Способ определения угла контакта в шарикоподшипнике и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации. Предложено измерять угол контакта в шарикоподшипнике, используя вибросигналы, полученные с вращающегося под нагрузкой подшипника. Измеряют амплитудный спектр вибраций всех элементов, дискретизируют и преобразовывают вибросигналы в цифровую форму. Определяют составляющие спектра вибраций в заданных диапазонах частот, вводят сигнал в рабочий буфер, подвергают вибросигнал быстрому преобразованию Фурье и определяют частоты вращения ротора, сепаратора с шариками относительно наружного и внутреннего колец и шарика вокруг собственной оси. Затем определяют угол контакта как функцию параметров частот деталей подшипника. Устройство, с помощью которого осуществляется данный способ, включает в себя вибропреобразователь, усилитель-корректор, фильтр, узел обработки и аналого-дискретного преобразования сигнала, преобразователь Фурье, определители частоты вращения наружного кольца, комплекта шариков относительно наружного и внутреннего колец, шарика вокруг собственной оси и блок вычисления и регистрации искомого угла контакта. Предложение обеспечивает высокую точность измерения. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для контроля шарикоподшипников при их изготовлении или диагностики в процессе эксплуатации.

Известен способ измерения угла контакта шарика с профилем желоба кольца подшипника, при котором кольца устанавливают неподвижно в контакт с одним из шариков, в диаметрально противоположных точках его вводят два параллельных цилиндрических стержня, свободно вращающихся вокруг своих осей, перемещают их синхронно в осевом направлении в противоположные стороны на заданную величину, измеряют угол поворота стержней и определяют угол контакта шарика с кольцами по функциональной зависимости, связывающей его с углом поворота стержней (авт. свид. СССР, 669179, кл. G 01 B 5/24, 1979).

Однако такой способ является весьма трудоемким и не обеспечивает необходимую точность измерения.

Известно также устройство для измерения угла контакта шарикоподшипников, содержащее смонтированные в корпусе механизм фиксации подшипника, шпиндель для вращения подшипника, привод вращения и торможения шпинделя, узел нагружения, отсчетное устройство и командоаппарат (авт. свид. СССР, 1250885, кл. G 01 M 13/04, 1986).

Однако такое устройство основано на механической кинематике деталей и узлов измерительной цепи, что не обеспечивает быстродействия технологических операций и точности измерений.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению, принятым за прототип, является способ и устройство (патент РФ, 2052185, кл. G 01 M 13/04, 1996), согласно которому способ контроля угла заключается в определении функции а устройство для его осуществления содержит корпус, шпиндель с приводом вращения подшипника, узел нагружения и узел отсчета с датчиками, информация от которых выведена через блок формирования и первичной обработки импульсов на ЭВМ.

Однако такой способ контроля угла контакта и устройство для его осуществления не являются универсальными, не позволяют проводить измерения на подшипниках, находящихся в эксплуатации в изделиях без их разборки, а устройство имеет сложное конструктивное исполнение.

Поставлена задача устранить указанные недостатки прототипа, предложить более современную технологию измерения и более простое устройство без использования в цепи измерения механических кинематических связей, что повысило бы точность измерений.

Задача решается тем, что в качестве сигнала измерительной информации используют вибросигнал, а полученный дискретный сигнал подвергают преобразованию Фурье, при этом по выявленному амплитудному спектру вибраций с квадратическим усреднением в заданных частотных диапазонах рассчитывают частоту fр вращения внутреннего кольца и частоту fн вращения комплекта шаариков относительно наружного кольца, далее, вычитая fн из fр, вычисляют частоту fв вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца, а выделяя из амплитудного спектра найденные fн и fр, фиксируют частоту fш вращения шарика относительно собственной оси, искомый угол контакта определяют по выражению где - - угол контакта подшипника; fш - частота вращения шарика вокруг собственной оси; fн - частота вращения комплекта шариков относительно наружного кольца; fв - частота вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца.

Как один из вариантов вибросигнал обрабатывают и преобразуют в дискретную форму с частотой дискретизации 800 Гц, частотой среза для низких частот 300 Гц и временем 40 с. При этом амплитудный спектр анализируют в диапазоне 300-400 Гц, а частоты вращения внутреннего кольца подшипника и комплекта шариков относительно наружного кольца - в диапазонах соответственно 24-25 Гц и 9,3-10 Гц.

Устройство для измерения угла контакта по предлагаемому способу содержит вибропреобразователь - узел отсчета с датчиком, между выходом вибропреобразователя и входом узла обработки и аналого-дискретного преобразования сигнала введены последовательно соединенные усилитель-корректор и полосовой фильтр, а между выходом узла обработки и аналого-дискретного преобразования сигнала и входом упомянутого узла вычисления и регистрации - последовательно соединенные преобразователь Фурье, определитель частоты вращения внутреннего кольца, определитель частоты вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца и определитель частоты вращения шарика относительно собственной оси. Узел вычисления и регистрации угла контакта шарика с профилем желоба кольца выполнен с возможностью определения отношения диаметра окружности центров шариков к диаметру шарика.

На чертеже показана схема устройства.

Устройство содержит вибропреобразователь 1, установленный на исследуемом подшипнике, закрепленном на вращающемся роторе. К его выходу последовательно подключены усилитель-корректор 2, фильтр 3, блок подготовки вибросигнала, ввода и АЦП 4, преобразователь Фурье 5, определитель частоты вращения наружного кольца 6, определитель частоты вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца 7, определитель частоты вращения комплекта шариков относительно наружного кольца fн 8, блок определения частоты вращения шарика вокруг собственной оси fш 9, блок вычисления и регистрации угла контакта cos 10 с дисплеем 11 и печатающим устройством 12.

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

Механические колебания подшипника, вращающегося под нагрузкой, которые появляются вследствие имеющихся в нем неточностей изготовления и сборки, фиксируются вибропреобразователем 1, который преобразует их в пропорциональные электрические сигналы. С усилителя-корректора 2, предназначенного для усиления и согласования высокого выходного сопротивления вибропреобразователя 1 с последующими элементами цепи, сигнал поступает на вход полосового фильтра 3 и через него - на блок подготовки вибросигнала, ввода и АЦП 4. Ввод осуществляют в режиме, характеристики которого приведены в таблице.

Определяют частоту вращения внутреннего кольца и комплекта шариков относительно внутреннего и наружного кольца по поступившему сигналу с использованием исследованных свойств спектра вибраций.

Первоначально вибросигнал, записанный в первом режиме, подвергают быстрому преобразованию Фурье с использованием 8192 точек с усреднением по амплитудным спектрам среднеквадратичных значений. В результате получают амплитудный спектр вибраций подшипника в диапазоне до 400 Гц с разрешением по частоте f = 0,997 Гц. Поскольку при вводе сигнала граничная частота фильтра НЧ составляла 300 Гц, то фактическое значение составляющие спектра получают на частоте, не выше граничной.

В этом спектре существует значительная составляющая, соответствующая частоте вращения внутреннего кольца. Поблизости нет других составляющих спектра. На этом основан алгоритм точного определения частоты вращения внутреннего кольца. Сначала определяем составляющую спектра в диапазоне от 24 до 25 Гц, имеющую максимальную амплитуду. Затем берем две предыдущие и две последующие составляющие. Частоту вращения определяем как средневзвешенную частот этих пяти составляющих, где в качестве весов берутся квадраты соответствующих амплитуд. Если номер максимальной гармоники обозначить i, частоты пяти исходных гармоник fi-2; fi-1; fi; fi+1; fi+2; а амплитуды ai-2; ai-1; ai; a1+1; ai+2, то значение частоты вращения определяем по формуле (1):
Она определяется, таким образом, с точностью лучше, чем 0,05 Гц.

Далее по тому же спектру определяют частоту вращения комплекта шариков относительно наружного кольца fн. Гармоника, соответствующая этой частоте, обычно выражена очень слабо, а зачастую и вовсе незаметна на общем фоне. В то же время ярко выражена гармоника, соответствующая частоте прохождения шариков по наружному кольцу, которая равна искомой частоте, умноженной на число шариков в подшипнике. Зная примерно частоту вращения комплекта шариков относительно наружного кольца fн, умножением границ этого диапазона частот на количество шариков получают новый диапазон, в котором, действуя по алгоритму, описанному для частоты вращения внутреннего кольца (т.е. определяя в начале максимальную составляющую в полученном диапазоне и заканчивая вычислением по формуле (1)), определяют частоту прохождения шариков по наружному кольцу с точностью не хуже 0,05 Гц. Деля на количество шариков эту частоту, получают частоту вращения комплекта шариков относительно наружного кольца с точностью не менее 0,01 Гц.

После определения частоты вращения внутреннего кольца fр и частоты вращения комплекта шариков относительно наружного кольца fн вычисляют частоту вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца по формуле (2):
fв = fр - fн .(2)
На основе определения трех из четырех необходимых частот строят линейчатую часть спектра вибраций подшипника. Четвертую частоту вращения шарика вокруг собственной оси fш определяют позднее.

Рассмотрим структуру спектра вибраций подшипника.

В линейчатой части спектра вибраций шарикоподшипника можно выделить три набора гармоник, которые возбуждаются соответственно наружным и внутренним кольцами и комплектом шариком. Пусть n - это количество шариков в подшипнике. Обозначим через K целое число, диапазон измерения которого будет указан отдельно для каждой из групп гармоник. Пусть m - это еще одно целое число в диапазоне от 0 до 5.

Тогда частоты гармоник, соответственно возбуждаемые наружным кольцом, будут:
Knfн mfр, (3)
где
K = 1 ... 125
Частоты гармоник, соответствующие возбуждению от внутреннего кольца:
Knfв mfр, (4)
где
K = 0 ... 85
Частоты гармоник, соответствующие возбуждению от комплекта шариков:
mfн (5)
Kfш mfн, (6)
где
K = 1 ... 200
Все указанные составляющие не обязательно будут представлены в реальном спектре вибраций. Так, например, для внутреннего кольца редко появляются гармоники, соответствующие m = 0 в формуле (4), а присутствующие боковые частоты. Для наружного кольца, наоборот, в основном присутствуют гармоники, соответствующие m = 0 в формуле (3). То же и для шариков: гармоники, соответствующие m = 0 в формуле (6), обычно слабо выражены, а присутствуют боковые частоты. Частоты, описываемые формулой (5) и характеризующие разноразмерность шариков, не всегда проявляются. Однако программа измерения угла каждый раз индивидуально для каждого подшипника анализирует наличие или отсутствие всех указанных гармоник и определяет их амплитуду.

Такая структура подтверждается результатами подробных экспериментальных и теоретических исследований и полностью соответствует реальному спектру вибраций подшипника качения.

Формирование спектра вибраций осуществляют следующим образом. Сначала выделяют все пики в спектре вибраций. Для этого вычисляют спектр скользящего среднего в диапазоне 20 предшествующих и 20 последующих гармоник. Затем рассматривают последовательно гармоники исходного спектра, и в случае, если ее амплитуда превосходит соответствующую среднюю в два раза, она считается элементом пика. Идущие последовательно без пропусков элементы пиков считают элементом одного пика. Для идентификации отдельных пиков в процессе перебора в соответствии с алгоритмом в специальный массив пар чисел записываются номера гармоник, являющихся первыми и последними элементами каждого из пиков. Из полученного набора пиков выбирают те, которые соответствуют частотам, возбуждаемым наружным кольцом, т.е. те, которые соответствуют формулам (3) и (4) в рассматриваемом диапазоне частот. Они одновременно исключаются из исходного спектра и включаются в спектр вибрации наружного кольца. Та же операция повторяется для внутреннего кольца с использованием частот, описываемых формулой (5). Тогда в исходном спектре остаются только пики, соответствующие шарикам. Эти пики исключаются из исходного спектра и включаются в спектр вибраций, возбуждаемых шариками.

В результате получают три спектра вибраций, соответствующих возбуждениям от трех основных причин: наружного кольца, внутреннего кольца и шариков.

Для получения исходного спектра осуществляют сначала быстрое преобразование Фурье, затем производят остальные операции, описанные выше. Затем вычисляют угол контакта шарика с профилем желоба кольца подшипника по формуле:

где
- - угол контакта подшипника;
fш - частота вращения шарика вокруг собственной оси;
fн - частота вращения комплекта шариков относительно наружного кольца;
fв - частота вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца.

Последней вычислительной операцией является определение отношения диаметра окружности центров шариков подшипника (Dср) к диаметру шарика подшипника (dш) по формуле:

Результаты измерения угла контакта шариковых подшипников и вычисления соотношения диаметра окружности центров шариков подшипника к диаметру шарика выводят на экран дисплея и одновременно на печатающее устройство.

Предлагаемые способ и устройство для измерения угла контакта шариковых подшипников очень просты, технологичны, не требуют дорогостоящего аппаратного оборудования и предполагают использование широко применяемого оборудования для вибродиагностики подшипников. Кроме того, они позволяют проводить указанные измерения на подшипниках, находящихся в эксплуатации в изделиях без их разборки, что делает предлагаемый способ и устройство универсальными современными средствами контроля и диагностики шарикоподшипников.

Таким образом, предлагаемое техническое решение обладает новизной по сравнению с прототипом, имеет изобретательский уровень по сравнению с известными техническими решениями и промышленно применимо, что соответствует требованиям патентоспособности изобретения.


Формула изобретения

1. Способ определения угла контакта в шарикоподшипнике, согласно которому подшипник вращают под нагрузкой ротором, с помощью датчика, установленного на наружном кольце подшипника, формируют сигнал измерительной информации, обрабатывают его, преобразуют в дискретную форму и вычисляют угол контакта шарика с профилем желоба кольца по функциональной зависимости угла от полученного дискретного сигнала, отличающийся тем, что в качестве сигнала измерительной информации используют вибросигнал, а полученный дискретный сигнал подвергают преобразованию Фурье, при этом по выявленному амплитудному спектру вибраций с квадратическим усреднением в заданных частотных диапазонах рассчитывают частоту fр вращения внутреннего кольца и частоту fн вращения комплекта шариков относительно наружного кольца, далее, вычитая fн из fр, вычисляют частоту fв вращения комплекта шариков относительно внутреннего кольца, а выделяя из амплитудного спектра найденные fн и fр, фиксируют частоту fш вращения шарика относительно собственной оси, искомый угол контакта определяют по выражению

обрабатывают и преобразуют в дискретную форму с частотой дискретизации 800 Гц, частотой среза для низких частот - 300 Гц и временем - 40 с.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что амплитудный спектр вибраций анализируют в диапазоне 300 - 400 Гц, а частоты вращения внутреннего кольца подшипника и комплекта шариков относительно наружного кольца - в диапазонах соответственно 24 - 25 Гц и 9,3 - 10 Гц.

3. Устройство для определения угла контакта подшипника, установленного на роторе с приводом и снабженного углом нагружения, содержащее узел отсчета с датчиком сигнала измерительной информации, узел обработки и аналого-дискретного преобразования сигнала, узел вычисления и регистрации угла контакта шарика с профилем желоба кольца, выполненный в виде ЭВМ с дисплеем и печатающим органом, отличающееся тем, что в нем узел отсчета выполнен с датчиком в виде вибропреобразователя, между выходом вибропреобразователя и входом узла обработки и аналого-дискретного преобразования сигнала введены последовательно соединенные усилитель-корректор и полосовой фильтр, а между выходом узла обработки и аналого-дискретного преобразования сигнала и входом упомянутого узла вычисления и регистрации - последовательно соединенные преобразователь Фурье, определитель частоты вращения внутреннего кольца, определитель частоты вращения комплекта шариков относительно наружного кольца, определитель частоты вращения шариков относительно внутреннего кольца и определитель частоты вращения шарика относительно собственной оси.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что узел вычисления и регистрации угла контакта шарика с профилем желоба кольца выполнен с возможностью определения отношения диаметра окружности центров шариков к диаметру шарика.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть преимущественно использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стендам для вибрационной диагностики подшипников качения и может быть использовано в подшипниковом производстве

Изобретение относится к области измерительной техники и преимущественно может быть использовано для контроля подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для регистрации виброакустических колебаний, в частности, самолетных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к прикладной геодезии, а именно к геодезическим инструментам и устройствам, применяемым в строительстве и землеустройстве

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при конструировании автомобильных электронных блоков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения прямолинейности оси (изогнутости) цилиндрического отверстия длинных труб небольшого диаметра, необходимых во многих сферах промышленного производства, в частности, в производстве оружейных стволов, погружных насосов для нефтяных и газовых скважин и т.п

Изобретение относится к автомобильной технике и служит для определения угла схождения колес автомобиля

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении
Наверх