Самостопорящаяся гайка

 

Самостопорящаяся гайка предназначена для неразборных резьбовых соединений. Гайка содержит собственно гайку с кольцевой канавкой на наружной поверхности и цельную коронку с внутренними конической поверхностью и буртиком, взаимодействующим с кольцевой канавкой гайки. Собственно гайка выполнена с наружной конической поверхностью и с прорезями на ней. Внутренняя коническая поверхность цельной коронки сопряжена с наружной конической поверхностью собственно гайки с натягом, что позволяет надежно фиксировать гайку в неразборных соединениях в широком диапазоне. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в неразборных резьбовых соединениях.

Известна самостопорящаяся гайка, содержащая собственно гайку с прорезями на наружной конической поверхности, выполненной на неопорном торце (Орлов П. И. Основы конструирования, -М., 1977, кн. 3, с.309, рис. 630 п.м.).

Данная гайка обеспечивает стопорение благодаря упругости и обжатию лепестков на неопорном торце собственной гайки. Однако данная конструкция является недостаточно надежной.

Известна также самостопорящаяся гайка, содержащая собственно гайку с прорезями на наружном конусе и с кольцевой канавкой и цельную коронку с внутренним конусом и буртиком, взаимодействующим с кольцевой канавкой собственно гайки (а. с. СССР N 1257308, кл. F 16 B 30/00, 1986).

Данная конструкция является наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому результату к изобретению.

Недостатком известной гайки является ограниченность усилия затяжки за счет заклинивания винта при затягивании гайки, а также при работе в условиях вибрации данная конструкция является надежной, так как может произойти расстопорение резьбового соединения.

Техническим результатом изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение надежности.

Технический результат достигается тем, что в самостопорящейся гайке, содержащей собственно гайку с кольцевой канавкой на наружной поверхности и целью коронку с внутренними конической поверхностью и буртиком, взаимодействующим с кольцевой канавкой собственно гайки, причем с одной из сторон кольцевой канавки собственно гайка выполнена с конической наружной поверхностью и с прорезями на ней, а внутренняя коническая поверхность цельной коронки сопряжена с наружной конической поверхностью собственно гайки с натягом.

На чертеже изображена конструкция самостопорящейся гайки в разрезе.

Гайка содержит собственно гайку 1 с прорезями 2 на наружной конической поверхности 3 с кольцевой канавкой 4 и цельную коронку 5 с внутренней конической поверхностью 6 и с буртиком 7, взаимодействующим с кольцевой канавкой 4 собственной гайки 1. Внутренняя коническая поверхность 6 цельной коронки 5 сопряжена с наружной конической поверхностью 3 собственно гайки 1 с натягом, т.е. выполнена несколько меньше, например, на величину температурного расширения материала коронки. Причем цельная коронка 5 может быть выполнена с дном - закрытая коронка (не показана) или типа втулки - открытая коронка.

Предлагаемая гайка работает следующим образом.

Собственно гайка 1 закрывается на резьбовой стержень (не показана) до упора ее опорного торца в закрепляемую деталь, после чего предварительно нагретую цельную коронку 5 одевают сверху на неопорный торец собственно гайки 1. При этом коронка 5, надвигаясь на коническую поверхность 3 гайки 1, обжимает ее, сжимая образованные прорезями 2 на наружной конической поверхности 3 лепестки, в результате чего плотно обжимается резьбовая поверхность стержня, что препятствует отворачиванию гайки. При остывании коронки 5 последняя, сжимаясь, дополнительно создает на сопрягаемых конических поверхностях соответственно гайки 1 и коронки 5 силы, препятствующие отворачиванию гайки, и тем самым повышая надежность стопорения гайки.

Заявляемое техническое решение позволяет надежно фиксировать гайку в неразборных соединениях в широком диапазоне, особенно работающих в условиях вибрации, и может быть использовано вместо заклепочных соединений.

Формула изобретения

Самостопорящаяся гайка, содержащая собственно гайку с кольцевой канавкой на наружной поверхности и цельную коронку с внутренними конической поверхностью и буртиком, расположенным, взаимодействующим с кольцевой канавкой собственно гайки, причем с одной из сторон кольцевой канавки собственно гайки выполнена с конической наружной поверхностью и с прорезями на ней, а внутренняя коническая поверхность цельной коронки сопряжена с наружной конической поверхностью собственно гайки, отличающаяся тем, что внутренняя коническая поверхность цельной коронки сопряжена с наружной конической поверхностью собственно гайки с натягом.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов

Фиксатор // 2054585
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для оснащения болтов и гаек, которыми крепятся детали и узлы машин и механизмов, фиксатором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как мера против неразрешенного отвинчивания болтов или винтов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к самостопорящемуся резьбовому соединению с резьбовым участком и насаженной на нем с возможностью самостопорения гайкой и направлено на возможность легкого монтажа соединения и на увеличение точности регулировки. Резьбовое соединение содержит резьбовой участок, навинченную на него гайку с многогранником и зафиксированную от проворачивания относительно резьбового участка, расположенную на гайке с возможностью вращения промежуточную шайбу с расположенным по ее периферии стопорящим устройством, а также образующей со стопорящим устройством геометрическое замыкание защелкой. Защелка выполнена из эластично пружинно расположенной на гайке листовой металлической части. 2 н. и 11 з.п. ф-лы., 2 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается крепления сердечника статора крупных электрических машин. Технический результат заключается улучшении обжатия резьбы призм без увеличения габаритов стопорного элемента, а также в повышении его надежности и технологичности. На резьбовых концах продольных стяжных призм сердечника за нажимными плитами под крепежными гайками устанавливается стопорный элемент, стопорящий их от самоотвинчивания при деформации и вибрации сердечника. Элемент содержит тонкостенное кольцо с наружным диаметром больше диаметра крепежной гайки, выступающая часть которого отогнута на грань крепежной гайки. На теле кольца имеется местный выступ и стопорное «гнездо» в нажимной плите под крепежной гайкой, в котором расположен выступ. Кольцо расположено за крепежной гайкой, увеличено по толщине, по крайней мере, до половины толщины крепежной гайки. Также кольцо дополнительно снабжено местным выступом по торцу со стороны эксцентриситета отверстия и со стороны, обращенной к крепежной гайке. При этом площадь выступа составляет 1/4 часть площади обрезного кольца со стороны, обращенной к крепежной гайке овальными канавками расчетной глубины снаружи по боковой поверхности симметрично прорези. Кольцо также снабжено двумя проходными отверстиями и стяжным болтом с гайкой и стопорной шайбой. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к резьбовым соединениям, а именно к болтам, применяемым для крепления деталей и узлов механизмов, применяемых как в общем машиностроении, так и во множестве других отраслях легкой и тяжелой промышленности, в том числе и на любом виде транспорта. Стопорное резьбовое устройство содержит болт с основной гайкой и контргайкой. Стержень болта выполнен с противоположными друг другу правой и левой резьбой, причем разных диаметров. Гайки выполнены с правой и левой резьбой соответственно. Основная гайка выполнена с торцом, выступающим после полной ее затяжки на 2-3 мм над торцом резьбы болта. В результате обеспечивается повышение надежности стопорения резьбовых соединений. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, в частности к конструкциям герметичных разъемных соединений отсеков корпуса летательных аппаратов и, в особенности, к конструкциям герметичного соединения обтекателя с отсеком корпуса летательного аппарата. Быстроразъемное соединение отсеков корпуса летательного аппарата включает пару соединенных встык отсеков фиксаторы резьбового соединения и уплотнительное кольцо. Соединение отсеков включает ряд зажимов с резьбовой головкой и коническим наконечником, установленных в резьбовых отверстиях одного из отсеков и взаимодействующих своим коническим наконечником с ответным коническим отверстием, выполненным на втором отсеке, и снабженных фиксаторами резьбы, выполненными в виде стопоров установленных в прорезях резьбовых головок зажимов одним концом проточке, предусмотренной в резьбовом отверстии отсека, а другим концом опирающимся на шток крышки, закрывающей открытую снаружи полость зажима, при этом уплотнительное кольцо установлено на торце одного из отсеков. Техническим результатом применения изобретения является снижение габаритов и упрощение конструкции крепежных элементов, сокращение времени эксплуатационного обслуживания из-за изменения сложности монтажных операций. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх