Способ оптимизации диаметральных зазоров между штампованным поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии

 

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС. В способе оптимизации диаметральных зазоров между штампованным поршнем и цилиндром двигателя дополнительно производят измерение момента срыва масляного слоя на уровне микронеровностей, оценивают режим полужидкостного трения, и наконец, устойчивый непрерывный контакт с фиксацией его продолжительности по углу поворота коленчатого вала двигателя. Изобретение позволяет приблизить геометрические характеристики двигателя, в частности диаметральные зазоры между поршнем и цилиндром к оптимальным.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано при совершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС.

Известен способ оптимизации деталей цилиндро-поршневой группы ДВС, заключающийся в том, что двигатель выводят на заданный режимы и измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя (Авт.св. СССР N 1067390, кл. G 01 М 15/00, 1982).

Данный способ не позволяет измерять малые толщины масляного слоя с заданной точностью.

Известен способ оптимизации характеристик деталей цилиндро-поршневой группы ДВС, принятый в качестве прототипа и заключающийся в том, что двигатель выводят на заданный номинальный режим и измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя, причем измерение толщины масляного слоя и его нарушение, кратковременный или устойчивый контакт производят дискретно в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке, измеряют температуру головки поршня и сравнивают измерения значения толщины масляного слоя и характера трения, а также температуру с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии производят уточнение диаметральных зазоров по отдельным зонам поршня и цилиндра и повторяют испытания до получения результатов, соответствующих эталонным (см.патент РФ N 2037802, кл. G 01 М 15/00,1995).

Известный способ, хотя и позволяет в достаточной степени оптимизировать геометрические характеристики цилиндро-поршневой группы ДВС с учетом их состояния при работе двигателя, но при изготовлении поршней методом штамповки не учитывает прочностных факторов изделия при данном технологическом процессе, что в итоге негативно влияет на конечные рабочие параметры цилиндро-поршневой группы и ДВС в целом.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности способа, позволяющего приблизить геометрические характеристики двигателя,в частности диаметральные зазоры между поршнем и цилиндром, к оптимальным и, как следствие, улучшить такие характеристики самого двигателя, как уменьшение расхода топлива, снижение шума и токсичности отработавших газов.

Это достигается за счет того, что в способе оптимизации диаметральных зазоров между штампованным поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии, заключающемся в том, что двигатель выводят на заданный номинальный режим и измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя, причем измерение толщины масляного слоя и его нарушение, кратковременный или устойчивый контакт производят дискретно в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке, измеряют температуру головки поршня и сравнивают измерения значения толщины масляного слоя и характера трения, а также температуру с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии производят уточнение диаметральных зазоров по отдельным зонам поршня и цилиндра и повторяют испытания до получения результатов, соответствующих эталонным, дополнительно производя измерения момента срыва масляного слоя на уровне микронеровностей, в дальнейшем оценивают режим полужидкостного трения, и, наконец, устойчивый непрерывный контакт с фиксацией его продолжительности по углу поворота коленчатого вала двигателя.

Способ реализуется следующим образом.

Двигатель выводят на заданный номинальный режим. Измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя. Затем дискретно в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке производят измерение толщины масляного слоя и его нарушение кратковременный или устойчивый контакт.

Измеряют температуру головки поршня и сравнивают измерения значения толщины масляного слоя и характера трения, а также температуру с эталонными значениями для данного типа двигателя.

При несоответствии измеренных величин производят уточнение диаметральных зазоров по отдельным зонам поршня и цилиндра и повторяют испытания до получения результатов, соответствующих эталонным.

Дополнительно производят измерения момента срыва масляного слоя на уровне микронеровностей, в дальнейшем оценивают режим полужидкостного трения, и, наконец, устойчивый непрерывный контакт с фиксацией его продолжительности по углу поворота коленчатого вала двигателя.

Как показала практика, применение способа штамповки поршней повышает их термостойкость в 3-4 раза, улучшает также физико-механические свойства металла: предел текучести, прочностные характеристики, теплопроводность, а также позволяет уменьшить высоту головки и общую массу поршня. При снижении массы уменьшается интенсивность перекладок поршня, шумность двигателя и расход топлива.

Таким образом, при применении поршней, изготовленных методом штамповки, в качестве одного из параметров оптимизации профиля боковой поверхности юбки поршня и тем самым диаметральных зазоров между поршнем и цилиндром является такой параметр как момент срыва масляного слоя на уровне микронеровностей и контакт с фиксацией его продолжительности. Учет данных параметров позволил резко сократить величину радиальных зазоров в цилиндро-поршневой группе ДВС.

Как показала практика проектирования, изготовления и реализация конструкции деталей двигателя согласно настоящему способу оптимизации для штампованного поршня эталонные значения толщины масляного слоя допустимы 4-6 мкм. По головке поршня возможен режим срыва масляного слоя (дребезг) без устойчивого контакта. Это допустимо, так как термостойкость штампованного поршня по сравнению, например с литым, значительно выше. Кроме того, прочностные характеристики, теплопроводность, предел текучести у штампованного поршня таковы, что при срыве масляного слоя на уровне микронеровностей срывания и сваривания поверхностей не происходит.

Формула изобретения

Способ оптимизации диаметральных зазоров между штампованным поршнем и цилиндром двигателя в холодном состоянии, заключающийся в том, что двигатель выводят на заданный номинальный режим и измеряют толщину масляного слоя между поршнем и цилиндром двигателя, причем измерение толщины масляного слоя и его нарушение, кратковременный или устойчивый контакт производят дискретно в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке, измеряют температуру головки поршня и сравнивают измерения значения толщины масляного слоя и характера трения, а также температуру с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии производят уточнение диаметральных зазоров по отдельным зонам поршня и цилиндра и повторяют испытания до получения результатов, соответствующих эталонным, отличающийся тем, что дополнительно производят измерения момента срыва масляного слоя на уровне микронеровностей, в дальнейшем оценивают режим полужидкосного трения, и, наконец, устойчивый непрерывный контакт с фиксацией его продолжительности по углу поворота коленчатого вала двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к средствам технологического диагностирования и может найти применение для диагностирования двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к безразборному техническому диагностированию двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для безразборного автоматизированного установления причин нарушений работоспособности ДВС в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приработки двигателя внутреннего сгорания в сборе со сцеплением, коробки передач и других механизмов после их изготовления или ремонта

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для контроля за состоянием двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытательным стендам авиационных реактивных двигателей и может быть использовано при проектировании новых и реконструкции существующих испытательных стендов

Изобретение относится к электротормозным стендам для проведения обкатки (приработки, испытания, приемки) и диагностики (определение технического состояния на данный момент) двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам контроля технического состояния газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики газодинамической устойчивости (ГДУ) этих двигателей

Изобретение относится к способам контроля технического состояния газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики газодинамической устойчивости (ГДУ) этих двигателей

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно, к способам диагностики технического состояния ГТД по газодинамическим параметрам потока

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения давления газов в цилиндра двигателей внутреннего сгорания
Наверх