поочередно с противоположными плечами коромысла, жестко связанного с исполнительным элементом, отличающийся тем, что в параллельных цепях, связывающих рукоятку с обоими исполнительными элементами, установлены упругие сдающие звенья, с предварительным натягом, превышающим усилие, необходимое для срабатывания исполнительных элементов, при этом привод снабжен педалями, а каждая педаль с помощью управляемого рукояткой устройства связана с одним из пары поводков, соединенных с противоположными плечами коромысла исполнительного элемента.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.08.2006

Извещение опубликовано: 27.06.2007        БИ: 18/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобильным коробкам передач с дистанционным приводом управления, имеющим блокирующее устройство против ошибочного включения передачи заднего хода

Изобретение относится к транспортной технике, преимущественно к автомобилям, тракторам и строительно-дорожным машинам, снабженным двумя коробками передач, требующими синхронного переключения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к дистанционным приводам управления переключением передач коробок транспортных средств

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к механизмам переключения коробок передач транспортных средств

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства
Наверх