Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя

 

Использование: в авиастроении и энергетических установках. Сущность изобретения: кольцевая камера 1 сгорания содержит лобовую стенку (ЛС) 4 с отверстиями подвода воздуха 6 и топлива 8, соединенную с внешним 9 и внутренним 10 кожухами и рядами топливных форсунок 11, 12 с втулками 13, 14 смешения топлива 8 и воздуха 6, кольцевые уплотнительные элементы 15 с кольцевыми проточными каналами 16, параллельными поверхности 17 ЛС 4, обращенной к зоне 18 горения, выполненные с возможностью взаимного перемещения в осевом направлении относительно втулок 13, 14 по посадочному пояску Д1. ЛС 4 состоит из двух частей, соединенных между собой через уплотнительные элементы 15 и втулки 13, 14, при этом втулки 13, 14 жестко скреплены с частью 23 стенки, расположенной выше по потоку, и телескопически соединены с частью стенки, обращенной к зоне 18 горения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного назначения и энергетическим установкам.

Известна камера сгорания прямоточного газотурбинного двигателя с подвижным компенсационным стыком, обеспечивающим сопряжения между головкой кольцевой камеры сгорания и стенкой отсека камеры сгорания [1].

Недостатком известной конструкции являются большие тепловые потоки от камеры сгорания к топливным полостям коллектора и форсункам от стенок фронтового устройства преимущественно от радиально расположенной охлаждаемой перегородки, что приводит к перегреву перегородки, нагреву топлива и коксованию форсунок. При запуске, отключении и других неустоявшихся режимах наблюдается неустойчивое горение. Неоднородность топливного факела на выходе из горелок может вызвать повторяющиеся "горячие следы" на стенках фронтового устройства.

Наиболее близким по конструкции является камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая внешний и внутренний корпуса, лобовую стенку с отверстиями подвода воздуха и топлива, соединенную с внешним и внутренним кожухами и рядами топливных форсунок с втулками смешения топлив и воздуха [2].

Недостатками известной камеры сгорания являются большой температурный градиент на стенках фронтового устройства камеры сгорания и значительные термические напряжения в конструкции. Это приводит к нагреву топлива в коллекторах и коксованию форсунок. Кроме того, камера сгорания в момент запуска и прогрева имеет повышенный расход охлаждающего воздуха через зазор между торцами втулок смешения и лобовой стенкой. Повышенный расход охлаждающего воздуха способствует уменьшению возможности регулирования поля температур газа, что ведет к неустойчивому горению при запуске, отключении и других неустойчивых режимах, а также к возникновению термических напряжений в конструкции преимущественно лобовой стенки. Это снижает надежность и ресурс работы камеры сгорания.

Техническая задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в повышении надежности и увеличении ресурса камеры сгорания газотурбинного двигателя путем уменьшения температурного градиента на стенках фронтового устройства камеры сгорания и устранения термических напряжений в конструкции.

Поставленная задача решается за счет того, что кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая внешний и внутренний корпуса, лобовую стенку с отверстиями подвода воздуха и топлива, соединенную с внешним и внутренним кожухами и рядами топливных форсунок с втулками смешения топлива и воздуха, согласно изобретению, дополнительно содержит уплотнительные элементы с кольцевыми проточными каналами, параллельными поверхности лобовой стенки, обращенной к зоне горения, и выполненные с возможностью взаимного перемещения в осевом направлении относительно втулок, а лобовая стенка состоит из двух частей, соединенных между собой через уплотнительные элементы и втулки, при этом втулки жестко скреплены с частью стенки, расположенной выше по потоку, и телескопически соединены с частью стенки, обращенной к зоне горения.

Кроме того, лобовая стенка выполнена с кольцевым телом со стороны зоны горения и кольцевым ребром в зоне контакта обеих ее частей, при этом кольцевое тело и ребро выполнены симметрично рядам форсунок.

Уплотнительные элементы с кольцевыми проточными каналами, параллельными поверхности лобовой стенки, обращенной к зоне горения, выполняют функцию герметичной теплоизоляции лобовой стенки от воздействия высоких температур за счет образования воздушной пленки с использованием эффекта заградительного охлаждения вдоль всей поверхности лобовой стенки, обращенной к зоне горения, что снижает температурный градиент на лобовой стенке камеры сгорания.

Возможность взаимного перемещения уплотнительных элементов в осевом направлении относительно втулок смешения топлива и воздуха позволяет организовать подвод воздуха в кольцевой проточный канал через щелевые прерывистые каналы в уплотнительном элементе, не снижая расхода воздуха, подводимого внутрь втулок смешения, необходимого для формирования соответствующей эпюры температур газа. Это повышает устойчивость работы камеры сгорания на неустоявшихся режимах, при пусках и отключении двигателя, а также увеличивает возможность регулирования поля температур газа.

Выполнение лобовой стенки, состоящей из двух частей, соединенных между собой через уплотнительные элементы и втулки, позволяет уменьшить контакт уплотнительного элемента с той частью лобовой стенки, поверхность которой обращена к зоне горения, что достигается в результате выполнения кольцевых проточек в лобовой стенке с зазором и телескопического соединения с уплотнительным элементом. Это уменьшает градиент температуры в зоне стыка с частью лобовой стенки, расположенной выше по потоку. При этом плотное, без кольцевого зазора с лобовой стенкой, жесткое крепление втулок смешения топлива и воздуха с частью стенки, расположенной выше по потоку, дает возможность направить весь воздух, предназначенный для формирования потребной эпюры температур газа, через втулки смешения.

Кроме того, на режиме "малого газа", например, устраняется "замораживание" продуктов неполного сгорания вблизи стенки внешнего и внутреннего кожухов, что уменьшает дымление и значительную эмиссию вредных веществ на выходе из двигателя.

Выполнение лобовой стенки с кольцевым телом со стороны зоны горения и кольцевым ребром в зоне контакта обеих ее частей позволяет повысить жесткость лобовой стенки при эксплуатационных режимах за счет снижения кольцевых напряжений между смежными рядами форсунок, что уменьшает возможность температурных короблений лобовой стенки. Кроме того, расположение кольцевого тела со стороны зоны горения позволяет размещать отверстия для направления воздуха в заданные зоны камеры сгорания, не допуская возникновения "горячих следов" на стенках фронтового устройства.

Выполнение кольцевого ребра в зоне контакта обеих частей лобовой стенки позволяет уменьшить теплоотдачу за счет создания воздушного охлаждения между обеими частями лобовой стенки.

Симметричное выполнение кольцевого тела и ребра относительно смежных рядов форсунок позволяет уравновесить температурные напряжения смежных рядов форсунок и предупредить коробление части лобовой стенки, обращенной к зоне горения от смежных рядов форсунок. Это также позволяет сформировать радиальный профиль температур на выходе из камеры сгорания с максимальными значениями температуры в средней части.

На фиг. 1 представлена верхняя часть продольного осевого сечения камеры по штуцеру подвода топлива; на фиг. 2 - верхняя часть продольного осевого сечения камеры между штуцерами и элементами подвески; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 с частью вида на завихрители форсунок и соединения уплотнительных элементов с втулками.

Кольцевая камера 1 сгорания газотурбинного двигателя содержит внешний корпус 2 и внутренний корпус 3, лобовую стенку 4, выполненную в виде кольца с отверстиями 5 подвода потока воздуха 6 и отверстиями 7 подвода топлива 8. Лобовая стенка 4 соединена с внешним кожухом 9, внутренним кожухом 10 и рядами топливных форсунок 11 и 12 с выполненными зацело с завихрителями втулками 13 и 14 смешения топлива 8 и потока воздуха 6. Камера 1 содержит кольцевые уплотнительные элементы 15, охватывающие втулки 13 и 14 с кольцевыми проточными каналами 16 шириной S , выполненными параллельно поверхности 17 стенки 4, обращенной к зоне 18 горения. Уплотнительные элементы 15 имеют возможность перемещения относительно втулок 13 и 14 в осевом направлении по посадочному пояску Д1 (на фиг. 2 показан один из поясков).

Уплотнительные элементы 15 имеют ступенчатые пояски Д2 и Д3 по наружной поверхности, выполненные с зазорами между ступенчатыми поясками Д4 и Д5 в лобовой стенке 4, для улучшения теплоизоляции и температурных компенсаций. При этом больший размер Д4 пояска в лобовой стенке 4 и больший размер Д2 уплотнительного элемента 15 расположены выше по потоку на охлаждаемой воздухом стороне стенки 4.

Уплотнительные элементы 15 ограничены от перемещения вдоль осей втулок в сторону зоны 18 горения глубиной ступенчатого пояска Д4, а в сторону выше потока зафиксированы пластинами 19 и 20, установленными в кольцевых проточках Д6 и Д7 лобовой стенки 4 глубиной h, и аналогичными проточками у ряда форсунок 12 втулок 14 на расположенной выше по потоку стороне 21 лобовой стенки 4 (фиг. 2). Пластины 19 и 20 показаны только между двумя выполненными зацело с завихрителями втулками 13 и 14 в окружном направлении, установлены в пазиках 22 и приварены между втулками. Предполагается, что пластины 19, 20 установлены и между остальными втулками 13, 14.

Лобовая стенка 4 содержит отъемную часть 23, выполненную в виде кольца с рядом утолщений 24 в местах крепления втулок 13 и 14, а также имеет несколько утолщений 25 в местах крепления штуцеров 26 для подвода топлива 8. Предполагается еще ряд утолщений в местах крепления подвески камеры сгорания с внешним корпусом 2 и внешним кожухом 9. Утолщения 24, 25 связаны ребрами 27, при этом отъемная часть 23 не препятствует прохождению потока воздуха 6 к лобовой стенке 4.

Лобовая стенка 4 и ее отъемная часть 23 телескопически соединены между собой и выполнены с возможностью взаимного перемещения вдоль втулок 13 и 14 по посадочным пояскам Д1. При этом втулки 13 и 14, выполненные зацело с завихрителями, жестко скреплены с частью 23 стенки, расположенной выше по потоку, при помощи колпачковых гаек 28 с уплотнителями, обеспечивающими известное герметичное соединение топливной аппаратуры.

Втулки 13 и 14 соединены с частью стенки, расположенной ниже по потоку, т. е. с лобовой стенкой 4, подвижно и телескопически через уплотнительные элементы 15 и выполняют функцию герметичной теплоизоляции подвижного телескопического соединения от воздействия высоких температур, создаваемых в зоне 18 горения путем создания воздушного слоя с эффектом заградительного охлаждения параллельно поверхности 17 лобовой стенки 4, обращенной к зоне 18 горения.

На фиг. 3 показаны прерывистые кольцевые каналы 29 для подвода потока охлаждающего воздуха 6 в кольцевые проточные каналы 16. На фиг. 2 показаны выполненные в стенках 30 уплотнительных элементов 15 отверстия 31 для подачи части охлаждающего воздуха в осевом направлении относительно втулок и вдоль зоны 18 горения. Лобовая стенка 4 выполнена с кольцевым телом 32 в виде утолщения со стороны зоны 18 горения и кольцевым ребром 33 в зоне контакта 34 лобовой стенки 4 и ее отъемной части 23. При этом кольцевое тело 32 и ребро 33 выполнены симметрично на расстоянии L1, равном L2 от смежных рядов форсунок 12 и 11.

Устройство работает следующим образом.

При запуске двигателя в кольцевой камере сгорания топливо 8 подается в отъемную часть 23, т.е. топливный коллектор через топливный штуцер 26 и далее по наклонным каналам поступает к части топливных форсунок 11, 12, смешиваясь в них с воздухом, поступаемым от компрессора, осуществляя воспламенение топливовоздушной смеси в зоне горения от свечи зажигания.

Топливо 8 с задержкой в несколько секунд поступает через противоположный штуцер 26 в топливный коллектор по наклонным каналам, расположенным в шахматном порядке, к остальным форсункам 11, 12, смешиваясь с воздухом и воспламеняясь. Далее вся топливовоздушная смесь сгорает за рядами форсунок 11, 12, обеспечивая устойчивое экономичное горение. При этом телескопическое соединение отъемной части 23 по посадочному пояску Д1 с лобовой стенкой 4 и уплотнительными элементами 15 между втулками 13, 14 смешения с кольцевыми проточными каналами 16 шириной S , расположенными параллельно поверхности 17 лобовой стенки 4, обращенной к зоне горения, способствует образованию заградительного воздушного охлаждения фронтового устройства.

При этом расход охлаждающего воздуха, обеспечивающий заградительное охлаждение фронтового устройства, не зависит от степени прогрева уплотнительных элементов 15, лобовой стенки 4 и отъемной части 23, а телескопическое подвижное соединение частей фронтового устройства демпфирует термические напряжения. Это обеспечивает снижение температурного градиента на стенках фронтового устройства и устранение термических напряжений в конструкции.

Формула изобретения

1. Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя, содержащая внешний и внутренний корпуса, лобовую стенку с отверстиями подвода воздуха и топлива, соединенную с внешним и внутренним кожухами и рядами топливных форсунок с втулками смещения топлива и воздуха, отличающаяся тем, что камера дополнительно содержит уплотнительные элементы с кольцевыми проточными каналами, параллельными поверхности лобовой стенки, обращенной к зоне горения, и выполненные с возможностью взаимного перемещения в осевом направлении относительно втулок, а лобовая стенка состоит из двух частей, соединенных между собой через уплотнительные элементы и втулки, при этом втулки жестко скреплены с частью стенки, расположенной выше по потоку, и телескопически соединены с частью стенки, обращенной к зоне горения.

2. Камера по п.1, отличающаяся тем, что лобовая стенка выполнена с кольцевым телом со стороны зоны горения и кольцевым ребром в зоне контакта обеих ее частей, при этом кольцевое тело и ребро выполнено симметрично смежным рядам форсунок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к камерам сгорания, и может быть использовано в газотурбинных двигателях

Изобретение относится к трубчато-кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Камера сгорания для турбомашины, такой как турбореактивный или турбовинтовой авиационный двигатель, содержит внутреннюю и наружную кольцевые стенки в виде тел вращения, связанные кольцевой стенкой днища камеры. Внутренняя стенка камеры сгорания выполнена из одного слоя материала, толщина которого (e1, е2) и/или свойства изменяются вдоль продольной оси и в окружном направлении упомянутой стенки, а ее кольцевая наружная стенка имеет, по существу, постоянную величину. Изобретение позволяет увеличить сопротивление предельным температурам без использования тепловых барьеров и без увеличения массы. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя содержит группу горелок, расположенных в одной плоскости на передней стенке камеры сгорания, по меньшей мере, двумя соосными кольцами. В пределах каждого кольца установлено одинаковое и четное число малоэмиссионных горелок. Горелки внутреннего кольца смещены в окружном направлении относительно горелок наружного кольца на их пол шага. Все горелки выполнены двухканальными. Внутренние каналы горелок служат для подачи в них только пилотного топлива, а наружные каналы горелок - для подачи в них сжатого воздуха из-за компрессора и основного топлива с образованием «бедной» топливовоздушной смеси. Наружный канал каждой горелки содержит входной направляющий аппарат, в стенках которого выполнены отверстия для подачи топлива в сносящий поток воздуха, лопаточный завихритель, установленный на выходе из канала, и проницаемый элемент с заданной пористостью, установленный между входным направляющим аппаратом и лопаточным завихрителем. Направление закрутки потока в горелках с помощью лопаточных завихрителей чередуется на противоположное при переходе от одной горелки к другой соседней горелке в пределах каждого кольца. Каждая горелка содержит, кроме того, кольцевой топливный ресивер, расположенный над входным направляющим аппаратом. Внутренние каналы горелок внутреннего и наружного колец объединены соответственно во внутренний и наружный коллектора пилотного топлива. Кольцевые топливные ресиверы горелок внутреннего и наружного колец объединены соответственно во внутренний и наружный коллектора основного топлива. На входе в магистралях пилотного и основного топлива установлено по одному регулятору расхода топлива. Перед входами во внутренние коллектора пилотного и основного топлива в подводящих топливных магистралях установлено по одному клапану. Изобретение позволяет уменьшить потери полного давления, повысить надежность работы кольцевой камеры сгорания, диапазон устойчивого горения «бедной» топливовоздушной смеси и равномерность температурных полей в радиальном и окружном направлениях при снижении эмиссии оксидов азота и оксида углерода. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Трубчатая камера сгорания для газотурбинного двигателя, работающая на газообразном топливе, содержит цилиндрический кожух, имеющий внутреннюю полость, ось и закрытый осевой конец, цилиндрический вкладыш камеры сгорания, смесительное устройство, рукав ударного охлаждения и каналирующее устройство. Цилиндрический вкладыш камеры сгорания размещен коаксиально внутри полости кожуха и выполнен так, что в комбинации с кожухом задает границы радиально внешнего канала для потока воздуха для горения. Цилиндрический вкладыш также задает границы соответствующих радиально внутренних полостей для зоны горения и зоны разбавления. Зона разбавления удалена по направлению оси от закрытого конца кожуха относительно зоны горения, а зона горения размещена по направлению оси со стороны закрытого конца кожуха. Смесительное устройство размещено на закрытом конце кожуха с сообщением по потоку с каналом для воздуха для горения, включает в себя множество лопаток для смешивания газообразного топлива, подлежащего сжиганию, по меньшей мере, с частью воздуха для горения и выпускное отверстие смесительного устройства для обеспечения поступления полученной смеси топлива/воздуха в зону горения. Рукав ударного охлаждения коаксиально размещен в канале для воздуха для горения между кожухом и вкладышем, снабжен множеством отверстий. Отверстия имеют такой размер и распределены так, что позволяют направлять воздух для горения к радиально внешней поверхности участка вкладыша камеры сгорания, задающего границы зоны горения, для ударного охлаждения этого участка вкладыша. Каналирующее устройство размещено в канале для воздуха для горения для каналирования воздуха для горения от выходной области рукава ударного охлаждения до впускного отверстия смесительного устройства. Каналирующее устройство выполнено с возможностью предотвращения разделения потока и включает в себя секцию диффузора с проходным сечением впускного отверстия и проходным сечением выпускного отверстия, причем отношение проходного сечения выпускного отверстия к проходному сечению впускного отверстия находится в интервале значений 1,3-1,5. Изобретение обеспечивает равномерное течение воздушного потока, устойчивое горение, минимизирует температурные отклонения в продуктах сгорания, направляемые на турбину, и повышает эффективность охлаждения камеры сгорания. 4 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Камера сгорания, в частности для газотурбинного двигателя, имеет кольцевую форму вокруг оси и содержит внутреннюю кольцевую стенку, наружную кольцевую стенку и кольцевую торцевую стенку камеры, продолжающиеся вокруг указанной оси. Торцевая стенка камеры продолжается в радиальном направлении между внутренней кольцевой стенкой и наружной кольцевой стенкой. Торцевая стенка камеры содержит по меньшей мере одно отверстие для приема топливного инжектора. Отверстие по существу центрировано по кольцевой линии, ограничивающей первую часть торцевой стенки камеры, которая продолжается в радиальном направлении между кольцевой линией и внутренней кольцевой стенкой, и вторую часть торцевой стенки камеры, которая продолжается в радиальном направлении между кольцевой линией и наружной кольцевой стенкой. В камере сгорания образованы множество первых каналов в первой части торцевой стенки камеры и множество вторых каналов во второй части торцевой стенки камеры. Первые и вторые каналы наклонены относительно вектора нормали к торцевой стенке камеры и продолжаются в тангенциальном направлении. Первые каналы располагаются таким образом, чтобы обеспечить возможность протекания воздуха вокруг оси камеры сгорания в первом направлении вращения, а вторые каналы располагаются таким образом, чтобы обеспечить возможность протекания воздуха вокруг оси камеры сгорания во втором направлении вращения, противоположном первому направлению вращения. Изобретение повышает механическую прочность камеры сгорания, уменьшает стоимость ее изготовления и вес. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Трубчатая камера сгорания для конструкции трубчато-кольцевой камеры сгорания в газовой турбине, по меньшей мере, содержит, по существу, цилиндрический кожух с расположенной в осевом направлении выше по потоку передней панелью и расположенным в осевом направлении ниже по потоку выпускным концом, несколько горелок с предварительным смешением, проходящих в направлении выше по потоку от упомянутой передней панели и имеющих выход горелки, поддерживаемый посредством этой передней панели, для подачи топливо-воздушной смеси в зону сгорания внутри кожуха. До четырех горелок с предварительным смешением прикреплены к передней панели, по существу, в кольцевом расположении. Каждая горелка имеет смесительную трубку для возбуждения вихревого потока упомянутой топливо-воздушной смеси. Центральная горелка не предоставлена. Каждая горелка имеет конический вихревой генератор. Выравнивание центральной продольной оси, по меньшей мере, одной горелки с предварительным смешением, прикрепленной к передней панели, отличается от выравнивания центральной продольной оси, по меньшей мере, одной другой горелки с предварительным смешением в радиальном направлении. Изобретение направлено на обеспечение трубчатой камеры сгорания с усовершенствованными работоспособностью, удобством технического обслуживания и экологическими характеристиками. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Способ впрыска вступающих в реакцию горения веществ в камеру сгорания газотурбинного двигателя осуществляют в камере сгорания, содержащей наружную оболочку, перфорированную переднюю стенку, кольцевое отверстие, первые и вторые форсунки, осуществляют в следующей последовательности. Впрыскивают предварительно смешанную топливовоздушную смесь в кольцевой объем камеры сгорания через первые, распределенные по окружности форсунки, находящиеся в первой плоскости, в направлении, образующем угол с касательной к наружной оболочке, формируя поле течения через кольцевой объем, вращающееся вокруг осевой линии камеры сгорания. Указанное поле течения проходит через кольцевой объем в направлении от перфорированной передней стенки к кольцевому отверстию. Впрыскивают только топливо в указанное поле течения через вторые распределенные по окружности форсунки, находящиеся во второй плоскости в направлении, образующем угол с касательной к наружной оболочке. Вводят выходящий из компрессора воздух через перфорированную переднюю стенку в указанное поле течения. Такое осуществление способа впрыска вступающих в реакцию горения веществ в камеру сгорания, обеспечивает создание ступенчатого топливовоздушного эффекта для улучшения горения и снижения выбросов NOx и СО, оптимальное смешивание топлива и воздуха, а также создает такие условия сгорания, которые сокращают количество выбросов загрязняющих веществ, тем самым уменьшая необходимость в дорогостоящих устройствах контроля выбросов, а также улучшает зажигание и повышает стабильность пламени, сокращает проблемы управления и уменьшает вибрацию. 7 ил.
Наверх