Способ оценки психологического профиля личности

 

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики. Предлагаемый способ позволяет с высокой степенью достоверности оценить психологический профиль личности, особенности мотивации, наличие невротических черт и внутриличностных конфликтов. Для этого используют тест, содержащий три шкалы, отражающие взаимопротивоположные свойства ЦНС. Одна из них характеризует экстраверсию - интроверсию, другая возбуждение - торможения и третья уверенность - неуверенность. Основные шесть свойств базовых шкал оценивают в баллах. Затем попарно комбинируют их в 12 производных характеристик. По степени выраженности "уверенности" и "возбудимости" определяют активность, "неуверенности" и "тормозности" - пассивность, "экстраверсии" и "возбудимости" - лабильность, "интроверсии" и "тормозности" - ригидность, "уверености" и "тормозности" - уравновешенность, "неуверенности" и "возбудимости" - тревожность, "интроверсии" и "уверенности" - независимость, "экстраверсии" и "неуверенности" - зависимость, "интроверсии" и возбудимости" - девиальность, "эстраверсии" и "тормозности" - конформность, "экстраверсии" и "уверенности" - стремление к достижениям, "интроверсии" и "неуверенности" - избегание затруднений. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для проведения индивидуальных, групповых и массовых исследований с целью психологического тестирования взрослых лиц при профотборе, для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности в норме и патологии (в том числе ряда невротических показателей и внутриличностных конфликтов), для прогнозирования психологических реакций личности в различных ситуациях и обобщенной оценки стиля жизненной адаптации, для индивидуального подбора психотерапии, а также при научных исследованиях (медицинских либо социологических) с целью выявления характерных черт и (или) индивидуальной вариабельности различных показателей психологического профиля исследуемого контингента (в том числе в области психосоматической медицины).

Для оценки психологического профиля личности в настоящее время применяется много различных способов (тестов), большая часть которых основана на заполнении тестируемым специальных анкет-опросников с последующей математической обработкой полученных результатов. К числу наиболее употребляемых и авторитетных тестов относится тест "16 личностных факторов" Кеттела ("16-PF") и "Моудслейский личностный опросник" Айзенка ("MPY"), которые являются наиболее близкими у описываемому способу (аналогами) [2].

Тест "26-PF" (Sisteen Personality Faktor Questionnare) включает в себя 187 высказываний [2], позволяющих исследовать психологический профиль личности по 16-ти шкалам, каждая из которых содержит пару взаимопротивоположных свойств, а именно: - шкала A: общительность - замкнутость, - шкала B: абстрактное мышление - конкретное мышление, - шкала C: эмоциональная устойчивость - инфантилизм, - шкала E: независимость - подчиняемость, - шкала F: импульсивность - сдержанность, - шкала G: настойчивость - уступчивость, - шкала H: общительность - застенчивость, - шкала I: женственность - мужественность, - шкала L: подозрительность - доверчивость,
- шкала M: творческое воображение - меркантилизм,
- шкала N: расчетливость - бесхитростность,
- шкала O: тревожность - невозмутимость,
- шкала Q1: радикализм - консерватизм,
- шкала Q2: индивидуализм - коллективизм,
- шкала Q3: высокий волевой самоконтроль - низкая самодисциплина,
- шкала Q4: напряженность - расслабленность.

Сходство данного теста с описываемым способом определяется тем, что он также оценивает психологический профиль личности по нескольким шкалам, представленным парами взаимопротивоположных свойств, причем многие из этих шкал по своему смыслу аналогичны оценочным шкалам описываемого способа. Однако в тесте "16-PF" все эти шкалы считаются взаимонезависимыми, и оценка психологического профиля осуществляется по каждой шкале в отдельности. Вследствие этого высокая степень информативности данного теста достигается за счет большого объема анкеты, что делает данное исследование чересчур длительным и утомительным [1, с.157-159].

Личностный опросник Айзенка "MPY" (Maudsley Personality Ynventory), который может быть назван прототипом описываемого способа, включает в себя 48 вопросов, характеризующих личностный профиль по двум взаимонезависимым основным шкалам, каждая из которых содержит пару взаимопротивоположных характеристик, а именно: "экстраверсия" - "интроверсия" и "эмоциональная стабильность" - "эмоциональная нестабильность".

Данные шкалы графически могут быть представлены в виде двух взаимоперпендикулярных осей, причем попарным комбинациям вышеуказанных полярных качеств личности, взятых от разных шкал, соответствуют 4 основных характерологических типа: сангвиник, флегматик, холерик (или истерический тип) и меланхолик (или тревожно-депрессивный тип) (фиг. 1).

Сходство теста Айзенка с описываемым способом определяется наличием в нем взаимонезависимых шкал, каждая из которых включает в себя два полярных признака, попарные комбинации которых позволяют исследовать производные от них характеристики личности (характерологический тип). Однако существенным недостатком данного теста является отсутствие количественной оценки степени выраженности того или иного типа личности, а также невозможность анализа более тонких его составляющих [1, с. 8-11].

Кроме этого, общим недостатком вышеописанных тестов является то, что они позволяют исследовать только общий психологический профиль личности без учета высокой вариабельности психологических реакций одного и того же человека в различных ситуациях.

Сущность описываемого способа заключается в том, что для оценки психологического профиля личности используется "Трехмерный Типологический Тест" (RRR), который отличается от вышеописанного теста Айзенка тем, что наряду с базовой шкалой "экстраверсия" - "интроверсия", содержит также базовые шкалы, отражающие "возбуждение" - "торможение" и "уверенность" - "неуверенность", причем на основании попарного комбинирования вышеуказанных 6-ти основных показателей центральной нервной системы (ЦНС), принадлежащих к разным шкалам, оценивают 12 производных характеристик личности, представленных в виде 6-ти пар взаимопротивоположных качеств, а именно: "активность" - "пассивность", "лабильность" - "регидность", "уравновешенность" - "тревожность", "независимость" - "зависимость", "девиальность" - "конформность", "стремление к достижениям" - "избегание затруднений".

Базовые шкалы теста, описывающие 3 пары взаимопротивоположных свойств ЦНС, являются взаимонезависимыми, что позволяет условно изобразить их в виде 3-х взаимоперпендикулярных осей и служит основанием для названия данного теста "трехмерным" (фиг. 2). Каждую из 12-ти производных характеристик (шкал) психологического профиля личности оценивают на основании степени выраженности пары соответствующих основных свойств ЦНС, которые признаны ответственными за формирование данного качества, причем:
- "уверенность" и "возбудимость" определяют "активность",
- "неуверенность" и "тормозимость" - "пассивность",
- "экстракция" и "возбудимость" - "лабильность",
- "интроверсия" и "тормозимость" - "регидность",
- "неуверенность" и "возбудимость" - "тревожность",
- "уверенность" и "тормозимость" - "уравновешенность",
- "интроверсия" и "уверенность" - "независимость",
- "экстраверсия" - "неуверенность" - "зависимость".

- "интроверсия" и "возбудимость" - "девиальность",
- "экстраверсия" и "тормозимость" - "конформность",
- "экстраверсия" и "уверенность" - "стремление к достижениям",
- "интроверсия" и "неуверенность" - "избегание затруднений".

Для удобства дальнейшей интерпретации теста вышеуказанные 12 производных шкал изображает в виде круговой диаграммы со следующей последовательностью расположения шкал (при прочтении по ходу часовой стрелки, начиная с верхнего полюса диаграммы): "стремление к достижениям", "активность", "лабильность", "независимость", "тревожность", "девиальность", "избегание затруднений", и "пассивность", "регидность", "зависимость", "уравновешенность", "конформность" (фиг. 3). При этом две перпендикулярные оси - "стремление к достижениям - избегание затруднений" и "зависимость - независимость" - делят диаграмму на 4 сектора, которые (в соответствии с характером входящих в их состав шкал) описывают 4 суммарных показателя жизненной адаптации личности, а именно:
- сектор от шкалы "стремление к достижениям" до шкалы "независимость" определяет "активный стиль адаптации",
- сектор от шкалы "независимость" до шкалы "избегание затруднений" определяет чувствительность к стрессовым воздействиям или "стресс-лабильность",
- сектор от шкалы "избегание затруднений" до шкалы "зависимость" определяет "пассивный стиль адаптации",
- сектор от шкалы "зависимость" до шкалы "стремление к достижениям" определяет устойчивость к стрессовым воздействиям или "стресс-устойчивость".

Для упрощения количественных расчетов используют 10-бальную систему оценки по базовым и производным шкалам теста, причем каждую производную шкалу вычисляют как арифметическое от соответствующей пары базовых шкал. Суммарные показатели адаптации вычисляют в процентах от максимально возможной суммы всех 4-х шкал, входящих в состав соответствующего сектора диаграммы, при этом "пограничные" шкалы, входящие в состав двух соседних секторов, учитывают по 0,5 их величины.

Способ осуществляют следующим образом: тестируемому предлагают заполнить анкету, включающую в себя 60 высказываний, которые сгруппированы попарно таким образом, что выбору одного высказывания из пары соответствует преобладание какого-либо из 6-ти основных показателей ЦНС, взятых в качестве базовых шкал теста. Некоторые высказывания анкеты варьируют в зависимости от пола, возраста и социальной занятости тестируемого, однако большинство их универсально, и правила осуществления тестирования полностью идентичны. Вся анкета подразделяется на 10 больших пунктов, описывающих поведение (или психологические реакции) человека в различных конкретных ситуациях, содержание которых раскрывается в заглавии пунктов. Каждый из 10-ти пунктов включает в себя по 3 пары высказываний, которым соответствуют 3 пары взаимопротивоположных базовых шкал теста. Тестируемому предлагают внимательно ознакомиться с каждой ситуацией, а затем выбрать в каждой из трех пар высказываний те, которые в наибольшей степени соответствуют его собственному поведению (отношению). При затруднении в выборе за тестируемым оставляют право отвергнуть или выделить как верные оба высказывания данной пары.

После заполнения тестируемым анкеты приступают к количественной оценке по 6-ти базовым шкалам теста. Для этого подсчитывают количество выделенных тестируемым высказываний, соответствующих каждый отдельной шкале, причем за каждое выделенное высказывание начисляют 1 балл, а при отсутствии выбора - по 0,5 балла по каждой из двух полярных шкал данной пары. Затем на основании полученных результатов по базовым шкалам осуществляют расчет 12-ти производных характеристик психологического профиля и 4-х обобщенных показателей жизненной адаптации личности.

Далее при необходимости более углубленного анализа личностных особенностей тестируемого проводят раздельную обработку результатов теста по 4-м основным сферам мотивации, а именно:
- сфера повседневных контактов с людьми (микросоциум),
- сфера взаимоотношения с обществом в целом (макросоциум),
- сфера свободного времяпровождения (досуг),
- сфера внутренних ценностей, убеждений (установки).

Каждый из вышеуказанных показателей оценивают на основании 3-х больших пунктов анкеты, которые по своему смыслу соответствуют данной сфере мотивации. Сами расчеты производят точно так же, как и вышеописанный общий анализ теста с поправкой на 3-бальную систему оценки. Затем интерпретируют полученные результаты посредством сравнения различных сфер мотивации между собою и общим психологическим профилем.

Оценку результатов теста начинают с исследования общего психологического профиля. Для этого на основании оцененных посредством анкеты показателей выраженности 6-ти основных показателей ЦНС вышеописанным образом вычисляют 12 производных шкал теста. Затем определяют стиль жизненной адаптации, который может быть либо преимущественно активным, либо преимущественно-пассивным, либо смешанным. Степень преобладания оценивают как "умеренная" при разнице менее 20%, "средняя" - от 20 до 40% и "выраженная" - свыше 40%. Затем аналогичным образом оценивают степень устойчивости и чувствительности к стрессовым воздействиям.

Далее характеристику психологического профиля личности дополняют оценкой по 12-ти производным шкалам теста, что подразумевает оценку преобладания того или иного полярного качества в каждой из 6-ти пар. Степень преобладания оценивают как "умеренная" при разнице менее 2 баллов, "средняя" - от 2 до 4 баллов и "выраженная" - свыше 4 баллов.

При этом наличие 12-ти дополнительных (производных) характеристик позволяет не только выявить и количественно оценить преимущественный стиль адаптации, но и уточнить - за счет каких именно психологических особенностей это достигается. Например, преимущественно-активный стиль жизненной адаптации может быть проявлением как собственной активности субъекта (шкала "активность"), так и следствием его чрезмерной податливости на внешнюю инициативу (шкала "лабильность"). Так же и повышенная подверженность к психологическому стрессу может быть проявлением как чрезмерной подверженности его реакциям тревожного типа (шкала "тревожность"), так и следствием его антагонизма к общепринятым нормам поведения (шкала "девиальность").

Раздельный анализ теста по различным сферам мотивации осуществляют посредством сравнения выраженности 12-ти производных шкал теста - сравнивают показатели аналогичных шкал по различным сферам мотивации между собою и относительно суммарного психологического профиля. Количественный анализ степени выраженности различных характеристик затруднен 3-бальной системой оценки их по отдельным сферам мотивации, тогда как по общему психологическому профилю она 10-бальная. Поэтому осуществляют только качественное сравнение степени выраженности 12-ти производных характеристик. Степень преобладания какой-либо характеристики каждой из 6-ти пар по отдельным сферам мотивации оценивают как "умеренная" при разнице менее 1 балла, "средняя" - от 1 до 2 баллов и "выраженная" - свыше 2 баллов.

При интерпретации результатов обращают внимание на сходство или расхождение в качественных оценках аналогичных характеристик различных сфер, что позволяет выявить ряд внутренних психологических конфликтов. Так, выраженное преобладание показателей активности (шкалы "активность", "стремление и достижениям" и т.д.) в системе внутренних ценностей (установки) при низкой выраженности данных черт в сферах практического самовыражения (макросоциум, микросоциум) свидетельствует о недостаточной самореализации личности, что может служить причиной различных невротических реакций (комплекс неполноценности и т.д.). Низкий уровень показателей активности во всех сферах мотивации, кроме сферы свободного времяпровождения (досуг), свидетельствует о вероятном наличии асоциальных черт личности (особенно если сочетается с высоким уровнем шкалы "девиальность").

Надежность и валидность описываемого способа оценки психологического профиля личности были исследованы посредством сопоставления теста "RRR" с авторитетными тестами "16-PF" и "MMPY" ("Миннесотский Многоаспектный Опросник Личности") на группе в 25 человек, каждый из которых заполнял все три вышеуказанные теста дважды с интервалом в 24 ч. При этом коэффициент надежности теста "RRR" методом ретестирования через 24 ч составил 0,63 (колебания для отдельных шкал от 0,53 до 0,74). То же для теста "16-PF" составило 0,53 (0,38-0,68), а для "MMPY" - 0,65 (0,50-0,86). Средняя суточная воспроизводимость теста "RRR" составила 94,5% (для отдельных шкал от 93,5 до 95,5), "16-PF" - 93,0% (88,0-96,0%), "MMPY" - 94,1% (85,1-98,8%). Таким образом, показатели надежности описываемого способа не уступают сравниваемым тестам и даже отличаются большей стабильностью, что проявляется в большей однородности показателей надежности по различным шкалам.

Содержательная валидность теста "RRR" определяется тем, что в его опроснике раздельно отображены наиболее универсальные аспекты человеческой деятельности (с учетом индивидуальных особенностей по возрасту, полу и социальному статусу тестируемого). Косвенным подтверждением хорошей содержательной валидности описываемого способа может служить мнение самих тестируемых, абсолютное большинство которых отметило опросник "RRR" как наиболее простой и не допускающий двояких толкований (в отличие от двух сравниваемых тестов).

Конструктивная валидность теста "RRR" была исследована посредством статистического анализа корреляций между результатами тестирования по его шкалам и шкалам сравниваемых тестов. Полученные коэффициенты корреляции между производными шкалами теста "RRR" и аналогичными по значению шкалами сравниваемых тестов достигают 0,513-0,734 (степень достоверности 95% и более), причем корреляции с производными шкалами теста "RRR" существенно выше, чем корреляции с образующими их базовыми шкалами, что может служить подтверждением правомочности самого способа оценки характеристик психологического профиля как производных от нескольких основных свойств ЦНС в различных комбинациях.

При этом среднее время заполнения анкеты "RRR" существенно меньше, нежели требуется для заполнения анкет сравниваемых тестов и составляет в среднем всего 9,1 мин (индивидуальные колебания от 4 до 20 мин), тогда как сравниваемые тесты требуют для этого до 1,5 ч, и исследование нередко прерывается из-за чрезмерной усталости и ухудшения самочувствия тестируемого.

Следовательно, особенность структуры теста "RRR" (оценка характерологического профиля в трехосной системе координат) обеспечивает достаточную информативность и надежность тестирования при значительном выигрыше во времени, что делает данный способ особенно удобным при проведении массовых обследований. Кроме этого, взятая за основу данного способа оценка 6-ти основных свойств ЦНС позволяет проследить взаимосвязь психологических и физиологических явлений, что обуславливает высокую эффективность данного теста не только при проведении психологических или социологических исследований, но и в области психосоматической медицины, с целью выявления психологических механизмов возникновения различных соматических заболеваний и дисфункций.

Пример 1. Применение теста "RRR" в области психосоматики.

Пациент Н. , 43-х лет, страдающий артериальной гипертензией с высокими, стабильными цифрами диастологического артериального давления. При тщательном обследовании данных за вторичный генез гипертонии (патологии почек, эндокринной сферы и т.д.) не получено. Однако и нейрогенное происхождение гипертонии не находило подтверждения, поскольку при применении тестов "16-PF" и "MMPY" не было выявлено значительного повышения невротических показателей.

При исследовании общего психологического профиля посредством теста "RRR" также были получены малоинформативные данные, аналогичные вышеуказанным тестам. Однако при проведении раздельного анализа теста по сферам мотивации было выявлено выраженное преобладание показателей активного самоутверждения ("активность", "стремление к достижениям") в системе жизненных ценностей (установки), тогда как в сферах практической самореализации (макросоциум, микросоциум и даже досуг) преобладали "пассивность" и "избегание затруднений". Следовательно, налицо был грубый диссонанс между внутренними установками и поведением в реальной жизни, что служило причиной хронического эмоционального стресса с гиперреакцией сердечно-сосудистой системы.

Применение подобранной на основании теста психотерапии привело к существенному снижению артериального давления без назначения специальных медикаментов.

Пример 2. Применение "RRR" в сфере социальной психологии.

П., 25 лет, секретарь комсомольской организации завода, был протестирован в начальном периоде перехода к рыночной экономике (1987 г.), внешне демонстрировал высокую заинтересованность в проблемах своего завода и общества в целом.

Однако в ходе тестирования было выявлено снижение уровня истинной "активности" общесоциальной сфере (макросоциум), тогда как в системе жизненных установок преобладали ценности меркантильного порядка с выраженной зависимость от внешних обстоятельств (шкалы "конформность", "стремление к достижениям", "зависимость"). Наибольшие показатели активности были продемонстрированы П. в сфере бытовых контактов с людьми.

Общий результат теста был прокомментирован как "идеальный тип уличного торговца", и было сделано предположение, что в новых социальных условиях тестируемый должен будет сменить род деятельности. Это предположение вскоре было подтверждено, когда П. действительно бросил всякую общественную деятельность, ушел с завода и успешно занялся коммерцией.


Формула изобретения

1. Способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление теста, содержащего шкалы, отражающие взаимопротивоположные свойства центральной нервной системы, одна из которых характеризует экстраверсию-интроверсию и оценку психологического типа личности по степени преобладания исследуемых свойств, отличающийся тем, что в тест дополнительно вводят шкалы, отражающие возбуждение - торможение и уверенность - неуверенность, основные шесть свойств базовых шкал оценивают в баллах, попарно комбинируют их в 12 производных характеристик и по степени выраженности "уверенности" и "возбудимости" определяют активность, "неуверенности" и "тормозности" - пассивность, "экстраверсии" и "возбудимости" - лабильность, "интроверсии" и "тормозности" - регидность, "уверенности" и "тормозности" - уравновешенность, "неуверенности" и "возбудимости" - тревожность, "интроверсии" и "уверенности" - независимость, "экстраверсии" и "неуверенности" - зависимость, "интроверсии" и "возбудимости" - девиальность, "экстраверсии" и "тормозности" - конформность, "экстраверсии" и "уверенности" - стремление к достижениям, "интроверсии" и "неуверенности" - избегание затруднений.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на основании 12-ти производных характеристик строят круговую диаграмму, сектор которой от шкалы "стремление к достижениям" до шкалы "независимость" определяет активный стиль адаптации, сектор от шкалы "независимость" до шкалы "избегание затруднений" определяет чувствительность к стрессовым воздействиям, сектор от шкалы "избегание затруднений" до шкалы "зависимость" определяет пассивный стиль адаптации, сектор от шкалы "зависимость" до шкалы "стремление к достижениям" определяет устойчивость к стрессовым воздействиям.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что для оценки 12-ти характеристик личности используют 60 попарно сгруппированных высказываний, отражающих степень выраженности основных 6-ти свойств центральной нервной системы.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что для оценки психологического профиля личности в различных сферах мотивации используют характеристики личности, проявляемые ею в сфере бытовых контактов с людьми, во взаимоотношениях с обществом в целом, в сфере свободного времяпровождения и в системе внутренних ценностей, для чего 60 высказываний анкеты группируют в зависимости от характера описываемых ими ситуаций.

5. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что каждую шкалу оценивают по 10-балльной системе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния
Изобретение относится к способам передачи информации нервной системе человека, минуя визуальный и аудиальный каналы восприятия

Изобретение относится к медицине, точнее к психиатрии и медицинской психологии, и может найти применение в психопрофилактических и экспертных обследованиях различных групп людей

Изобретение относится к инженерной психологии и медицине и может быть использовано для исследования концентрации внимания, например, при профессиональном отборе специалистов

Изобретение относится к инженерной психологии и медицине и может быть использовано для исследования концентрации внимания, например, при профессиональном отборе специалистов

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии человека

Изобретение относится к области педагогики, в частности логопедии, и может быть использовано для реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом, умственно отсталых детей, детей с расстройствами психосоматического типа, находящихся в различных реабилитационных центрах и других специальных учреждениях
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для отбора лиц к обучению по водолазной специальности

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии

Изобретение относится к медицине, а именно к клинической физиологии и функциональной диагностике, и может быть использовано в нейрохирургии и неврологии для выявления нарушения межполушарных отношений

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для исследований адаптации организма здорового человека к экологическим и социально-производственным условиям среды
Наверх