Катодный узел

 

Изобретение относится к электроракетным двигателям и можеи использоваться при их конструировании. Для повышения ресурса и эффективности работы катода, использующего в качестве плазмообразующего газа ксенон, внутренний источник эмиттирующего вещества образован установленным на выходе трубопровода подвода плазмообразующего газа жиклером и термогенератором паров цезия. Термогенератор расположен во внутренней полости катода. Отверстие жиклера ориентировано соосно с капиллярным отверстием корпуса катодного узла. Рабочий зазор между торцом жиклера и торцовой стенкой корпуса составляет не более диаметра капилляра. 2 ил.

Изобретение относится к электроракетным двигателям и может использоваться при их конструировании.

При создании ионного двигателя одной из важнейших задач является разработка эффективного катода - источника первичных электронов в газоразрядной камере. В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о разработке катода, обладающего низким энергопотреблением и высоким ресурсом.

Экспериментальные исследования показали, что наилучшие характеристики ионного двигателя по энергозатратам и коэффициенту использования рабочего тела реализуются, когда катод работает в режиме контрагированного дугового разряда с вольтамперной характеристикой, имеющей насыщение по току эмиссии, поэтому к требованию по эффективности и ресурсу добавляется устойчивая работа в режиме контрагированного дугового разряда.

Известны полые катоды, работающие на щелочных металлах, в частности на цезии [1] . Такие катоды обладают значительным ресурсом, необходимой эффективностью, но использование в качестве рабочего тела цезия не всегда возможно на борту космического летательного аппарата из-за опасности осаждения цезия на оптических поверхностях КА.

В настоящее время в космических двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, а для снижения работы выхода материала катода используются присадки, например гексаборид лантана. Примером такого катода может служить устройство, описанное в [2]. Основным его недостатком является высокая рабочая температура, сокращающая ресурс катода.

Ближайшим техническим решением является катодный узел на основе капиллярного пленочного полого катода [3]. Данное устройство содержит катод 1 (фиг. 1) с центральным капиллярным отверстием в одной из торцовых стенок, трубопровод плазмообразующего газа 6, внутренний источник эмиссионного вещества (гексаборида лантана) 2 и нагревательный элемент 3. При включении нагревателя гексаборид испаряется и осаждается на боковой поверхности отверстия, снижая работу выхода материала катода. При подаче ксенона в отверстии устанавливается давление на 2 - 3 порядка выше, чем в газоразрядной камере, а при зажигании разряда там образуется плотная плазма, наличие которой позволяет реализовать эффект полого катода - существенное увеличение плотности тока эмиссии. Недостатком известной конструкции является высокая температура катода, при которой реализуется необходимый уровень эмиссии (1900 K), что приводит к повышению энергетических затрат и уменьшению ресурса.

Целью изобретения является повышение ресурса и эффективности работы катода.

Эта цель достигается тем, что внутренний источник эмиттирующего вещества образован установленным на выходе трубопровода жиклером, отверстие которого соосно с капиллярным отверстием, причем рабочий зазор между торцом жиклера и торцовой стенкой катода составляет не более диаметра капилляра, и термогенератором паров цезия, размещенным во внутренней полости катода.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 2. Внутри корпуса катода 1 расположен жиклер 2, по которому подается плазмообразующий газ (ксенон), внутри полости катода находится термогенератор паров цезия, например в виде таблеток цезийсодержащего материала 3, который выделяет цезий при нагреве с помощью нагревателя 4.

Катодный узел работает следующим образом. При нагреве катода пары цезия поступают в капилляр и образуют на его боковой поверхности покрытие, снижающее работу выхода. После зажигания разряда в капилляре образуется плазма, обеспечивающая высокий уровень эмиссии и протекание электронного тока.

Эксперименты показывают, что при давлении ксенона 4109 - 4104 Па и давлении цезия 13 Па температура катода не превышала 1100 K, а ток эмиссии достигал 60 A. Спектральные изменения показали, что концентрация паров цезия в пристеночном слое заметно превышает концентрацию на оси, так как атомы цезия, слетая с поверхности, ионизируются в непосредственной близости от стенки, а ионы возвращаются электрическим полем на поверхность. Трудность ухода ионов и атомов цезия из пристеночного слоя подтверждает тот факт, что первоначально покрытый пленкой цезия катод стабильно работал 10 - 20 ч при давлении паров цезия 0,13 Па.

Приведенные выше результаты экспериментальных исследований подтверждают возможность реализации режимов работы катода при расходах цезия в 1000 раз меньше, чем расход ксенона. Учитывая, что расход газа через катод составляет 5 - 7% от общего расхода рабочего тела в ионном двигателе, то расход цезия при использовании такого катода не может превысить сотых долей процента, что позволит использовать ионный двигатель с таким катодом на борту KA, так как потоки цезия соизмеримы с потоками материала ускоряющего электрода, распыляемого ионами перезарядки в процессе работы.

Размещение жиклера в непосредственной близости от капилляра катода позволит иметь одинаковый тепловой режим этих элементов конструкции и наличие плазмы вблизи отверстия жиклера, поэтому уход цезия сквозь жиклер в систему подачи плазмообразующего газа также будет минимальным.

Литература.

1. Korovkin V.N., Latyshev L.A., Obukhov V.A., Grigoryan V.G. "Research of ion thrusters in the USSR" // IEPC-91-081, p.1. (22nd International Electric Propulsion Conference), Italy, 1991.

2. Патент РФ N 2012946, кл. H 01 J 37/077, F 03 H 1/00.

3. Гаврюшин В.М., Григорьян В.Г., Латышев Л.А. Применение электростатических ускорителей в народном хозяйстве. Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 1989, с. 55 - 56.

Формула изобретения

Катодный узел, содержащий полый цилиндрический корпус с центральным капиллярным отверстием в одной из торцевых стенок, трубопровод подвода плазмообразующего газа к капиллярному отверстию, внутренний источник эмиттирующего вещества и нагревательный элемент, отличающийся тем, что внутренний источник эмиттирующего вещества образован установленным на выходе трубопровода жиклером и термогенератором паров цезия, расположенным во внутренней полости катода, причем отверстие жиклера ориентировано соосно с капиллярным отверстием корпуса, а рабочий зазор между торцом жиклера и торцовой стенкой корпуса составляет не более диаметра капилляра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к плазменной эмиссионной электронике, в частности к конструкции плазменных ионных и электронных эмиттеров непрерывного действия с большой поверхностью на основе объемного разряда с холодными электродами, и может быть использовано для термической обработки в вакууме: при спекании изделий из металлических порошков, пайке, закалке, а также в технологических процессах, например, обезгаживания деталей с последующей активизацией и нанесением покрытий, когда требуется комбинация электронных и ионных пучков, решаемая в едином цикле путем переключения полярности ускоряющего частицы напряжения

Изобретение относится к плазменной технике и может быть использовано при разработке электрореактивных двигателей и технологических источников ускоренных потоков для ионно-плазменной обработки поверхности материалов в вакууме

Изобретение относится к плазменной технике, а более конкретно к плазменным катодам-компенсаторам при использовании их в плазменных ускорителях типа УЗДП, УАС, ПИУ и др., работающих на агрессивных газообразных рабочих телах (О2, N2, С, углеводороды и др.)

Изобретение относится к плазменным катодам-компенсаторам на газообразных рабочих телах и может быть использовано в электроракетных двигателях для нейтрализации ионного пучка, а также в технологических источниках, например, в ускорителях с замкнутым дрейфом электронов и протяженной зоной ускорения (УЗДП), ускорителях с анодным слоем и узкой зоной ускорения (УАС), плазменно-ионных ускорителях (ПИУ) и т

Изобретение относится к способам управления током плазменных эмиттеров большой площади и может быть использовано в электронных и ионных источниках, генерирующих пучки с большим поперечным сечением

Изобретение относится к области сильноточной электроники

Изобретение относится к плазменным двигателям, применяемым на космических аппаратах, в частности, к плазменным двигателям с замкнутым дрейфом электронов, называемых двигателями со стационарной плазмой или "холловскими двигателями"

Изобретение относится к космической технике, в частности, к способам, применяющимся для ускорения космических аппаратов потоками заряженных частиц, например, потоками ионов или электронов

Изобретение относится к области авиационного и ракетного двигателестроения на жидком топливе

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройствам для наземной проверки электрореактивной двигательной установки (ЭРДУ), состоящей из нескольких электрореактивных двигателей (ЭРД), в частности для проверки правильности ее пневмомонтажа

Изобретение относится к области сверхпроводящей техники, преимущественное применение для осуществления подводных, надводных, воздушных и космических полетов вплоть до звезд

Изобретение относится к летальным аппаратам тяжелее воздуха

Изобретение относится к плазменной технике и может быть использовано при конструировании электрических ракетных двигателей, в частности плазменных ускорителей с замкнутым дрейфом электронов, предназначенных для работы в космических условиях для выполнения транспортных задач, а также коррекции орбиты и ориентации космических аппаратов, и может найти применение в других областях техники, например, в электронике для ионной очистки, фрезеровки, получения покрытий различного функционального назначения (защитных, эмиссионных и т

Изобретение относится к области космической техники, а более конкретно, к системе подачи газообразного рабочего тела ускорителя плазмы

Изобретение относится к плазменной технике, а более конкретно, касается конструирования ускорителей плазмы с замкнутым дрейфом электронов (УЗДЭ) и может быть использовано при разработке электроракетных двигателей, а также технологических ускорителей, применяемых в процессах вакуумно-плазменной технологии
Наверх