Воздухозаборное устройство

 

Использование: в летательных аппаратах, предназначено для снижения лобового сопротивления и повышения эффективности защиты двигателя от посторонних предметов за счет снижения скорости потока на входе. Сущность изобретения: воздухозаборное устройство содержит основной канал, подвижную панель, привод и дополнительный канал. Основной канал имеет прямоугольное сечение, образован верхней, нижней и боковыми панелями. Боковые панели выполнены подвижными и в выпущенном положении образует дополнительный канал, являющийся общим с основным каналом. К нижнему концу боковой панели жестко крепится рычаг, другой конец которого шарнирно связан с штоком цилиндра привода. Панель снабжена штыревыми замками убранного положения. 3 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель.

Известен плоский сверхзвуковой воздухозаборник газотурбинного реактивного двигателя для самолетов с высокими летными характеристиками, содержащий верхний неподвижный клин, передняя кромка которого выдвинута вперед по отношению к переднему концу обечайки. Воздухозаборник имеет подвижную откидную обечайку, которая является передней частью нижней стенки и откидывается вниз на большой угол [1].

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому, принятому за прототип является воздухозаборник двигателя транспортного средства, имеющий дополнительное впускное окно, закрываемое поворотной створкой и выполненное в стенке. Створка шарнирно закреплена на входном устройстве, с нею шарнирно связан рычаг, соединенный со штоком поршня демпфера [2].

Недостатком прототипа является низкая степень защищенности воздухозаборника от попадания посторонних предметов.

Технической задачей изобретения является уменьшение лобового сопротивления и повышение эффективности защиты двигателя от посторонних предметов.

Для этого в воздухозаборном устройстве, содержащем канал прямоугольного сечения, образованный верхней, нижней и боковыми панелями, и привод, дополнительно одна из боковых панелей канала выполнена подвижной, обеспечивающей выпущенное и убранное положения. В выпущенном положении боковая панель установлена под углом 90o. К нижнему краю боковой панели жестко закреплен рычаг, другой конец которого шарнирно связан со штоком цилиндра привода, панель снабжена штыревыми замками убранного положения.

Изобретение позволяет уменьшить лобовое сопротивление воздухозаборника за счет положения панели в крайнем положении и повышает эффективность защиты двигателя от посторонних предметов за счет уменьшения скорости потока на выходе путем увеличения площади входа воздухозаборника.

На фиг. 1 изображено воздухозаборное устройство, вид со стороны подвижной боковой панели; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1 (пунктиром показано выпущенное положение подвижной боковой панели); на фиг. 3 - предлагаемое устройство, вид сверху.

Воздухозаборное устройство содержит основной канал 1 прямоугольного сечения, образованный верхней 2, нижней 3, боковыми 4, 5 панелями, и передний канал 6. По крайней мере одна из боковых панелей 4(5) канала 1 выполнена подвижной, обеспечивающей выпущенное (на фиг. 2 показано пунктиром) и убранное положения. К нижней панели 3 жестко закреплен рычаг 8, другой конец которого шарнирно связан со штоком цилиндра 7. Боковая панель снабжена штыревыми замками 10 убранного положения. В выпущенном положении панели образуют дополнительный канал 11, являющийся общим с основным каналом 1. Выход основного канала 1 согласован с входом двигателя, а дополнительный канал 11 является сквозным.

Воздухозаборное устройство работает следующим образом.

При запуске двигателя шток цилиндра 7, воздействуя на рычаг 8, устанавливает боковую панель 4(5) в выпущенное положение. Благодаря этому площадь входного канала увеличивается за счет образования дополнительного канала 11 прямоугольного сечения, в который воздух поступает как спереди, так и сзади, уменьшая скорости потока на входе воздухозаборного устройства. Этим предотвращается засасывание посторонних предметов как на земле, так и во время работы самолета. После взлета самолета автоматически или вручную подвижная боковая панель 4(5) занимает убранное положение. С помощью штыревых замков 10 панель в убранном положении фиксируется для исключения перемещения ее от аэродинамических сил.

Применение изобретения позволяет уменьшить лобовое сопротивление воздухозаборного устройства и повысить эффективность защиты двигателя от попадания посторонних предметов.

Источники информации 1. Заявка DE N 3.009.340 Мпк B 64 D 33/02, 1983.

2. Патент GB N 1.530.712, Мпк 6 F 02 C 7/04, 1978.

Формула изобретения

Воздухозаборное устройство, содержащее основной канал, подвижную панель, привод, дополнительный канал, отличающееся тем, что основной канал имеет прямоугольное сечение, образован верхней, нижней и боковыми панелями, при этом боковые панели выполнены подвижными и в выпущенном положении образуют дополнительный канал, являющийся общим с основным каналом, к нижнему концу боковой панели жестко прикреплен рычаг, второй конец которого шарнирно связан с штоком цилиндра привода, панель снабжена штыревыми замками убранного положения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, интегрированных непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на самолетах различных типов и назначений, эксплуатируемых с наземных аэродромов

Изобретение относится к авиационной технике, точнее к устройству воздухозаборников для сверхзвуковых летательных аппаратов (ЛА), размещаемых в ограниченных объемах транспортировочных или пусковых контейнеров и содержащих комбинированную силовую установку (СУ) из маршевого воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и стартового ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборным устройствам, и может быть использовано на сверхзвуковых летательных аппаратах, имеющих режимы работы с близким нулю расходом воздуха по двигательному тракту

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к гиперзвуковым воздухозаборникам воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к способам и устройствам для защиты ГТД летательных аппаратов от повреждений посторонними предметами

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к силовым установкам летательных аппаратов, и может быть использовано в силовых установках, содержащих реактивные двигатели с закрепленными на них воздухозаборниками

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к воздухозаборникам, используемым для вентиляции отсеков транспортного средства, либо для охлаждения тепловыделяющего оборудования, установленного на транспортном средстве

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов
Наверх