Учебный стетофонендоскоп

 

Использование: в медицинской технике, может быть использовано как в диагностических исследованиях, так и для повышения качества учебного процесса при освоении методики аускультации. Технический результат: сокращение времени подготовки обучаемого, проведение совместного обследования пациентов двумя и более специалистами. Сущность: учебный стетофонендоскоп содержит головку с раструбом, вильчатое распределительное устройство, систему звукопроводов, тройник со слуховыми трубками с ушными оливами и средство перекрытия, снабжен по крайней мере одним сообщенным с системой звукопроводов переговорным звукоприемником и средством его перекрытия. Возможно также выполнение стетофонендоскопа с возможностью переговорного звукоприемника на тройнике, на вильчатой приставке или на каждом звукопроводе. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в диагностических исследованиях и для повышения качества учебного процесса при освоении методики аускультации.

Известно устройство для аускультации, содержащее звукоприемную головку с двумя камерами, звукопровод и оголовье, причем одна из камер выполнена с гофрированными боковыми стенками (SU, авт. св. N 226084, кл. A 61 B 7/00, 1964).

Такая конструкция устройства для аускультации хотя и обеспечивает его повышенную чувствительность к низкочастотным составляющим аускультативных признаков, но затрудняет получение достоверной информации, так как при пользовании одним стетофонендоскопом наблюдается разорванность процесса аускультации.

В период паузы характеристики выслушиваемых звуков могут кардинально изменяться, мигрировать. Преподаватель комментирует, только предполагая, что обучаемый слышит то же, что слышал он сам. Вместе с тем даже незначительное смещение раструба фонендоскопа обучаемого с зоны, аскультируемой ранее преподавателем, может привести к изменению характеристик исследуемых звуков.

Кроме того, преподаватель и обучаемый зачастую используют стетофонендоскопы различных модификаций, что также изменяет характеристики исследуемых звуков при аускультации с целью обучения.

Известен также стетофонендоскоп, включающий головку со звукоприемником (раструбом), вильчатую приставку, систему звукопроводов, тройник, пружины оголовья, слуховые трубки с ушными оливами и средство переключения [1].

Такое выполнение устройства для прослушивания (стетофонендоскопа) позволяет слушать исследователям или преподавателю и обучаемому одно и тоже, так как они пользуются общей головкой стетофонендоскопа и разными звукопроводами, слуховыми трубками с ушными оливами, однако не позволяет вести диалог между ними, так необходимый для акцентирования внимания на специально выслушиваемых звуках.

Задача изобретения заключается в том, чтобы избежать указанных трудностей и создать такой стетофонендоскоп, который при относительной простоте конструкции обеспечивал возможность пользования несколькими исследователями или преподавателем и обучаемыми, а также позволял без перерыва в аускультации вести диалог между ними.

Это достигается благодаря тому, что учебный стетофонендоскоп, включающий головку со звукоприемником (раструбом), вильчатую приставку, систему звукопроводов, тройник, пружины оголовья и слуховые трубки с ушными оливами, снабжен по крайней мере одним, сообщенным с системой звукопроводов переговорным звукоприемником и средством его перекрытия.

Возможно и такое выполнение стетофонендоскопа, когда переговорный звукоприемник установлен на тройнике или на вильчатой приставке, или на каждом звукопроводе.

На фиг. 1 изображен общий вид учебного стетофонендоскопа; на фиг. 2 - схема работы спаренным учебным стетофонендоскопом с переговорным звукоприемником на вильчатой приставке; на фиг. 3 - то же, на каждом звукопроводе; на фиг. 4 - схема работы c использованием группового варианта и расположением переговорного звукоприемника либо на первой вильчатой приставке, либо на тройниках; на фиг. 5 - схема работы учебным стетофонендоскопом в аудитории с использованием электронного переговорного звукоприемника.

Учебный стетофонендоскоп содержит головку 1 (фиг. 1) с раструбами 2, 3 и 4 и вильчатую приставку 5, соединенную звукопроводами 6 и 7 с тройниками 8 и 9 и разветвляющимися звуководами 10, 11 и 12, 13, сообщенными со слуховыми трубками 14, 15 и 16, 17, соединенными между собой пружинами 18 и 19 с центральными шарнирами 20, 21. Слуховые трубки заканчиваются ушными оливами 22, 23 и 24, 25. На тройниках 8 и 9 установлены переговорные звукоприемники 26, 27, сообщенные с системами звукопроводов 6 и 7 и имеющие средства их отключения 28 и 29. Переговорный звукоприемник 26 может быть включен в вильчатую приставку 5 (фиг. 2) и также иметь средство отключения 28. Переговорный звукоприемник 26 с вильчатой приставкой 5 может быть соединен, например, трубчатым звукопроводом 30 для удобства пользованием как преподавателем, так и обучаемым.

На фиг. 4 изображена схема использования этим учебным стетофонендоскопом группой обучаемых. Для этого вильчатую приставку 5 наращивают, например, еще двумя-тремя такими же вильчатыми приставками 31 и 32, 33 и так до тех пор, пока не будет обеспечена возможность включения в учебный процесс всех обучаемых.

Переговорные звукоприемники 26, 27 могут быть установлены как на первой вильчатой приставке 5, так и на каждом тройнике, как изображено на фиг. 1, 3.

В аудитории, оборудованной средствами для подключения звукопроводов 6 и 7 (фиг. 5), преподаватель, использующий электронный переговорный звукоприемник, в процессе выслушивания исследуемого человека комментирует услышанные звуки для акцентирования внимания обучаемых.

Используется учебный стетофонендоскоп следующим образом.

В первом (упрощенном) варианте при пользовании учебным стетофонендоскопом преподаватель и студент (фиг. 1, 2 и 3) вставляют оливы 22, 23 и 24, 25 в уши, а головку 1, например раструб 2, подносят к телу исследуемого и прижимают его для получения герметичной системы: исследуемый человек - учебный стетофонендоскоп - преподаватель, студент.

При этом звуки от исследуемого человека через раструб 2 (или 3, 4) головки 1 (фиг. 1) вильчатую приставку 5, звукопроводы 6 и 7, тройники 8 и 9, разветвляющиеся звуководы 10-13, слуховые трубки 14-17, ушные оливы 22-25 воспринимаются преподавателем и студентом. Используя средства отключения 28 и 29, включают переговорные звукоприемники 26 и 27, что позволяет преподавателю и студенту в процессе аускультации обмениваться мнением об услышанном, разговаривая, не вынимая олив оголовья из слуховых проходов, через переговорный звукоприемник. При этом звуковые волны распространяются по системе звукопроводов подключенных стетофонендоскопов.

Можно выполнить учебный стетофонендоскоп с одним переговорным звукоприемником на преподавателя и студента (фиг. 2). Переговорный звукоприемник 26 со средством его включения, отключения 28 через трубопровод 30 соединен с вильчатой приставкой 5.

Используя несколько дополнительных вильчатых приставок 31, 32, 33 (фиг. 4), можно обеспечить дополнительное обучение еще 4-х студентов.

Переговорные звукоприемники 26, 27 могут быть выполнены со своими звуководами, соединенными с головкой 1 (фиг. 3), например с вильчатой приставкой 5.

При выполнении учебного стетофонендоскопа с электронными переговорным звукоприемником (микрофонами) и телефонами, установленными в раструбе 26 или 3, 4 головки 1 и ушных оливах 22-25, его можно использовать в аудиториях для обучения большого количества студентов.

Использование предложенной конструкции учебного стетофонендоскопа позволяет сократить время подготовки обучаемого, повысить качество подготовки и снизить трудозатраты в учебно-педагогическом процессе, а также может быть использовано при проведении совместного обследования пациентов двумя и более специалистами.

Источники информации: 1. Авт. св. СССР 1769856, кл. A 61 B 7/00, 1992.

2. Авт. св. СССР 1660684, кл. A 61 B 7/02, 1991.

Формула изобретения

1. Учебный стетофонендоскоп, содержащий головку с раструбом, связанную звукопроводом с вильчатой приставкой, соединенной звукопроводом с тройником, снабженным слуховыми трубками, соединенными между собой пружинами оголовья, и ушными оливами на их концах, и средство перекрытия, отличающийся тем, что он снабжен как минимум одним звукоприемником со средством перекрытия, которое подключено по крайней мере к одному из звукопроводов.

2. Стетофонендоскоп по п.1, отличающийся тем, что звукоприемник установлен на тройнике.

3. Стетофонендоскоп по п.1, отличающийся тем, что звукоприемник соединен звукопроводом с вильчатой приставкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.04.2009

Дата публикации: 20.10.2011

NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.12.2011

Дата публикации: 20.12.2011




 

Похожие патенты:

Полифон // 2079286
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при диагностических исследованиях

Изобретение относится к области медицинской техники, предназначено для применения в качестве чувствительного элемента при исследовании звуков и шумов сердца и легких и представляет собой акустический датчик для стетоскопа, состоящий из воздушной камеры, открытый торец которой является поверхностью приложения к стенке грудной клетки человека, и размещенного внутри этой камеры микрофона, соединенного с усилителем электрического сигнала

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано как при акустических диагностических исследованиях, так и для проверки сухожильных рефлексов и нормального проведения возбуждений по нервному волокну у новорожденных и грудных детей

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в терапевтической практике для обследования людей

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для выслушивания врачом аускультативных признаков

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано как в диагностических целях, так и при изготовлении стетофонендоскопов (полифонов)

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в диагностических исследованиях и при изготовлении стетофонендоскопов

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии

Изобретение относится к медицинской электронике и предназначено для индивидуального самопрослушивания звуковых проявлений функционирования внутренних органов человека

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам и способам выявления непроходимости мочеиспускательного канала
Изобретение относится к медицине, а именно к терапии и пульмонологии, и может быть использовано для аускультативной диагностики пневмонии. Для этого при помощи сравнительной перкуссии легких ориентировочно определяют зону ясного легочного звука и зону притупления легочного звука. От границы перехода ясного легочного звука в притупление отступают четыре межреберья наверх и устанавливают первую головку стереостетофонендоскопа. Вторую головку стереостетофонендоскопа устанавливают на одно межреберье ниже первой. Больного просят сделать два глубоких вдоха. После чего последовательно опускают вторую головку стереостетофонендоскопа на одно межреберье по исследуемой топографической линии до момента появления бронхиального дыхания и влажных мелкопузырчатых хрипов. Фиксируют границу указанного перехода. Затем вторую головку стереостетофонендоскопа опускают до момента исчезновения бронхиального дыхания и хрипов. Фиксируют нижнюю границу зоны поражения. Причем во время перемещения второй головки первая головка стереостетофонендоскопа постоянно остается в одной точке. В каждой последующей точке, соответствующей положению второй головки стереостетофонендоскопа, дыхание выслушивают на протяжении двух глубоких вдохов. Способ обеспечивает раннее выявление заболевания до появления яркой аускультативной картины и изменений на рентгенограмме, определение точной локализации патологического процесса, а также сокращение времени диагностики. 1 пр.
Предлагаемое изобретение относится к терапии, а именно к пульмонологии. Для проведения аускультативной диагностики используют стереостетофонендоскоп по патенту RU 2423916. Сначала при помощи сравнительной перкуссии легких ориентировочно определяют зону ясного легочного звука и зону притупления легочного звука, от границы перехода ясного легочного звука в притупление отступают четыре межреберья наверх и устанавливают первую головку стереостетофонендоскопа, вторую головку стереостетофонендоскопа устанавливают на одно межреберье ниже первой и больного просят сделать два глубоких вдоха, после чего последовательно опускают вторую головку стереостетофонендоскопа на одно межреберье по используемой топографической линии до момента появления бронхиального дыхания и фиксируют границу перехода. Затем вторую головку стереостетофонендоскопа опускают до момента резкого ослабления везикулярного дыхания. Во время перемещения второй головки первая головка стереостетофонендоскопа постоянно остается в одной точке, а в каждой последующей точке положения второй головки стереостетофонендоскопа дыхание выслушивают на протяжении двух глубоких вдохов. Использование изобретения повышает точность и сокращает время диагностики, обеспечивает возможность постановки диагноза в ранние сроки. 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к детской кардиологии и детским инфекционным болезням, и может быть использовано для оценки показаний к кардиометаболической терапии при инфекционных поражениях миокарда у детей. Для этого выявляют и осуществляют количественную оценку клинических, электрокардиографических, биохимических и эхокардиографических показателей. При этом в качестве клинических показателей оценивают аускультативную симптоматику: звучность тонов, наличие шумов, показатели артериального давления. В качестве биохимических показателей оценивают активность кардиоспецифичных ферментов: МВ-фракции креатинфосфокиназы, α-гидрокисбутиратдегидрогеназы, аспарагиновой трансаминазы, аланиновой трансаминазы и кардиоспецифичного белка тропонина I. Эхокардиографическое исследование осуществляют с применением допплерографии для оценки диастолической функции желудочков. Каждый из показателей оценивают от 1 до 3 баллов. Баллы суммируют и по полученному результату осуществляют оценку показания к кардиометаболической терапии. При общей сумме меньше 3 баллов кардиометаболическая терапия не показана. При общей сумме от 3 баллов до 7 баллов включительно проводят пероральное введение кардиометаболических препаратов. При общей сумме от 8 баллов и выше осуществляют парентеральное введение кардиометаболических препаратов. Способ обеспечивает возможность в минимальные сроки объективно определить наличие показаний к назначению кардиометаболической терапии, в том числе и в ситуациях, когда часть результатов дополнительного обследования отсутствует по каким-либо причинам, и дифференцированно оценить ее эффективность. 1 табл., 4 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, и может быть использовано для ранней диагностики заболеваний лёгких в молодом возрасте. Для этого проводят анкетирование и оценку вентиляционной функции лёгких методами спирометрии и бодиплетизмографии. При наличии жалоб на продуктивный кашель и показателей уровня объема форсированного выдоха за первую секунду и форсированной жизненной ёмкости лёгких более 80% и соотношения этих показателей более 0,70 при проведении спирометрии диагностируют хронический бронхит. При наличии жалоб на приступы удушья, кашель, одышку и свистящие хрипы, снижении объема форсированного выдоха за первую секунду менее 80% диагностируют бронхиальную астму. При наличии факторов риска - курение, воздействие ирритантов в анамнезе и соотношении объема форсированного выдоха за первую секунду к форсированной жизненной ёмкости лёгких менее 0,70 - диагностируют хроническую обструктивную болезнь лёгких. В случае отклонения внутригрудного объёма более чем 140%, остаточного объёма лёгких более 120%, общей ёмкости лёгких более 120% при проведении бодиплетизмографического исследования и при нормальных спирометрических показателях диагностируют бронхиальную астму нетяжелой степени как предиктора хронической обструктивной болезни лёгких. Способ обеспечивает возможность дифференциальной диагностики бронхолегочной патологии у лиц молодого возраста на ранних стадиях, что позволяет проводить своевременное лечение и предотвращать формирование более тяжелых форм заболевания. 4 пр.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в диагностических исследованиях и для повышения качества учебного процесса при освоении методики аускультации

Наверх