Упругопредохранительная центробежная муфта

 

Упругопредохранительная центробежная муфта содержит полумуфты, внутренние поверхности которых выполнены волнистыми в поперечном сечении, связывающие их резиновую и стальную ленты, установленные внутри полумуфт, спиральную пружину с большим количеством витков. Торцевые поверхности полумуфт выполнены волнистыми, причем внутренняя поверхность выступов на торцах выполнена сферической. Муфта обладает нелинейной упругой характеристикой и большой демпфирующей способностью. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению.

Известна упругая центробежная муфта, содержащая чашеобразные полумуфты и связывающий их упругий элемент в виде эластичной ленты, прилегающей к внутренним поверхностям полумуфты, и упругой стальной ленты, расположенной в контакте с внутренней поверхностью эластичной ленты, причем внутренние поверхности полумуфт в поперечном сечении выполнены волнообразной формы, а наружная поверхность упругой стальной ленты в поперечном сечении выполнена волнообразной, по форме повторяющей форму внутренних поверхностей полумуфт (RU, патент, 2016284, кл. F 16 D 43/18, 1994).

Известна также упругопредохранительная центробежная муфта, принятая за прототип, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и связывающий их упругий элемент в виде эластичной ленты, прилегающей к внутренним поверхностям полумуфт (SU, авторское свидетельство, 222069, кл. F 16 D 43/18, 1968).

Недостатками упомянутых муфт являются узкие функциональные возможности и малая демпфирующая способность.

Задача изобретения состоит в расширении функциональных возможностей муфты и увеличении демпфирующей способности.

Для этого упругопредохранительная центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и связывающий их упругий элемент в виде эластичной ленты, прилегающей к внутренним поверхностям полумуфт, снабжена упругой стальной лентой, контактирующей с внутренней поверхностью эластичной ленты. Полумуфты выполнены чашеобразной формы и установлены с осевым зазором одна относительно другой, внутренние поверхности полумуфт выполнены волнообразными в поперечном сечении, с образованием выступов и впадин, обращенные одна к другой торцевые поверхности полумуфт выполнены с волнообразными выступами и впадинами. Причем выступы и впадины на торцевых поверхностях полумуфт переходят в упомянутые выступы и впадины на внутренних волнообразных поверхностях полумуфт. Внутренние поверхности выступов на торцевых поверхностях полумуфт выполнены закругленными по сфере, упругая стальная лента имеет волнообразный профиль в поперечном сечении, повторяющий профиль внутренних поверхностей полумуфт. Муфта снабжена спиральной пружиной, установленной между полумуфтами и прикрепленной внутренним концом к ведомой полумуфте, а внешним соприкасающейся с ведомой полумуфтой. Спиральная пружина имеет навивку, противоположную направлению вращения ведущей полумуфты.

На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1.

Муфта содержит две полумуфты 1 и 2, внутренние поверхности которых выполнены волнистыми в поперечном сечении, резиновую ленту 3 и упругую стальную ленту 4, которая имеет волнистый профиль в поперечном сечении, повторяющий профиль полумуфт в поперечном сечении. На торцах полумуфт, обращенных друг к другу, выполнены волнообразные выступы 5, внутренняя поверхность 6 которых выполнена сферической. Впадины 7 на торцах полумуфт являются продолжением впадин, образованных волнообразными поверхностями в поперечном сечении. Полумуфты 1 и 2 установлена с осевым зазором X в продольном сечении. Между полумуфтами 1 и 2 устанавливается спиральная пружина 8, которая своим внутренним концом крепится к ведомой полумуфте, а внешним прилегает к ведущей, направление навивки противоположно направлению вращения ведущей полумуфты.

Передача крутящего момента осуществляется боковыми поверхностями выступов на наружной поверхности резиновой ленты 3, прижимаемой стальной лентой 4 и спиральной пружиной 8 вследствие сил упругости и центробежных. При увеличении нагрузки упругие эластичная и стальная ленты изгибаются в зазоре X между полумуфтами. Благодаря выпуклой поверхности выступов на торцах полумуфт упругая характеристика муфты, то есть зависимость между передаваемым крутящим моментом и углом относительного смещения полумуфт, является нелинейной. Следовательно, муфта обеспечивает выход из резонанса. Наличие спиральной пружины с большим количеством витков обеспечивает поглощение энергии за счет сил внешнего трения между упругими элементами.

Формула изобретения

Упругопредохранительная центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и связывающий их упругий элемент в виде эластичной ленты, прилегающей к внутренним поверхностям полумуфт, отличающаяся тем, что она снабжена упругой стальной ленты, полумуфты выполнены чашеобразной формы и установлены с осевым зазором одна относительно другой, внутренние поверхности полумуфт выполнены волнообразными в поперечном сечении с образованием выступов и впадин, обращенные одна к другой торцевые поверхности полумуфт выполнены с волнообразными выступами и впадинами, причем выступы и впадины на торцевых поверхностях полумуфт переходят в упомянутые выступы и впадины на внутренних волнообразных поверхностях полумуфт, а внутренние поверхности выступов на торцевых поверхностях полумуфт выполнены закругленными по сфере, упругая стальная лента имеет волнообразный профиль в поперечном сечении, повторяющий профиль внутренних поверхностей полумуфт, муфта снабжена спиральной пружиной, установленной между полумуфтами и прикрепленной внутренним концом к ведомой полумуфте, а внешним соприкасающейся с ведущей полумуфтой, спиральная пружина имеет навивку, противоположную направлению вращения ведущей полумуфты.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта для плавного разгона, а также в устройствах и механизмах для безударного включения валов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к центробежным муфтам, применяемым для автоматического сцепления

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к предохранительным муфтам. Муфта предохранительная содержит ведущий и ведомый валы, установленные с возможностью вращения на ось между ними. На ось плотно посажены пружины, закрепленные одним концом на валах. При вращении вала (1) в одну сторону витки пружины (4) будут увлекать за собой ось (3) с напрессованной пружиной (5), которая будет вращать ведомый вал (2). При превышении расчетного момента на валу (2) ось (3) начнет проворачиваться в пружине (5). Если материал пружины имеет коэффициент линейного расширения, больший, чем у материала оси (3), то от возникающего при трении тепла натяг пружины будет ослабевать, что уменьшает износ трущихся поверхностей. При вращении вала (1) в другую сторону при возрастании момента на валу (2) больше допустимого пружина (4) будет проворачиваться на оси (3), которая от поворота в указанном направлении будет удерживаться затягивающейся пружиной (5). Достигается упрощение конструкции. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх