Шарнир равных угловых скоростей

 

Шарнир равных угловых скоростей относится к области машиностроения и может быть использован для соединения валов машин и механизмов. Шарнир равных угловых скоростей снабжен элементами скользящего зацепления, обхватывающей и обхватываемой деталями с прикрепленными к ним валами и промежуточным элементом, при этом элементы скользящего зацепления выполнены в виде гребней и ответных пазов, а оси качания каждой пары элементов скользящего зацепления перпендикулярны осям валов при их соосном расположении и последовательно перпендикулярны друг другу, кроме того, оси качания элементов скользящего зацепления равноудалены друг от друга по оси валов при их соосном расположении. Шарнир обладает расширенными функциональными возможностями, сниженными наружными габаритами и уменьшенной себестоимостью. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей.

Известен шарнир равных угловых скоростей, содержащий соединенные с валами обхватываемую деталь в виде тройника с шипами, обхватывающую деталь в виде чаши с тремя параллельными беговыми дорожками и установленное между ними промежуточное звено, выполненное в виде расположенных на противоположных сторонах двух отдельных секторов, каждый из которых установлен с возможностью взаимодействия с одной из беговых дорожек через тела качения.

Данный шарнир имеет высокий КПД, долговечен, однако обеспечивает недостаточно большие угловые перемещения соединенных валов.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей шарнира равных угловых скоростей путем увеличения диапазона изменения углов между валами в процессе работы до 90oC и более при сохранении равенства угловых скоростей.

Техническим результатом настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей шарнира, снижение наружного габарита шарнира и его себестоимости.

Указанный технический результат достигается тем, что шарнир равных угловых скоростей, содержащий соединенные с валами обхватывающую и обхватываемую детали, промежуточное звено, расположенное между ними, элементы скользящего зацепления обхватывающей, обхватываемой деталей и промежуточного звена, при этом промежуточное звено состоит из концентрично расположенных чашек, а элементы скользящего зацепления выполнены в виде гребней и ответных пазов, расположенных на сопряженных сферических поверхностях обхватываемой, обхватывающей деталей и чашек, причем гребень и ответный ему паз, расположенные на сопряженных поверхностях чашек, перпендикулярны гребням и ответным пазам, расположенным на сопряженных поверхностях обхватывающей детали и одной из чашек и обхватываемой детали и другой чашки, торец каждой чашки выполнен с выступами в плоскости гребня, для обеспечения наибольшего контакта гребня с пазом при максимальном угле поворота между валами, и с впадинами в плоскости паза для достижения большего угла поворота между валами, глубина впадин составляет не менее половины диаметра вала, соединенного с обхватываемой деталью, но не превышает расстояния до торца обхватывающей детали, оси качания элементов скользящего зацепления перпендикулярны осям вращения валом, при их соосном расположении, указанные оси последовательно взаимно перпендикулярны друг другу и равноудалены между собой.

На чертеже представлен общий вид шарнира.

Шарнир равных угловых скоростей содержит вал 1 с обхватываемой основной деталью 2, на наружной сферической поверхности которой диаметрально и в плоскости, параллельной оси вращения вала 1, выполнен элемент скользящего зацепления в виде гребня 3 и вал 4 с обхватывающей основной деталью 5, на внутренней сферической поверхности которой диаметрально и в плоскости, параллельной оси вращения вала 4, выполнен элемент скользящего зацепления в виде паза 6. Между основными деталями 2 и 5 установлено промежуточное звено, состоящее из двух концентрично расположенных чашек 7 и 8. Чашка 7 содержит на внутренней сферической поверхности паз 9, ответный гребню 3 детали 2, а на наружной сферической поверхности перпендикулярно пазу 9 гребень 10, входящий в зацепление с пазом 11, расположенным на внутренней сферической поверхности чашки 8. На наружной сферической поверхности чашки 8 перпендикулярно пазу 11 размещен гребень 12, ответный пазу 6 основой детали 5. Оси качания элементов скользящего зацепления равноудалены друг от друга по оси валов 1, 4 (в случае их соосного расположения).

Торцы чашек 7 и 8 могут быть выполнены с выступами соответственно 13, 14 в плоскостях наружных элементов скользящего зацепления (гребней) 10 и 12, выходящими за соответствующую ось шарнира при соосном расположении валов 1, 4, и впадинами 15, 16 в плоскостях внутренних элементов зацепления (разов) 9, 11, глубина которых не превышает расстояния до торца основной обхватывающей детали 5.

Выступы 13 и 14 обеспечивают наибольший контакт гребней 10, 12 с пазами 11, 6 при максимальном угле поворота между валами 1, 4.

Впадины 15, 16 имеют глубину, определяемую расстоянием от соответствующих осей шарнира до дна впадины, которое должно быть не менее половины диаметра вала 1 в случае его поворота на 90 градусов относительно средней оси качания элементов скользящего зацепления. Для достижения большего угла поворота расстояние увеличивается.

Взаиморасположение разноименных элементов скользящего зацепления может быть любым, с учетом соблюдения последовательной взаимоперпендикулярности.

Взаиморасположение деталей, узлов или поверхностей, входящих в состав одного элемента скользящего зацепления, может быть самым разнообразным.

Для увеличения нагрузочной способности сопряженные детали шарнира могут содержать по два и более параллельных между собой элемента скользящего зацепления, геометрические формы которых могут быть самыми разнообразными.

Для снижения трения могут быть применены любые известные в технике и подходящие для требуемых условий работы покрытия и напыления, также трение скольжения может быть заменено на трение качения.

Для снижения себестоимости изготовления и увеличения нагрузочной способности шарнира сферические детали могут быть заменены цилиндрическими с сохранением работоспособности элементов скользящего зацепления.

Для увеличения КПД и срока службы шарнира он может иметь в узлах трения смазочный материал с элементами удержания последнего в зоне контакта.

Также для увеличения срока службы шарнир может быть защищен от попадания в него посторонних предметов, что достигается любым известным в технике способом.

Работает шарнир следующим образом.

Вращение от вала 1 с обхватываемой деталью 2 передается гребнем 3, входящим в зацепление с пазом 9, чашке 7, которая посредством гребня 10, входящего в зацепление с пазом 11, передает вращение чашке 8, а от чашки 8 посредством гребня 12, входящего в зацепление с пазом 6, - обхватывающей детали 5 и валу 4.

Чашки 7, 8 промежуточного элемента, скользя по собственным сопряженным поверхностям и по соответствующим поверхностям основных деталей 2 и 5, совершает движение по сложной траектории.

Ось относительного поворота валов 1 и 4 пересекает ось вышеупомянутых валов (в случае их соосного расположения) в точке пересечения оси качания среднего элемента скользящего зацепления с осью валов 1 и 4 (в случае их соосного расположения), что достигается любым известным в технике способом (в частности, при помощи корпуса или делительного механизма).

Заявляемый шарнир позволяет снизить как наружные габариты, так и себестоимость изготовления, при сохранении равенства угловых скоростей при изменении угла между валами до 90 и более градусов.

Формула изобретения

1. Шарнир равных угловых скоростей, содержащий соединенные с валами обхватывающую и обхватываемую детали, промежуточное звено, установленное между ними, элементы скользящего зацепления обхватывающей и обхватываемой деталей и промежуточного звена, отличающийся тем, что промежуточное звено состоит из двух концентрично расположенных чашек, а элементы скользящего зацепления выполнены в виде гребней и ответных пазов, расположенных на сопряженных сферических поверхностях обхватываемой, обхватывающей деталей и чашек, причем гребень и ответный ему паз, расположенные на сопряженных поверхностях чашек, перпендикулярны гребням и ответным пазам, расположенным на сопряженных поверхностях обхватывающей детали и одной из чашек, и обхватываемой детали и другой чашки, торец каждой чашки выполнен с выступами в плоскости гребня для обеспечения наибольшего контакта гребня с пазом при максимальном угле поворота между валами и с впадинами в плоскости паза для достижения большего угла поворота между валами, оси качания элементов скользящего зацепления перпендикулярны осям вращения валов при их соосном расположении, указанные оси последовательно взаимно перпендикулярны друг другу и равноудалены между собой.

2. Шарнир по п.1, отличающийся тем, что глубина впадин составляет не менее половины диаметра вала, соединенного с обхватываемой деталью, но не превышает расстояния до торца обхватывающей детали.

3. Шарнир по п.1 или 2, отличающийся тем, что на сопряженных сферических поверхностях деталей шарнира расположены по два и более параллельных между собой элемента скользящего зацепления.

4. Шарнир по одному из пп.1 - 3, отличающийся тем, что сопряженные детали шарнира имеют форму, состоящую из набора поверхностей вращения, в частности цилиндрических, вписанных в сферу.

5. Шарнир по одному из пп.1 - 4, отличающийся тем, что в узлах трения применены антифрикционные и противоизносные напыления.

6. Шарнир по одному из пп. 1 - 4, отличающийся тем, что в узлах трения применены пластмассы.

7. Шарнир по одному из пп.1 - 4, отличающийся тем, что в узлах трения шарнира имеется смазочный материал с элементами удержания последнего в зоне контакта.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей

Изобретение относится к машиностроению, в частности для карданных валов грузовых автомобилей

Кардан // 1831602

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях

Изобретение относится к машиностроению , предназначено для соединения валов , расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения преимущественно несоосных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шарнирным муфтам

Изобретение относится к соединительным муфтам между валами, и в частности - к универсальным шарнирам, и конкретнее - к муфтам, имеющим равные мгновенные угловые скорости входного вала и выходного вала или обеспечивающим приблизительно таковые скорости

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей и предназначено в основном для транспорта

Изобретение относится к муфтам, обеспечивающим вращение валов под углом друг к другу, и, в частности, к шарнирам равных угловых скоростей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к узлам сельскохозяйственных, транспортных и других машин

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей с продольно-подвижными обоймами. Шарнир состоит из наружной (2) и внутренней (4) обойм, шариков (3) и сепаратора, причем вал (5) внутренней (4) обоймы продольно-подвижно крепится в ней на шлицах, шпонках, шариках или роликах. По второму варианту в шарнире наружная (2) обойма продольно- подвижно крепится в стакане (1), соединенном с рабочим валом. Крепление может осуществляться посредством шлицов, шпонок, шариков или роликов. Шпонки могут быть цилиндрическими, а шарики могут иметь сепараторы, в частности, в виде вставок из антифрикционного материала, например фторопласта или бронзы. Ролики также могут иметь сепараторы в виде вставок из антифрикционного материала или сепараторы в виде пластины с прямоугольными отверстиями. Технический результат: увеличение в несколько раз ресурса шарнира равных угловых скоростей с продольно- подвижными обоймами. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к сферическим устройствам типа механизма Гука или двойного механизма Кардана, и может использоваться в качестве аналога шарнира равных угловых скоростей, а также в качестве замены шарнира неравных угловых скоростей в приводах тракторов и мини-тракторов, автомобилей и других транспортных средств, иных машин и механизмов для передачи вращения между валами. Шарнир содержит ведущий (1) и ведомый валы с вилками (3) на концах, имеющими одинаковые размеры, две части, симметричные относительно оси вала, плоские параллельные опорные поверхности, задающие толщину h вилки (3), внешние поверхности, паз с внутренними поверхностями, перпендикулярными опорным поверхностям, с прямолинейным участком шириной q, 2h≤q≤2,3h, и участком в форме дуги окружности радиуса 0,5q, и канавки (4) на опорных поверхностях шириной 0,1…0,15q и глубиной 0,05…0,15q, средние линии канавок (4) равноудалены на 0,2…0,3q от линий пересечения опорных поверхностей с внутренними поверхностями паза вилки (3), бурт (5) у основания вилки (3) сплошной кольцевой формы, поверхность которого с противоположной стороны выполнена перпендикулярной оси вала, опорно-центрирующий шар (6) радиуса R, 0,9q≤R≤1,2q, с двумя кольцевыми взаимно перпендикулярными пазами прямоугольного профиля шириной h. Поверхности оснований пазов шара (6) представляют собой пересечение поверхностей двух цилиндров радиуса 0,5q, оси которых взаимно перпендикулярны, проходят через центр шара (6) и перпендикулярны каждая соответствующей плоскости симметрии, и с двумя сквозными отверстиями (7) радиуса 0,08…0,15h, оси которых совпадают с осями цилиндров. Вилки (3) входят в пазы шара (6) с противоположных сторон с образованием разъемного шарнирного соединения, обеспечивающего угол передачи вращения более 30°. Технический результат - повышение надежности работы шарнирного механизма. 3 ил.

Изобретение относится к механизмам типа карданного шарнира и может использоваться в приводах автомобилей и других машин для равномерной передачи вращения между валами. Шарнир равных угловых скоростей содержит ведущий (1) и ведомый (2) валы с вилками на концах, имеющими одинаковые размеры, две части, симметричные относительно оси вала (1, 2), плоские параллельные поверхности, задающие толщину вилки h, внешнее основание, пазы с внутренними поверхностями, перпендикулярными наружным поверхностям, прямолинейным участком и участком в форме дуги окружности радиуса q, равного половине ширины паза вилки, опорно-центрирующее звено (3) с двумя кольцевыми взаимно перпендикулярными пазами одинакового размера прямоугольного профиля, ширина пазов звена (3) равна толщине вилки h. Боковые поверхности пазов звена (3) симметричны относительно двух взаимно перпендикулярных плоскостей симметрии, линия пересечения которых проходит через центр звена (3). Поверхности, ограничивающие геометрическую форму оснований пазов звена (3), представляют собой пересечение поверхностей двух цилиндров радиуса q, оси которых взаимно перпендикулярны, проходят через центр звена (3) и перпендикулярны каждая соответствующей плоскости симметрии. Поверхность, ограничивающая геометрическую форму звена (3), представляет собой пересечение поверхности сферы радиуса R, центр которой совпадает с центром звена (3), поверхностей двух цилиндров радиуса r, , оси цилиндров радиуса r совпадают с осями цилиндров радиуса q, и двух секущих плоскостей, параллельных плоскости, образованной осями цилиндров радиусов r и q, и расположенных симметрично от нее на расстоянии 0,80…0,98 r. Вилки валов (1, 2) входят в пазы звена (3) с противоположных сторон с образованием разъемного шарнирного соединения, обеспечивающего угол передачи вращения более 30°. Технический результат: повышение надежности работы карданного шарнира равных угловых скоростей. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для передачи вращения между валами, которые могут совершать плоское угловое смещение относительно друг друга, в том числе во время вращения, и может быть использовано в машиностроении. Шарнир равных угловых скоростей включает ведущий вал (1), установленный в корпусе (2) и связанный с водилом (Н) планетарной передачи. Зубчатые сателлиты (3) водила (H) входят в зацепление с центральными зубчатыми колесами (4, 5), свободно установленными на валу (1) и имеющими дополнительные зубчатые венцы (6, 7). Колесо (4) своим венцом (6) входит в зацепление под прямым углом с промежуточным зубчатым колесом (8), которое своим дополнительным зубчатым венцом (9) или напрямую входит в зацепление под прямым или иным углом с зубчатым колесом (10) ведомого вала (11). Вал (11) находится на цапфе (12). Поворотный вал (13) цапфы (12) установлен в корпусе (2) перпендикулярно валу (1) и перпендикулярно или под иным углом валу (11). На валу (11) находится колесо (8) и зубчатое колесо (14), входящее в зацепление с венцом (7) колеса (5) планетарной передачи, при этом колесо (8) установлено на валу (13) свободно, а цапфа (12) и колесо (14) жестко. Передаточные числа зубчатых колес заявленного шарнира имеют следующие значения. Между венцом (6) и колесом (8) - u=1, между колесом (14) и венцом (7) - u=1, между колесом (5) и колесом (4) при неподвижном водиле (H) - u=1, между венцом (9) и колесом (10) вала (11) - u=2. Технический результат: разработка устройства для соединения валов, передающих вращение с высокой скоростью, позволяющего осям валов совершать неограниченное плоское угловое смещение относительно друг друга, без изменения положения оси углового смещения, без зависимости нагрузки на узлы шарнира от величины углового смещения валов, с возможностью применения для ведущего управляемого моста транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к шарнирным муфтам. Синхронная муфта в виде пятизвенного сферического механизма содержит меньшую и большую вилки, соединенные последовательно через меньшую и большую крестовины шарнирами. Центробежными силами вращение крестовин удерживают в бисекторной плоскости угла между осями вращения вилок при совпадении осей пары шарниров большей и меньшей вилок. Меньшая крестовина парой своих шипов соединена шарнирно с меньшей вилкой, а другой парой своих шипов соединена шарнирно с большей крестовиной. Большая крестовина охватывает большую вилку и выполнена с двумя парами отверстий для подшипников шарнирного соединения и с большей вилкой, и с меньшей крестовиной. Большая крестовина может быть выполнена овальной рамкой, причем отверстия для шарнирного соединения с меньшей крестовиной расположены в дугообразной стенке рамки, а шипы шарнирного соединения с большей вилкой примыкают к прямолинейной стенке рамки. Достигается упрощение сборки. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх