Ограничитель потока для гидрообъемной трансмиссии

 

Использовано: в гидроприводах передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении. Сущность: ограничитель потока для гидрообъемной трансмиссии содержит корпус 1 с входом 2 и выходом 4, плунжер 6, пружины 8 и управляющий механизм. В корпусе 1 ограничителя между входом 2 и выходом 3 выполнен дополнительный клапан 14, соединенный с выходом 4. Со стороны входа 2 перед плунжером 6 установлена дополнительная пружина 11. Управляющий механизм выполнен в виде установленного в корпусе 1 регулировочного болта 9, опирающегося на основную пружину 8. 2 ил.

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении.

Известна гидрообъемная трансмиссия транспортного средства, содержащая гидромотор - колеса с золотниками отключения гидромоторов, подключенные посредством гидролиний через реверсивный гидрораспределитель к гидронасосу, предохранительную и регулирующую гидроаппаратуру, а также ограничители расхода (а.с. 901083, кл. B 60 K 17/00, 1980).

Недостатком известной трансмиссии является сложность конструкции из-за большого числа комплектующих изделий, совокупность которых предназначена обеспечивать трансмиссии все необходимые в работе транспортного средства тягово-скоростные диапазоны.

Наиболее близким по технической сущность является ограничитель потока, содержащий в составе гидрообъемной трансмиссии расхода с установленными в их корпусах плунжера с пружиной, а также дополнительной пружины со стороны входа каждого ограничителя расхода между корпусом и плунжером [1].

Недостатком используемых в этой трансмиссии ограничителей расхода является сложность конструкции.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем упрощения конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в ограничителе потока для гидрообъемной трансмиссии, содержащем корпус с выходом и выходом, плунжер, пружины и управляющий механизм, в корпусе ограничителя между входом и выходом дополнительный канал, соединенный с выходом, при этом со стороны входа перед плунжером установлена дополнительная пружина, а управляющий механизм выполнен в виде установленного в корпусе регулировочного болта, опирающегося на основную пружину.

Известно, что кроме регулируемого насоса, гидромоторов, предохранительной и вспомогательной аппаратуры, любая гидрообъемная трансмиссия строительно-дорожных машин содержит, как правило, ряд специальных устройств. В их числе двигатели потока изделия для выключения делителей, обратные клапаны, большое количество многоходовых гидрораспределителей различного предназначения (а.с. 146696, кл. B 60 K 17/10).

В общем случае именно эти устройства гидрообъемной трансмиссии позволяют обеспечить различные потребные тягово-скоростные режимы транспортного средства. В частности, делители потока позволяют иметь режимы с блокированной дифференциальной связью колесных или гусеничных движителей транспортного средства, а упомянутые изделия для выключения делителей обеспечивают режим движения с дифференциальной связью между движителями. И поскольку доминирующим в эксплуатации требованиям к строительно-дорожным машинам являются сохранение максимально возможных тяговых качеств ее в рабочих режимах, постольку разработчики таких машин должны эффективно разрешать задачу по ликвидации или ограничению в необходимых пределах буксование движителей. Решение этой задачи упрощается в случае применения в гидрообъемной трансмиссии предлагаемого ограничителя потока, например, в количестве по числу колесных движителей. Предлагаемый ограничитель потока позволяет достигать технического результата, аналогичного со случаем использования в трансмиссии специальных устройств, причем простейшими техническими средствами, так как сам ограничить расхода достаточно конструктивно-технологически прост и абсолютно надежен в работе, многофункционален из-за выполнения с возможностью обеспечивать и переключать следующие режимы: 1. ограничение потока от входа к выходу; 2. свободно, без сопротивления прохождения потока от входа к выходу и наоборот; 3. свободно, но с определенным сопротивлением потоку от выхода к выходу; 4. перекрывания потока от входа и выходу и наоборот (вентильный режим); 5. регулирование величины ограничения потока.

Кроме того, гидрообъемная трансмиссия некоторых машин на базе ограничителей потока позволит работать со сравнительно более низкими энергозатратами в эксплуатации.

Достигаются все эти режимы совокупностью совместно используемых перечисленных в формуле изобретения отличается признаков.

Таким образом, будучи примененным на транспортном средстве, предлагаемый ограничитель потока (в отличие от известных выпускаемых в различных отраслях промышленности ограничителей расхода) позволит обеспечить практически все потребные в эксплуатации тягово-скоростные режимы без расширения номенклатуры и количества комплектующих изделий в гидрообъемной трансмиссии.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема предлагаемого ограничителя расхода; на фиг. 2 - вариант принципиальной схемы гидрообъемной трансмиссии на базе ограничителя расхода.

Ограничитель расхода содержит корпус 1 с выходом 2 в вертном штуцере 3 и выходом 4 с регулировочным отверстием 5, плунжер 6 с отверстием 7, пружину 8, установочный болт 9 с направляющей втулкой 10, а также дополнительную пружину 11, разделительные пальцы 12 и уплотнение болта 13. В дополнение к этому в корпусе 1 выполнены дополнительный вывод 14, объединенный с выходом 4 каналом 15. Со стороны, противоположной входу, корпус 1 закрыт легкосъемной крышкой 16.

На фиг. 2 скомпанован вариант схемы трансмиссии с применением предлагаемого ограничителя для иллюстрации эксплуатационно-технологических возможностей. В этом случае гидрообъемная трансмиссия содержит регулируемый насос 17 с обязательным для любой гидрообъемной трансмиссии блоком подпиточно-защитной гидроаппаратуры 18, гидромоторы 19-22 и ограничители потока 23-26 с ключом 27 настройки режимов. Гидромоторы соединены муфтами сцепления 28-31 с колесными редукторами (не показаны).

Принцип действия ограничителя потока состоит в том, что он путем автоматического регулирования потери напора на дроссельном расходомерном отверстии 7 обеспечивает постоянный расход жидкости вне зависимости от колебания разности давления в подводящей и отводящей гидролиниях. Жидкость от насоса 17 поступает к входу 2 ограничителя и далее отверстие 7 в подвижном плунжере 6 и регулировочное отверстие 5 в корпусе 1 направляется к выходу 4, соединенному с одним из гидромоторов 19-22. Плунжер 6 нагружен пружиной 8, усилие которой уравновешивается перепадом давления, создаваемым сопротивлением отверстия 7 и более слабой дополнительной пружиной 11. Если поток жидкости увеличится, то увеличится и перепад давления, в результате плунжер 6 переместится вправо и частично перекроет отверстие 5, уменьшая расход. Ограничитель обеспечивает практически стабильный заданный установочный болтом 9 поток независимо от давления на выходе 4 с ошибкой, не превышающей обычно 1%.

Применительно к транспортным средствам типа строительно-дорожных машин целесообразно, с точки зрения минимизации энергозатрат, продления срока службы насоса, гидромоторов и избежания резкого падения тяги, иметь всегда дифференциальную связь между гидромоторами и лишь при падении тяги в случае избыточного буксирования (более 30%) какого-либо колеса вводить ограниченно-дифференциальную связь, что практически и делает правильно рассчитанный и отрегулированный ограничитель потока.

Для большинства машин при работе на грунтах без снижения тягово-динамических качеств коэффициент буксования колес находится в диапазоне 20-30%, что и должно быть положено в основу расчета ограничителей потока для гидрообъемной трансмиссии.

С целью оценки функциональных возможностей предлагаемого ограничителя потока и гидрообъемной трансмиссии рассмотрим характерные режимы работы ее, задаваемые установочным болтом 9. Настройка каждого режима производится его регулированием по размерам H отстояния торца T этого болта до плоскости OO торца корпуса 1 (фиг. 1).

В представленном на фиг. 1 положении, когда торец T установочного болта 9 отстойки OO на расстоянии Hо-Hк, ограничитель потока будет работать в основном режиме классического ограничителя расхода, при этом каждому вновь установленному усилию сжатия пружины 8 (в пределах размеров Hо-Hк соответствует определенный предельный расход рабочей жидкости Oпред.

Таким образом, устанавливая (регулировкой с помощью ключа настройки 27) расположение торца T установочного болта 9 в диапазоне размеров от Hо до Hк, можно получать меньшие или большие значения предельных расходов Oпред. Это позволит иметь более высокие тягово-динамические качества машин на различных скоростях передвижения в рабочем режиме, т.е. при различных значениях производительности насоса 17. При этом при значениях расхода через ограничитель потока от нуля до Oпред - в контуре циркуляции гидрообъемной трансмиссии сохраняется дифференциальная связь между входами всех ограничителей потока и выходами к гидромоторами 19-22 колесных движителей.

Описанный основной режим настройки ограничителя потока позволяет также выполнять еще одну функцию - движение машины задним ходом. Обусловлено это возможностью прохождения потока жидкости через ограничитель от выхода 4 к входу 2 через отверстие 7.

Еще один режим, движение машины на транспортных скоростях, будет получен в случае расположения установочного болта 9 по размеру Hв. При этом пружина 8 будет находиться в положении, близком к практически свободному (без сжатия) состоянию, и уравновешена дополнительной пружиной 11, а отверстие 5 и 14 будут перекрыты телом плунжера 6 и гидравлически не соединены с выходом 2. Эта установка будет соответствовать запертому положению выхода 4, т.е. ограничитель потока выполнит функцию вентиля. Последовательным отсоединением колесных движителей муфтами 31, 30 и 29 от гидромоторов и выключением ограничителей потока 26, 25 и 24 можно в несколько раз повышать скорость движения машины в транспортных режимах, получая 1-ю, 2-ю и 3-ю транспортные скорости передвижения.

Режим свободного без дополнительных гидравлических сопротивлений потоку жидкости будет получен при установке болта 9 по замеру Hд. При этом пружины 8 и 11 будут в свободном (не отжатом) состоянии, отверстие 5 перекрыто смещенным вправо плунжером 6, а вход 32 будет напрямую соединен с отверстием 14. Этот режим движения машин, обеспечиваемый гидрообъемной трансмиссией на базе предлагаемого ограничителя потока, наиболее экономичен в эксплуатации.

Причем существует множество вариантов достижения рациональных транспортно-скоростных диапазонов передвижения машины, например, для трансмиссии по фиг. 2 настройку ограничителей потока 23 и 24 (к задним колесам) на режим свободного, без дополнительных гидравлических сопротивлений потоку жидкости, а ограничители потока 25 и 26 выключить (вентильный эффект) с отсоединением муфтами 30 и 31 гидромоторов 21 и 22.

Формула изобретения

Ограничитель потока для гидрообъемной трансмиссии, содержащий корпус с входом и выходом, подпружиненный плунжер со стороны управляющего механизма основной пружиной и с другой стороны, со стороны входа, с опорой на корпус - дополнительной пружиной, отличающийся тем, что в корпусе ограничителя между входом и выходом выполнен дополнительный канал, сообщенный с выходом, а управляющий механизм выполнен в виде установленного в корпусе регулировочного болта, подпирающего основную пружину.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, в частности ДВС, гидромеханической передачей, раздаточной коробкой, блокировкой дифференциалов и др

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств и в первую очередь может быть использовано в качестве гидропривода шасси погрузчика с двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к способу и средствам управления тракторов, автомобилей, агророботов и других мобильных машин

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на промышленных тракторах

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на сельскохозяйственных и промышленных тракторах

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на малогабаритных тракторах и других транспортных машинах для привода движителей

Изобретение относится к самонастраивающимся механизмам трансмиссий самоходных машин, приводов технологических машин и станков и может быть использовано в автомобиле-, тракторо-, станкостроении

Изобретение относится к приводному устройству транспортного средства

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве центральной или бортовой гидромеханической коробки передач с двумя и более диапазонами в трансмиссиях различных гусеничных и колесных машин
Наверх