Система спасения летательного аппарата

 

Использование: изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам спасения летательных аппаратов с помощью парашютов. Сущность: система спасения летательного аппарата содержит контейнер для парашюта, летательное устройство и фал. Летательное устройство снабжено эластичной емкостью, источник энергии выполнен в виде газогенератора, сообщающегося с эластичной емкостью. 4 з.п.ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам спасения летательных аппаратов с помощью парашютов.

Из уровня техники известны системы спасения летательных аппаратов.

Так, в заявке [1] представлена система спасения летательного аппарата, содержащая контейнер для парашюта, метательное устройство и фал, контейнер выполнен обтекаемой формы и состоит из крышки и корпуса, имеющих разъем и соединенных чекующим устройством, фал соединен с парашютом и летательным аппаратом и проходит через крышку контейнера, метательное устройство содержит источник энергии, направляющую и спусковой механизм.

Недостатком системы по заявке [1] является то обстоятельство, что в качествен источника энергии используется сжатый газ, находящийся в баллончике. Это обуславливает оснащение метательного устройства стволом, в котором перемещается поршень, взаимодействующий с контейнером, который перемещается вдоль направляющей, при этом для обеспечения необходимой скорости поршня ствол должен выполняться большой длины, а направляющие для контейнера, как показано в заявке [1], увеличивают длину ствола. В результате система спасения приобретает значительную длину, что может создать трудности при ее размещении на летательном аппарате.

В патенте [2] представлена система спасения летательного аппарата, содержащая контейнер для парашюта, метательное устройство и фал, контейнер выполнен обтекаемой формы и состоит из крышки и корпуса, имеющих разъем и соединенных чекующим устройством, фал соединен с парашютом и летательным аппаратом и проходит через крышку контейнера, метательное устройство содержит источник энергии, направляющую и спусковой механизм. Направляющая выполнена в виде трубы, охватывающей контейнер и закрепленной на стволе, в котором размещены источник энергии, выполненный в виде пиротехнического патрона, и спусковой механизм. Представленное в патенте [2] , принятом за наиболее близкий аналог, выполнение источника энергии и направляющей позволяет уменьшить габариты метательного устройства и системы спасения в целом, однако необходимость использования ствола приводит к увеличению габаритов системы спасения, что также может создать трудности при размещении системы спасения, не выходя за обводы летательного аппарата.

Решаемой технической задачей является обеспечение безопасности при возникновении аварийной ситуации во время полета летательного аппарата.

Технический результат заключается в уменьшении габаритов системы спасения. Технический результат состоит также в создании составляющей скорости, направленной под углом к оси ствола метательного устройства.

Указанный технический результат достигается тем, что в системе спасения летательного аппарата, содержащей контейнер для парашюта, метательное устройство и фал, контейнер выполнен обтекаемой формы и состоит из крышки и корпуса, имеющих разъем в поперечной плоскости, и соединенных чекующим устройством, метательное устройство содержит источник энергии, направляющую и спусковой механизм, фал соединен с парашютом и летательным аппаратом и закреплен на крышке контейнера, метательное устройство снабжено эластичной емкостью, источник энергии выполнен в виде газогенератора, предназначенного для сообщения с эластичной емкостью и связанного с управляющим органом спускового механизма.

Система может быть оснащена дополнительным источником энергии и спусковым механизмом для него, источник энергии соединен с контейнером посредством направляющей.

Спусковые механизмы газогенератора и источника энергии для контейнера могут быть кинематически связаны между собой.

Система может быть оснащена по меньшей мере двумя парашютами, один из которых является тормозным парашютом и фалом, соединенным с фалом основного парашюта на участке между креплением фала к основному парашюту и крышкой контейнера.

Фал тормозного парашюта может быть соединен с крышкой контейнера.

Перечисленные признаки являются существенными для достижения технического результата и взаимосвязаны между собой.

Наличие в системе спасения летательного аппарата контейнера для парашюта, метательного устройства и фала, выполнение контейнера обтекаемой формы, состоящего из крышки и корпуса, имеющих разъем в поперечной плоскости и соединенных чекующим устройством, фала, соединенного с парашютом и летательным аппаратом и закрепленного на крышке контейнера, а метательного устройства в виде источника энергии, в качестве которого использован газогенератор, предназначенный для соединения с эластичной камерой, соприкасающейся с контейнером в незаполненном газом состоянии, спускового механизма, связанного с управляющим органом спускового механизма, и направляющей, в качестве которой могут служить стенки фюзеляжа летательного аппарата, обеспечивает придание контейнеру необходимой скорости движения, надежность при раскрытии парашюта, в то же время система имеет малые габариты, поскольку в ненаполненном состоянии эластичная емкость занимает немного места и, кроме того, может располагаться вдоль длинной стороны контейнера.

Оснащение системы спасения дополнительным источником энергии и спусковым механизмом для него и соединение источника энергии с контейнером посредством направляющей обеспечивает компактность системы при незаполненной эластичной емкости и приведение системы в удобное для запуска контейнера положение при наполненной эластичной емкости.

Наличие кинематической связи между спусковыми механизмами газогенератора и источника энергии для контейнера обеспечивает возможность их синхронного запуска, при котором начальная скорость движения контейнера складывается из скорости от источника контейнера, соединенного посредством направляющей с контейнером, и скорости, придаваемой контейнеру эластичной емкостью.

Оснащение системы спасения летательного аппарата по меньшей мере двумя парашютами, один из которых является тормозным и соединен фалом с фалом основного парашюта на участке между основным парашютом и контейнером, обеспечивает уменьшение перегрузки при раскрытии парашютов, а соединение фала тормозного парашюта с крышкой контейнера повышает удобство укладки парашютов в контейнер.

На фиг. 1 показана система спасения в варианте с метательным устройством с эластичной емкостью; на фиг. 2 - использование эластичной емкости в варианте использования как средства для установки контейнера в рабочее положение; на фиг. 3 - пример выполнения контейнера; на фиг. 4 - 9 - последовательность раскрытия тормозного и основного парашютов.

Система спасения летательного аппарата устроена следующим образом.

Система спасения содержит контейнер 1 для парашюта 2 (фиг. 3), соединяющий парашют 2 с летательным аппаратом 4, источник энергии, выполненный в виде газогенератора 5, оснащенный спусковым механизмом с эластичной емкостью 6, соединенной с газогенератором 5. Эластичной емкости 6 придана форма, при которой в наполненном газом состоянии длина по меньшей мере двух противоположных стенок выполнена различной.

Система спасения может также оснащаться дополнительным источником энергии 7, соединенным с контейнером 1. Источник энергии 7 и контейнер 1 соединены с летательным аппаратом 4 с возможностью поворота относительно него, а также оснащены синхронизатором (на фиг. не показан) для последовательного приведения в действие спускового механизма газогенератора 5 и источника энергии 7 для контейнера 1. Синхронизатор может быть выполнен в виде кинематической связи, обеспечивающей последовательное введение в действие спусковых механизмов.

Контейнер содержит крышку 8 и корпус 9, имеющие разъем в поперечной плоскости и соединенные чекующим устройством 10.

Метательное устройство содержит источник энергии 7, выполненный, например, в виде пиротехнического патрона 11, оснащенный спусковым механизмом, ствол 12, размещаемый в стволе поршень 13 с толкателем 14, взаимодействующим с направляющей 15, выполненной в виде трубы, один конец которой закреплен на стволе 12. а другой сопряжен с контейнером 1 или его крышкой 8. Спусковой механизм содержит блок с пружиной 16 и чеку 17, соединенную с управляющим органом (на фиг. не показан).

Фал 3 соединен с парашютом 2 и летательным аппаратом 4, например, посредством карабина 18, проходя через отверстия в крышке 8 и направляющей 15 контейнера 1, и связан с крышкой 8. При этом длина фала 3 выбирается исходя из обеспечения безопасного раскрытия парашюта 2, например, с длиной, превышающей габариты летательного аппарата 4.

Система спасения может оснащаться несколькими, например, тормозным 19 и основным 2 парашютами, размещенными в контейнере 1 и соединенными между собой фалом 20 на участке фала 3 между парашютом 2 и крышкой 8, в частности, с крышкой 8 контейнера 1.

Система спасения летательных аппаратов работает следующим образом.

В варианте использования в составе метательного устройства эластичной емкости 6 спусковым механизмом приводится в действие газогенератор 5, подающий газ под давлением в эластичную емкость 6. При быстром наполнении газом эластичная емкость 6 расправляется и за счет разной высоты по меньшей мере двух противоположных сторон придает импульс контейнеру 1 под углом к летательному аппарату 4. После вытяжки фала 3 происходят разъединение крышки 8 и корпуса 9, высвобождение парашюта 2 и его раскрытие.

Возможно также использование эластичной емкости 6 в качестве средства для установки контейнера 1 в исходное для пуска положение после наполнения емкости 6 газом, выработанным газогенератором 5.

После установки в исходное для пуска положение приводится в действие источник энергии 7, соединенный с контейнером 1, и контейнер по направляющей 15 с заданной скоростью удаляется от летательного аппарата 4.

Затем происходят срабатывание чекующего устройства 10, разделение крышки 8 и корпуса 9 контейнера 1 и после выборки файла 3 раскрытие парашюта 2 (фиг. 3).

При использовании нескольких парашютов, например тормозного 19 и основного 2 парашютов, после срабатывания чекующего устройства 10 происходит разделение крышки 8 и корпуса 9 контейнера 1 и после выборки участка фала 3 между крышкой 8 и летательным аппаратом 4 происходят остановка крышки 8 и удаление корпуса 9 с основным парашютом 2 и тормозного парашюта 19. После выборки фала 20 происходит раскрытие тормозного парашюта 19. При этом основной парашют 2 с корпусом 9 продолжает движение. После выборки фала 3 между крышкой 8 и парашютом 2 происходит раскрытие основного парашюта 2.

В случае выполнения системы с синхронизатором (на фиг. не показан), приведения в действие спусковых механизмом газогенератора 5 и источника энергии 7 для контейнера 1, при отделении от летательного аппарата 4 контейнеру 1 передана скорость от эластичной емкости 6 и от источника энергии 7 вдоль направляющих 15. При этом повышается безопасность раскрытия парашютов 2 и 19.

Формула изобретения

1. Система спасения летательного аппарата, содержащая контейнер для парашюта, метательное устройство и фал, контейнер выполнен обтекаемой формы и состоит из крышки и корпуса, имеющих разъем в поперечной плоскости и соединенных чекующим устройством, метательное устройство содержит источник энергии, направляющую и спусковой механизм, фал соединен с парашютом и летательным аппаратом и закреплен на крышке контейнера, отличающийся тем, что метательное устройство снабжено эластичной емкость, источник энергии выполнен в виде газогенератора, предназначенного для сообщения с эластичной емкостью и связанного с управляющим органом спускового механизма.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она оснащена дополнительным источником энергии и спусковым механизмом для него, источник энергии соединен с контейнером посредством направляющей.

3. Система по п.2, отличающаяся тем, что спусковые механизмы газогенератора и источника энергии для контейнера кинематически связаны между собой.

4. Система по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что она оснащена по меньшей мере двумя парашютами, один из которых является тормозным парашютом с фалом, соединенным с фалом основного парашюта на участке между креплением фала к основному парашюту и крышкой контейнера.

5. Система по п.4, отличающаяся тем, что фал тормозного парашюта соединен с крышкой контейнера.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области парашютной техники и может быть использовано в устройствах спасения летательных аппаратов

Изобретение относится к области космической техники

Изобретение относится к парашютной технике, в частности к способам и устройствам рифления парашютов

Парашют // 8031

Изобретение относится к парашютной технике

Изобретение относится к аварийным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к области устройств, предназначенных для спуска людей с высоты

Изобретение относится к спасательным средствам, используемым при эвакуации с высоты, а также к оборудованию для проведения высотных работ

Пирорезак // 2353481
Изобретение относится к устройствам для резки

Группа изобретений относится к парашютным системам летательных аппаратов. Система парашютирования содержит купол/купола основного парашюта, вытяжной парашют и капсулу, в которой расположены купол/купола основного парашюта и тормозной парашют. Фал вытяжного парашюта имеет крепление к грузу. В отсеке или в капсуле имеется тормозной парашют. Способ работы системы парашютирования заключается в том, что производятся отстрел и наполнение вытяжного парашюта. Затем происходит отсоединение крепления фала вытяжного парашюта, что приводит к вытягиванию вытяжным парашютом тормозного парашюта и капсулы основного парашюта с раскрытием последнего до зарифленного состояния. Далее осуществляется полное раскрытие основного парашюта и после приземления происходит или производится вручную отцепка всех парашютов системы. Группа изобретений направлена на более плавное введение в действие парашютной системы. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к оборудованию летательных аппаратов. Варианты парашютных систем отличаются видом системы управления, варианты которой включают пиротехнический заряд, электродвигатель, плавно отпускающий фал рифления по командам системы управления, реле ускорения торможения, барабан с фалом, управляемый тормоз с плавно регулируемым тормозным усилием, запасное ручное управление, закрепленные на внутренней или наружной части верхней и/или нижней поверхности крыла и/или фюзеляжа тонкие проводники и/или имеют концевые выключатели с замыкающими контактами в местах крепления консолей крыла к фюзеляжу. Группа изобретений направлена на расширение арсенала технических средств. 12 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам спасения людей из горящих зданий. Устройство для спуска груза в атмосфере содержит: внешний парашютный купол и внутренний парашютный купол меньшего размера, соединенные друг с другом по всему периметру посредством кольцевой перемычки, с образованием между ними замкнутой полости, устройство выработки сжатого газа, соединенное с полостью с возможностью подачи сжатого газа внутрь нее, стропы, выполненные с возможностью изменения их длины, одни концы которых соединены с упомянутыми куполами, а другие концы выполнены с возможностью присоединения к грузу, сопла, оснащенные клапанами, выполненными с возможностью их принудительного открытия и закрытия, размещенные на перемычке и сообщенные с полостью, кольцевые конфузоры, выполненные с возможностью их принудительного открытия и закрытия, размещенные на внешнем куполе, сообщенные с полостью и ориентированные вдоль поверхности внешнего купола, проходящей через груз. Технический результат - повышение безопасности благодаря исключению эффекта складывания и замедлению падения. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх