Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства

 

Использование: в трансмиссиях транспортных средств для гашения крутильных колебаний при работе двигателя на холостом ходу. Сущность: устройство для гашения крутильных колебаний содержит ступицу, связанную с фланцем шлицами, расположенными с зазором одни относительно других по боковым поверхностям. В противолежащих пазах ступицы и фланца размещены изогнутые усики на концах, по меньшей мере, одной пружины кручения. Усики установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов. 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства при работе двигателя на холостом ходу.

Известно устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии при движении транспортного средства, состоящее из ступицы и ведомого диска, связанных между собой цилиндрическими пружинами высокой жесткости и пакетом фрикционных колец, трущихся о ступицу и поджимаемых конической пружиной, сжатой между пакетом фрикционных колец и ведомым диском [1] Недостатком такого устройства является малая чувствительность к колебаниям угловой скорости маховика двигателя при работе на холостом ходу, что приводит к стуку в сопряжениях узлов трансмиссии, оказывая, тем самым, вредное воздействие на водителя и пассажиров.

Известно устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии при работе двигателя на холостом ходу, содержащее ведомый диск, ступицу и фланец. Ступица связана с фланцем пружинами кручения малой жесткости и шлицами с зазором по боковым поверхностям, причем длина пружины подобрана таким образом, что при отсутствии крутящего момента пружина выставляет ступицу и фланец с заранее заданным зазором двух сторон шлицев. Ступица связана также с ведомым диском пакетом фрикционных колец, трущихся о ступицу и поджимаемых конической пружиной малой жесткости. Фланец связан с ведомым диском цилиндрическими пружинами высокой жесткости, а также пакетом фрикционных колец, трущихся о фланец и поджимаемых конической пружиной высокой жесткости [2] Недостатком такого устройства является невысокая точность центрирования шлицев между ступицей и фланцем, обусловленная точностью изготовления пружин кручения, приводящая к изменению демпфирующих характеристик устройства.

Задачей изобретения является повышение надежности работы устройства за счет повышения стабильности его характеристик.

Указанная задача достигается тем, что устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства содержит ступицу, связанную с фланцем шлицами с зазором по боковым поверхностям и, по крайней мере, одной пружиной кручения, имеющей на концах изогнутые усики, причем усики на концах, по крайней мере, одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов, выполненных в ступице и фланце.

Изобретение поясняется чертежом.

Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного содержит ступицу 1, связанную с фланцем 2 шлицами 3 и 4 с зазорами по боковым поверхностям (А и Б) и одной или несколькими пружинами кручения 5, имеющими на концах изогнутые усики 6. Усики на концах, по крайней мере, одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов 7 и 8, выполненных в ступице и фланец. Между ступицей и пластинами ведомого диска 9 установлены фрикционные кольца 10, поджатие которых осуществляется пружиной 11. Фланец 2 связан с ведомым диском 9 посредством цилиндрических пружин 12 и пакетом фрикционных колец 13, поджатие которого осуществляется пружиной 14. Ведомый диск 9 связан с маховиком 15. Ступица 1 связана с первичным валом коробки передач 16.

Работа устройства осуществляется следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу (при включенном сцеплении и выключенной коробке передач) крутильные колебания от маховика двигателя 15 передаются на ведомый диск 9. За счет цилиндрических пружин 12, жесткость которых, как правило, больше жесткости пружин 5, жесткости и момента трения в пакете фрикционных колец 13, поджимаемых пружиной 14, колебания передаются на фланец 2. Из-за большого момента трения, создаваемого пакетом фрикционных колец 13, поджимаемого пружиной 14, и из-за большой жесткости цилиндрических пружин 12 фланец 2 колеблется синхронно с ведомым диском 9. За счет пружин кручения малой жесткости 5 и момента трения во фрикционных кольцах 10, создаваемого пружиной 11, колебания стремятся пройти на ступицу 1, а через нее и на первичный вал коробки передач 16. Однако момент инерции первичного вала 16 препятствует его крутильным колебаниям, что заставляет ступицу 1 вращаться не синхронно с ведомым диском 9 и фланцем 2, в результате чего между пакетом фрикционных колец 10 и ступицей 1 возникает момент трения скольжения, а между ступицей 1 и фланцем 2 возникает знакопеременный момент скручивания пружин кручения 5, которые связаны со ступицей и фланцем с помощью имеющихся у них усиков 6. Появляющиеся моменты трения скольжения и скручивания позволяют гасить крутильные колебания, передаваемые с ведомого диска на первичный вал коробки передач. При передаче крутящего момента от фланца к ступице происходит закручивание пружин кручения 5, противолежащими боковыми поверхностями пазов 7 и 8 имеющихся на ступице и на фланце (независимо от знака этого момента), а при отсутствии (или очень малой величине) такого момента каждый из усиков 6 имеет контакт со смежными боковыми поверхностями пазов 7 и 8 на ступице и фланце, за счет чего происходит центрирование узла и устанавливаются заранее заданные зазоры А и Б с обеих сторон шлицев независимо от точности изготовления и степени износа пружин кручения 5. При возникновении больших моментов сопротивления на первичном валу 16 происходит преодоление момента трения скольжения и момента скручивания, фланец 2 проворачивается на ступице 1 до соприкосновения шлица 3 со шлицем 4, после чего гашение крутильных колебаний осуществляют цилиндрические пружины большой жесткости 12 и пакет фрикционных пластин 13, поджимаемый пружиной большой жесткости 14.

Применение устройства позволяет повысить надежность работы демпфера за счет повышения стабильности его характеристик.

Формула изобретения

Устройство для гашения крутильных колебаний в трансмиссии транспортного средства, содержащую ступицу, связанную с фланцем шлицами, расположенными с зазором одни относительно других по боковым поверхностям, и по меньшей мере одну пружину кручения, имеющую на концах изогнутые усики, размещенные в выемках ступицы и фланца, отличающееся тем, что выемки ступицы и фланца выполнены в виде противолежащих пазов, а усики на концах по меньшей мере одной пружины кручения установлены с контактом со смежными боковыми поверхностями противолежащих пазов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к виброизоляции приборов

Муфта // 594353

Изобретение относится к машиностроению, в частности к многодисковым фрикционным муфтам

Изобретение относится к области трансмиссий для транспортных средств

Изобретение относится к держателю дисков фрикционной муфты

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным кольцам для намоточных валов. Фрикционное кольцо имеет на его внутренней периферии фрикционную поверхность для фрикционного взаимодействия с намоточным валом и на его наружной периферии - множество выступающих в радиальном направлении пластинчатых пружин. Пластинчатые пружины наклонены относительно радиального направления в одинаковом направлении вращения. Каждая пластинчатая пружина имеет базовую часть, удерживаемую в пазу фрикционного кольца. Каждая пластинчатая пружина выполнена с возможностью отгибания назад в углубление фрикционного кольца на стороне, обращенной вперед в указанном направлении вращения, и поддерживается на стенке этого углубления, на противоположной стороне. Пазы изогнуты и ширина пазов на наружном в радиальном направлении участке, открывающемся в углубление, больше, чем толщина пластинчатых пружин. Достигается простота изготовления, надежность поддержки втулок и возможность компенсации больших допустимых погрешностей диаметров втулок. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к автомобильным сцеплениям. Автомобильное сцепление содержит передающую крутящий момент от двигателя деталь, фрикционный и упругие элементы и ведомый диск. Ведомый диск передает крутящий момент на КПП или ведущий мост. Упругий элемент одним концом прикреплен к вышеупомянутой детали, а другим - к ведомому диску и позволяет им вращаться с различной скоростью. Достигается упрощение конструкции автомобильного сцепления. 4 ил.
Наверх