Гидравлический толкатель

 

Гидравлический толкатель предназначен для использования в механизмах газораспределителя двигателей внутреннего сгорания. Гидравлический толкатель содержит корпус 4 в виде стакана, взаимодействующего дном с управляющим кулачком распределительного вала. В корпусе закреплена направляющая втулка 6, в каждой размещен гидрокомпенсатор в виде колпачка 9 и поршня 11, ограничивающих камеру высокого давления. В полости кожуха размещен запорный орган обратного клапана 15. Запорный орган установлен с кольцевым зазором относительно стенок кожуха и с возможностью самоустановки. Седло 18 обратного клапана выполнено в виде кольцевых концентрично расположенных ножевых выступов 19, а запорный орган выполнен в виде плоского тарельчатого затвора, притертого к уплотнительным кромкам седла 18 и поджатого к ним пружиной 17, закрепленной на осевом выступе седла. Причем канавка 20 между ножевыми выступами выполнена тороидальной с радиусом круга, образующего тор, равным высоте выступа, а центр тора расположен в плоскости уплотнительных кромок ножевых выступов. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределителя двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен саморегулирующийся толкатель, в корпусе которого размещена цилиндрическая направляющая втулка. Между цилиндрической стенкой корпуса и цилиндрической направляющей втулкой кольцевая масляная полость, в которую через отверстие подается рабочее масло. В направляющей втулке перемещается в продольном направлении элемент компенсации зазора, приводимый в действие давлением рабочего масла. Элемент образован взаимодействующими внутренним и наружным поршнями, ограничивающими масляную камеру высокого давления, сообщающуюся через отверстие во внутреннем поршне и через обратный клапан с шаровым запорным органом с центральной масляной полостью во внутреннем поршне (патент США N 4951619, кл. F 01 L 1/24, 28.08.90).

Недостатком известного толкателя является нестабильность воспроизведения заданных эксплуатационных характеристик из-за невысокой герметичности, присущей обратным клапанам с шаровыми запорными органами.

Кроме того, толкатель имеет повышенную чувствительность к загрязнению рабочего масла механическими частицами, что объясняется наличием зоны, образуемой сферой запорного органа и направляющим конусом седла, попадание в которую посторонних частиц приводит к нарушению герметичности обратного клапана и снижает надежность работы гидротолкателя.

Известен также гидравлический толкатель с автоматической регулировкой зазора между кулачком и стержнем клапана, установленный в цилиндрической расточке головки цилиндра ДВС с верхним расположением кулачкового вала, содержащий два колпачка, расположенные один внутри другого с возможностью взаимного осевого перемещения относительно расточки, причем внутренний колпачок установлен на стержне клапана, а верхние торцевые стенки колпачков образуют гидравлическую камеру, в которой расположен обратный клапан, выполненный в виде упругого плоского диска (патент СССР N 971113, кл. F 01 L 1/24, от 30.10.82).

Запорный элемент обратного клапана, выполненный в виде упругого плоского диска, имеет по сравнению с шаровым запорным органом более высокую герметичность и стабильные эксплуатационные характеристики, однако из-за большой рабочей площади, массы и значительных инерционных сил его применение ограничено и неэффективно для высокооборотных двигателей. Высокая чувствительность диска клапана к загрязненности рабочего масла из-за большой контактной площади снижает надежность работы гидротолкателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является гидравлический толкатель, содержащий стаканообразный корпус, взаимодействующий дном с управляющим кулачком распределительного вала, расположенную в корпусе направляющую втулку, в которой размещен гидрокомпенсатор в виде колпачка и поршня, ограничивающих камеру высокого давления, обратный клапан, запорный орган которого выполнен в виде шара и размещен в полости кожуха с возможностью самоустановки и прижат к седлу пружиной (патент США N 4867114, кл. F 01 L 1/24, 1989).

Недостатком известного устройства является нестабильность воспроизведения заданных характеристик вследствии невысокой герметичности обратного клапана.

Задача изобретения - обеспечение стабильности воспроизведения заданных эксплуатационных характеристик и повышение надежности работы гидравлического толкателя.

Это достигается тем, что в гидравлическом толкателе, содержащем корпус в виде стакана, взаимодействующего наружной стороной дна с управляющим кулачком распределительного вала, закрепленную в корпусе направляющую втулку, в которой размещен гидрокомпенсатор в виде колпачка и поршня, ограничивающих камеру высокого давления, обратный клапан, запорный орган которого размещен в полости кожуха с кольцевым зазором относительно стенок и с возможностью самоустановки и поджат к седлу пружиной, согласно изобретению, седло выполнено в виде кольцевых, концентрично расположенных ножевых выступов, а запорный орган выполнен в виде плоского тарельчатого затвора, притертого к уплотнительным кромкам седла, на запорном органе выполнен осевой выступ для закрепления на нем пружины, причем канавка между ножевыми выступами выполнена тороидальной с радиусом круга, образующего тор, равным высоте выступа, а центр тора расположен в плоскости уплотнительных кромок ножевых выступов.

На фиг. 1 показан общий вид гидравлического толкателя, разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1.

Гидравлический толкатель установлен в цилиндрической расточке 1 с каналом подвода масла 2 головки 3 цилиндра ДВС. Гидравлический толкатель содержит корпус 4, выполненный в виде стакана, на наружную сторону дна которого воздействует управляющий кулачок 5, закрепленную в корпусе направляющую втулку 6, верхняя часть которой образует с днищем замкнутую внутреннюю полость 7. Пространство, заключенное между стенкой корпуса 4 и направляющей втулкой 6, образует наружную кольцевую полость 8. В направляющей втулке 6 размещен гидрокомпенсатор, состоящий из колпачка 9, опирающегося на стержень клапана 10, и поршня 11, поджимаемого к дну корпуса 4 пружиной 12. Внутренние полости колпачка 9 и поршня 11 образуют камеру высокого давления 13, сообщающуюся с центральной полостью 14 поршня через обратный клапан и с внутренней полостью 7 через кольцевой радиальный зазор 16.

Обратный клапан выполнен в виде плоского, притертого с контактируемой поверхностью седла 18, тарельчатого затвора 15 с осевым выступом для закрепления на нем конца пружины 17, нагружающей затвор клапана. На запорной уплотняющей поверхности седла 18, запрессованного в поршень 11, выполнены кольцевые, концентрично расположенные ножевые выступы 19, притертые к контактируемой с ними поверхности затвора и разделенные тороидальной канавкой 20.

Причем канавка между ножевыми выступами выполнена тороидальной с радиусом круга, образующим тор, равный высоте выступа, а центр тора расположен в плоскости уплотнительных кромок ножевых выступов.

Гидравлический толкатель работает следующим образом.

В фазе "сжатие-демпфирование" при подъеме кулачка 5 гидравлический толкатель опускается вниз, перекрывая канал подачи масла и сжимая пружину клапана 10. Плоский затвор обратного клапана 15 закрывается под действием возвратной пружины 17. За счет того, что контактируемые уплотняющие элементы клапана притерты друг к другу, полностью исключаются утечки из камеры высокого давления через канал 15. Давление рабочего масла в камере 13 возрастает до своего максимального значения, при этом происходит просадка колпачка 9 относительно поршня 11 со скоростью, определяемой величиной утечки (расхода) масла только через радиальный кольцевой зазор 16 из камеры высокого давления 13 во внутреннюю полость 7 корпуса 4, чем обеспечивается стабилизация воспроизведения заданных эксплуатационных характеристик.

Сведение контактной уплотняемой поверхности между плоским затвором и седлом до минимума путем выполнения рабочей поверхности седла в виде кольцевых концентрично расположенных ножевых выступов повышает надежность работы гидравлического толкателя в условиях загрязнения рабочего масла посторонними частицами, попадание которых в зону уплотнения практически исключается.

Формула изобретения

Гидравлический толкатель, содержащий корпус в виде стакана, взаимодействующего наружной стороной дна с управляющим кулачком распределительного вала, закрепленную в корпусе направляющую втулку, в которой размещен гидрокомпенсатор в виде колпачка и поршня, ограничивающих камеру высокого давления, обратный клапан, запорный орган которого размещен в полости кожуха с кольцевым зазором относительно стенок и с возможностью самоустановки и поджат к седлу пружиной, отличающийся тем, что седло выполнено в виде кольцевых, концентрично расположенных ножевых выступов, а запорный орган выполнен в виде плоского тарельчатого затвора, притертого к уплотнительным кромкам седла, на запорном органе выполнен осевой выступ для закрепления на нем пружины, причем канавка между ножевыми выступами выполнена тороидальной с радиусом круга, образующего тор, равным высоте выступа, а центр тора расположен в плоскости уплотнительных кромок ножевых выступов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструированию тепловых машин и предназначено для управления клапаном газораспределения, преимущественно двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет увеличить срок службы путем снижения ударных нагрузок

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить быстродействие путем выполнения дополнительного слива

Изобретение относится к конструированию тепловых машин и предназначено для управления клапаном газораспределения, преимущественно двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к распределительным механизмам клапанов газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к газораспределительному механизму двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в их конструкциях, использующих различные виды жидкого топлива

Изобретение может быть использовано в поршневом двигателе. Устройство управления для газового обмена в поршневом двигателе имеет кулачковое устройство кулачкового вала двигателя, взаимодействующее с впускным клапанным механизмом для открывания и закрывания впускного клапана цилиндра двигателя. Устройство управления содержит часть (8) корпуса, в котором размещено с возможностью перемещения поршневое устройство (9), соединенное с кулачковым устройством и клапанным механизмом. Направляющий элемент (10) размещен в части (8) корпуса между кулачковым устройством и поршневым устройством (9) с возможностью перемещения в ответ на перемещения кулачкового устройства. Устройство управления включает средства для регулирования времени открывания впускного клапана. Направляющий элемент (10) снабжен вспомогательным поршнем (13), размещенным с возможностью перемещения между направляющим элементом (10) и поршневым устройством (9) и вместе с направляющим элементом (10), определяющим камеру (14). Часть (8) корпуса снабжена впускным каналом (15) и выпускным каналом (17), разнесенными на расстоянии вдоль перемещения направляющего элемента (10) и размещенными, в свою очередь, в сообщении с указанной камерой (14) через тракт, выполненный в направляющем элементе (10) так, что для выбора увеличенного времени открывания впускного клапана, камера (14) наполняется гидравлической средой посредством впускного канала (15) во время закрывания впускного клапана, чтобы вызывать относительное перемещение вспомогательного поршня (13) по направлению к поршневому устройству (9). При этом гидравлическая среда выпускается из камеры (14) во время смещающего перемещения впускного клапана посредством выпускного канала (17). В результате чего смещение впускного клапана в пиковой фазе открывания впускного клапана остается, по существу, неизменным. Технический результат заключается в улучшении газообмена цилиндра. 4 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх